Как организовать предметно-пространственную среду в группе для дошкольников со сложной структурой дефекта в рамках художественно-эстетической области с учётом ФГОС ДО
методическая разработка по коррекционной педагогике

Камышникова Оксана Евгеньевна

В соответствии с ФГОС целью формирования музыкальной развивающей среды является развитие творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами. Основной задачей РППС является – обеспечение совместной музыкальной деятельности детей и взрослых; обеспечение самостоятельной (индивидуальной и совместной) деятельности детей, возникающей по их желанию и интересам; получение и закрепление знаний о музыке; развитие творческих способностей, музыкальности, любознательности, стремления к экспериментированию: учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.

В нашем учреждении уделяется важное значение созданию и наполнению музыкальной развивающей предметно - пространственной среды с использованием современных инновационных подходов и принципов построения музыкально – игрового пространства. Правильно организованная музыкальная развивающая предметно – пространственная среда в музыкальном зале и в групповом музыкальном уголке является залогом личностного, познавательного и музыкального развития дошкольника, его уровень комфортного, эмоционального состояния

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_organizovat_predmetno.docx20.32 КБ

Предварительный просмотр:

Как организовать предметно-пространственную среду в группе для дошкольников со сложной структурой дефекта в рамках художественно-эстетической области с учётом ФГОС ДО

Цель создания развивающей предметно – пространственной среды:

Изучение условий (РППС) для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, формирования творческой, всесторонне развитой личности ребёнка в процессе реализации ФГОС ДО

Построение музыкальной развивающей предметно – пространственной среды музыкального зала мы строим, придерживаясь следующих принципов:

  • Безопасность и психологический комфорт.
  • Реализация ОП ДО по образовательной области «Музыка»
  • Учет возрастных особенностей детей;
  • Учет образования детей с ОВЗ, особыми потребностями в обучении.

Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в музыкальном зале.

  • Удобство развивающего пространства, наличие положительного эмоционального фона, соответствием возрасту, индивидуальным особенностям и особенностям детского восприятия, а также основным требованиям ФГОС ДО к РППС.
  • Материалы и оборудование музыкального зала создают оптимально насыщенную, целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду. Обеспечивают реализацию основной образовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей, а также в самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.
  • Подбор материалов и оборудования для музыкального зала осуществлялся для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на этапе дошкольного детства, в том числе с целью активизации двигательной активности ребенка. Материалы и оборудование безопасно и имеет соответствующие сертификаты.
  •         Развивающая предметно-пространственная среда является полифункциональной, трансформирующейся и вариативной.

Реализация адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ  

  • Предметная развивающая среда музыкального за ла подбирается с учетом принципа интеграции образовательных областей.
  • Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей. Спроектированная предметно – пространственная среда позволяет реализовать примерную основную образовательную программу дошкольного образования.

Учет возрастных особенностей детей

  • Подбор материалов и оборудования учитывает особенности возраста детей, на основе реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Весь материал предлагается детям в специальных корзинах.
  • Среда отличается динамичностью, многофункциональностью (наличие возможности достаточно быстрого изменения среды для детей в соответствии с их потребностями). При создании предметной развивающей среды в музыкальном зале, учитывалась гендерная специфика, среда обеспечивалась как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.

Учет образования детей с ограниченными возможностями здоровья, особыми потребностями в обучении, других категорий детей.

  • уделяется большое внимание при выборе или изготовлению оборудования, декорациям, атрибутам, материалам, костюмам. Весь материал имеет эстетический вид, функциональность, вариативность, яркую расцветку. Так как у детей с интеллектуальной недостаточностью мелкая моторика недостаточно развита, атрибуты изготовлены таким образом, чтобы детям было удобно удерживать предметы в руках. Большое количество костюмов атрибутов изготавливается самостоятельно.
  • Адаптируется музыкальный материал (диапазон, тексты, движения). Имеются адаптированные дидактические музыкальные игры.
  • В музыкальном зале для выполнения музыкальных движений используются ориентиры основных цветов и геометрических форм.

Пространство музыкального зала условно разделяется на несколько участков, областей, зон в каждой из которых организуется ведущий вид музыкальной деятельности, при этом при изменении образовательной задачи эти пространства зала трансформируются.

  • Эти пространства также могут меняться в зависимости от темы, интересов, целей и задач коррекционной деятельности. Так спокойная зона может превратиться в активную во время активного слушания. Рабочая превратится в спокойную, когда дети оказались на волшебной полянке и решили отдохнуть и посмотреть на звезды.
  • Содержание музыкальной предметно-развивающей среды периодически обогащается, с целью развития социального, познавательного и коммуникативного опыта детей, а также опыта их деятельности в рамках реализации адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
  • Созданная музыкальная предметно-развивающая среда учитывает индивидуальные способности и потребности воспитанников обеспечивает зону ближайшего развития и информативность.

Рабочая зона

  • В музыкальном зале считается самой важной, самой значимой для музыкального воспитания. Здесь осуществляются такие важнейшие виды музыкальной деятельности как восприятие музыки и пение.
  • Восприятие музыки является основополагающим видом деятельности в музыкальном воспитании дошкольника. От того, насколько ребенок подготовлен к восприятию музыки, насколько сформирован навык и интерес к слушанию и восприятию музыки, зависит качество осуществления всех остальных видов музыкальной деятельности.
  • Рояль, пространство, где дети сидят на стульях или стоят, мольберт, на который выставляется наглядный материал, столики, если нужно поставить макет или посадить игрушку, используемую в игровой ситуации. В этой зоне соблюдается важнейший принцип организации РППС «глаза в глаза» т.е дети располагаются справа от музыкального руководителя.
  • Также оборудованы стеллажи, обеспечивающие доступность ребенку, на которых располагаются детские музыкальные инструменты, соответствующие каждой возрастной группе, они легкие и открытые.
  • Осуществляется оптимальный отбор игрового оборудования для НОД, индивидуальной и подгрупповой работы с детьми. Это пространство подразумевает продуктивную деятельность, в ней интегрируются другие образовательные области это в первую очередь такая область как «Художественное творчество». РППС этой зоны предоставляет ребенку возможность выразить свои эмоции с помощью кисти, красок, пластилина, цветной бумаги и пр. Эта зона хорошо освещена, она оборудована мобильными небольшими столами, чаще она востребована на комплексных, тематических и интегрированных занятиях. Предусмотрена возможность ее быстрой организации

Активная зона

  • Достаточно большое свободное пространство музыкального зала, выделено для музыкального движения: дидактических игр для развития чувства ритма, танцевально-ритмических упражнений, игрового музыкально-двигательного творчества. Поскольку некоторая часть активной деятельности происходит сидя или лежа на полу, то в музыкальном зале предусмотрены индивидуальные подушечки для сидения и большой ковер для релаксации.
  •  В активной зоне нет громоздкой мебели и декораций.  Рояль расположен таким образом, что музыкальный руководитель, исполняя музыкальное произведение, видит абсолютно всех детей.

Спокойная зона

  • Предназначена для отдыха, релаксации, просмотра релаксирующих музыкальных видеоклипов.
  • Для релаксации лежа имеются покрывала, для просмотра видеоматериалов сидя на полу для каждого ребенка выделяется подушечки или коврики.
  • На потолке зеркальный шар с подсветкой для эффекта звездного неба.

Детское творчество

  • Происходит во всех зонах музыкального зала. Поскольку детское творчество невозможно в дошкольном детстве выделить в отдельный вид музыкальной деятельности, оно связано с основными видами музыкальной деятельности.
  • Особенность творческих проявлений дошкольников состоит в том, что никогда не знаешь, чего ожидать от ребенка. И соответственно, никогда не знаешь, что нужно для этого приготовить, здесь и проявляется мастерство и фантазия педагога для того, чтобы с помощью собственного творчества, фантазии, смекалки побудить ребенка не на копирование (что для него естественно в этом возрасте, а на выражение его (ребенка) индивидуальности

Таким образом, музыкальная развивающая предметно-пространственная среда способствует положительной динамике музыкального развития воспитанников, способствует охране и укреплению их здоровья, снятию стресса и обеспечению положительного эмоционального состояния ребенка, развитию социально-коммуникативных навыков, формированию адекватных возможностей воспитанников, организации поведения детей, созданию условий, вызывающих познавательную активность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно – пространственная развивающая среда в группе в соответствии ФГОС

Предметно – пространственная развивающая среда в группе в соответствии ФГОС ...

«Создание предметно-пространственной развивающей среды в группе детского сада с учетом ФГОС»

В данной статье предстален матерал по созданию предметно-пространственной развивающей среды детского сада с учетом гендерного воспитания детей дошкольного возраста....

«Особенности развивающей предметно-пространственной среды в группе для детей со сложной структурой дефекта (маркеры пространства)»

   Коррекционная работа с детьми со сложной структурой дефекта осуществляется в разных видах деятельности.     Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) ...

Предметно-пространственная развивающая среда в группе раннего возраста в рамках ФГОС

(автор: Миллер Мария Сергеевна, ГБДОУ детский сад 61 Приморского района г.Санкт-Петербург)Данная презентация предметно-пространственной развивающей среды в группе раннего возраста в рамках ФГОС содерж...

Новые подходы к использованию арт- педагогических приемов в проектной деятельности с дошкольниками со сложной структурой дефекта

Цель воспитания детей в нашем ДОУ состоит в том, чтобы зародить в детских сердцах любовь к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны. Чувство любви к Родине не может возникну...

Публикация статьи "Развитие восприятия у дошкольников со сложной структурой дефекта через продуктивные виды деятельности".

Данная статья опубликована в комплексном сопровождении психического развития детей с множественными нарушениями (на модели дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №76") В ней...

Биоэнергопластика в работе учителя-логопеда с дошкольниками со сложной структурой дефекта

Биоэнергопластика в работе учителя-логопеда с дошкольниками со сложной структурой дефекта...