Рабочая программа педагога-психолога (2016 -2017 учебный год) для детей с нарушением слуха
рабочая программа по коррекционной педагогике на тему
Рабочая программа педагога-психолога КОУ «Сургутская школа-детский сад» разработана в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155» "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования", нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность педагога-психолога образовательного учреждения, в соответствии с адаптированной основной образовательной программой для детей с ограниченными возможностями здоровья с 3 до 7 лет, разработанной в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
15._rabochaya_programma_2_ml.docx | 45.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
педагога-психолога
(2016 -2017 учебный год)
для детей с нарушением слуха
Составитель: педагог-психолог
Гуркова Т.Н.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа педагога-психолога КОУ «Сургутская школа-детский сад» разработана в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155» "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования", нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность педагога-психолога образовательного учреждения, в соответствии с адаптированной основной образовательной программой для детей с ограниченными возможностями здоровья с 3 до 7 лет, разработанной в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Рабочая программа определяет деятельность педагога-психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности ДОУ в работе с детьми 2 младшей группы с нарушением слуха, родителями воспитанников и педагогами группы.
Рабочая программа включает в себя организацию психологического сопровождения по основным направлениям – социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования.
Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных особенностей детей и спецификой ДОУ.
1.2 Ведущие цели программы
Педагог-психолог ДОУ осуществляет деятельность в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими разные уровни психического развития.
Цель программы: создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, творческой самореализации, определение основных направлений психологического сопровождения реализации образовательных инициатив для обеспечения полноценного формирования интегративных качеств дошкольников, в том числе общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств с приоритетным направлением: познавательное и речевое развитие; предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в их психическом развитии.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
‒ охрана и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
‒ создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
- оказание помощи (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации;
- обеспечение психологического сопровождения разработки и реализации образовательных программ и развития ДОУ в целом.
Психологическое сопровождение рассматривается как стратегия работы педагога-психолога ДОУ, направленная на создание социально-психологических условий для успешного развития и обучения каждого ребенка.
Задачи психологического сопровождения конкретизируются в зависимости от возраста детей, уровня их развития.
1.3. Принципы разработки программы
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами программа опирается на научные принципы ее построения:
- принцип развивающего образования, который реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
- сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости, т.е. соответствие основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;
- соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, приближаясь к разумному «минимуму»;
- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей в рамках непосредственно образовательной деятельности, при проведении режимных моментов в соответствии с условиями ДОУ;
- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с младшего дошкольного возраста до подготовительной к школе группы. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы. Соблюдение принципа преемственности ориентирован на формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью: любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.
1.4 Особенности в протекании высших психических функций у детей с нарушением слуха:
- внимание у таких детей непроизвольное, которое имеет пассивный характер, так как определяется внешними по отношению к целям деятельности событиями и предметами, и именно оно оказывается ведущим детей дошкольного возраста — как глухих, так и слышащих. Оно вызывается новыми, необычными или интересными для ребенка предметами и явлениями. На протяжении дошкольного возраста устойчивость внимания меняется — от 10—12 мин в начале данного возрастного периода до 40 мин в его конце;
- образная память у глухих детей так же, как у слышащих, характеризуется осмысленностью. Процесс запоминания у них опосредуется деятельностью по анализу воспринимаемых объектов, по соотнесению вновь воспринятого с удержанным ранее. В то же время специфические особенности развития зрительного восприятия, в первую очередь то, что глухие дети отмечают в окружающих предметах и явлениях яркие, контрастные признаки, часто — несущественные, влияют на эффективность их образной памяти. Глухие дети раньше познают в объектах специфическое,чем особое и общее, отмечают несущественные детали в ущерб главным, но менее заметным. Глухие дети реже пользуются приемами опосредствованного запоминания, что отрицательно сказывается на сохранении образов в памяти. У глухих детей сложившиеся в опыте системы образов оказываются менее дифференцированными, менее прочными, менее устойчивыми к помехам со стороны сходных образов, чем у слышащих сверстников. Специфические трудности глухих детей связаны с необходимостью интегрировать, воссоздавать образ фигуры мысленно, без опоры на непосредственное восприятие целой фигуры, оперировать образами. В развитии словесной памяти у детей с нарушениями слуха наблюдаются большие сложности, поскольку даже в условиях специального обучения отставание в развитии словесной речи приводит к отставанию в
развитии словесной памяти;
- доречевое мышление - инертно, лишено подвижности. Осмыслив вещь с определенной точки зрения, ребенок с большим трудом от этого отказывается, если только внешняя обстановка не приходит к нему на помощь. Сами же доречевые обобщения служат предпосылкой для овладения жестовой или словесной речью. Обучение глухого ребенка речи, которое играет важную роль в дальнейшем развитии его мышления, предусматривает предварительное знакомство с предметным содержанием речи. Такое знакомство, по мнению А. В. Запорожца, может произойти только в результате приобретения ребенком практического опыта и сенсорного воспитания. Практический опыт ребенка — это и знакомство с предметами, созданными руками человека, и соотнесение действий с их результатами, и начало установления причинно-следственных связей, например, между действием, осуществляемым с помощью орудия, и перемещением предмета. Тем самым дети познают межпредметные отношения и связи, ведущие к адекватному способу деятельности. Усвоенные ребенком с помощью взрослого общественно выработанные способы употребления предметов и
есть его первые знания;
- в развитии анализа и синтеза у детей с нарушениями слуха также наблюдается отставание, так как их жизненный опыт менее разнообразен, позже формируется умение выделять как общие, так и специфические признаки объектов, для них характерно длительное использование общих
терминов, а не специальных обозначений, анализ остается менее детализированным. Недостатки развития анализа отрицательно сказываются на синтезе — он дольше остается менее последовательным и систематическим;
- в процессе обучения детей с нарушениями слуха необходимо учитывать индивидуальные особенности развития их мышления, типы соотношений наглядных и понятийных форм мышления;
- в развитии всех видов ощущений и восприятий у детей с недостатками слуха имеются специфические особенности. Большое значение для компенсации нарушений слуха приобретает зрительное восприятие.
Развитие зрительного восприятия следует рассматривать в соответствии с этапами его формирования в детском возрасте:
- у детей с нарушениями слуха наблюдается замедленное по сравнению
со слышащими сверстниками узнавание предметов;
- отмечаются особенности в протекании мыслительных операций:
наряду с преобладанием наглядно-образного мышления дети могут затрудняться в понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания мыслительных операций может быть несколько замедленной, вследствие чего может быть замедленным и восприятие учебного материала и т.д.
Исходя из перечисленных особенностей высшей нервной деятельности, дети с нарушением зрения в педагогическом плане характеризуются следующим образом:
- поведение может быть нестабильным, с частой сменой на строения;
- могут возникать трудности в овладении учебными видами деятельности, т.к. на занятиях дети быстро утомляются, для них сложно выполнение одного задания в течение длительного времени;
- возможны затруднения в запоминании инструкций педагога, особенно двух-, трех-, четырехступенчатых, требующих поэтапного и последовательного выполнения;
- в ряде случаев появляются особенности дисциплинарного характера.
- Планируемые результаты освоения программы
-психолого-педагогическое обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса на разных возрастных этапах;
-обеспечение учета специфики возрастного психофизического развития
воспитанников при реализации адаптированной основной образовательной программы;
- достижение необходимого уровня психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей;
- обеспечение дифференцированного и индивидуализированного обучения, в том числе реализация индивидуальных образовательных маршрутов и психологического сопровождения образовательного процесса;
- функционирование системы мониторингов возможностей и способностей воспитанников, поддержки детей с особыми образовательными потребностями;
- сформированность коммуникативных навыков воспитанников;
- вариативность уровней и форм психолого-педагогического сопровождения
участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная, развивающая работа, просвещение, экспертиза).
2.Содержательный раздел
Основными направлениями реализации программы деятельности педагога-психолога является психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическая и психолого-педагогическая диагностика, развивающая и психокоррекционная работа, психологическое консультирование.
2.1. Психодиагностика
Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
Проводится:
- Наблюдение за детьми второй младшей группы (3-4 года) для определения степени адаптации детей к условиям ДОУ.
- Диагностика воспитанников с целью определения уровня психического развития и эмоционально-волевой сферы развития детей для организации коррекционной работы; по результатам коррекционной работы.
- Диагностика воспитанников в рамках медико-психолого-педагогического консилиума (ПМПк) КОУ.
По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям проведение углубленной диагностики развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
2.2. Психопрофилактика
Цель: предупреждение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса, просветительская деятельность, создание благоприятного психологического климата в учреждении, осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки.
Работа по адаптации вновь поступивших детей к условиям ДОУ:
- анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;
- групповые и индивидуальные консультации для родителей;
- информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.
2.3. Коррекционная и развивающая работа.
Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.
Коррекционная и развивающая работа планируется и проводится с учетом приоритетного направления – познавательное и речевое развитие, с учетом специфики детского коллектива (группы), индивидуальных особенностей и зоны ближайшего развития ребенка.
Объектом коррекционной и развивающей работы являются проблемы в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой сферах, которые влияют в конечном счете на формирование у дошкольников интегративных качеств, на развитие ребенка в целом.
Основные задачи планирования и проведения коррекционных
мероприятий с детьми с нарушением слуха:
- осуществлять сугубо индивидуальный подход к каждому ребенку с
учетом его возрастных и психических особенностей;
- обеспечивать положительную мотивацию выполнения заданий, с тем
чтобы повысить эффективность коррекционного воздействия;
- чередовать различные виды деятельности;
- включать в занятия тренировочные упражнения по развитию
внимания, памяти, мыслительных операций и т.д.
Коррекционная работа проводится индивидуально (по результатам диагностики) и групповые игровые развивающие занятия в сенсорной комнате.
Календарно-тематическое планирование по программе «Игровые сеансы в сенсорной комнате»
Цель программы:
психопрофилактика невротических нарушений у детей, создание ситуации доверия ребенка к окружающему миру.
Задачи:
-восстановление психоэмоционального статуса ребенка;
-развитие умения выражать свои эмоции;
-стабилизация эмоционального состояния, достижения положительных эмоций;
-развитие познавательной деятельности детей.
Занятия проводятся с октября по апрель, 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 15 минут. Форма проведения: подгрупповая.
Месяц | № | Содержание | Цель занятия | Кол-во часов |
Октябрь Ноябрь | 1-2 3-4 1-2 3-4 | 1.Ритуал приветствия: Упражнение «Волшебная дорожка» 3.Танцевальная терапия 4.Игровые упражнения в сухом бассейне 5.Ритуал прощания 1.Ритуал приветствия: Упражнение «Волшебная дорожка» Упражнения «Поймай взгядом», «Поймай пальчиком», «Вверх- вниз» 3.Танцевальная терапия 4.Игровые упражнения в сухом бассейне 5.Ритуал прощания 1.Ритуал приветствия: упражнение «Волшебная дорожка» 2.Знакомство с «Солнечным дождем» 3.Танцевальная терапия 4 Упражнения в сухом бассейне. 5.Ритуал прощания 1.Ритуал приветствия: Упражнение «Волшебная дорожка» 2.Упражнение «Солнечный дождь» 3.Упражнение «Пузырьки и рыбки» 4. Сухой бассейн: Упражнения в сухом бассейне: «Спрячем ручки», «Спрячем ножки», «Велосипед» Игра «Найди зайку и петушка» 5.Ритуал прощания | Снятие эмоционального напряжения, способствовать созданию ситуации доверия ребенка к окружающему миру. Активизация зрительного восприятия, концентрации внимания, зрительно-моторной координации. Снятие эмоционального напряжения, способствовать созданию ситуации доверия ребенка к окружающему миру. Активизация зрительного восприятия, концентрации внимания, зрительно-моторной координации Снятие эмоционального напряжения, способствовать созданию ситуации доверия ребенка к окружающему миру. Развитие тактильных ощущений, зрительного восприятия, мелкой моторики. Снятие эмоционального напряжения, способствовать созданию ситуации доверия ребенка к окружающему миру. Развитие тактильных ощущений, зрительного восприятия, мелкой моторики. | 4 4 |
Декабрь Январь Февраль Март Апрель | 1-2 3-4 1-3 1-2 3-4 1-2 3-4 1-2 3-4 | 1.Ритуал приветствия: Упражнение «Волшебная дорожка» 2.Упражнение «Ежик» 3.Игра «Волшебный мешочек» 4. Сухой бассейн: -Упражнения в сухом бассейне: «Спрячем ручки», «Спрячем ножки», «Велосипед», «Жучки» -Игра «Найди лису и рыбку» -Игра «Спрячь ежика от волка» 5.Ритуал прощания 1.Ритуал приветствия: Упражнение «Волшебная дорожка» (имитация движений мишки, кошечки, птички) 2.Танцевальная терапия «Петушки» 3.Сказкотерапия «Ежик и его друзья» 4.Игра «Волшебный мешочек» 5.Упражнения в сухом бассейне: «Спрячем ручки», «Спрячем ножки», «Велосипед», «Жучки». Игры: «Найди мишку, ежика, зайца», «Спрячь петушка от лисы» 6.Ритуал прощания 1.Ритуал приветствия: Упражнение «Волшебная дорожка» 2.Танцевальная терапия «Петушки» 3.Упражнение «Солнышко и дождик» 4. 5.Упражнения в сухом бассейне: «Спрячем ручки», «Спрячем ножки», «Велосипед», «Жучки». 5.Ритуал прощания 1.Ритуал приветствия: Упражнение «Волшебная дорожка» (имитация движений мишки, кошечки, птички) 2.Упражнение «Зайка» 3.Танцевальная терапия 4.Сухой бассейн: упражнения с круглыми шариками, шариками-«ежиками»; игры «Ежики спрятались», «Строим домик», «Зайки греются на солнышке» 5.Ритуал прощания 1.Ритуал приветствия: Упражнение «Волшебная дорожка» (имитация движений мишки, кошечки, птички) 2.Игра «Мишки» 3.Пузырьковая колонна. 4.Сухой бассейн: пальчиковая гимнастика «Мишки завтракают»; игры «Строим домик мишкам», «Мишки греются на солнышке» 1.Ритуал приветствия «Ладошки» 2.Упражнения на тактильной дорожке 3.Упражнение «Сжимаем в кулачке», «Наматывание», «Жгутики» 4.Сухой бассейн: упражнения с круглыми шариками, шариками-«ежиками»; игры «Ежики спрятались», «Строим домик», «Зайки греются на солнышке» 5.Ритуал прощания 1.Ритуал приветствия «Ладошки» 2.Упражнения на тактильной дорожке 3.Упражнение «Сжимаем в кулачке», «Наматывание», «Жгутики» 4. Упражнение «Поймай взглядом» 4.Сухой бассейн: упражнения с круглыми шариками. 5.Ритуал прощания 1.Ритуал приветствия «Ладошки» 2.Упражнения на тактильной дорожке «Зайка» 3.Танцевальная терапия 4.Сухой бассейн: упражнения с круглыми шариками, шариками-«ежиками»; игры «Ежики спрятались», «Строим домик», «Зайки греются на солнышке» 5.Ритуал прощания 1.Ритуал приветствия «Ладошки» 2.Упражнение «Волшебная дорожка» (имитация движений мишки, кошечки, птички) 3.Упражнение «Сжимаем в кулачке», «Наматывание», «Жгутики» 4.Сухой бассейн: упражнения с круглыми шариками, шариками-«ежиками»; игры «Ежики спрятались», «Строим домик», «Зайки греются на солнышке» 5.Ритуал прощания | Снятие эмоционального напряжения, способствовать созданию ситуации доверия ребенка к окружающему миру. Развитие тактильных ощущений, зрительного восприятия, мелкой моторики. Снятие эмоционального напряжения, способствовать созданию ситуации доверия ребенка к окружающему миру. Развитие тактильных ощущений, зрительного восприятия, мелкой моторики. Снятие эмоционального напряжения, способствовать созданию ситуации доверия ребенка к окружающему миру. Развитие тактильных ощущений, зрительного восприятия, мелкой моторики Снятие эмоционального напряжения, способствовать созданию ситуации доверия ребенка к окружающему миру. Развитие тактильных ощущений, зрительного восприятия, мелкой моторики Снятие эмоционального напряжения, способствовать созданию ситуации доверия ребенка к окружающему миру. Развитие тактильных ощущений, зрительного восприятия, мелкой моторики Снятие эмоционального напряжения, способствовать созданию ситуации доверия ребенка к окружающему миру. Развитие тактильных ощущений, зрительного восприятия, мелкой моторики Снятие эмоционального напряжения, способствовать созданию ситуации доверия ребенка к окружающему миру. Развитие тактильных ощущений, зрительного восприятия, мелкой моторики, формирование фиксации взора, концентрации внимания. Снятие эмоционального напряжения, способствовать созданию ситуации доверия ребенка к окружающему миру. Развитие тактильных ощущений, зрительного восприятия, мелкой моторики, внимания. Снятие эмоционального напряжения, способствовать созданию ситуации доверия ребенка к окружающему миру. Развитие тактильных ощущений, зрительного восприятия, мелкой моторики, внимания. | 4 3 4 4 4 |
2.4.Психологическое консультирование
Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.
Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Тематика проводимых консультаций обусловлена рамками профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ. При необходимости педагог-психолог ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в службах города по теме запроса.
Обязательно:
Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка.
Консультирование по вопросам воспитания детей с особыми образовательными потребностями.
2.5. Психологическое просвещение
Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов и родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам, а именно:
- повышение уровня психологических знаний;
- включение имеющихся знаний в структуру деятельности.
Психологическое просвещение педагогов и родителей опирается на результаты изучения конкретных особенностей детей и с учетом квалификации педагогического коллектива, контингента родителей.
Обязательно:
Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов в форме семинаров, практикумов
Дополнительные темы: (печатные, индивидуальные консультации с педагогами)
1. Психофизиологические особенности детей каждой возрастной группы.
3. Особенности работы педагога с проблемными детьми.
4. Стили педагогического общения.
5. Психологические основы взаимодействия с семьей.
6. Особенности построения воспитательно-образовательного процессе с учетом психофизических особенностей дошкольников.
Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, индивидуальных консультаций, наглядной стендовой информации.
2.6.Содержание деятельности в рамках ПМПк КОУ
Работа с детьми.
- Плановая и углубленная психолого-педагогическая диагностика (начало и конец учебного года, промежуточная диагностика в середине года) познавательной сферы, эмоционального благополучия ребенка.
- Индивидуальная диагностическая, коррекционно-развивающая работа с детьми по запросам воспитателей, родителей, администрации.
- Индивидуальное сопровождение детей в период адаптации к детскому саду.
- Коррекция познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой сфер ребенка.
- Составление индивидуальной траектории развития ребенка (индивидуальный образовательный маршрут).
Работа с педагогами.
- Повышение уровня педагогической и психологической грамотности. Просветительская работа с воспитателями, педагогами ДОУ.
- Рекомендации по индивидуальной работе с детьми на основании результатов диагностики (в течение года).
- Посещение занятий и их психолого-педагогический анализ (в течение года); разработка рекомендаций.
- Индивидуальное консультирование по вопросам воспитания и развития детей (по запросам).
- Психолого - педагогические семинары, практикумы.
Работа родителями.
- Анкетирование родителей.
- Индивидуальное консультирование родителей.
- Просветительская работа среди родителей.
- Участие в родительских собраниях, проведение практикума.
Методики исследования познавательной сферы
1. Диагностика адаптации детей к условиям ДОУ.
2. Шкала Бине-Симона
3. Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко «Экспресс диагностика в детском саду»
Перечень коррекционно-развивающих программ
Дронь А.В.,Данилюк О.Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Программа «Ребенок-педагог-родитель» . .-СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2011.
Епанчинцева О.Ю. Путешествие в песочные фантазии. Программа занятий песочной игротерапии (кн. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста). .-СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2011.
Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате.-М.: АРКТИ,2010
Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в младшей группе. М.:Книголюб,2005
Фазлетдинова А.А. «Волшебная комната» (Коррекция эмоционального состояния детей 4-7лет в условиях сенсорной комнаты) /Справочник педагога –психолога,№8,2014
3. Организационный раздел
3.1. Оформление предметно-пространственной среды
Перечень основного оборудования:
предметы мебели, ТСО:
- письменный стол;
- шкаф для методической литературы, пособий, документации;
- шкаф для детского игрового оборудования;
- стул детский(6);
- детские столы(4);
- компьютер;
- принтер;
- песочница с набором мелких игрушек
Перечень методических средств кабинета
Диагностические средства:
- Диагностический комплект . Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста.Авт.-сост.Семаго Н.Я.,Семаго М.М. –М,:Аркти,2000
-ПавловаН.П.,Руденка Л.Г.Экспресс-диагностика в детском саду. Комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных учреждений.- М.:Генезис,2008.
- Усанова О.Н. Комплект практических материалов «Лилия»-М,:НПЦ «Коррекция»,1993.
Развивающие игры и игрушки:
-планшет с предметными вкладышами (1);
- вкладыши «Геометрические фигуры» (1);
- планшет-разрезная картинка –деревянная: «Дом», «Яблоня», «Кошки» (3)
-детский набор музыкальных инструментов(1);
- шнуровки «Лев», «Лодка», «Коровка», «Бабочка»(4);
- счетный материал (1);
- настольная игра «Подбери по форме»;
- настольная игра –лото «Времена года»;
-конструктор напольный (1);
- пирамидка деревянная(1);
- пирамидка с кольцами (1);
- матрешка (1);
- материал для диагностических и развивающих занятий с детьми дошкольного возраста:
«Что сначала, что потом», «Что лишнее», «Скоро в школу»№1, «Скоро в школу» №2.
-магнитная мозаика(1);
-интеллектуальные игры Б.П.Никитина (3)
-детское домино (1).
Перечень методической и справочной литературы
- Алябьева Е. А. «Психогимнастика в детском саду» М., ТЦ Сфера, 2003.
- Алябьева Е. А.Игры для детей 5-8 лет: развитие логического мышления.М.,2010
- Алябьева Е. А.Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. М.2003
- Арцишевская И. Л. «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» М., 2005.
- Афонькина Ю.А. Технологии комплексного сопровождения детей.-Волгоград,2013
- Афонькина Ю.А. Рабочая программа педагога-психолога ДОО.-Волгоград,2014
- Веракса А.Н, М.Ф.Гутова. Практическмий психолог в детском саду. Пособие для психологов и педагогов.М.,2012
- Веракса А.Н, Веракса Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.,2008
- Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет. Пособие для психологов и педагогов. М.,2012
- Гринченко И.С. Игра в теории, воспитании и коррекционной работе.-М,:"ЦГЛ",2009
- Данилина Т.А.,В.Я.Зедгенидзе,Н.М.Степина. В мире детских эмоций. Пособие для практических работников ДОУМ.,2004
- Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет/сост.Н.Д.Денисова.-Волгоград,2013
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии.-СПб-2002
- Игротренинги с использованием сенсорных модулей.Старшая и подготовительная группы/авт-сост.М.В.Янчук.-Волгоград,2013
- Ильина М.В. Чувствуем-познаем-размышляем. Комплексные занятия для развития восприятия и эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 лет.-М.,2011
- Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении.Практические рекомендации.-М.,2010
- Коррекционно-развивающие занятия. Комплекс мероприятий по развитию воображения. Занятия по снижению детской агрессии./сост.С.В.Лесмина,Г.П.Попова,Т.Л.Снисаренко.-Волгорград,2014
- Коробицына Е. В. «Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей 5-7 лет» Диагностика. Тренинги, занятия. М., Учитель 2012.
- Короткова Л.Д. Сказка для светлого ума закваска. Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работа.М,:Педагогическое общество России,2010
- Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми.-СПб,2001
- Лютова Е.К.,Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.,-М.,2000
- Марциновская Т.Д. Диагностика психического развития детей.- М, 2002
- Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ. М.: Сфера,2011
- Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников.Занятия,игры.-М.:АРКТИ,2005
- Осипова Е.А. Игры для интенсивного интеллектуального развития детей от 3 лет.-М.,2004
- Панфилова М. А. « Игротерапия общения» М. Гном, 2000.
- Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка. От рождения до шести лет.-СПб,2010
- Политика О.И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью-СПб,2005
- Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников.Методические рекомендации.-М.,2009
- Романов А.А. Коррекция расстройств поведения и эмоций у детей.-М.,2002
- Севостьянова Е.О.Занятия по развитию интеллекта детей 5-7 лет.-М.,2010
- СемагоН.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст.-СПб,2011
- Семаго Н.Я.,Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога-М.2001
- Семаго М.М.,Семаго Н.Я. Экспертная деятельность психолога образования. Методическое пособие.-М.:Айрис-пресс,2005
- Семаго М.М.,Семаго Н.Я. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования.-М.:Айрис-пресс,2006
Периодические издания:
Справочник педагога-психолога ДОУ 2011-2014гг.
Рыба-диски:
Внутрисадовский контроль - 2009,выпуск 1
Психолого-педагогическая диагностика -2009, выпуск 2
Организация работы с педагогами в ДОУ - 2009, выпуск 3
Подготовка детей к школе - 2009, выпуск 4
Психолого-педагогическое сопровождение – 2011, выпуск3
Сенсорная комната:
оснащена интерактивным оборудованием, оборудованием для сенсомоторного развития, мягким инвентарем (инвентарная карточка группового учета объектов основных средств.)
- Организация деятельности
Расписание групповых коррекционно-развивающих занятий
Группа | Дни недели / время | ||||
понедельник | вторник | среда | четверг | пятница | |
2мл.группа «Василек» | 15.40 – 15.55 |
Циклограмма работы педагога-психолога Гурковой Т.Н. на 2016-2017 учебный год
День недели | Время | Вид деятельности |
Понедельник | 9.00 – 9.30 9.30 -10.30 10.30 -11.00 11.00 – 12.30 12.30 – 13.18 13.18 – 15.00 15.00 – 15.30 15.30 – 15.55 15.55 – 17.00 | Подготовка к занятиям ИКР (средняя группа «Радуга», 2мл.гр. «Василек») ИКР (подготовительная группа «Солнышко») ОМР по оформлению текущей документации Обед ОМР с педагогическим коллективом Подготовка к групповой КРД Групповой игротренинг (старшая группа «Рябинка») Анализ результатов |
Вторник | 9.00 - 10.10 10.10 -11.00 11.00 – 12.30 12.30 – 13.18 13.18 – 15.00 15.00. – 15.40 15.40 – 16.00 16.00 – 16.30 16.30 – 17 00 | Посещение образовательной деятельности (наблюдение, экспертиза, деятельность отдельных детей) ИКР (старшая группа «Колокольчик») Индивидуальная ОМР с узкими специалистами Обед ОМД с воспитателями групп Подготовка к групповой КРД Групповой игротренинг (средняя группа «Ромашка») ГКРД (подготовительная группа «Солнышко») ОМР по оформлению текущей документации |
Среда | 10.00 – 11.00 11.05 - 12.30 12.30 – 13.18 13.18 – 15.00 15.00 – 15.30 15.30 – 15.55 15.55 – 17.00 17.00 – 18.00 | ИКР (средняя группа «Ромашка») ОМД , аналитическая деятельность Обед ОМР с администрацией. ПМПК. Подготовка к КРД Групповой игротренинг (старшая группа «Колокольчик») ИКР (старшая группа «Рябинка») Индивидуальные и групповые формы работы с родителями |
Четверг | 9.00 – 9.30 9.30 -10.15 10.15 -11.00 11.00 – 12.30 12.30 – 13.18 13.18 – 15.00 15.00 – 15.40 15.40 – 15.55 15.55 – 17.00 | Подготовка к занятиям ИКР (2 младшая группа «Василек») ИКР (подготовительная группа «Солнышко») ОМР по оформлению текущей документации Обед ОМД с педагогами, младшими воспитателями Подготовка к занятию Групповой игротренинг (2 младшая группа «Василек») ИКР (старшая группа «Рябинка») |
Пятница | 9.00 – 9.30 9.30 -11.00 11.00 – 12.30 12.30 – 13.18 13.18 – 15.00 15.00 – 15.40 15.40 – 16.00 16.00 – 17.00 | Подготовка к занятиям ИКР (средняя группа «Ромашка», старшая группа «Колокольчик») ОМД Обед Консультативная работа с участниками ОП Подготовка к групповой КРД Групповой игротренинг (средняя группа «Радуга») Аналитическая деятельность. Планирование работы на следующую неделю. |
Список использованной литературы:
1.Ананьева Т.В. Программа психологического сопровождения при подготовке к школьному обучению.-СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2011.
2.Афонькина Ю.А. Рабочая программа педагога-психолога ДОО.- Волгоград: издательство «Учитель»,2014
3.Афонькина Ю.А.Технологии комплексного сопровождения детей.-Волгоград: издательство «Учитель»,2013
4.Веракса А.Н.,Гуторова М.Ф.Практический психолог в детском саду.- М,: Мозаика-Синтез,2012
5.Веракса Н.Е.,Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М,: Мозаика-Синтез,2012
6.Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет .-М,: Мозаика-Синтез,2012
7. Головчиц Л.А., Носкова Л.П., Шматко Н.Д., Воспитание обучение слабослышащих детей дошкольного возраста Москва «Просвещение» 1991 год
8.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
9.Прохорова С.Е. Игровые сеансы с детьми в сенсорной комнате в адаптационный период// Справочник педагога-психолога.Детский сад.-2012.-№5.
10.СемагоН.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст.-СПб,2011Семаго Н. Я., М. М.Семаго.
11.Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М., 2001
12.Фазлетдинова А.А. Коррекция эмоционального состояния детей 4-7 лет в условиях сенсорной комнаты// Справочник педагога-психолога.Детский сад.-2014.-№8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа средняя группа-2016-2017 учебный год.
Цель программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физичес...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ на 2016-2017 учебный год средней группы «Радуга»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАВОСПИТАТЕЛЯна 2016-2017 учебный годсредней группы «Радуга»...
Рабочая программа воспитателя на 2016-2017 учебный год
Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанни...
Рабочая программа воспитателя на 2016-2017 учебный год
Рабочая программа воспитателя на 2016-2017 учебный год...
Рабочая программа воспитателя на 2016-2017 учебный год
Рабочая программа воспитателя на 2016-2017 учебный год...
Рабочая программа педагога-психолога 2016-2017г.г.
Рабочая программа педагога-психолога на 2016-2017 учебный год...
Рабочая программа подготовительная группа 2016-2017 учебный год.
Рабочая программа для подготовительной группы разработана с учетом основной образовательной программы дет.2016г муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение де...