Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста
рабочая программа по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)
Представлена Рабочая программа педагога-психолога по развтитию и коррекции эмоциональной сферы детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emots-lichnostnoe.docx | 69.06 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ Администрации городского округа «Город Калининград» муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда центр развития ребенка – детский сад № 102
Утверждаю:
Заведующий МАДОУ ЦРР д/с №102
______________ С.И. Габитова
«____»________________2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
психологической работы по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста
Составитель:
Педагог-психолог
Шукайло О.А.
Рассмотрена и принята на педагогическом совете
№ ___ от «____» _____________ 2019 г.
г. Калининград
Содержание
1.Целевой раздел
1.1Пояснительная записка……………………………………………...3
1.2Возрастные особенности детей дошкольного возраста…………..4
1.3 Планируемые результаты освоения программы…………………..6
2.Содержательный раздел
2.1 Направления работы………………………………………………..7
2.2 План и содержание программы занятий на 4-5 лет……………...10
2.3 План и содержание программы занятий для детей 5-6 лет…………12
2.4 План и содержание программы занятий для детей 6 -7 лет…….16
3.Организационный раздел
3.1 Условия реализации программы…………………………………19
3.2Методическое обеспечение………………………………… ……..20
3.3 Перечень литературных источников……………………………..23
1.Пояснительная записка
Дошкольный возраст, по определению А.Н. Леонтьева - это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований, определяющих последующее личностное развитие. Развитие эмоционально-волевой сферы является не только предпосылкой успешного усвоения знаний, но и определяет успех обучения в целом, способствует саморазвитию личности. В процессе развития ребенка меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание. Однако, замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Неумение владеть выразительными средствами тела снижает умение ребенка взаимодействовать с окружающим миром. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.
На современном этапе развития общества предъявляются высокие требования к качеству образования. Образовательные запросы родителей и общества постоянно растут, усложняются и меняются. Ребенку с каждым годом становится все труднее соответствовать повышенным требованиям. Отмечается значительный рост нарушений развития у детей, социологи отмечают изменения средней нормы развития, когда нормальные, т.е. средние показатели развития ребенка включают в себя различные нарушения. Для психологического здоровья ребенка норма – это присутствие определенных личностных характеристик, позволяющих не только адаптироваться к образовательной среде, но и, развиваясь самому, содействовать ее развитию. Альтернатива норме в случае психологического здоровья – отнюдь не болезнь, а отсутствие возможности развития в процессе жизнедеятельности, неспособность к выполнению своей возрастной задачи.
Основная цель программы- повысить осознание ребёнком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений и тем самым обеспечить всестороннее гармоничное развитие его личности, эмоциональный комфорт.
Задачи:
- способствовать самопознанию ребенка, помогать ему осознавать свои характерные особенности и предпочтения;
- помогать ребёнку прожить определённое эмоциональное состояние, объяснить, что оно означает, и дать ему словесное обозначение;
- развивать навыки социального поведения, чувства принадлежности к группе;
- учить ребенка выражать свою любовь к близким, воспитывать интерес к истории его семьи;
- вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; корректировать его нежелательные черты характера и поведения;
- развивать творческие, коммуникативные способности в процессе игрового общения.
Адресат: в программе представлена система занятий, направленная на развитие и коррекцию эмоционального мира дошкольников 4-7 лет.
1.2 Возрастные особенности детей дошкольного возраста
Возраст от 4 до 5 лет
В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу. Формируются навыки планирования, последовательности действий.
Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина.
Начинает складываться произвольное внимание, развивается образное мышление. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15 – 20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
Речь становится предметом активности детей. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослыми становится вне ситуативной.
В общении ребёнка и взрослого ведущим становится познавательный мотив.
Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры.
Возраст от 5 до 6 лет
Дети могут распределять роли до начала игры и строить своё поведение, придерживаясь роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчинённость позиций в различных видах деятельности взрослых. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения.
Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки приобретают сюжетный характер; по рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображённого человека.
Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд по возрастанию или убыванию до 10 различных предметов.
Восприятие представляет для дошкольников сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и противоположных признаков.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Продолжает совершенствоваться обобщение, что является основой словесно - логического мышления.
Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
Начинается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона.
Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщённого способа обследования образца; усвоением обобщённых способов изображения предметов одинаковой формы.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развивается умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Возраст от 6 до 7 лет
Дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей. Игровое пространство усложняется. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.
Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Изображение человека становится ещё более детализированным и пропорциональным.
При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.
Они свободно владеют обобщёнными способами анализа, как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объёмными предметами.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.
Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным.
В результате правильно организованной образовательной работы у дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.
В подготовительной группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей, как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
1.3 Планируемые результаты освоения программы
Способен к осознанию своих эмоциональных состояний, настроения, самочувствия. Чувство защищенности, сформированные умения преодолевать психоэмоциональное напряжение.
- Способность самостоятельно разрешать проблемы в деятельности, обращаясь за помощью в ситуациях реальных затруднений;
-адекватно реагировать на эмоциональное состояние других людей, сопереживать;
- подчинять свое поведение преимущественно не сиюминутным желаниям и потребностям, а требованиям со стороны взрослых и первичным ценностным представлениям о том, «что такое хорошо и что такое плохо»;
-создавать условия, необходимые для успешного достижения цели;
-проявлять элементы прогнозировать, волевое усилие, противостоять отвлечениям, даже при выполнении не слишком интересной деятельности;
-удерживать цель деятельности без помощи взрослого и в его отсутствие; преодолевать трудности и помехи, не отказываясь от первоначальной цели.
2.Содержательный раздел
2.1 Направления работы
В деятельности педагога-психолога ДОУ выделены следующие направления:
1. Психодиагностика
2. Коррекционно - развивающие работа
3. Психопрофилактика и психологическое просвещение (информирование педагогов и родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей).
Психодиагностика
1-й этап: первоначальное выделение детей для дальнейшего обследования.
Для этого используется наблюдение и анкетирование. Анкета для воспитателей «Выявление детей с трудностями в развитии».
2-й этап: психодиагностика эмоционально-личностного развития детей старшего возраста.
Для определения уровня развития эмоционально-личностной сферы используем следующие методики:
- Методика «Тест тревожности» Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен
- Графическая методика «Кактус» М.А. Панфиловой.
- Методика «Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций» Л.П. Стрелкова
-Наблюдение, анкетирование.
3-й этап: мониторинг.
Для того, чтобы отследить динамику развития познавательных процессов, проводится психолого-педагогическая диагностика в начале и конце года.
Коррекционно - развивающие работа
В основе коррекционно-развивающей работы были использованы материалы из методических пособий: И.А Пазухиной «Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников». В программе используются игры и упражнения по коррекции эмоционально-волевой сферы следующих авторов: И.А.Пазухина, С. В. Крюкова, Н. П. Слободяник, Н. Л. Кряжева, О. В. Хухлаева, Н.И.Монакова, Т.А.Крылова, А.Г.Сумарокова, О.В.Баженова, М. И. Чистякова и др.
Методические средства, используемые в программе
В процессе работы по программе используются приемы, содержание которых отвечает развивающим, профилактическим и коррекционным задачам программы. В программе желательно использовать полифункциональные упражнения, с одной стороны, дающие возможность решать несколько задач, а с другой – позволяющие оказывать на разных детей различное воздействие.
Ролевые методы – предполагают принятие ребенком ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание ролей противоположных обычным, проигрывание своей роли. Ролевые методы включают в себя: ролевую гимнастику и психодраму. Ролевая гимнастика – ролевые образы животных, сказочных персонажей, социальных и семейных ролей, неодушевленных предметов. Психодрама – предполагает поочередную смену ролей, драматическое разыгрывание мысленных картин, составленных детьми или терапевтические сказки.
Психогимнастические игры основываются на теоретических положениях социально-психологического тренинга о необходимости особым образом формировать среду, в которой становятся возможными преднамеренные изменения. В психогимнастических играх у детей формируются: принятие своего имени, своих качеств характера, своих прав и обязанностей.
Коммуникативные игры – это игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и давать другому человеку вербальную и невербальную поддержку; игры, способствующие углублению осознания сферы общения, игры, обучающие умению сотрудничать.
Игры и задания, направленные на развитие произвольности.
Игры, направленные на развитие воображения – вербальные игры – придумывание детьми окончания к той или иной необычной ситуации, либо коллективное сочинение сказок или подбор ассоциаций к какому-либо слову. Невербальные игры предполагают изображение детьми того или иного живого существа или неживого предмета. «Мысленные картинки» - закрывают глаза и под музыку придумывают картинку, а затем рассказывают ее группе.
Эмоционально-символические методы – групповое обсуждение различных чувств. Как необходимый этап обсуждения используются детские рисунки, выполненные на тему чувств. Направленное рисование, то есть рисование на определенные темы.
Релаксационные методы – в программу включены упражнения, основанные на методе активной нервно-мышечной релаксации, дыхательные и визуально-кинестические техники.
Структура занятий включает в себя следующие компоненты:
- Приветствие
- Разминка
- Основная часть
- Рефлексия занятия
- Прощание
Приветствие и прощание - являются важным моментом работы с группой, позволяющим сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, что в свою очередь чрезвычайно важно для плодотворной работы. Ритуалы могут быть придуманы самой группой в процессе обсуждения, могут быть предложены психологом. Ритуал предлагается и исполняется в первый раз уже на первом занятии, и задача взрослого — неукоснительно выполнять его каждую встречу, наблюдая за тем, чтобы в него были включены все дети.
Разминка - является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями в случае, если психолог видит необходимость как-то изменить актуальное эмоциональное состояние детей. Соответственно, разминочные упражнения необходимо выбирать с учетом актуального состояния группы и задач предстоящей деятельности. Определенные разметочные упражнения позволяют активизировать детей, поднять их настроение, другие, напротив, направлены на снятие эмоционального чрезмерного возбуждения.
Основная часть - представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач психокоррекционной программы. Как уже говорилось выше, приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно и на формирование социальных навыков, и на динамическое развитие группы. Важен также порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность упражнений должна предполагать чередование деятельностей, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике и др. Упражнения должны также располагаться в порядке от сложного к простому (с учетом утомления детей). Количество игр и упражнений основного содержания занятия должно быть немного, 2—4 игры (упражнения). Желательно, чтобы часть из них (и с такой хорошо начинать работу) были разучены на прошлом занятии. Заканчивать эту часть занятия также хорошо одной из любимых игр детей, созвучных с темой текущей встречи.
Рефлексия занятия - предполагает ретроспективную оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось — не понравилось, было хорошо — было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия только что прошедшего занятия предполагает, что дети сами или с помощью взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают эмоциональную обратную связь друг другу и психологу.
Формы работы с педагогами и родителями:
-Проведение консультаций для родителей с целью обсуждения индивидуальных особенностей детей и способах взаимодействия в проблемных ситуациях. Например, обучение технике «Я- сообщение», «Специальное время» и пр.
-Памятки с рекомендациями.
-Стендовая информация.
2.2 План и содержание программы занятий на 4-5 лет
Задачи развития на 4-5 лет
Развитие игровых навыков:
- ребенок действует от лица роли, соблюдает ролевое соподчинение;
- ребенок ведет ролевые диалоги, может принимать на себя роль в игре со сверстниками;
- ребенок может выступать в роли ведущего, объяснять сверстникам простые правила игры;
-ребенок умеет согласовывать тему игры, распределять роли, действовать в соответствии с замыслом игры совместно с другими детьми.
Развитие коммуникативных навыков:
- ребенок употребляет в речи слова, обозначающие эмоциональные состояния, этические и эстетические качества;
- ребенок пытается улаживать конфликты с помощью речи, убеждать, доказывать, объяснять, проявлять инициативу.
Развитие эмоциональной сферы
- ребенок эмоционально откликается на переживания близких людей, детей, персонажей сказок, историй, мультфильмов, спектаклей
Задачи по блокам
Блок 1. «Я и Я»
- формирование интереса к собственной личности, развитие самосознания;
- формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе;
- осознание ребенком отношения к своей семье, себе, своим особенностям и способностям.
Блок 2. «Я и мои эмоции»
- знакомство с различными видами эмоций и чувств, обучение словесной передаче своего эмоционального состояния, обучение детей через мимику и пантомимику выражению заданного эмоционального состояния
-отражение собственных эмоциональных переживаний и состояний, формирование адекватных способов выражения негативных чувств и эмоций.
Блок 2. «Я и другие»
-развитие коммуникативных навыков, сплоченности группы;
- формирование навыков общения, развитие чувства близости, доверия безопасности по отношению к другим людям;
- формирование способности понимать эмоциональное состояние, переживания другого человека;
- развитие навыков совместной деятельности, умения сотрудничать согласовывать собственное развитие навыков совместной деятельности, умения сотрудничать согласовывать собственное поведение с поведением других детей;
-обучение игровым навыкам, навыкам произвольного поведения.
Блок 4 «Я учусь владеть собой»
- проигрывание негативных переживаний, формирование адекватных способов эмоционального реагирования;
- выработка социально приемлемых способов выражения негативных эмоциональных реакций (гнева, ревности, зависти, обиды), возникающих в конфликтных ситуациях, обучение адекватному разрешению конфликтных ситуаций;
- формирование адекватных форм поведения.
Тематическое планирование занятий с детьми 4-5 лет.
№ | Блок | Темы | Кол-во часов |
1 | Я и Я | «Тайна моего имени» | 1 |
2 | «Мой внутренний мир. «Автопортрет | 2 | |
3 | «Мой любимый сказочныйгерой» | 2 | |
4 | «Моя семья» | 2 | |
5 | Я и мои эмоции | «Радость» | 1 |
6 | «Гнев» | 1 | |
7 | «Удивление» | 1 | |
8 | «Страх» | 1 | |
9 | «Грусть» | 1 | |
10 | «Наши эмоции» | 2 | |
11 | Я и другие | «Мы так похожи» | 2 |
12 | «Мальчики и девочки» | 1 | |
13 | «Средства общения» (слово, жесты, мимика) | 3 | |
14 | «Правила общения» | 4 | |
15 | «Давайте жить дружно» | 5 | |
16 | Я учусь владеть собой | Я умею быть доброжелательным | 2 |
17 | Я учусь решать конфликты | 5 | |
36ч. |
2.3 План и содержание программы занятий для детей 5-6 лет
Задачи развития на 5-6 лет
Развитие игровых навыков
-договаривается с партнерами, во что играть, кто кем будет в игре; подчиняется правилам игры
-распределяет роли до начала игры и строит свое поведение, придерживаясь роли
Развитие коммуникативных навыков:
-использует речь для инициирования общения с взрослыми и сверстниками, удовлетворения своих разнообразных потребностей, для высказываний на познавательные темы, о событиях личной жизни.
-интересуется окружающим и задает вопросы познавательного и личностного характера.
-умеет аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника
-проявляет умение поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища
Развитие эмоциональной сферы
-умеет делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями
-эмоционально откликается на переживания близких людей, детей, персонажей сказок, историй, мультфильмов, спектаклей
Задачи по блокам
Блок 1. «Я и Я»
-формирование интереса к собственной личности, развитие самосознания;
-формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе
-осознание ребенком отношения к своей семье, себе, своим особенностям и способностям
-осознание ребенком чувства целостности и принадлежности к своей семье
Блок 2. «Я и мои эмоции»
- обучение навыкам распознавания эмоций и чувств, контроля за своим эмоциональным состоянием, передаче своего эмоционального состояния через мимику и пантомимику
- развитие эмоциональной произвольности
Блок 3. «Я и мои черты характера»
- ознакомление детей снравственными представлениями о хороших и плохих чертах характера человека;
- осознание ребенком собственных черт характера;
- формирование умения определятьособенностихарактера других людей, ориентируясь на их поведение в разных ситуациях;
- выработка навыков уверенного поведения.
Блок 4. «Я общаюсь»
- освоение детьми первоначальных представлений о значении общения в жизни человека;
- помощь в осознании особенностей своего общения с другими людьми;
- совершенствование навыков общения, ознакомление с правилами приветствия, ведения беседы и прощания;
- овладение умениями и навыками активного слушателя: умение задавать уточняющие вопросы, выражать поддержку и понимание говорящему.
Блок 5. «Я и другие»
- развитие коммуникативных навыков, сплоченности группы;
- обучение навыкам телесного взаимодействия, снятия напряжения, рефлексии;
- формирование способности правильно оценивать отношение к себе других людей;
-формирование способности понимать эмоциональное состояние, переживания, личностные особенности другого человека;
- освоение позитивных форм поведения и отношения к себе и окружающим; формирование чувства самоценности и ценности другого человека;
- развитие навыков совместной деятельности; умения сотрудничать со сверстниками, согласовывать собственное поведение с поведением других детей;
-обучение игровым навыкам, навыкам произвольного поведения.
Блок 6 «Я учусь владеть собой»
-развитие навыков социально приемлемых способов выражения негативных эмоциональных реакций (гнева, ревности, зависти, обиды и т.п), возникающих в конфликтных ситуациях
- реконструирование негативных поведенческих паттернов и формирование конструктивных форм поведения
- обучение способам целенаправленного поведения, внутреннего самоконтроля.
Тематическое планирование занятий с детьми 5-6 лет.
№ | Блок | Темы | Кол-во часов |
1 | Я и Я | «Тайна моего имени» | 1 |
2 | «Мой внутренний мир. «Автопортрет | 1 | |
3 | «Мой любимый сказочныйгерой» | 1 | |
4 | «Моя семья» | 2 | |
5 | Я и мои эмоции | «Радость» | 1 |
6 | «Гнев» | 1 | |
7 | «Удивление» | 1 | |
8 | «Страх» | 1 | |
9 | «Грусть» | 1 | |
10 | «Наши эмоции» | 1 | |
11 | Я и мои черты характера | «Смелость» «Честность» | 2 |
12 | «Обида» «Жадность» | 2 | |
13 | «Доброта» «Вежливость» | 2 | |
14 | Я общаюсь | «Средства общения» (слово, жесты, мимика, интонация) | 1 |
15 | «Правила знакомства» | 2 | |
16 | «Правила общения» | 3 | |
17 | Я и другие | «Мы так похожи» | 1 |
18 | «Мы такие разные | 1 | |
19 | «Мальчики и девочки» | 1 | |
20 | «Давайте жить дружно» | 2 | |
21 | Я учусь владеть собой | Я умею слушать других | 1 |
22 | Я умею преодолевать трудности | 2 | |
23 | Я умею быть доброжелательным | 2 | |
24 | Я учусь решать конфликты | 2 | |
25 | «Я знаю, я умею, я могу!» | 1 | |
36ч. |
2.3 План и содержание программы занятий для детей 6 -7 лет
Задачи развития
Развитие игровых навыков:
- в дидактических играх договаривается со сверстниками об очередности ходов, выборе карт, схем;
- придерживается в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для импровизации;
- находит новую трактовку роли и исполняет её;
- может проявлять себя терпимым и доброжелательным партнером;
- способен к установлению устойчивых контактов со сверстниками (появляются друзья);
-в совместных играх контролирует выполнение правил, способен разворачивать сюжет игры с минимальным использованием игрушек, в плане речи-фантазии.
Развитие коммуникативных навыков:
- в беседе может высказывать свою точку зрения;
- инициативен в общении со взрослыми; поддерживает тему разговора, возникающего по инициативе взрослого, отвечает на вопросы и отзывается на просьбы; беседует на различные темы (бытовые, общественные, познавательные, личностные и др.).
Задачи по блокам
Блок 1. «Я и Я»
- формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе;
- развитие самосознания, формирование интереса к собственной личности;
-обучение элементам техники выразительных движений, развитие мимических движений;
-осознание ребенком отношения к своей семье, себе, своим особенностям и способностям;
- осознание ребенком чувства целостности и принадлежности к своей семье.
Блок 2. «Я и другие»
- обучение навыкам телесного взаимодействия, снятия напряжения, рефлексии;
- развитие коммуникативных навыков, сплоченности группы;
- обучение успешному взаимодействию, адекватному разрешению конфликтных ситуаций;
- формирование способности правильно оценивать отношение к себе других людей;
- развитие чувства близости, доверия безопасности по отношению к другим людям;
- формирование способности понимать эмоциональное состояние, переживания, личностные особенности другого человека;
- освоение позитивных форм поведения и отношения к себе и окружающим; формирование чувства самоценности и ценности другого человека;
-развитие навыков совместной деятельности; умения сотрудничать со сверстниками, согласовывать собственное поведение с поведением других детей.
Блок 3. «Я и мои черты характера»
- ознакомление детей снравственными представлениями о хороших и плохих чертах характера человека;
- осознание ребенком собственных черт характера;
- формирование умения определять особенности характера других людей, ориентируясь на их поведение в разных ситуациях;
- выработка навыков уверенного поведения.
Блок 4. «Я общаюсь»
- освоение детьми первоначальных представлений о значении общения в жизни человека
- помощь в осознании особенностей своего общения с другими людьми
-совершенствование навыков общения, ознакомление с правилами приветствия, ведения беседы и прощания.
- овладение умениями и навыками активного слушателя: умение задавать уточняющие вопросы, выражать поддержку и понимание говорящему.
Блок 5. «Я и мои эмоции»
- обучение игровым навыкам, навыкам произвольного поведения;
- снижение эмоционального и мышечного напряжения, развитие коммуникативных навыков;
-ознакомление с различными видами эмоций и чувств, отражение собственных эмоциональных переживаний и состоянийчерез мимику и пантомимику, формирование адекватных способов выражения негативных чувств и эмоций.
- развитие эмоциональной произвольности.
Блок 6 «Я учусь владеть собой»
- отреагирование негативных эмоций, переживаний;
- обучение приемам регулирования своего эмоционального состояния, выработка социально приемлемых способов выражения болезненных эмоциональных реакций (гнева, ревности, зависти, обиды и т.п), возникающих в конфликтных ситуациях;
- формирование конструктивных форм поведения;
- обучение способам целенаправленного поведения, внутреннего самоконтроля.
Тематическое планирование занятий с детьми 6-7лет.
№ | Блок | Темы | Кол-во часов |
1 | Я и Я | «Тайна моего имени» | 1 |
2 | «Мой внутренний мир. «Автопортрет | 1 | |
3 | «Мой любимый сказочныйгерой» | 1 | |
4 | «Моя семья» | 2 | |
5 | Я и мои эмоции | «Радость» | 1 |
6 | «Гнев» | 1 | |
7 | «Удивление» | 1 | |
8 | «Страх» | 1 | |
9 | «Грусть» | 1 | |
10 | «Наши эмоции» | 1 | |
11 | Я и мои черты характера | «Смелость» «Честность» | 2 |
12 | «Обида» «Жадность» | 2 | |
13 | «Доброта» «Вежливость» | 2 | |
14 | Я общаюсь | «Средства общения» (слово, жесты, мимика, интонация) | 1 |
15 | «Правила знакомства» | 2 | |
16 | «Правила общения» | 3 | |
17 | Я и другие | «Мы так похожи» | 1 |
18 | «Мы такие разные | 1 | |
19 | «Мальчики и девочки» | 1 | |
20 | «Давайте жить дружно» | 2 | |
21 | Я учусь владеть собой | Я умею слушать других | 1 |
22 | Я умею преодолевать трудности | 2 | |
23 | Я умею быть доброжелательным | 2 | |
24 | Я учусь решать конфликты | 2 | |
25 | «Я знаю, я умею, я могу!» | 1 | |
36ч. |
3.Организационный раздел
3.1 Условия реализации программы
Условия для успешной реализации данной программы:
-личностно -ориентированное взаимодействие педагога с ребёнком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.
В процессе работы с Программой педагог должен ориентироваться на свойства и качества личности ребёнка. К концу дошкольного возраста психологическая поддержка, которую взрослые должны постоянно оказывать ребёнку, позитивно сказывается на развитии личности и является своеобразной профилактикой неврозов и школьной дезадаптации;
Основная форма реализации данной программы – групповые занятия (1 раз в неделю). Программа расчитана на детей от 4 до 7 лет. Оптимальное число участников 5-8 детей.
Длительность программы.
Работа по развитию эмоционально-личностной сферы детей среднего и старшего возраста начинается с середины октября.
Индивидуальные и групповые консультации с родителями и педагогами (в течение года), выступления на родительских собраниях.
3.2 Методическое обеспечение
Кабинет педагога-психолога оборудован таким образом, чтобы способствовать реализации трех основных функций: диагностической, коррекционно-развивающей и релаксационной.
Созданная пространственно-предметная среда, позволяет обеспечить психологический комфорт для каждого ребёнка, создать возможности для развития познавательных процессов, речи и эмоционально-волевой сферы.
Зона для проведения коррекционно-развивающих индивидуальных и групповых занятий хорошо освещена и включает в себя:
- магнитная доска;
- столы детские;
- стулья детские;
- песочница с подсветкой.
Консультативная зона включает в себя:
- Рабочий стол педагога – психолога;
- Шкаф для хранения документов;
- Документы, регламентирующие деятельность педагога – психолога;
- Набор диагностических методик;
- Ноутбук
- Музыкальный центр
В кабинете педагога-психолога также имеются:
- Игрушки, способствующие установлению контакта с детьми;
- Комплексы наглядных материалов для психолого-педагогического обследования детей разных возрастных групп с разным уровнем сложности в каждой возрастной группе;
- Шкаф для хранения игрушек, наглядных пособий, дидактических игр.
№ |
Дидактический, наглядный материал | Количество |
1 | Готов ли ребёнок к школе?(внимание). | 1 |
2 | Готов ли ребёнок к школе?(мышление) | 1 |
3 | Эталоны формы фонарики Воскобович. | 1 |
5 | Геоконт Малыш. Воскобович. | 1 |
6 | Кораблик Плюх-Плюх. Воскобович. | 1 |
7 | Игровой набор фрукты и овощи в корзине. | 1 |
8 | Пирамидка деревянная. Логический круг | 1 |
9 | Дроби | 3 |
10 | Счетики деревянные «Радуга» | 1 |
11 | Грибочки 15 | 1 |
12 | Игрушка развив деревянная «Одеваем 3-х медвежат» | 1 |
13 | Пирамидка дерев. Геоконт | 1 |
14 | Калейдоскоп | 1 |
15 | Игрушка деревянная. Занимательная коробка | 1 |
16 | Вкладыши деревянные «Дроби квадрат», «Геометрия круг», «Геометрия». | 1 |
17 | Вкладыши художестыенные. «Фрукты». | 1 |
18 | Вкладыши художестыенные. «Овощи». | 1 |
19 | Лото «Магазин» | 1 |
20 | Лото «Растения-животные» | 1 |
21 | Лото «Буквы-цифры» | 1 |
22 | Лото «Профессии» | 2 |
23 | Лото «Мир животных» | 1 |
24 | Лото деревянное «Предметы» 48дет. | 2 |
25 | Лото деревянное «Животный мир» 48 дет. | 1 |
26 | Лото-игра малышам «Времена года» | 1 |
27 | Лото-ассоциации | |
28 | Лото деревянное «Растительный мир» 48 дет. | |
29 | Конструктор деревянный 48 дет. | 2 |
30 | Напольная мозаика 24дет.пластик | 1 |
31 | Логическое лото дерев.(обобщ.картини) | 2 |
32 | Вкладыши узкие «Собачки» | 1 |
33 | Вкладыши «Детские игрушки» | 1 |
34 | Вкладыши деревянные «Лес» | 2 |
35 | Вкладыши геом.фигурами-домики животны | 2 |
36 | Набор геом.фигур «Сложи квадрат» | 1 |
37 | Вкладыши геом. Воскобовича | 1 |
38 | Коврограф «Ларчик» | 1 |
39 | Чудо-соты | 1 |
40 | Игрушка деревянная «Арифметический счет» | 1 |
41 | Мини-игры пазлы «Чья тень?», «Урожай», «Цвет», «Карандашики», «Цифры», «Цвета» | 6 |
42 | Пазлы для малышей в рамке | 7 |
43 | Пазлы для малышей 6 любимых игрушек | 1 |
44 | Лото в коробке «Времена года» | 1 |
45 | Набор «Учись считать» | 12 |
46 | Касса цифр и счетных материалов «Учись считать» (пластик) | 2 |
47 | Веер – касса цифр, букв | 3 |
48 | Логический теремок с прорезями | 2 |
49 | Пирамида пласт. улитка | 1 |
50 | Азбука на магнитах игра | 1 |
51 | Касса букв на магнитах | 1 |
52 | Касса цифр на магнитах | 1 |
53 | Я знаю формы и цвета (кубики) | 1 |
54 | Весёлый зоопарк (пазлы) | 1 |
55 | Домашний уголок (игра в коробке) | 1 |
56 | Подбери пару ( пазлы в коробке) | 1 |
57 | Предметы и вещи(демонст. карты в коробке | 1 |
58 | Большие и маленькие(игра-лото) | 1 |
59 | Во саду ли в огороде(разв. игра в коробк | 1 |
60 | Большой-средний(игра-лото в коробке) | 1 |
61 | Мама,папа,я (игра в коробке) | 1 |
62 | Времена года (в коробке) | 1 |
63 | Часть и целое (в коробке) | 1 |
64 | Формы и цвета (карточки и пластик.фигур | 1 |
65 | Пальчиковый театр (Лубяная избушка,Три поросёнка) | 2 |
66 | Тематические плакаты | 8 |
67 | Демонстрационный материал «Игралочка» для детей 4-5 лет. | 1 |
68 | Раздаточный материал ч.1,ч.2,ч.3 | 3 |
69 | «Кто кричит, что звучит?»игра-лото в папке | 1 |
70 | Математическое лото (в папке) | 1 |
71 | Развиваем речь (задания в папке) | 1 |
72 | Овощное лото (в папке) | 1 |
73 | Готов ли ты к школе ( мышлениязадания в папке) | 1 |
74 | Готов ли ты к школе (развитие речи) | 1 |
75 | Цвет форма размер (в папке) | 1 |
76 | Найди четвёртый лишний | 1 |
77 | Скоро в школу | 1 |
78 | Театр настроения ( в папке) | 1 |
79 | Обучающие пазлы (в папке) | 1 |
80 | Путешествие в мир эмоций (в папке) | 1 |
81 | Рукавички (игра в папке) | 1 |
82 | Азбука общения (игра-карточки) | 1 |
83 | Игровой набор «Доктор»(в сумке) | 1 |
84 | Пирамидка (пластиковая) | 1 |
85 | Карточки –тренажёр «Буквы-прописи» | 1 |
86 | Математические корзинки -10 игра Воскобович | 1 |
87 | Чудо-крестики-3 | 1 |
88 | Трафарет Чудо-крестики-2 | 1 |
89 | Чудо-цветик | 1 |
90 | Прозрачная цифра Воскобович | 2 |
91 | Черепашки. Пирамидка | 1 |
92 | Конструктор букв-1 | 1 |
93 | Волшебная восьмёрка | 1 |
3.3 Перечень литературных источников
1. Е.А. Аляблева Психогимнастика в детском саду» Методические материалы
М.:ТЦСфера,2005г.- 88 с.
2.А.В. Семенович«Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте» Учебное пособие, Программы М.: Генезис, 2010.-474с.
3.Данилова Л.А. Коррекционная помощь детям с задержкой психофизического и речевого развития. – СПб.: «Детство-Пресс», 2011
4. Дивина Е.А. Обучающие занятия для детей дошкольного возраста – СПб.: «Детство-Пресс». – 2013
5. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Комплект материалов для педагогов-психологов ДОУ-М.: Генезис 2007
6. Коноваленко С.В. Развитие познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста.СПб «Детство-Пресс», 2011.
7. Сунцова А.В. Увлекательные игры и упражнения для развития памяти. – СПб «Детство-Пресс»,2014
8.Шарохина, В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе - М.: Прометей; Книголюб, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая тема - тема самообразования «Развитие и коррекция эмоционально-волевых процессов у детей дошкольного возраста с помощью художественных и творческих средств»
Развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – сами существенным обр...
Возможности арт-терапии в развитии и коррекции эмоционально-поведенческой сферы детей дошкольного возраста
Понятие арт-терапии, возможности ее применения в работе с детьми дошкольного возраста, пример из практики....
Развитие творческих способностей и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности
В презентации представлен опыт работы музыкального руководителя МБДОУ № 30 Соколовой Е.А. по развитию творческих способностей и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через различные виды музы...
Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.Каждое видов искусства играет важную роль в становлении личности ребенка. Н...
Методическая разработка по теме: " Методы и приёмы по развитию и коррекции произвольного внимания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Данный материал содержит описание приёмов по развитию произвольного внимания. У детей дошкольного возраста с задержкой психического развития отмечают недостаточное развитое произвольное внимание. Набл...
Эмоционально-волевые нарушения у детей дошкольного возраста.
В статье приведены примеры эмоционально- волевых нарушений у дошкольников, некоторые причины их появления и приёмы коррекции....
Проект «Возможности нетрадиционных техник изображения в коррекции эмоционально-поведенческой сферы детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья».
СодержаниеВведение (пояснительная записка)………………………………………………3Основная част...