Комплексное коррекционно-развивающее занятие по теме "Откуда пришел хлеб?"
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
Занятие подготовлено для детей 5-6 лет с целью расширения и уточнения знаний о процессе выращивания зерновых культур, производстве хлеба, показа значимости сельскохозяйственной техники, знакомства с разнообразием хлебобулочных изделий, воспитания бережного отношения к хлебу, чувства благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда, понимания значения и мудрости народных пословиц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pavlova_gbdou_133_spb_konspekt_doc.doc | 39.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия.
Предмет: ознакомление с окружающим
Класс: старшая группа
Контингент: дети с нарушениями зрения
Тема урока: «Откуда пришел хлеб?»
Тип урока: комплексное коррекционно-развивающее занятие
Продолжительность: 20-25 мин.
Технология: ИКТ, технология исследовательской деятельности, здоровье сберегающая, игровая, мнемотаблицы.
Автор: Павлова Елена Николаевна, Викторжак Оксана Ивановна, Рябова Наталья Георгиевна
Образовательное учреждение: Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 133 компенсирующего вида Выборгского района Санкт-Петербурга
Краткая аннотация: Занятие подготовлено для детей 5-6 лет с целью расширения и уточнения знаний о процессе выращивания зерновых культур, производстве хлеба, показа значимости сельскохозяйственной техники, знакомства с разнообразием хлебобулочных изделий, воспитания бережного отношения к хлебу, чувства благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда, понимания значения и мудрости народных пословиц.
Оборудование: русский народный костюм, каравай, рушник, карточки - схемы появления хлеба (зерно, колос, комбайн, мельница, пекарь) , телевизор, ноутбук, видеоролики «Страда», «Видео-экскурсия по хлебозаводу»; цельные зерна овса, пшеницы, гречихи, ячменя, ржи, тарелки; 2 комплекта «зерен» по 6 оттенков желтого цвета; магнитная доска, мольберт; : игровизор и изображение лабиринта на каждого ребенка, фломастеры; ступки, ручные меленки, кофемолка, мнемотаблицы по пословицам о хлебе, разные виды хлеба и хлебобулочных изделий.
Мультимедийное обеспечение[1]: телевизор, ноутбук, видеоролики «Страда», «Видео-экскурсия по хлебозаводу».
Цель занятия: обобщить и активизировать знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола. |
Коррекционная составляющая занятия:
|
Планируемые результаты (для обучающихся)[2]: |
предметные:
|
личностные:
|
Ход урока[3]
Деятельность учителя[4] | Деятельность обучающихся | |
1. Организационный момент. | ||
Игровая ситуация: «В гости с караваем»-создание мотивации детей к занятию. Воспитатель (в русском народном костюме, в руках каравай с солью): Ребята, вспомните, как на Руси гостей встречают. У нас в детском саду сегодня много гостей собралось. Давайте встретим их по русскому обычаю: хлебом и солью. Учитель-логопед: давайте расскажем гостям о том, как появился хлеб. С чего все началось? Посмотрите внимательно на картинки и выберите ту, которая, по вашему мнению, будет первой. Объясните -почему? -Как вы думаете, какая земля хороша для посева? -Кто может рассказать о севе? -Какая техника помогает человеку? -Кто работает на тракторе? -Посмотрите, я приготовила зерна для посева. Что вы можете о них сказать? Все ли они одинаковые? Чем отличаются? Кто может назвать, какое зерно у нас есть? -Какой хлеб у нас получится из этих зерен? | Дети вместе с воспитателем под музыку входят в зал. Читают стихотворение: Вот он – хлебушек душистый. Вот он – тёплый, золотистый, В нем – здоровье наше, сила, В нем – чудесное тепло. Сколько рук его растило, Охраняло, берегло! Развивающая ситуация: «Сеем хлеб» - рассматривание и сравнение зерен, объяснение, рассуждение, образование притяжательных прилагательных от существительных (овес, пшеница, греча, рис, ячмень, рожь). Дети выбирают и ставят на мольберт картинку: «Зерно попадает в землю». Объясняют свой выбор: Хлебный каравай начинается с зернышка. Чтобы получить хлеб нужно в начале посадить в землю зерно. Дети отвечают: Чтобы маленькое зернышко могло расти, надо сделать землю мягкой, рыхлой. Поэтому трактора пашут землю, боронят, готовят землю к весеннему севу. -На тракторе работает тракторист. -Формой, размером, цветом: есть овальное, продолговатое, круглое, треугольное, золотистое, серое, коричневое, желтое, маленькое, большое и т. д. Это пшеничное, ржаное, ячменное, гречневое, овсяное зерно. -Из пшеницы – пшеничный, ржи – ржаной, ячменя- ячменный, овса – овсяный. | |
2. Определение темы и целей урока[5]. | ||
Учитель-дефектолог: Что же дальше происходит с зерном? -Какая картинка будет второй?
- В зёрнах выросли ростки превратились в колоски, а я приготовила для вас интересное задание: сложите колос пшеницы подбирая оттенки желтого цвета. (работа организуется с учетом диагноза). | Ситуация: « Колосок» - дифференциация оттенков желтого цвета. -Появляются ростки. -Второй будет картинка с колосом. Дети подбирают по оттенкам желтого цвета зерна и выкладывают из них колос. | |
3. Изучение нового материала. | ||
Учитель-логопед: Прекрасные колосья, золотые, наливные. Когда у растения появляется колос, то в народе говорят, что растение колоситься. Например, пшеница колосится. Про какое растения еще можно сказать «колосится»? -Предлагаю подумать и найти следующую картинку о том, что происходит с хлебом после созревания? -Почему выбрали эту картинку? -Кто работает на комбайне? -А вы видели настоящий комбайн? Хотите посмотреть? -А вы знаете, как называется уборка другим словом? -Это слово «страда». Давайте посмотрим фильм о том, как идёт уборка зерна. | Ситуация: «Страда» - расширение представление детей об уборке зерновых культур с помощью комбайна, обогащение словаря детей существительным «Страда». -Рожь колосится. Дети выбирают картинку с изображением комбайна. -Мы выбрали эту картинку, потому что когда поспевает зерно, его надо убрать. Убирают зерно с помощью комбайнов. -На комбайне работает комбайнер. Ответы детей. (Если дети молчат, говорит педагог) Дети смотрят фильм «Страда». | |
4.Коррекция опорных знаний | ||
Учитель-дефектолог: Да, намолотили хлеба много, хотелось бы узнать, что с ним делать дальше. Кто найдет следующую картинку? Правильно, едет хлеб на мельницу, мельницу чудесницу, но нашим машинкам нужно помочь доехать до мельницы. | Ситуация: «Путь на мельницу» - развитие зрительно – моторной координации, развитие ориентировки в микро пространстве. Дети выбирают картинку-схему «Мельница». Дети работают с лабиринтом | |
5. Исследовательская деятельность | ||
Воспитатель: Предлагаю приготовить муку самостоятельно. Как думаете, что надо сделать с хлебными зернами, для получения муки? -Вот у меня есть ступка и пестик: насыпаем зерно в ступку и пестиком дробим его. Сережа, попробуй. -Чем ещё можно измельчить зерно? -Давайте попробуем. -Получается быстрее, но все равно долго. Особенно если зерна много. Поэтому люди придумали большие мельницы. Там такое с зерном творится, в оборот его возьмут, в порошок его сотрут. | Ситуация: «Мы муку мололи» - развитие познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности в процессе получения муки из зерна. -Растереть. Дети получают муку с помощью пестика и ступки. -Кофемолкой. Дети получают муку с помощью кофемолки. | |
6. Изучение нового материала. | ||
Учитель-логопед: Посмотрите, у нас осталась одна картинка-схема. Кто это? -Кто может рассказать нам о том, что делает пекарь, вспомните, как мы делали тесто. Физминутка: -Муку в тесто замесили, Сегодня я вам хочу показать, как пекут хлеб в современной пекарне. | Просмотр видеоролика «Современная пекарня» - расширение представление детей о работе современных хлебопекарен, уточнение значения слов мукомол и пекарь. -Это пекарь. Рассказы детей. Дети сжимают и разжимают пальцы, прихлопывают ладошками, поочередно загибают пальцы на обеих руках, гладят по животу. Дети смотрят видеоролик «Современная пекарня». | |
6.Закрепление полученных знаний. | ||
Воспитатель: Приглашаем вас в нашу булочную. Посмотрите какое изобилие. Выбирайте и на вкус и на цвет. Давайте назовем все хлебобулочные изделия, какие здесь есть и придумаем о них «вкусные» слова. -А теперь предлагаю вам посмотреть на схемы и угадать, какая пословица о хлебе здесь спряталась? Расскажите эти пословицы гостям и подарите их на память. | Ситуация: «В булочной» - использование прилагательных свежий, мягкий, душистый, ароматный, хрустящий, пшеничный, ржаной, черный, белый, сдобный, пышный, чтение пословиц о хлебе с использованием мнемотаблиц. - Калачи, булка, батон, пирожок, рогалик, каравай, бублики, ватрушка, сочни, баранки, хлеб. - Свежий, мягкий, душистый, ароматный, хрустящий, пшеничный, ржаной, черный, белый, сдобный, пышный. Дети с опорой на мнемотаблицы называют пословицы, объясняя их смысл. | |
7. Подведение итогов занятия. | ||
Воспитатель: Ребята, как вы считаете тяжело выращивать хлеб? -Как нужно относится к хлебу? | -Да. Это тяжелый труд. -С уважением, бережно, с любовью. Не крошить хлеб, не брать лишнего. | |
8. Домашнее задание. | ||
Воспитатель: Я принесла вам в подарок раскраски хлебобулочных изделий. Хочу, чтобы вы их раскрасили дома. | Дети берут раскраски, прощаются с гостями и уходят. |
[1] К мультимедийному обеспечению относятся презентации, аудио и видеофрагменты, программы электронного тестирования, продукты, созданные в программах Smart Notebook и Moodle и т.п.
[2] Выбор формулировок целей и планируемых результатов определяется темой и целями конкретного урока.
[3] Этапы урока могут быть изменены в том случае, если урок построен по определенной технологии, требующей особых этапов.
[4] Деятельность учителя и деятельность обучающихся расписывается подробно, как в традиционном конспекте урока, обязательно приводятся образцы выполнения заданий обучающимися, включаются образцы карточек и справочных материалов, предлагаемых учителем на уроке. Пример заполнения дан для этапа 1.
[5] Порядок следования и набор этапов урока может быть изменен в зависимости от предмета и темы урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного коррекционно-развивающего занятия по аппликации и конструированию
Конспект комплексногокоррекционно-развивающего занятия по аппликации и конструированию с детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья На тему: ...
Конспект комплексного коррекционно-развивающего занятия для детей от 2-3 лет. Тема: «На птичьем дворе»
Конспект комплексного коррекционно-развивающего занятия для детей от 2-3 лет. Тема: «На птичьем дворе»...
Обогащение чувственного опыта у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития посредством комплексных коррекционно-развивающих занятий.
В статье описаны методы и приемы развития сенсомоторной сферы у детей с ОВЗ посредством комплексных занятий....
Комплексное коррекционно-развивающее занятие «Моя семья»
Цель:Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной....
Комплексное коррекционно-развивающее занятие «Наш детский сад»
Цель:- показать, что детский сад похож на семью; здесь есть взрослые, которые заботятся о детях;- формирование дружеских взаимоотношений и навыков общения у детей;- расширение и уточнение предст...
Конспект подгруппового занятия по комплексной коррекционно-развивающей программе формирования и развития речевой и познавательной деятельности у детей 3,5 –5 лет с тяжелыми нарушениями речи «Подсолнух». Тема: «Лето»
Конспект подгруппового занятия по комплексной коррекционно-развивающей программе формирования и развития речевой и познавательной деятельности у детей 3,5 –5 лет с тяжелыми нарушениями речи «Подсолнух...
Конспект комплексного коррекционно-развивающего занятия для дошкольников с ОВЗ (со сложными дефектами) Тема: Драматизация по сказке В.Г. Сутеева «Кто сказал Мяу?»
Конспект комплексного коррекционно-развивающего занятия для дошкольников с ОВЗ (со сложными дефектами)Тема: Драматизация по сказке В.Г. Сутеева «Кто сказал Мяу?»ЦЕЛЬ: учить детей эмоционал...