Конспект коррекционно–развивающего занятия по развитию зрительного восприятия у детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения «Приключения с Олофом»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (средняя группа)

Коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия в игровой форме для детей с нарушением зрения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 21 комбинированного вида Петродворцового района

Санкт-Петербурга

Конспект коррекционно–развивающего занятия

по развитию зрительного восприятия

у детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения

«Приключения с Олофом»

Составитель:

Овчинникова Людмила Валерьевна

Учитель-дефектолог (тифлопедагог)

высшей кв. категории

Санкт-Петербург

2024 г

Технологическая карта коррекционного занятия

Программа

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с нарушениями зрения (с амблиопией и косоглазием) Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 21 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга

Индивидуальные и возрастные особенности воспитанников

Снижение функций зрения приводит к снижению скорости и точности восприятия, искаженность восприятия единичных предметов;

Дети с нарушениями зрения испытывают серьёзные трудности  в определении  цвета, формы, величины и пространственного расположения предметов.

 - наблюдается отставание в освоении двигательных умений и навыков, их объема и качества;

- недостаточный темп и объем формирования зрительных представлений как образов памяти об окружающем;

- освоение разных видов игр происходит замедленными темпами, снижением общей и двигательной активностей, трудностями развития зрительно-моторной координации и др.

Группа

Средняя группа детского сада

Продолжительность

20 минут.

Краткая характеристика контингента

Дети с амблиопией, косоглазием.

Тема занятия

"Приключения с Олофом"

Интеграция образовательных областей

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Технологии: методы, приемы, технологии, используемые в ходе мероприятия

Педагогические технологии: игровая; коммуникативная;

Здоровьесберегающая технология;

Игровые, словесные, наглядные, практические методы;

Планируемый результат (рефлексия)

Дети имеют представления о холодных и теплых цветах, умеют работать по схеме, умеют выполнять сериацию по насыщенности цвета, умеют воспроизводить полученные знания, самостоятельно выполнять задания, обобщать.

Рекомендации по использованию данного конспекта в других ОУ.

Конспект занятия разработан для детей среднего возраста с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие) и может использоваться детьми других ОУ по интеграции образовательных областей «Познавательное развитие».

Цель занятия

Развитие зрительного восприятия через формирование сенсорных эталонов

Задачи

образовательные

развивающие

воспитательные

  • Закреплять представления детей о геометрических фигурах.
  • Закреплять умение анализировать, работать со схемой.
  • Совершенствовать представления о тёплых и холодных цветах.
  • Закреплять представления о желтом, красном, оранжевом, зеленом, сиреневом, фиолетовом, синем и голубом цвете.
  • Развивать цветовосприятие, сериацию по насыщенности цвета.
  • Развивать внимание, память, мышление, ориентировку в пространстве.
  • Развивать межполушарные связи.
  • Развивать общую и мелкую моторику.
  • совершенствовать способность  понимать и выполнять практические действия в соответствии со словесными инструкциями педагога
  • формировать положительную мотивацию к познавательной деятельности.

Оборудование для педагога

  • Костюм снеговика
  • Аудиозапись музыки из мультфильма «Холодное сердце»
  • Квадраты красного, зеленого, желтого и синего цвета на магнитах
  • Набор «Рисование в технике Эбру»

Оборудование для детей

  • Набор геометрических фигур на магнитах теплых и холодных оттенков на каждого ребенка
  • схема замка (2шт)
  • Квадраты красного, зеленого, желтого и синего цвета на магнитах на каждого ребенка
  • 2 картинки «Найди отличия»
  • Д/и «Цветные ладошки»
  • Д/и «Какого платья не хватает»
  • Д/и «Цветные браслеты»
  • Д/и «Найди пару»

Содержание

Этапы (содержание)

Цель деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Приветствие.

 «Встреча с Олофом»

Мотивировать детей на выполнение заданий совместно со сказочным персонажем.

Педагог в костюме снеговика появляется в группе. «Здравствуйте, ребята!

Я Олоф, живу в королевстве Анны и Эльзы. Принцессы решили со мной поиграть и придумали разные задания, а я не уверен, что справлюсь. Помогите мне, пожалуйста».

Приветствуют снеговика.

Подвижная игра

«Я движенье повторю»

Развивать общую моторику при выполнении упражнений на согласование слов с движением.

«Тогда отправляемся в путь. Я морковку потру и тот час же побегу….Ой, а у вас же нет морковки… Но я знаю волшебные движения, повторяйте за мной. Я (хлопает в ладоши) движенья (руки крест на крест на плечах) повторю (круговые движения по животу) и тот час же (хлопает по коленкам) побегу! (имитирует движения бега)

Возьмите друг друга за руки и за мной!»

Повторяют слова и движения за снеговиком.

Дети под музыку передвигаются по группе за снеговиком.

Д/игра «Построй замок»

Упражнять  в дифференциации фигур, окрашенных в теплые и холодные цвета, их группировки.

Закреплять представления детей о геометрических фигурах, развивать пространственное мышление.

Закреплять умение анализировать, работать со схемой.

«Выбирайте конверты и садитесь за столы. Анна и Эльза сказали мне построить два вот таких замка (показывает образец): один из фигур теплых цветов, а другой - из фигур холодных цветов. Но я немного запутался в цветах. Помогите мне, пожалуйста».

«У вас остались какие-то фигуры?   Почему?»

Дети выбирают конверты и  присаживаются за столы. Тот, у кого в конверте снежинка, выкладывает замок из  фигур холодных цветов, а у кого солнышко – из фигур теплых цветов.

Остался овал, потому что его нет на схеме и  большой  круг.

Д/игра «Зажги огоньки в окнах»

Тренировать в запоминании цвета, развивать

пространственное мышление.

«А теперь, зажжем огоньки в окнах замков. (снеговик раздает маленькие квадраты красного, зеленого, желтого и синего цвета).  

Посмотрите внимательно на образец (показывает образец из цветных квадратов 4шт), запомните, как расположены цветные квадраты, а теперь выложите также у себя.  Подумайте, где расположить данные квадраты? …

Проверяйте, исправляйте. Замечательно, а теперь огоньки будут гореть по-другому. Запоминайте…

Проверяйте….  отправляемся дальше!

Дети выкладывают по памяти цветные квадраты, расположенные 2*2.

Подвижная игра «Я движенье повторю»

Развивать общую моторику при выполнении упражнений на согласование слов с движением.

«Вспоминайте волшебные движения»…

Дети вспоминают или повторяют движения и слова за снеговиком.

Дети под музыку передвигаются по группе за снеговиком.

Д/игра «Найди отличия»

Развивать  зрительное внимание и

навыки сравнения.

«Посмотрите на эти фотографии, это я с Анной! Ой, не пойму они одинаковые или разные. Помогите мне разобраться, пожалуйста… Найдем отличия!»

( снеговик обводит маркером детали, которые отличаются)

«Отлично, спасибо»

Дети рассматривают фотографии и по очереди называют отличия.

Нейроупражнение «Цветные ладошки»

Развивать переключение внимания, межполушарные связи, мелкую моторику рук.

Закреплять умение узнавать и называть основные цвета. Совершенствовать умение различать голубой и синий, фиолетовый и сиреневый цвета.

Упражнять детей  в дифференциации теплых и холодных цветов.

«А здесь наша с Анной любимая игра. Сыграем?»

Начнем с правой руки, кладем руку: ладонь, пальчик, кулачок, зайчик.

Затем левая рука: ладонь, пальчик, кулачок, зайчик.

Теперь одновременно двумя руками: ладонь, пальчик, кулачок, зайчик. И обратно: кулачок, пальчик и ладонь.

Ух, как здорово у вас получается!

Я называю цвет, а вам нужно найти этот отпечаток и положить на него руку. Голубой.

А теперь каждый из вас по очереди будет называть цвет, а остальные находить его.

Называю два цвета, нужно одновременно положить обе руки. Красный и фиолетовый, оранжевый и синий, зелёный и голубой…

Усложняем!  Положите руки на два любых теплых цвета, на два холодных, на два теплых, на холодные цвета.

У вас отлично получилось!

Дети индивидуально выполняют задание от снеговика.

Дети кладут руку на силуэт ладони в определенной позиции.

Подвижная игра «Я движенье повторю»

Развивать общую моторику при выполнении упражнений на согласование слов с движением.

«Вспоминайте волшебные движения»…

Дети под музыку передвигаются по группе за снеговиком.

Д/игра

«Какого платья не хватает»

Развивать логическое мышление, зрительное внимание.

«Анна и Эльза убрали свои платья на полки, но посмотрите, кое-что осталось. Поможем им,  какое платье нужно положить на свободную полку?».

Дети индивидуально выполняют задание.

Д/игра «Цветные браслеты»

Закреплять умение группировать предметы по цвету. Совершенствовать навык составлять сериационный ряд из оттенков синего и красного цвета в порядке возрастания светлоты.

«Я как раз сделал браслеты к этим платьям. Сейчас покажу»… (Олаф несет мешок, который оказывается дырявым и по дороге из него выпадают разноцветные браслеты).

«Ой- ёй-ёй, все разбросал! Ребята, помогите мне, пожалуйста, собрать… Положите сюда браслеты  красного цвета для Анны, а сюда  синего для Эльзы?».

«Спасибо огромное!

«Чтобы было красивее разложим их, от самого тёмного оттенка к светлому».

«Отлично!»

Дети собирают отдельно браслеты красного и синего цвета.

Дети нанизывают браслеты в последовательности – от темного оттенка к светлому.

Д/игра «Найди пару»

Развивать пространственное мышление, внимание, логику и цветовосприятие.

«Я  нарисовал картины, но мышки прогрызли в них дырки. Помогите, пожалуйста, восстановить их»….

Снеговик благодарит за помощь.

Дети выбирают картины, затем подбирают для них карточки-палитры так, чтобы заполнить дырки соответствующим цветом.

Рефлексия «Волшебное озеро»

Формировать умение размышлять о

результатах собственной деятельности.

«Ребята, мне было интересно путешествовать с вами, благодарю за вашу помощь. В награду я покажу вам волшебное озеро красок в нашем королевстве».

Снеговик спрашивает у детей, что им понравилось в путешествии, какие задания вызвали трудности».

«На память о нашей встрече я дарю вам рисунок».

И на каждый ответ дети выбирают краску, которую капают в озеро, потом каждый ребенок совместно со снеговиком рисует узор в технике Эбру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие зрительного восприятия цвета детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

Конспекты занятий по развитию зрительного восприятия цвета детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения....

Конспект занятия по развитию зрительного восприятия для детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения на тему: "Овощи"

Цель: расширять представления об овощах; учить различать их по внешнему виду; учить устанавливать причинно-следственные связи при рассматривании сюжетных картинок....

Рекомендации педагогам ДОУ по развитию зрительного восприятия у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения

С помощью глаз человек воспринимает освещённость (светлоту), цвет, величину, форму предметов, определяет движение и направление предметов при движении, ориентируется в пространстве....

Коррекционное занятие по развитию зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Юные волшебники».

Цель: Развитие зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.Коррекционные задачи:1.      Активизировать зрительные функции.2....

НОД по развитию зрительного восприятия у детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения «Помощники Весны»

Тема: «Помощники Весны»Возраст: 4-5 лет.Форма: подгрупповое занятие.Цель: Развитие зрительного восприятия.Задачи:Коррекционно-развивающие:- активизация, обогащение, развитие зрительной фун...

Методическая разработка. Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию зрительного восприятия для детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения "Перелётные птицы"

Формирование умений и навыков пространственной ориентировки у детей среднего дошкольного возраста с функциональными расстройствами зрения....