КОНСПЕКТ занятия по формированию лексико-грамматического строя речи "Осень"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Тополевская Светлана Петровна

подгрупповое занятие в подготовительной комбинированной группе для детей с ОНР, формирование лексико-грамматического строя речи, связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osen.konspekt.doc240 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 50 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей».

Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи.

 (подгрупповое занятие в подготовительной комбинированной группе для детей с ОНР).

Составители:

Учитель-логопед: Тополевская Светлана Петровна.  

воспитатель: Михеева Татьяна Николаевна.

г. Ачинск

2019

Тема: Осень.

Цель: формирование лексико-грамматического строя речи, связной речи.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

Развивать общую моторику, умение согласовывать речь с движением;

Развивать внимание, память, мышление, физиологическое дыхание.

Образовательные:

 Закрепить предметный словарь по теме;

 Учить понимать и употреблять слова семантического поля «осень»;

Формировать представление о временах года;

Закрепить навык согласования прилагательных с существительными и употребление предложно-падежных конструкций;

Формировать навык составления рассказа по картинке, вопросам и пересказа его по картинно-графическому плану.

Воспитательные:

Воспитывать самостоятельность;

Обеспечить понимание значимости занятий, повысить интерес к ним.

Здоровьесберегающие:

Планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости детей;

Соблюдать правильную посадку детей.

Оборудование:

 Сюжетная картинка «Осень»; 

Картинно-графический план рассказа;

Картинки «Осень», «Зима», «Лето»;

Стимульные картинки осени;

Маркеры осенних месяцев;

Магнитная доска.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Этапы занятия

Виды работы

на занятии

Деятельность педагога

Деятельность ребенка

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

Организационный момент

Упражнение «Отгадай-ка».

Воспитатель:

Солнце редко сияет, часто дождь поливает,

Дни стали короче, длиннее стали ночи, Урожай собирают. Когда это бывает?

                                                          (Осенью)

Дети отгадывают загадку и садятся на место.

Организовать детей.

Привлечь внимание и вызвать интерес детей к занятию.

Создания эмоционального настроя и мотивационной готовности к участию в работе.

Основная часть

Беседа по картинкам.

Упражнение «Покажи и назови».

Дыхательная гимнастика.

Беседа по сюжетной картинке «Осень» 

Музыкальная минутка «Осень в лесу»

 

Упражнение «Шифровка»

Упражнение «Расскажи по плану».

Воспитатель:

- Какое сейчас время года?

- Как мы узнаем, что наступила осень? (После ответов детей поставить картинку «Осень».)

- После какого времени года наступает осень? (Поставить картинку «Лето».)

- Какое время года наступит после осени? (Картинка «Зима».)

- Лето, осень, зима. Что это такое? (Времена года.)

- В каждом времени года - три месяца. Как называются осенние месяцы?

- Какой из них самый теплый (холодный)? Почему?

По мере ответов детей или их уточнения на наборное полотно воспитатель выставляет соответствующие маркеры (сентябрь — один желтый, один красный и зеленые листья; октябрь — желтые и красные листья, дождь; ноябрь — дождь со снегом).

Воспитатель предлагает детям рассмотреть стимульные картинки, уточнить, что на них нарисовано. Назвать по ним признаки осени.

Воспитатель раздаёт детям осенние листочки на ниточках и предлагает подуть на них.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку и ответить на вопросы:

- Какое время года нарисовано?

- Как греет солнце?

- Чем затянуто небо? Небо какое?

- Какой моросит дождь?

- Что происходит с листьями?

- Какой дует ветер?

- Что делают люди в садах, полях и огородах?

- Что становится короче, а что длиннее?

- Куда улетают перелетные птицы?

- К чему готовятся дикие животные?

Осень, осень, осень
Снова к нам пришла.
Осень, осень, осень -
Чудная пора.
В золотом наряде
Парки и сады.
Осень, осень ждали
С нетерпеньем мы.

Припев:
Парам-пам-пам,
Парам-пам-пам.
А в лесу чудесно -
Просто красота!
И тропинка тянется
Прямо вдоль пруда.
Наберём калины -
Ягоды висят,
За пенёчком прячутся
Шляпки у опят.

Припев.
Белка на поляне
Шишечки грызёт,
Ёжик босоногий
По лесу идёт.
На спине у ёжика
Яблоки, грибы.
Ёжик, правда любишь
Осени дары?
Да, да, люблю!
Да, да, люблю!

Рассмотреть шифровку (план рассказа), уточнить используемые в ней символы.

Сказать, что это шифровка рассказа об осени, и предложить расшифровать ее (каждое предложение):

Наступила осень. Солнце греет слабее. Небо затянули тяжелые серые тучи. Моросит холодный мелкий дождь. Листья желтеют, краснеют и опадают. Дует холодный осенний ветер. Люди собирают урожай и делают разные заготовки на зиму. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Перелетные птицы улетают в теплые края. Дикие животные готовятся к холодной зиме.

Воспитатель предлагает детям пересказать рассказ.

Ответы детей.

Индивидуальные ответы детей:

Дети берут листочки и дуют на них.

Индивидуальные ответы детей:

- На картине нарисована осень;

- Солнце греет слабо;

- Небо затянуто облаками. Небо облачное.

- Моросит мелкий дождь;

- Листья желтеют и опадают;

- Дует сильный, холодный ветер;

- Люди в садах, полях и огородах собирают урожай.

- День становится короче, а ночь длиннее;

- Перелётные птицы улетают в тёплые края;

- Дикие животные готовятся к спячке, меняют свои шубки.

Дети поют вместе с воспитателем:

Дети рассматривают план рассказа.

Индивидуальные ответы детей.

Закрепить предметный словарь по теме.

Учить понимать и употреблять слова семантического поля «осень».

Развивать силу и длительность выдыхаемой струи воздуха.

Формировать навык ответа

на вопрос полным

предложением.

Закрепить навык согласования прилагательных с существительными и

Закрепить навык употребления предложно-падежных конструкций;

Формировать навык составления рассказа по картинке, вопросам и пересказа его по картинно-графическому плану.

Итог занятия:

Воспитатель:

- О чем мы составляли рассказ?

- Как бы вы его назвали?

Ответы детей.

Обобщение знаний, полученных на занятии.

Развивать память.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по формированию лексико-грамматического строя речи у детей.

Пять конспектов занятий по технологии формирования лексико-грамматического строя речи у детей Филичевой, Чиркиной....

Конспект занятия по формированию лексико - грамматического строя речи для детей старшей группы с ОНР и стертой формой дизартрии

В занятии используется материал коррекционных приемов необходимых при ОНР и стертой фомы дизартрии, используются как традиционные методы так и элементы инновационных технологий....

конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя на тему "Путешествие в Овощную страну"

На данном занятии продолжать учить детей знакомить с овощами,их свойствами. В игровой форме совершить путешествие в Овощную страну,где приготовить винегрет из овощей.вспомнив при этом правила обращени...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя "Этот удивительный мир насекомых!"

Задачи:коррекционно-образовательные:учить детей сравнивать звуки П — Т — К по акустическим  и визуальным признакам;расширять словарь по теме «Насекомые» и закреплять умени...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: «Предлоги В - НА »

Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе для детей с ОНР.Тема: «Предлоги В -  НА »...

КОНСПЕКТ занятия по формированию лексико-грамматического строя речи "Мебель"

подгрупповое занятие в средней комбинированной группе для детей с ОНР, формирование лексико - грамматического строя речи....