Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя "Этот удивительный мир насекомых!"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Лубяко Людмила Васильевна

Задачи:

коррекционно-образовательные:

  • учить детей сравнивать звуки П — Т — К по акустическим  и визуальным признакам;
  • расширять словарь по теме «Насекомые» и закреплять умение употреблять имена существительные в родительном падеже;

коррекционно-развивающие:

  • развивать у детей дыхание и голос;
  • развивать мимическую мускулатуру лица;
  • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
  • развивать фонематические процессы;
  • развивать звуковой анализ и синтез слов;
  • развивать мыслительную деятельность;

коррекционно-воспитательная:

—   воспитывать у детей бережное и заботливое отношение к маленьким обитетелям природного мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этот удивительный мир  насекомых!

Задачи:

коррекционно-образовательные:

  • учить детей сравнивать звуки П — Т — К по акустическим  и визуальным признакам;
  • расширять словарь по теме «Насекомые» и закреплять умение употреблять имена существительные в родительном падеже;

коррекционно-развивающие:

  • развивать у детей дыхание и голос;
  • развивать мимическую мускулатуру лица;
  • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
  • развивать фонематические процессы;
  • развивать звуковой анализ и синтез слов;
  • развивать мыслительную деятельность;

коррекционно-воспитательная:

—        воспитывать у детей бережное и заботливое отношение к маленьким обитетелям природного мира.

Оборудование:

Картинки для «полянки» - пчелы, божья коровка, бабочка, комар;

Контуры цветов (по количеству детей)  с «подсаженными» насекомыми (стрекоза, пчела, бабочка), в названиях которых есть звуки  Т, П, К;

3 стола для работы команд;

Конструктор, из которого дети будут выкладывать буквы П, Т, К;

Звуковые пеналы по количеству команд (3);

Набор цифр по количеству команд (3);

Схемы-«домики» для определения места звука в слове по количеству команд (3);

«кирпичики» - из конструктора;

Слоговые схемы;

«ударение»- черная  полоска (3);

Ленты 2-х цветов 20 см (6 шт.);

Изображения 2-х бабочек по цвету лент;

2 мольберта;

Эмблемы «бабочек» 2-х цветов;

Фломастеры для работы на мольбертах (красный, зеленый, синий + черный для рисования схемы слова и ударения);

Демонстрационные картинки «вата», «перо».

Ход занятия

(Организационная часть проходит в приемной).

Логопед:

- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в удивительный мир насекомых.

- Кто населяет это мир? (ответы детей).

- Как вы думаете, каким образом  можно попасть в мир насекомых? (на самолете, превратиться в гномов, по  сказочной радуге, в капельке дождя). -   - Замечательно! А можем мы сами превратиться в насекомых?

- А для того, чтобы произошло это волшебство, произнесем волшебные заклинания.

- Я их знаю, мне их поведал знакомый жук.  

- Повторяйте за мной:

(дети четко произносят слоги, проходят  в группу и встают в круг на «полянке»).

ку-ту-пу,  то-по-ко,  ка-та-па,  пу-ту-ку,  ко-то-по,  та-ка-па,

 пу-ку-ту,   по-то-ко,  па-ка-та,  ту-пу-ку,  то-ко-по,  та-па-ка.

В середине «полянки» лежат картинки, перевернутые обратной стороной. Открывается картинка «пчелы».

Общеразвивающие упражнения на координацию:

Пчелы гудят,                                                выполнение упражнений

В поле летят.                                                по тексту

С поля идут,

Медок несут.

Артикуляционные упражнения:

Попробуем мед.                                                «чмоканье губами»

Какой мед вкусный!                                        «вкусное варенье»

Приготовим «чашечку» для меда.                        «чашечка»

Пожуем соты с медом.                                        «жевание, сглатывание»

Открывается картинка «божья коровка».

Пальчиковая гимнастика:

Посмотрите, к нам прилетела божья коровка!        левой рукой показывают 

Божья коровка, полети на облачко!                        «чашечку» - брюшко

Принеси нам к осени                                        правой рукой поглаживаем

Все, что мы попросим:                                        сверху «божью коровку».

В огород – бобы,                                                загибают по одному 

В лес – ягоды, грибы,                                        по одному пальчику.

В родник – водицу,

В поле – пшеницу.

Открывается картинка «бабочка».

Самомассаж

На полянку заглянула красивая бабочка.                 

Она так медленно машет крылышками,                пальчиками

Они ласково  прикасаются к нашему лицу!        прикасаются к лицу

Но что это?

Прилетел  злой комарик!

Как больно он         кусает!                                щипки лица по массажным 

                                                                линиям

Надо его поймать и прихлопнуть!

Дыхательная гимнастика

Носом вдох, длинный выдох ртом: Э-Э-Э-Х!

Основной этап

- Ребята, оглянитесь вокруг. Посмотрите, сколько цветов вокруг поляны!

- Как вы думаете, мы здесь можем увидеть насекомых?

- Почему вы так думаете? (насекомые любят цветы, потому что одни они питаются нектаром, другие прячутся в цветах от опасности, а есть цветы, которые питаются насекомыми).

- Это необычные цветы!  В каждом цветке спряталось насекомое.

- Снимите с цветка насекомое, и объединитесь в  компании: стрекозы, бабочки  и  пчелы.

- Определите, пожалуйста, на слух, какой знакомый звук находится в названии вашего насекомого.

- Команда «Стрекозы»,  какой ваш звук? («Т»).

- Команда «Пчелы»,  какой ваш звук? («П»).

- Команда «Бабочки»,  какой ваш  звук? («К»).

- Сколько получилось у нас команд? (три).

- Вам надо построить    дом, где  будет жить ваша команда.

- У каждой «горки» (стола)  лежит строительный материал, постарайтесь «выстроить» свою букву.

- Молодцы! Правильно «построили» свои буквы.

- А чтобы сделать ваши дома безопасными, надо укрепить их «кирпичиками».

- «Кирпичики» вы можете заработать, если правильно выполните задания.

(дети садятся за стол. На столах звуковой пенал, слоговые схемы, черная полоска для ударения)

  1. Определите, сколько слогов в названии вашей команды и рядом положите цифру по количеству слогов.
  2. Найдите  слоговую схему (из 4-х предложенных).
  3. Поставьте ударение (черная полоска.)

(дети работают в 3-х командах за столами).

Стрекозы – 3 слога.

Пчелы – 2 слога              

Бабочки – 3 слога    

  1. Определите место вашего звука в слове-названии вашей команды, обозначьте фишкой нужного цвета.

стрекозы - Т

пчелы - П

бабочки - К

Логопед:

- Ну вот, укрепили наши домики, получили по 4 «кирпичика» (строительный материал, который пристраивается к букве).

Логопед:

- Теперь можно и лететь!

- У меня вопрос: почему одни насекомые летают, а другие нет? (потому что у них есть крылья)

- Я приготовила вам  красивые волшебные  «крылья» бабочек (в пальцах  у логопеда зажаты 6 лент 2-х цветов).

- Зажмите по одному «крылышку» в руке, я сейчас разожму пальцы,  и вы окажетесь крылышками одной бабочки.

(логопед разжимает пальцы,  и дети  оказываются соединены  лентой одного цвета).

- У нас появились  голубые и желтые бабочки!

«Подлетайте», бабочки, к «полянкам» (мольбертам) вашего цвета. (на мольбертах изображения бабочек соответствующих цветов).

Работа у 2-х мольбертов  подгруппами.

- Перед вами картинки: «вата» и «перо».

Если  правильно выполните задание, вы поможете утеплить домики насекомых ватой и перышками перед зимой.

- Сделайте звуковой анализ вашего слова-картинки.

вата                        

1 звук       «в» - согласный твердый звонкий

2 звук       «а» - гласный        

3 звук       «т» - согласный твердый глухой

4 звук       «а» - гласный

 

перо        

1 звук      «п» - согласный мягкий, глухой

2 звук      «э» -  гласный

3 звук      «р» - согласный твердый звонкий

4 звук      «о» - гласный

Ребята, придумайте предложение с вашим словом и начертите его схему.

Вата похожа на белое облако.          

        

Пером раньше писали письма

друзьям.

        

Логопед

- А теперь нам пора возвращаться в детский сад.

- Как вернуться? (улететь, уползти, уползти).

- Чтобы вернуться  из мира насекомых, попробуем улететь на крыльях насекомых.

нам надо просто вспомнить, как называются их крылья.

Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи

Дети встают парами, как объединились цветной лентой - 6 пар. Пара отвечает вместе в один голос и выходит из группы.

Игра «Назови, чье крылышко?»
Логопед: Пчела

Дети: Это крылышко пчелы.

Логопед: Кузнечик

Дети: Это крылышко кузнечика.
Логопед: Стрекоза

Дети - Это крылышко стрекозы

Логопед: Бабочка

Дети: Это крылышко бабочки

Логопед: Шмель

Дети: Это крылышко шмеля

Логопед: Жук

Дети: Это крылышко жука.

Вот и закончилось наше путешествие в удивительный мир насекомых.

Релаксация

- Ребята, что мы сегодня делали в мире насекомых?

(Нашли им домики, укрепили «кирпичиками»»  дома насекомых, когда делили слова на слоги и ставили ударение, находили место звука в слове, утеплили дома насекомых, выполнив звуковой анализ и начертили схемы предложений, летали на крыльях насекомых).

- А сейчас мы сможем с вами «полетать» на прогулке!.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР"Цветик-семицветик"

Представлен  конспект занятия  по формированию лексико-грамматических кактегорий у детей с ОНР. Игровая форма представленного материала позволяет повысить мотивационную готовность логопатов ...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий на тему «Посуда»

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий на тему «Посуда»...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности....

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выращивают хлеб? Хлеб Кубани»

Конспект  занятия учителя-логопеда по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выра...