Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя "Этот удивительный мир насекомых!"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Задачи:
коррекционно-образовательные:
- учить детей сравнивать звуки П — Т — К по акустическим и визуальным признакам;
- расширять словарь по теме «Насекомые» и закреплять умение употреблять имена существительные в родительном падеже;
коррекционно-развивающие:
- развивать у детей дыхание и голос;
- развивать мимическую мускулатуру лица;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- развивать фонематические процессы;
- развивать звуковой анализ и синтез слов;
- развивать мыслительную деятельность;
коррекционно-воспитательная:
— воспитывать у детей бережное и заботливое отношение к маленьким обитетелям природного мира.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Этот удивительный мир насекомых!
Задачи:
коррекционно-образовательные:
- учить детей сравнивать звуки П — Т — К по акустическим и визуальным признакам;
- расширять словарь по теме «Насекомые» и закреплять умение употреблять имена существительные в родительном падеже;
коррекционно-развивающие:
- развивать у детей дыхание и голос;
- развивать мимическую мускулатуру лица;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- развивать фонематические процессы;
- развивать звуковой анализ и синтез слов;
- развивать мыслительную деятельность;
коррекционно-воспитательная:
— воспитывать у детей бережное и заботливое отношение к маленьким обитетелям природного мира.
Оборудование:
Картинки для «полянки» - пчелы, божья коровка, бабочка, комар;
Контуры цветов (по количеству детей) с «подсаженными» насекомыми (стрекоза, пчела, бабочка), в названиях которых есть звуки Т, П, К;
3 стола для работы команд;
Конструктор, из которого дети будут выкладывать буквы П, Т, К;
Звуковые пеналы по количеству команд (3);
Набор цифр по количеству команд (3);
Схемы-«домики» для определения места звука в слове по количеству команд (3);
«кирпичики» - из конструктора;
Слоговые схемы;
«ударение»- черная полоска (3);
Ленты 2-х цветов 20 см (6 шт.);
Изображения 2-х бабочек по цвету лент;
2 мольберта;
Эмблемы «бабочек» 2-х цветов;
Фломастеры для работы на мольбертах (красный, зеленый, синий + черный для рисования схемы слова и ударения);
Демонстрационные картинки «вата», «перо».
Ход занятия
(Организационная часть проходит в приемной).
Логопед:
- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в удивительный мир насекомых.
- Кто населяет это мир? (ответы детей).
- Как вы думаете, каким образом можно попасть в мир насекомых? (на самолете, превратиться в гномов, по сказочной радуге, в капельке дождя). - - Замечательно! А можем мы сами превратиться в насекомых?
- А для того, чтобы произошло это волшебство, произнесем волшебные заклинания.
- Я их знаю, мне их поведал знакомый жук.
- Повторяйте за мной:
(дети четко произносят слоги, проходят в группу и встают в круг на «полянке»).
ку-ту-пу, то-по-ко, ка-та-па, пу-ту-ку, ко-то-по, та-ка-па,
пу-ку-ту, по-то-ко, па-ка-та, ту-пу-ку, то-ко-по, та-па-ка.
В середине «полянки» лежат картинки, перевернутые обратной стороной. Открывается картинка «пчелы».
Общеразвивающие упражнения на координацию:
Пчелы гудят, выполнение упражнений
В поле летят. по тексту
С поля идут,
Медок несут.
Артикуляционные упражнения:
Попробуем мед. «чмоканье губами»
Какой мед вкусный! «вкусное варенье»
Приготовим «чашечку» для меда. «чашечка»
Пожуем соты с медом. «жевание, сглатывание»
Открывается картинка «божья коровка».
Пальчиковая гимнастика:
Посмотрите, к нам прилетела божья коровка! левой рукой показывают
Божья коровка, полети на облачко! «чашечку» - брюшко
Принеси нам к осени правой рукой поглаживаем
Все, что мы попросим: сверху «божью коровку».
В огород – бобы, загибают по одному
В лес – ягоды, грибы, по одному пальчику.
В родник – водицу,
В поле – пшеницу.
Открывается картинка «бабочка».
Самомассаж
На полянку заглянула красивая бабочка.
Она так медленно машет крылышками, пальчиками
Они ласково прикасаются к нашему лицу! прикасаются к лицу
Но что это?
Прилетел злой комарик!
Как больно он кусает! щипки лица по массажным
линиям
Надо его поймать и прихлопнуть!
Дыхательная гимнастика
Носом вдох, длинный выдох ртом: Э-Э-Э-Х!
Основной этап
- Ребята, оглянитесь вокруг. Посмотрите, сколько цветов вокруг поляны!
- Как вы думаете, мы здесь можем увидеть насекомых?
- Почему вы так думаете? (насекомые любят цветы, потому что одни они питаются нектаром, другие прячутся в цветах от опасности, а есть цветы, которые питаются насекомыми).
- Это необычные цветы! В каждом цветке спряталось насекомое.
- Снимите с цветка насекомое, и объединитесь в компании: стрекозы, бабочки и пчелы.
- Определите, пожалуйста, на слух, какой знакомый звук находится в названии вашего насекомого.
- Команда «Стрекозы», какой ваш звук? («Т»).
- Команда «Пчелы», какой ваш звук? («П»).
- Команда «Бабочки», какой ваш звук? («К»).
- Сколько получилось у нас команд? (три).
- Вам надо построить дом, где будет жить ваша команда.
- У каждой «горки» (стола) лежит строительный материал, постарайтесь «выстроить» свою букву.
- Молодцы! Правильно «построили» свои буквы.
- А чтобы сделать ваши дома безопасными, надо укрепить их «кирпичиками».
- «Кирпичики» вы можете заработать, если правильно выполните задания.
(дети садятся за стол. На столах звуковой пенал, слоговые схемы, черная полоска для ударения)
- Определите, сколько слогов в названии вашей команды и рядом положите цифру по количеству слогов.
- Найдите слоговую схему (из 4-х предложенных).
- Поставьте ударение (черная полоска.)
(дети работают в 3-х командах за столами).
Стрекозы – 3 слога.
Пчелы – 2 слога
Бабочки – 3 слога
- Определите место вашего звука в слове-названии вашей команды, обозначьте фишкой нужного цвета.
стрекозы - Т
пчелы - П
бабочки - К
Логопед:
- Ну вот, укрепили наши домики, получили по 4 «кирпичика» (строительный материал, который пристраивается к букве).
Логопед:
- Теперь можно и лететь!
- У меня вопрос: почему одни насекомые летают, а другие нет? (потому что у них есть крылья)
- Я приготовила вам красивые волшебные «крылья» бабочек (в пальцах у логопеда зажаты 6 лент 2-х цветов).
- Зажмите по одному «крылышку» в руке, я сейчас разожму пальцы, и вы окажетесь крылышками одной бабочки.
(логопед разжимает пальцы, и дети оказываются соединены лентой одного цвета).
- У нас появились голубые и желтые бабочки!
«Подлетайте», бабочки, к «полянкам» (мольбертам) вашего цвета. (на мольбертах изображения бабочек соответствующих цветов).
Работа у 2-х мольбертов подгруппами.
- Перед вами картинки: «вата» и «перо».
Если правильно выполните задание, вы поможете утеплить домики насекомых ватой и перышками перед зимой.
- Сделайте звуковой анализ вашего слова-картинки.
вата
1 звук «в» - согласный твердый звонкий
2 звук «а» - гласный
3 звук «т» - согласный твердый глухой
4 звук «а» - гласный
перо
1 звук «п» - согласный мягкий, глухой
2 звук «э» - гласный
3 звук «р» - согласный твердый звонкий
4 звук «о» - гласный
Ребята, придумайте предложение с вашим словом и начертите его схему.
Вата похожа на белое облако.
Пером раньше писали письма
друзьям.
Логопед
- А теперь нам пора возвращаться в детский сад.
- Как вернуться? (улететь, уползти, уползти).
- Чтобы вернуться из мира насекомых, попробуем улететь на крыльях насекомых.
нам надо просто вспомнить, как называются их крылья.
Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи
Дети встают парами, как объединились цветной лентой - 6 пар. Пара отвечает вместе в один голос и выходит из группы.
Игра «Назови, чье крылышко?»
Логопед: Пчела
Дети: Это крылышко пчелы.
Логопед: Кузнечик
Дети: Это крылышко кузнечика.
Логопед: Стрекоза
Дети - Это крылышко стрекозы
Логопед: Бабочка
Дети: Это крылышко бабочки
Логопед: Шмель
Дети: Это крылышко шмеля
Логопед: Жук
Дети: Это крылышко жука.
Вот и закончилось наше путешествие в удивительный мир насекомых.
Релаксация
- Ребята, что мы сегодня делали в мире насекомых?
(Нашли им домики, укрепили «кирпичиками»» дома насекомых, когда делили слова на слоги и ставили ударение, находили место звука в слове, утеплили дома насекомых, выполнив звуковой анализ и начертили схемы предложений, летали на крыльях насекомых).
- А сейчас мы сможем с вами «полетать» на прогулке!.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий по теме "Грибы" в средней группе
Материал для логопедов, для работы с детьми имеющими ОНР....
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР"Цветик-семицветик"
Представлен конспект занятия по формированию лексико-грамматических кактегорий у детей с ОНР. Игровая форма представленного материала позволяет повысить мотивационную готовность логопатов ...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий на тему «Посуда»
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий на тему «Посуда»...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности.
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности....
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выращивают хлеб? Хлеб Кубани»
Конспект занятия учителя-логопеда по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выра...