Упражнения для развития памяти у детей дошкольного возраста.
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Тоболина Таиса Валерьевна

Если родители регулярно будут  играть с детьми, то дошкольник добьется очень неплохих результатов в развитии памяти, образного мышления, сообразительности, фантазии, смекалки. Желаю удачи!!!!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyat.docx19.19 КБ

Предварительный просмотр:

Игры, развивающие внимание и память

Если родители регулярно будут  играть с детьми, то дошкольник добьется очень неплохих результатов в развитии памяти, образного мышления, сообразительности, фантазии, смекалки. Желаю удачи!!!!

Упр. 1

Первым и, пожалуй, самым легким упражнением является запоминание и воспроизведение зрительных образов. Ребенок должен нарисовать, тот или иной образ, например, машину. Для начала образы должны быть очень простыми, но со временем их стоит усложнять деталями. То есть если в первое время ребенок должен был нарисовать мальчика, то через некоторое время попросите его изобразить уже веселого мальчика и т.д. После этого можно предложить ребенку нарисовать, допустим, радость или любой другой непредметный образ. Существует несколько модификаций данного упражнения. Можно, например, дать ребенку простой рисунок на тридцать секунд, после чего попросить его воспроизвести его.

Упр. 2 Задание 1. «Я назову тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить», например: слон, заяц, белка,, шкаф, мышь, волок, диван, кресло, медведь). Повтори.

Задание 2. Как ты думаешь, можно ли разделить эти слова на группы? На какие?

Задание 3.  Составить рассказ или сказку из этих слов.

Упр. 3 Ребенку необходимо дать пары слов, не связанных между собой по смыслу. Например, кот и кофе. Ребенок должен каким-либо образом связать эти два слова. Допустим, «кот не любит кофе» или «кот уронил баночку с кофе» и т.д. например: пар – шум, якорь – кофта, мак – лифт, машина – воздух, девочка – шарик, цирк – волк, телевизор – пылесос, точка – магазин, лопата – лист, снег - вода.

Упражнение 4. Прочитайте ребенку интересный и небольшой текст. После чего попросите его, изобразить основную мысль текста на бумаге и пересказать текст. Можно также усложнить задание и предложить ребенку еще и продолжить текст двумя - тремя предложениями.

По большому счету, все упражнения строятся по одному принципу. Ребенку необходимо развивать ассоциативное мышление, что необходимо для хорошей памяти. Всегда надо помнить, что все упражнения должны быть даны ребенку в качестве игры. Нельзя заставлять ребенка, ведь игра – дело добровольное. Если ребенку будет по-настоящему интересно, то он пойдет в школу вполне подготовленным.

Упражнение 5 – тренировка слуховой памяти и способностей к ассоциациям.
Взрослый говорит, что будет называть различные слова. Ребенок должен мысленно представлять их и описывать словами внешний вид, свойства или действия с этими предметами. Например,
мыло – душистое, скользкое, может щипать глазки, когда купаемся. Затем воспроизвести слова по памяти, опираясь на свои образы. Сначала пять слов, затем увеличиваете до 10, можно и больше.

Чего не стало, или волшебство.

На столик ставятся несколько предметов, игрушки. Ребенок внимательно смотрит на них одну - две минуты, а затем отворачивается. В этот момент взрослый убирает один из предметов. Задача ребенка - вспомнить, какого предмета не хватает (для детей старшего дошкольного возраста предлагается более сложный вариант – с исчезновением двух и более игрушек.

Узнай предмет

Упражнением для тренировки тактильной памяти может стать игра «Узнай предмет». Ребенку старшего дошкольного возраста завязывают глаза, и по очереди кладут в его вытянутую руку различные предметы. При этом их названия вслух не произносятся, малыш сам должен догадаться о том, что это за вещь. После того, как ряд предметов (3-10) будет обследован, ему предлагают назвать все эти вещи, причем, в той последовательности, в которой они вкладывались в руку. Сложность задания заключается в том, что ребенку требуется выполнять 2 мыслительные операции – узнавание и запоминание.

Чудесные слова

Слуховую память старших дошкольников развивает игра «Чудесные слова». Необходимо подобрать 20 слов, связанных между собой по смыслу: должно получиться 10 пар, например: еда-ложка, окно-дверь, лицо-нос, яблоко-банан, кошка-собака. Эти слова читаются ребенку 3 раза, причем, пары интонационно выделяются. Через некоторое время малышу повторяют только первые слова пар, а вторые он должен вспомнить. Это тренировка кратковременной слуховой памяти. Для развития долговременного запоминания нужно попросить дошколенка вспомнить вторые слова пар не сразу, а спустя полчаса.

Нарисуй фигуру

Ребенку показывают4-6 геометрических фигур, а потом просят его нарисовать на бумаге те, что он запомнил. Более сложный вариант – попросить юного художника воспроизвести фигуры, учитывая их размер и цвет.

Кто знает больше

Игра "Кто знает больше" также предназначена для старшего дошкольного возраста. Ребенку предлагают за одну минуту назвать 5 предметов заданной формы или цвета. Например, - 5 круглых предметов, или 5 красных предметов. Повторы не считаются!

Игра «Прятки со словами»

Описание задания.  Ребенку предлагается повторить за взрослым  слова: сначала одно, затем два и т.д.            

  1. огонь
  2. дом, молоко
  3. конь, гриб, игла,
  4. петух, солнце, асфальт, тетрадь
  5. крыша, пень, свеча, школа, вода,
  6. карандаш, машина, брат, хлеб,  мел, птица
  7. орел, игра, дуб, телефон, стакан, сын, пальто
  8. гора, ворона, часы, стол, снег, картина, мел, сосна
  9. мяч, яблоко, шапка, морковка, стул, бабочка, цыпленок, носки, ваза
  10. грузовик, камень, ягода, портфель, санки, молоток, памятник, лавочка,  арбуз, груша.

В течение 5 повторов, ребенок сам запоминает слова, если трудно запоминать, можно вместе с ребенком рисовать слова.

Игра Да и нет не говорите

Описание задания.  Ребенку задаются вопросы, а он отвечает как угодно, но не использует слова «ДА» и «НЕТ». (Ты девочка, ты любишь зиму, у тебя есть платье, кофта и т.д.)

Хлопни в ладоши

Описание занятия. Я называю разные слова, а  ты хлопай в ладоши, когда я назову какое-нибудь животное.

СТОЛ, КНИГА, ЛОШАДЬ, СТУЛ, ДВЕРЬ, ВИНОГРАД, СОБАКА, ГРУША, НОЖНИЦЫ, КНИГА, МЯЧ, ПЕТУХ, ТУФЛИ, КАРАНДАШ, ОКНО, КОШКА, САПОГИ, КОТ, СТЕКЛО, КОЗА, СТЕКЛО, ДОМ, ДОРОГА, КАРАНДАШ, ДЕРЕВО, КОВЕР, ТИГР, ЛОПАТА, АРБУЗ,  КРЫША ТРУБА, ВОЛК, ПАЛЬТО, БЕЛКА, ПОЛКА, ТАРЕЛКА, БЕЛКА, МАСЛО, ЧАЙНИК, АНАНАС.

Игра «Пуговицы»

Дидактический материал. Набор пуговиц.

Описание задания. Перед ребенком пуговицы, необходима среди множества найти три одинаковых.

Вариант: запомни 10 пуговиц, скажи какую я спрятала.

1задание «Картина происшествия»

Как известно, настоящий сыщик должен обладать уникальной памятью, чтобы не упустить ни одной детали на месте преступления. Игрокам предоставляется возможность проверить свою зрительную память. Мама  выкладывает на поднос от 8 до 10 каких-нибудь мелких предметов (игрушек, фруктов и т. д.). В то время как мама,  считает до пяти, ребенок смотрят на поднос, запоминая предметы, а затем отворачиваются и называют их.

Тренировка быстрого запоминания

Программный материал в школе не всегда интересен для ребёнка. Чтобы его усвоить, ученику приходится зубрить. Ещё в дошкольном возрасте стоит познакомить малыша со способами произвольного запоминания.

  • Использование ассоциаций. Если необходимо запомнить что-то незнакомое или абстрактное, нужно найти связь со знакомыми образами. Также можно подбирать созвучные варианты (например, цифра один похожа на палочку, цифра два на уточку).
  • Придумывание «напоминалок». Особенность приёма заключается в выделении и фиксировании главного. Например, «подбери пять слов или картинок, которые помогут запомнить текст».
  • Задействование других способов восприятия. При заучивании стихотворения предложите малышу представить себе картинку; при знакомстве с новой буквой нарисуйте её в воздухе или изобразите при помощи своего тела.
  • Запомни стихотворение с помощью рисунка.

Тренировка двигательной памяти

Дети быстро устают и теряют интерес к происходящему. Эти особенности необходимо учитывать, планируя занятие или игру. После непродолжительных умственных нагрузок обязательно следует активный отдых в виде зарядки. Её можно тоже превратить в весёлую и полезную для мозга игру.

«Запрещённый приём». Договоритесь с малышом об одном или нескольких движениях, которые делать нельзя. Теперь ведущий показывает разные элементы. Ребёнок должен быстро их повторить, но пропустить «запрещённые». Весело и задорно!

Желаю удачи!!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры, упражнения, задания, способствующие развитию памяти у детей дошкольного возраста

Из всего разнообразия игр, упражнений и заданий, способствующих развитию памяти у детей дошкольного возраста, здесь представлены те, которые  я использую в своей профессиональной деятельности....

Игры, упражнения, задания, способствующие развитию памяти у детей дошкольного возраста

Картотека игр, направленных на развитие памяти у детей дошкольного возраста...

Картотека игр и упражнений для развития памяти у детей дошкольного возраста и детей с ОВЗ

Игры и упражнения способствующие развитию памяти у детей дошкольного возрастаю....

Игры и упражнения для развития памяти у детей дошкольного возраста

Игры и упражнения для развития памяти у детей дошкольного возраста...

Игры, упражнения, задания, способствующие развитию памяти у детей дошкольного возраста

Память является условием успешного обучения, приобретения знаний и умений.Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие разных видов памяти детей дошкольного возраста:...

Игры, упражнения, задания, способствующие развитию памяти у детей дошкольного возраста

Игры, упражнения, задания, способствующие развитию памяти у детей дошкольного возраста...

Способы и упражнения для развития памяти у детей дошкольного возраста

Память – это способность запечатлевать, сохранять и в нужный момент узнавать и воспроизводить информацию: то, что человек видел, слышал, о чем читал. Память относится к базовым психическим функц...