Способы и упражнения для развития памяти у детей дошкольного возраста
консультация
Память – это способность запечатлевать, сохранять и в нужный момент узнавать и воспроизводить информацию: то, что человек видел, слышал, о чем читал. Память относится к базовым психическим функциям. Развитая память считается одним из критериев готовности ребенка к школе, влияет на успеваемость, является предпосылкой к разностороннему познанию мира. Поэтому все методики раннего развития включают в себя упражнения и игры, направленные на развитие памяти у детей. И это не только заучивание стихов. Есть много методов, которые подходят для детей разного возраста.
Выделяют следующие виды памяти:
зрительная (запоминание увиденных образов и явлений);
слуховая (запоминание услышанной информации);
обонятельная (память на запахи);
осязательная (отражение в памяти тактильных ощущений);
вкусовая (запоминание вкусовых ощущений).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_i_uprazhneniya_dlya_razvitiya_pamyati_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 23.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Способы и упражнения для развития памяти у детей дошкольного возраста
Память – это способность запечатлевать, сохранять и в нужный момент узнавать и воспроизводить информацию: то, что человек видел, слышал, о чем читал. Память относится к базовым психическим функциям. Развитая память считается одним из критериев готовности ребенка к школе, влияет на успеваемость, является предпосылкой к разностороннему познанию мира. Поэтому все методики раннего развития включают в себя упражнения и игры, направленные на развитие памяти у детей. И это не только заучивание стихов. Есть много методов, которые подходят для детей разного возраста.
С двух до шести лет – период «почемучек». Дети активно интересуются окружающим миром и легко запоминают полученную информацию. Лучше всего усваивается яркая и интересная информация, преподнесенная в игровой форме. От шести до двенадцати лет долговременная память становится более качественной. Ребенок уже готов прилагать усилия, чтобы запомнить какой-то материал. С подросткового возраста память функционирует, как у взрослого человека, и развивается при получении новых знаний и использовании этого опыта.
Какие виды памяти бывают
Информация, которая отражается в памяти, может быть разной. Это отличие заключается в задействовании разных органов чувств (анализаторов) при ее восприятии. Не существует какой-то единой и неделимой памяти. В действительности память человека состоит из трёх основных составляющих. Это, так называемые, виды памяти человека. Каждая из них имеет значение на определённом этапе запоминания. Только слаженная и гармоничная работа всех «частей памяти» и даёт возможность каждому из нас приобретать новые знания, усваивать разнообразную информацию и помнить прошедшие события.
Выделяют следующие виды памяти:
зрительная (запоминание увиденных образов и явлений);
слуховая (запоминание услышанной информации);
обонятельная (память на запахи);
осязательная (отражение в памяти тактильных ощущений);
вкусовая (запоминание вкусовых ощущений).
Полезные факты о развитии памяти у детей
Лучше всего дети запоминают информацию через тактильные ощущения | Если ребенок может пощупать, потрогать, поиграть с предметом, он лучше запомнит информацию о нем. Наглядный пример: можно 10 раз сказать, что утюг горячий, и это не будет иметь эффекта. Но стоит малышу один раз обжечься – он навсегда запомнит, что этот предмет лучше не трогать |
Эмоционально окрашенные воспоминания сохраняются лучше | Исследования показали, что дети, выросшие в больших семьях, у которых был опыт взаимодействия со многими людьми, запоминают информацию лучше. Это связывают с тем, что в больших шумных семьях с ребенком больше взаимодействуют – члены семьи обращаются к нему, играют с ним. От этого малыш получает больше эмоций и, следовательно, больше воспоминаний. |
Анализ информации позволяет лучше запомнить ее | Если после похода в театр обсудить с малышом спектакль, спросить, какой герой больше всего понравился и почему, какие чувства были у него во время просмотра, то он запомнит культурный выход лучше. |
Двигательная активность влияет на память | Любые физические нагрузки, а особенно те, что проходят на свежем воздухе, стимулируют кровоток, усиливают кровоснабжение головного мозга, что благоприятно сказывается на способности запоминать информацию. Поэтому для здоровья и успешного развития детей так важны прогулки и занятия спортом |
Большое количество мультфильмов может ослабить память | Частая смена картинок на экране перегружает нервную систему малыша, от этого внимание и память ухудшаются. Детям до двух лет нейропсихологи вообще не рекомендуют смотреть мультики, а после двух установить лимит – 2 часа экранного времени в день. При этом желательно, чтобы оно было разделено на небольшие отрезки: 4 раза по 30 минут лучше, чем один раз в течение двух часов. |
Игры и упражнения для развития памяти
Ежедневно выполняя несложные упражнения в игровой форме, можно достичь хороших результатов. Ниже приведены примеры игр, подобранные для развития каждого вида памяти.
Для развития зрительной памяти.
;Какой игрушки не хватает?». Разложите перед ребенком несколько игрушек, затем попросите его отвернуться, уберите одну или две и спросите, что изменилось.
2. «В чем отличия?». Находить разницу между двумя картинками очень полезно не только для развития памяти, но и для усиления внимательности.
3. «Опиши товарища». Это игра для группы малышей. Малышей просят посмотреть внимательно на соседа, запомнить, как он выглядит, во что одет, а потом отвернуться и рассказать про его внешность.
Для развития двигательной и тактильной памяти
1. «Восстанови последовательность». На стол выкладываются 5-6 кусочков тканей. Ребенку с завязанными глазами предлагают пощупать их. Затем кусочки тканей перемешивают и предлагают ребенку выложить их на столе в той последовательности, в которой они были изначально.
2. «Повтори движения». В эту игру можно играть как с одним малышом, так и с группой. Детям нужно показать танцевальные движения, двигаясь от простых к сложным, и попросить их повторить.
3. «Остановись вовремя!». Перед началом игры нужно договориться с ребенком или с группой, какое движение под запретом (например, хлопок в ладоши). Игра заключается в повторении движений вслед за ведущим. Когда ведущий делает запрещенное движение, все должны остановиться. Тот, кто не среагирует вовремя, выбывает из игры.
Для развития слуховой памяти
1. «Повтори мелодию». Для этой игры понадобится фортепиано или игрушечный синтезатор. Можно предложить малышу отвернуться и сыграть ему 3-4 ноты, после чего попросить повторить, найдя их на клавиатуре и воспроизведя в нужной последовательности.
2. «Найди лишнее». Нужно зачитать малышу несколько несвязанных между собой слов — четко, делая небольшие паузы (например, яблоко, пальто, кровать и т. п.). Потом попросить его повторить те слова, которые он запомнил. Зачитать еще раз те же самые слова, но добавить в список пару новых. Спросить у малыша, какие слова в первый раз не были произнесены.
3. «Угадай мультфильм». Упражнение заключается в попытке ребенка угадать, песенку из какого мультфильма он сейчас слышит. Также можно попросить малыша пересказать сюжет этого мультфильма.
Для развития эмоциональной памяти.
;Веселый-грустный». Малышу нужно показать карточки с изображениями леденцов, воздушных шаров, пышного торта — всего, что может вызвать положительные эмоции. И изображения, которые вызовут негативные чувства — разбитую чашку, серые тучи, закрывающие солнце, болеющего человека с градусником под мышкой. Показывая каждую карточку по очереди, нужно попросить малыша сказать, что он чувствует при взгляде на картинку. Какие эмоции вызывает у него рисунок? Главная задача — вовлечь ребенка в процесс восприятия, в котором сознательно включается эмоциональный фактор.
2. «Выбери эмоцию». Для этой игры понадобятся карточки с изображением эмоций — радость, грусть, гнев и т. п. Малыш должен выбрать карточку, а потом попытаться рассказать о том, какую эмоцию он выбрал и почему. Например: «Сегодня я злой, потому что…».
3. «Угадай по голосу». Еще одна форма игры — угадывание эмоций по голосу. Можно произносить простые фразы, например: «Сегодня утром я снова ел кашу». Постарайтесь передать голосом эмоцию, которую испытываете, и пусть ребенок попробует отгадать, что это за эмоция.
Для развития словесно-логической памяти.
- «Назови второе слово». Для игры необходимо подготовить 10 пар слов, связанных по смыслу. Например: мышь-сыр, зима-санки. Прочитать все пары слов ребенку, не торопясь, давая время запомнить. Потом объяснить, что основная задача — вспомнить и назвать второе слово после того, как будет названо первое в паре.
- «Свяжи слова, близкие по смыслу». В этой игре задача обратная: нужно подготовить пары слов таким образом, чтобы они не были связаны по смыслу, но при этом среди других пар должно найтись слово, которое можно объединить с первым названным. Пример: изначальный вариант — яблоко-море. Другая пара слов: груша-лодка. Яблоки и груши можно съесть, а на лодке можно плавать по морю.
- «Третий — лишний!». Для игры необходимо подготовить несколько цепочек из трех слов. В каждой из цепочек два слова должны быть связаны по смыслу, а третье — нет. Задачей ребенка будет определить, какое слово является лишним в смысловой цепочке.
Для развития образной памяти.
1. «Опиши предмет». Нужно выбрать какой-то предмет — например, игрушку, или машину, если вы на прогулке — и предложить ребенку вспомнить как можно больше отличительных признаков. Признаки нужно называть по очереди. Проигрывает тот, кто не сможет назвать признак, когда придет его очередь.
2. «Угадай героя». Здесь цель вспомнить героя мультфильма или книги, которого ребенок точно знает, называя ему отличительные признаки этого персонажа.
3. «Вспомни детали». Ребенку показывается коллаж из нескольких рисунков. Например, это могут быть герои мультфильмов. Затем коллаж убирается, и ребенка просят назвать все, что он сумел разглядеть и запомнить.
Для развития ассоциативной памяти.
1. «Придумай ассоциацию». Нужно прочитать ребенку небольшое стихотворение, а затем предложить ему нарисовать картинку к каждой фразе. По этим картинкам ребенок должен будет попытаться повторить стихотворение. Это упражнение — хорошая тренировка не только ассоциативного мышления, но также и логики.
2. «Запомни слово к знаку-символу». Ребенку показывают несколько символов, изображенных на отдельных карточках. Показывая каждый символ, взрослый называет слово. Далее ребенка нужно попросить вспомнить, какое слово к какому символу относилось, показывая ему карточки в произвольном порядке.
3. «Я знаю пять…». Смысл игры заключается в том, чтобы повторять названия чего-либо или имена, отбивая мяч. Например, «Я знаю пять имен девочек: Маша — раз, Даша — два…» и т. д.
Для развития логической памяти
1. «Поеду на море!». В игре могут участвовать несколько человек, а можно играть вдвоем с ребенком. Первый игрок начинает словами «Я поеду на море и возьму с собой…» — и говорит то, что возьмет (один предмет). Второй продолжает начатую цепочку, упоминая предмет, который уже называли, и добавляя свой. И так до тех пор, пока кто-то не собьется.
2. «Продолжи смысловой ряд». Взрослый называет слово — например, «школа». Ребенок должен продолжить смысловой ряд (например, «дети», «учитель», «книга» и т. п.).
3. «Закончи предложение». Взрослый начинает предложение, а ребенок должен закончить его так, чтобы все совпадало по смыслу. Например: «Машина не может ехать дальше, потому что у нее… (сломан двигатель)».
Память ребенка постоянно трансформируется и совершенствуется: поначалу это механическое запоминание, которое с течением времени становится все более и более осознанным. Для ускорения и улучшения результатов можно использовать игры, приведенные выше, как упражнения, способствующие максимальному раскрытию способностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры, упражнения, задания, способствующие развитию памяти у детей дошкольного возраста
Из всего разнообразия игр, упражнений и заданий, способствующих развитию памяти у детей дошкольного возраста, здесь представлены те, которые я использую в своей профессиональной деятельности....
Игры, упражнения, задания, способствующие развитию памяти у детей дошкольного возраста
Картотека игр, направленных на развитие памяти у детей дошкольного возраста...
Картотека игр и упражнений для развития памяти у детей дошкольного возраста и детей с ОВЗ
Игры и упражнения способствующие развитию памяти у детей дошкольного возрастаю....
Игры и упражнения для развития памяти у детей дошкольного возраста
Игры и упражнения для развития памяти у детей дошкольного возраста...
Упражнения для развития памяти у детей дошкольного возраста.
Если родители регулярно будут играть с детьми, то дошкольник добьется очень неплохих результатов в развитии памяти, образного мышления, сообразительности, фантазии, смекалки. Желаю удачи!!!!...
Статья на тему: "Нестандартные способы стимуляции внимания, развития памяти у детей дошкольного возраста"
Статья на тему: "Нестандартные способы стимуляции внимания, развития памяти у детей дошкольного возраста"...
Игры, упражнения, задания, способствующие развитию памяти у детей дошкольного возраста
Память является условием успешного обучения, приобретения знаний и умений.Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие разных видов памяти детей дошкольного возраста:...