Картотека игр и упражнений для развития памяти у детей дошкольного возраста и детей с ОВЗ
картотека по коррекционной педагогике

Афанасьева Ирина Михайловна

Игры и упражнения способствующие развитию памяти у детей дошкольного возрастаю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_na_razvitie_pamyati.docx968.74 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр для развития памяти

Подготовила педагог:

 Афанасьева Ирина Михайловна

Игры и упражнения, способствующие развитию памяти:

  • “Запомни предметы” (учить ребенка запоминать и воспроизводить информацию).
  • “Детектив” (развитие произвольного запоминания; ребенок в течение 15 минут рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребенок должен назвать картинки, которые запомнил).
  • “Пирамида” (развитие краткосрочной механической памяти. Взрослый называет ребенку сначала одно слово, ребенок должен сразу же повторить его; затем взрослый называет два слова, ребенок повторяет их; затем взрослый называет три слова, ребенок - повторяет и т.д.)
  • “Что ты видел в отпуске?” (взрослый задает ребенку вопросы о происходящих в отпуске событиях).
  • “Следопыт” (Взрослый показывает ребенку игрушку и говорит, что сейчас ее спрячет в комнате; ребенок отворачивается; взрослый прячет игрушку; ребенок должен ее найти).
  • “Что ты ел на обед?” (ребенок должен перечислить все, что ел на обед).
  • “Одежда” (ребенок должен вспомнить, в каком порядке он одевался утром).
  • “Нарисуй такой же” (ребенок рисует на листе бумаге какой-либо простой предмет; затем лист переворачивается и ребенок должен нарисовать точно такой же предмет).
  • “Я положил в мешок” (взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы; ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке).
  • “Короткий рассказ” (взрослый читает короткий рассказ; ребенок должен воспроизвести его).
  • “Башня” (ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящей из множества геометрических фигур; ребенок должен запомнить эти фигуры и назвать).
  • “Фигурка из палочек” (взрослый выкладывает фигурку из палочек; ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же).

Игры для детей 3-5лет

Запомни свое место (для детей 4-5 лет)

Дети стоят в кругу или в разных углах зала, каждый должен запомнить свое место. Под музыку И. Дунаевского «Галоп» все разбегаются, а с окончанием музыки должны вернуться на свои места.

Флажок (для детей 4 — 5 лет)

Цель: преодоление двигательного автоматизма

Играющие ходят по залу под «Болгарскую песню» (обработка Т. Ломовой). Когда ведущий поднимет флажок вверх, все дети должны остановиться, хотя музыка продолжает звучать.                                                                                  

Запомни свое место (для детей 4-5 лет)

Цель игры. Развивать моторно-слуховую память.

Дети стоят в кругу или в разных углах зала, каждый должен запомнить свое место. Все разбегаются, а затем возвращаются на свои места.

Запомни свою позу (для детей 4-5 лет)

Цель игры.  Развивать моторно-слуховую память.

Дети стоят в кругу или в разных углах зала, каждый ребенок должен встать в какую-нибудь позу и запомнить ее. Когда зазвучит музыка, все дети разбегаются, с ее окончанием они должны вернуться на свои места и встать в ту же позу.

Бусинка

Цель: развивать зрительную память, внимание, групповую сплоченность, цветовосприятие.

Ход  игры. У детей на головах шапочки с изображением бусинки красного, желтого или зеленого цвета (количество цветов зависит от уровня развития и возраста детей).

Педагог собирает «бусинки на ниточку», ритмично чередуя цвета. Ребенок-водящий смотрит и запоминает порядок расположения «бусинок».

Затем «ниточка» разрывается и «бусинки» приходят в движение. По сигналу ведущего «Стоп!» они останавливаются. Ребенок-водящий должен собрать бусинки на ниточку в том порядке, в каком они были первоначально.

Дизайнер

Просишь ребёнка запомнить, что надето. За дверью надеть  еще что-нибудь (шарф, например) и, заходя в комнату, предлагаешь угадать, что изменилось в твоем облике.

Потом можно меняться ролями и усложнять задание, если ребенок с ним успешно справляется.

Кто живет в теремке?

Для этой игры понадобится книжка или карточки с изображениями животных, или бумага и карандаши, с помощью которых тебе придется самому нарисовать зверей. Нужно показывать ребенку животных и рассказывать, кто из них где живет: в гнезде, будке, норке и т. д. Далее – просить ребёнка называть место жительства каждого из персонажей.

Эту же игру можно проводить, заменив теремки на следы животных, их пищу… Просить малыша «связать» животное и след, животное и то, чем оно питается, и т. д.

Повторяй за мной!

Для этой игры тебе понадобятся кубики или конструктор. Из набора 2–3 кубиков (кубики разные, наборы у вас одинаковые). Составить какую-нибудь комбинацию. Задача ребенка – как можно быстрее и правильнее воспроизвести увиденное из своих кубиков.

Волшебный мешочек

Для этой игры понадобятся полотняный мешочек и несколько разных на ощупь мелких предметов (кубик, игрушка, ключ, яйцо от «киндера», моток ниток и т. д.). Все это малыш должен сам сложить в мешочек (в более старшем возрасте мешочек ему нужно давать уже наполненным), а потом, засунув руку внутрь, не глядя определить, что за вещь у него в руках.

Тайничок

Нужна будет большая коробка, ее лучше расположить в укромном уголке игровой.  При малыше выбрать  несколько игрушек и поместить их в тайник. Закрыть коробку чем-нибудь непрозрачным и просишь ребенка назвать игрушки, которые спрятались в «убежище». Если называет правильно, роли меняются, теперь угадывать должен взрослый.

Зоркий сокол

Показывать карточки в течении 5 сек (начинать с 5 до 10) . Кто больше овеет тот и выиграет.

Магазин

Посылая малыша в магазин, перечисляешь ему список покупок. Начинаешь с двух-четырех пунктов. Ребенок бежит и «покупает» все необходимое. Если запомнил правильно, вы меняетесь ролями. Постепенно список покупок можно расширять до десяти предметов.

Снеговик

Развивает память и логическое мышление. Начиная игру, например, словами: «Я возьму чайник и сделаю чай», – ребенок должен повторить. Ты продолжаешь: «Я возьму чайник, налью воды и сделаю чай». Потом: «Я возьму чайник, налью воды, засыплю заварку и сделаю чай», и так далее детализируется ситуация, пока один из участников не собьется.

Доклад в штабе

Выходя на прогулку, договариться с ребенком, что вы сегодня идете в разведку. Необходимо быть очень внимательными и по возвращении домой доложить о ситуации вне «штаба».

По приходе домой задавай ребёнку как можно больше вопросов: «Какого цвета машина стоит во дворе?», «Собака какой масти перебежала нам дорогу?», «Кого мы встретили на лестнице?»,

Смотрю в книгу…

Когда ребёнок будет увлеченно рассматривать изображений, задать ему вопросы. Например: «Покажи все зеленые предметы», «Что железное ты видишь на рисунке?», «Назови всех животных, нарисованных здесь» и т. д.

Игры для развития памяти детей 5-7 лет

Запомни картинки

Цель: развитие у детей зрительной памяти.

Дидактический материал: 5 картинок с изображениями знакомых предметов (стул, кукла, яблоко, кастрюля, тарелка).

Описание задания: Ребенок рассматривает 5 картинок и запоминает, что на них нарисовано. Затем картинки переворачивают. Психолог показывает на перевернутую картинку, а ребенок должен вспомнить и назвать предмет, нарисованный на картинке.

У оленя дом большой

Цель: развитие у детей умения запоминать текст с помощью мнемонических приемов.

Описание задания: На данном ребенок знакомится с игрой. Психолог, проговаривая текст игры, сопровождает его движениями: У оленя (руки над головой скрещены) Дом большой (руки над головой изображают крышу). Он гляди в свое окошко (руки перед лицом изображают окно). Заяц по лесу бежит (движение руками, как при беге), В дверь к нему стучит (кулаком имитация стука в дверь). Стук, стук. “Дверь открой! Там в лесу охотник злой!” (большим пальцем через плечо показывается, что сзади охотник).

“Заяц, заяц, забегай! Лапу подавай!” (ребенок протягивает руку вперед). Упражнение повторять 3-4 раза в медленном темпе.

Каскад слов

Цель: развитие у детей объема кратковременной слуховой памяти.

Описание задания: Психолог просит ребенка повторять слова. Начинать нужно с одного слова, затем называются два слова. Ребенок должен их повторить в той же последовательности. Называются три слова и т.д. Если ребенок не справился со словесным рядом, повторите этот ряд еще 2-3 раза.

1. огонь

2. дом, молоко

3. конь гриб, игла

4. петух, солнце, асфальт, тетрадь

5. крыша, пень, вода, свеча, школа

6. карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб

7. орел, игра, дуб, телефон, стакан, пальто, сын

8. гора, ворона, часы, стол, снег, картина, сосна, мел

9. мяч, яблоко, шапка, морковка, стул, бабочка, метро, цыпленок, носки

10. грузовик, камень, ягоды, портфель, санки, молоток, лавочка, скатерть, арбуз, памятник.

Каскад слов 2

Цель: развитие у детей объема кратковременной слуховой памяти.

Описание задания: Психолог просит ребенка повторять слова. Начинать нужно с одного слова, затем называются два слова. Ребенок должен их повторить в той же последовательности. Называются три слова и т.д. Если ребенок не справился со словесным рядом, повторите этот ряд еще 2-3 раза.

1. доска

2. окно, дым

3. урна, кувшин, карандаш

4. мотоцикл, ванна, салат, ведро,

5. яблоко, мышь, печенье, ложка, пол

6. автобус, утка, муха, буква, овощи, чулки

7. стена, салфетка, мальчик, сорока, стрелка, дождь, тряпка

8. трамвай, сестра, компот, земля, луна, пила, стрекоза, перчатка

9. сад, труба, пылесос, паровоз, корзина, концерт, лыжи, скакалка, почта

10.дорога, комбайн, вертолет, дыня, кухня, тесто, холодильник, пуговица, ковер, антенна.

Что изменилось?

Цель: обучение ребенка навыкам запоминания образа, ситуации.

Дидактический материал: Одна картинка с изображением, например, ванной комнаты. Другая картинка с изображением той же ванной комнаты, но предметы на данной картинке переставлены и находятся в другом порядке.

Описание задания: Ребенку предлагается рассмотреть первую картинку и запомнить места расположения предметов. Затем предлагается другая картинка. Ребенок должен назвать предметы, которые изменили местонахождение. Время не ограничено.

Спрячь игрушки

Цель: развитие целенаправленного запоминания и припоминания.

Дидактический материал: Три игрушки.

Описание задания: Психолог просит ребенка спрятать три игрушки в своем кабинете. При этом ставится условие ребенку, что через неделю он должен будет вспомнить, куда положил игрушки и найти их.

Найди игрушки

Цель: развитие целенаправленного запоминания и припоминания.

Дидактический материал: Спрятанные на прошлом занятии три игрушки.

Описание задания: Ребенок должен вспомнить и найти игрушки, которые спрятал на прошлом занятии в кабинете психолога.

Рассмотри внимательно

Цель: развитие произвольного внимания.

 Дидактический материал: Любая сюжетная картинка.

Описание задания: Психолог показывает ребенку любую сюжетную картинку и просит ребенка внимательно рассмотреть рисунок и запомнить как можно больше деталей. Затем картинка закрывается. Психолог задает вопросы по картинке. Например: “Сколько елочек было на картинке?”, или “Кто катался с горки?”. Ребенок должен ответить на все вопросы.

Свет, зажгись

Цель: Развитие памяти на события.

 Дидактический материал: Настольная лампа.

Описание задания: Психолог, со словами : “Свет, зажгись!”, включает настольную лампу. При зажженной лампе психолог рассказывает любой детский стих или поет песенку. Затем психолог говорит: “Свет, погасни!” - и выключает лампу. После этого нужно приложить палец ко рту и сказать ребенку: “Нужно помолчать”. Далее нужно снова включить лампу со словами : “Свет, зажгись!”. Игру повторить 4-5 раз.

Кто не на месте?

Цель: развитие целенаправленного запоминания и припоминания.

 Дидактический материал: 10 небольших игрушечных животных.

Описание задания: Игрушки выставляются перед ребенком на столе в один ряд. Психолог предлагает ребенку запомнить, кто на каком месте находится. Затем ребенок отворачивается, а психолог переставляет местами две игрушки. После чего ребенок отвечает на вопрос: “Кто не на месте?”. (Игра проводится 5-6 раз).

Запомни и покажи (Таблицы Ф.Е.Рыбакова)

Цель: развитие преднамеренного запоминания и припоминания, долговременной памяти.

Описание задания: В течение 5 секунд показывается таблица с изображением четырех фигур, затем - с девятью фигурами. “Покажи фигуры из первой таблицы” (первая таблица закрывается).

Дидактический материал:

“ТАБЛИЦЫ Ф.Е.РЫБАКОВА”

п3

п3а

Купим мы, бабушка ...

Цель: обучение ребенка навыкам запоминания с помощью мнемотехники.

Описание задания: С ребенком разучивается текст в сопровождении движений:

Купим мы, бабушка, себе курочку.

Купим мы, бабушка, себе курочку.

Курочка по зернышку кудах- тах- тах (указательным пальцем одной руки постукивать по ладони другой руки)

Купим мы, бабушка, себе уточку.

Купим мы, бабушка, себе уточку.

Уточка - та-та-та-та, (делать змеевидное движение рукой).

Курочка по зернышку кудах- тах- тах (указательным пальцем одной руки постукивать по ладони другой руки).

Купим мы, бабушка, себе индюшонка.

Купим мы, бабушка, себе индюшонка.

Индюшонок - шалды- балды (поднять две руки и покачать ими в одну сторону, потом в другую).

Уточка - та-та-та-та, (делать змеевидное движение рукой).

Курочка по зернышку кудах- тах- тах (указательным пальцем одной руки постукивать по ладони другой руки).

Купим мы. бабушка, себе коровенку.

Купим мы, бабушка, себе коровенку.

Коровенка - му-у-му-у (подставить к голове указательные пальцы вместо рожек).

Индюшонок - шалды- балды (поднять две руки и покачать ими в одну сторону, потом в другую).

Уточка - та-та-та-та, (делать змеевидное движение рукой).

Курочка по зернышку кудах- тах- тах (указательным пальцем одной руки постукивать по ладони другой руки).

Купим мы, бабушка, себе собачонку.

Купим мы, бабушка, себе собачонку.

Собачонка - гав-гав.

Коровенка - му-у-му-у (подставить к голове указательные пальцы вместо рожек).

Индюшонок - шалды- балды (поднять две руки и покачать ими в одну сторону, потом в другую).

Уточка - та-та-та-та, (делать змеевидное движение рукой).

Курочка по зернышку кудах- тах- тах (указательным пальцем одной руки постукивать по ладони другой руки).

Купим мы, бабушка, себе кисоньку.

Купим мы, бабушка, себе кисоньку.

Кисонька - мяу-мяу.

Собачонка - гав-гав.

Коровенка - му-у-му-у (подставить к голове указательные пальцы вместо рожек).

Индюшонок - шалды- балды (поднять две руки и покачать ими в одну сторону, потом в другую).

Уточка - та-та-та-та, (делать змеевидное движение рукой).

Курочка по зернышку кудах- тах- тах (указательным пальцем одной руки постукивать по ладони другой руки).

Купим мы, бабушка, себе “Жигуленку”.

Купим мы, бабушка, себе “Жигуленку.

“Жигуленок” - би-би (имитация руками управления автомобилем).

Кисонька - мяу-мяу.

Собачонка - гав-гав.

Коровенка - му-у-му-у (подставить к голове указательные пальцы вместо рожек).

Индюшонок — шалды- балды (поднять две руки и покачать ими в одну сторону, потом в другую).

Уточка - та-та-та-та, (делать змеевидное движение рукой).

Курочка по зернышку кудах- тах- тах (указательным пальцем одной руки постукивать по ладони другой руки).

Тень (для детей 5-6 лет)

Звучит музыка А. Петрова «Зов синевы» (из кинофильма «Синяя птица»).

Два ребенка идут по дороге через поле: один впереди, а другой на два-три шага сзади. Второй ребенок—это «тень» первого. «Тень» должна точно повторить все действия первого ребенка, который то сорвет цветок на обочине, то нагнется за красивым камушком, то поскачет на одной ноге, то остановится и посмотрит из-под руки и т. п.

Стоп! (для детей 5-6 лет)

Цель: преодоление двигательного автоматизма

Дети идут под музыку Э. Жака-Далькроза «Марш». Внезапно музыка обрывается, но дети должны идти дальше в прежнем темпе до тех пор, пока ведущий не скажет: «Стоп!»

Пожалуйста! (для детей 7 — 8 лет)

Цель: преодоление двигательного автоматизма

1-й   вариант. Все участники игры вместе с ведущим становятся   в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он к показу добавит слово «пожалуйста». Кто ошибется, выбывает из игры.

Повтори за мной (для детей 6-7 лет)

Цель:Развивать моторно-слуховую память.

Дети стоят около стола ведущего. Ведущий предлагает одному ребенку прохлопать все, что ему простучит карандашом ведущий. Остальные дети внимательно слушают и оценивают исполнение движениями: поднимают вверх большой палец, если хлопки правильные, и опускают его вниз, если неправильные. Ритмические фразы должны быть короткими и ясными по своей структуре.

Запомни движения (для детей 5-6 лет)

Цель игры. Развивать моторно-слуховую память.

Дети повторяют движения рук и ног за ведущим. Когда они запомнят очередность упражнений, повторяют их в обратном порядке.

Опиши друга

Цель: развивать зрительную память, связную речь, эмпатию, групповую сплоченность.

Ход игры. Дети разбиваются по парам.

1-й      вариант: один ребенок смотрит в бинокль и описывает товарища,

2-й      вариант: в течение 2—3 секунд дети смотрят друг на друга, затем поворачиваются спиной и описывают друг друга.

 Стрелка

Цель: развивать память, мышление, восприятие, групповую сплоченность, цветовосприятие.

Ход игры. Дети стоят по кругу. У каждого на одежде закреплен цветной кружок (около 5 цветов) — красный, оранжевый, зеленый, синий, желтый, фиолетовый.

Ребенок-водящий находится в центре круга и изображает стрелку. Дети хором произносят слова, под которые «стрелка» вращается:

Стрелка, стрелка, покружись,

Всем кружочкам покажись

И, какой тебе милей,

Укажи нам поскорей!

Стоп!

«Стрелка» останавливается и называет цвет кружочка, на который она указывает (мимикой, пантомимикой), и задает вопросы. Например:

Какие овощи и фрукты оранжевого цвета?

Какие цветы не бывают синего цвета? И т. п.

Мой необыкновенный фотоаппарат М.Сигимова.

Кол-во играющих: любое. Развитие внимания, активного словаря. 

  Дети рассаживаются вокруг. Воспитатель передает им картинки через каждые 10 секунд. Картинки должны попасть к каждому ребенку 2-3 раза, после этого им задается вопрос: какая картинка была показана первой? Что на ней было нарисовано? Дети при ответе не должны закрывать глаза.

   Комментарии: для детей 5 лет временной промежуток можно увеличить  до 30 секунд, а потом постепенно его сокращать. Можно спросить детей о том, кто запомнил последовательность предлагаемых картинок. С помощью этой игры легко выявить детей с низким уровнем зрительной памяти. 

 

Угадай и найди

кол-во играющих: один человек.

Необходимые приспособления: игрушки. Развитие внимания, восприятия, памяти.  Взрослый рассказывает о какой-либо игрушке. Ребенок задает вопросы, если он еще не понял, о чем идет речь, а затем он должен найти игрушку в комнате.

   Комментарии: игра может происходить по схеме «ребенок – ребенок», т.е. взрослый в игре может не участвовать. При описании той или иной игрушки начинать лучше со второстепенных деталей или косвенных признаков. Например, можно сказать. Что с этой игрушкой больше любят играть девочки, и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр и упражнений на развитие эмпатии у детей дошкольного возраста.

Картотека игр и упражнений на развитие эмпатии у детей дошкольного возраста...

Игры и упражнения для развития памяти у детей дошкольного возраста

Игры и упражнения для развития памяти у детей дошкольного возраста...

Картотека игр и упражнений для развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

Развитие эмоционального интеллекта — одно из важнейших направлений дошкольной педагогики. От способности человека понимать чужие и собственные переживания, от его навыков контроля над своим эмоц...

Картотека игр и упражнений по развитию связной речи детей дошкольного возраста

Развитие речи играет немалую роль в воспитании и развитии детей дошкольного возраста. Одним из направлений работы выступает развитие связной речи....

Упражнения для развития памяти у детей дошкольного возраста.

Если родители регулярно будут  играть с детьми, то дошкольник добьется очень неплохих результатов в развитии памяти, образного мышления, сообразительности, фантазии, смекалки. Желаю удачи!!!!...

Способы и упражнения для развития памяти у детей дошкольного возраста

Память – это способность запечатлевать, сохранять и в нужный момент узнавать и воспроизводить информацию: то, что человек видел, слышал, о чем читал. Память относится к базовым психическим функц...