Психолого-педагогический проект «Сказка учит, сказка лечит...»
проект по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Актуальность: Сказки любят все. Даже те, кто не любит сознаваться в этом. В сказочной форме свою проблему легче увидеть и легче принять (не так обидно, не так больно). Для сказочного героя легче придумать выход из положения – ведь в сказке все можно! А потом этот выход, оказывается, можно использовать и для себя. К тому же всем известно, что сказки всегда хорошо кончаются.
Семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, не всегда могут найти решение своей проблемы самостоятельно, а обратиться к специалисту бывает и того сложнее. И от этого страдает лишь процесс правильного взаимодействия с «особым» ребёнком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektskazka_uchit_skazka_lechit.docx | 18.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогический проект «Сказка учит, сказка лечит...»
Актуальность: Сказки любят все. Даже те, кто не любит сознаваться в этом. В сказочной форме свою проблему легче увидеть и легче принять (не так обидно, не так больно). Для сказочного героя легче придумать выход из положения – ведь в сказке все можно! А потом этот выход, оказывается, можно использовать и для себя. К тому же всем известно, что сказки всегда хорошо кончаются.
Семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, не всегда могут найти решение своей проблемы самостоятельно, а обратиться к специалисту бывает и того сложнее. И от этого страдает лишь процесс правильного взаимодействия с «особым» ребёнком.
Ребёнку или взрослому подчас бывает сложно поделиться с другими своими чувствами и переживаниями. В сказке каждый способен легко, непринужденно и естественно прожить весь свой жизненный путь и чувства.
Тексты сказок вызывают интерес, как у детей, так и у взрослых, именно поэтому они очень удобны для работы в семье. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что дает особые возможности при коммуникации. Рассказывание сказок способствует более глубокому пониманию отношений, их укреплению, приводит к изменению поведения человека. Вовремя рассказанная сказка значит столько же, сколько психологическая консультация. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне.
Когда начинаешь рассматривать сказку с различных точек, на разных уровнях, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказках можно найти полный перечь человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки в детстве, человек накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активизирован в случае необходимости, а не будет ситуации - так и останется в пассиве. В процессе психологической помощи мы обращаемся как к жизненному опыту ребенка, так и к его сказочному «банку жизненных ситуаций». Часто это позволяет найти нужное решение.
Сочинение историй само по себе психотерапевтическое занятие, ведь в свой творческий продукт человек вкладывает частичку внутренней реальности.
Многие родители упрекают детей в склонности к излишнему фантазированию. Часто детские фантазии и истории являются актом самотерапии, ибо в образной форме ребенок проговаривает волнующие его вопросы и пробует найти на них ответы.
Сказки, сочиняемые детьми и взрослыми, не только дают нам необходимую психодиагностическую информацию, но и одновременно являются мощным терапевтическим средством для обеих сторон. Поэтому девиз для детей и родителей прост: “Сочиняйте сказки и дарите их друг другу”. Даже без специальной психологической работы это делает взаимоотношения более добрыми и гармоничными.
Цель нашего проекта: содействие эмоциональному сближению ребенка и его родителя, формированию позитивных детско-родительских отношений, раскрытию внутреннего мира каждого участника
Задачи:
- Содействовать регулированию психоэмоционального состояния детей.
- Ознакомить родителей с методом сказкотерапии.
- Вовлечьродителей в совместную с ребенком творческую деятельность.
Тип проекта: творческий, информационный.
Длительность/сроки реализации: продолжительный.
Ожидаемый результат:
- оптимизация психоэмоционального состояния детей;
- повышение педагогической компетентности в вопросах воспитания ребенка
- становление и развитие отношений партнерства и сотрудничества «родитель-ребенок».
Участники: педагог-психолог, воспитатели, дети, родители.
Продукт деятельности: сборник авторских (родительских) сказок с иллюстрациями детей.
Этапы реализации проекта:
- «Подготовительный»
- Сбор информации, литературы, дополнительного материала. Использование компьютерных технологий, подбор научной литературы, журналов, иллюстративного материала, художественной литературы, пословиц, поговорок. Обработка информационного материала.
- Опрос родителей и детей о том, какие книги дома читают, обсуждение проекта, выяснение возможностей, необходимых для реализации проекта.
- Озвучивание темы проекта, постановка целей и задач, выдача домашнего задания.
- Вовлечение детей в решение проблемы: «Чему нас учит сказка?» через игровые ситуации и дидактические игры способствуя возникновению мотивации к творческой деятельности.
- Консультации.
- Выпуск буклета для родителей по теме «Как сочиняют сказки?».
II. «Основной»
1. Воспитатель – психолог - дети.
- Ежедневное чтение сказок (разных жанров, русских народных, разных народов, авторских).
- Проведение занятий, игр, наблюдений, бесед с детьми (как групповых, так и индивидуальных).
- Рисование иллюстраций к сказкам, лепка, аппликации сюжетов и героев сказок.
- Постановка различных драматизаций и спектаклей с использованием разных видов театра и кукол.
2. Родители – дети.
- Чтение сказок, просмотр мультфильмов, художественных фильмов по сказкам.
- Заучивание отрывков из сказок.
- Совместное творчество родителей и детей по изготовлению игрушек, поделок, рисунков по сказкам.
- Пополнение театральных уголков в группе.
3. Воспитатель -психолог– родитель.
- Консультации для родителей с рекомендациями психолога.
- Консультация для родителей: «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка».
- Индивидуальные беседы-консультации.
- Подготовка театрализованного развлечения для детей.
4. Воспитатель – родители – дети.
- Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Сказка».
5. Воспитатель-психолог.
- Оформление выставок поделок и рисунков «Сказка в гости к нам пришла».
- Оформление и пополнение книжного уголка сказками разных жанров.
III. «Заключительный»
- Оформление сборника авторских (родительских) сказок с иллюстрациями детей.
- Подготовка интерактивной игры-презентации «В мире сказок».
- Выставка «Я-люблю читать!».
Итоги реализации проекта.
1. Совместные занятия детей и родителей способствовали обогащению эмоционально-чувственной сферы ребенка.
2. В результате совместной деятельности (педагоги, родители, дети) дети получили возможность расширить кругозор о сказках, их героях, научились сами сочинять сказки, сопереживать героям, находить пути выхода из трудных ситуаций.
3. Повысилась активность участия родителей в жизнедеятельности группы.
4. Пополнение библиотеки в группе, новыми книгами сказок.
Литература:
1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. - М., 2003.
2. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети». - М.: АРКТИ, 2004.
3. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание, 2005. - №4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание психолого-педагогических условий для развития проектной деятельности у старших дошкольников на примере педагогического проекта «Сказка — как источник творчества детей.
В соответствии с ФГОС ДО в дошкольном возрасте у детей должен появиться опыт создания собственного замысла и воплощения своих проектов. В дошкольном возрасте дети могут задумывать и реализовывать иссл...
"Сказка- учит, сказка лечит,сказка помогает жить!"
В статье описывается существующие виды сказок. Влияние сказки на развитие ребенка в целом....
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ Психолого-педагогическая адаптация детей 2-го года жизни к дошкольному образовательному учреждению
Статья: " Определение психолого-педагогических условий успешной адаптации детей раннего возраста к доу"...
Психолого-педагогическая гостиная - эффективная форма психолого-педагогического сопровождения родителей и детей в ДОУ
Психолого-педагогическая гостиная - это форма встреч специалистов ДОУ с родителями дошкольников, где созданы условия для равноправного участия детей и родителей в игровой и продуктивной деятельности. ...
Психолого – педагогические условия образовательной деятельности ДОО. Виды психолого-педагогического сопровождения.
Психолого-педагогические условия образовательной деятельности ДОУ являются одними из важнейших условий для формирования личностных ориентиров ребёнка. Требования к психолого-педагог...
Развивающая психолого-педагогическая программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста, имеющих интеллектуальные способности»
Развивающая психолого-педагогическая программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста, имеющих интеллектуальные способности» направлена на выявле...