"Использование мнемотехники в работе воспитателя с детьми дошкольного возраста"
статья (старшая группа)
Использование мнемотехники в работе воспитателя с детьми дошкольного возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
Что такое мнемотехника?
Послушайте - и Вы забудете, посмотрите - и Вы запомните, сделайте - и
Вы поймете.
Конфуций
Каждый день, каждый час и каждую минуту ребёнок узнает что-то новое и
значимое, поэтому важно уделять достаточно внимания развитию его памяти.
Память, так же как и наши мышцы, необходимо тренировать.
Наиболее эффективным приемом для развития памяти дошкольников
является мнемотехника.
Мнемотехника - это совокупность методов и приёмов для запоминания и
воспроизведения дошкольниками информации, а также для развития их
мышления и речи.
Наш мозг устроен так, что не способен напрямую запоминать новую и
сложную информацию. Для запоминания такой информации мозг использует
связи и ассоциации. Мнемотехника позволяет создавать такие связи и
облегчает процесс запоминания и воспроизведения.
Мнемотехники для дошкольников очень эффективны, потому что именно
в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память и
запоминание носит в основном непроизвольный характер.
Поговорим об основных методах и приемах мнемотехник.
Первое, большое внимание надо уделить развитию у дошкольников
зрительного, слухового. кинестетического (движение глаза, руки, голосового
аппарата), обонятельного, вкусового, осязательного восприятия. Для
тренировки этих чувств на занятиях можно использовать разнообразные
игры и упражнения.
Например, игра «Что изменилось?», «Чего не стало?».
Второе, для формирования навыков запоминания любой информации
наиболее эффективны следующие методы:
метод «крокирования» - использование чертежей, схем, набросков,
зарисовок. Также здесь используются мнемотаблицы и коллажи. Для
детей средней и старшей группы можно использовать более легкие
таблицы с рисунками, главное при составлении таблиц, чтоб рисунки
были связаны между собой, т.к. дети, для запоминания таблиц должны
составить рассказ или связать их по смыслу. Коллаж - это
определенный формат картона или плотный лист бумаги, на который
наклеиваются или рисуются различные картинки, буквы,
геометрические фигуры, цифры.
Например, упражнение «Чтение письма по рисунку» - дети получают письмо
-схему, которое они должны расшифровать.
метод, использующий образное мышление, этот способ основан на
предположении о том, что существует люди, которые могут один раз
посмотреть на такую таблицу, закрыть глаза (или перевести взгляд на
однотонную поверхность) и считать информацию прямо из своего
воображения. Информация может быть сохранена какое-то время мозгом, как
фотография. Этот метод состоит из следующих этапов:
-Ребенок «переносится» в какую-либо воображаемую ситуацию.
-Совершает в воображаемой ситуации «осмотр» пространства.
-Ребенок рассказывает о местонахождении различных объектов.
-«Возвращаясь» из воображаемой ситуации, ребенок все увиденное
зарисовывает.
метод ассоциативных цепочек. Слова связываются одно с другим в
небольшой смешной рассказ или сказку. Причём связываются слова 1-ое со
2-м, 2-ое с 3-им и т.д. , не перескакивая. В такой игре дети быстро
запоминают цепочку слов.
метод превращения или трансформации. Этот метод развивает не только
память, но и логическое мышление, т. к. основывается на умении
устанавливать причинно-следственные связи. Слова, как бы вытекают одно
из другого, между ними существует что то общее, то, что их связывает.
Например, игра «Логические цепочки» (туча – дождь – лужа – сапоги –
тепло – лето – солнце – небо)
3. Нужно научить детей управлять своим вниманием. Через игры, игровые
упражнения, тренинги развиваем у детей произвольный вид внимания и
такие его свойства, как устойчивость, распределение и переключение
внимания.
Например, «Найди отличия», «Лабиринты», «Найди и вычеркни».
Мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. Её можно
разделить на три этапа.
I этап: Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства
с символами - работа с мнемоквадратами. На начальном этапе воспитатель
предлагает и объясняет детям значение символов.
Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия,
постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями
предметов.
Например: Ёжик (какой?) - колючий
На этом этапе работы можно проводить с детьми игры, например,
«Подскажи словечко», «Найди пару»
II этап: На этом этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2 – 4
символов - работа с мнемодорожками.
Например, при описании предметов детям предлагаются символы для
обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот приём
хорошо использовать для работы с загадкой и с пословицами.
III этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами.
О мнемотаблицах подробнее поговорим в следующей статье.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для родителей "Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста"
Приятно, когда ребенок с удовольствием сначала учит и потом декламирует стихи перед любой аудиторией. Но что делать, когда надо выучить стихотворение обязательно, а ребенок не соглашается на это «ни з...
Буклет для воспитателей ДОО "Использование музыкально-дидактических игр в работе воспитателей с детьми дошкольного возраста"
Буклет предназначен для воспитателей ДОО, поможет педагогам развивать знания воспитанников через музыкальные впечатления, с помощью разнообразных видов музыкальной деятельности, элементов т...
«Использование социо – игровой технологии в практической работе воспитателя с детьми дошкольного возраста»
Использование социо-игровой технологии в работе с детьми поможет сформировать у дошкольников нравственный облик и нравственную позицию по отношению к жизненным ситуациям....
Сообщение из опыта работы «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста» - Презентация
Использование метода мнемотехники в развитие связной речи детей дошкольного возраста....
«Использование песочной терапии в работе воспитателя с детьми дошкольного возраста»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Полтавский детский сад «Родничок»...
Использование мнемотехники в работе логопеда с детьми дошкольного возраста с ТНР
Статья об использовании мнемотехники в работе с детьми...
Работа с родителями - буклет "Использование мнемотехник при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста"
Одним из направлений развития речи детей является разучивание стихотворений. Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Не все ...