Семинар-практикум для воспитателей «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»
материал (старшая группа)

Рязанова Светлана Федоровна

     Мнемотехника – это система различных приемов, которая облегчает запоминание и увеличивает объем памяти путем образования дополнительных зрительных ассоциаций, позволяет организовывать учебный процесс в виде игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 51»

Семинар-практикум для воспитателей

«Использование мнемотехники при заучивании стихотворений  с детьми дошкольного возраста»

                                                Подготовил:

воспитатель

первой квалификационной категории

Рязанова Светлана Федоровна

Оренбург, 2025 г.

 (Слайд 2) Цель: познакомить воспитателей с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и развитие памяти (методом мнемотехники).

1. Теоретическая часть.

    (Слайд 3)  Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи  не запоминаются! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках».

      В то же время родители говорят, что их ребенок великолепно запоминает рекламу или может легко пересказать очередную серию любимого мультфильма. В чем причина?

      Дело в том, что в первом случае, при разучивании стихотворения, требуется произвольное запоминание (когда мы запоминаем что-то специально, это требует волевых усилий), а во втором - действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе ребенка. Вспомните любую рекламу: текст, красочные картинки, быстро сменяющие друг друга, сопровождающиеся музыкой не требуют усилий для запоминания.

      Одни дети лучше запоминают слова, музыкальные, речевые звуки (развита слуховая память), а другие - зрительные образы (развита зрительная память).

      Ассоциативная память - память, в которой элементы запоминаемого материала связаны между собой ассоциативно.

      А что такое ассоциация? Это связь между отдельными представлениями, когда одно из них влечет за собой появление другого. Например, мы чувствуем запах пирога и вспоминаем старый деревенский дом, в котором провели свое детство. Или кто-то говорит нам «лес», и в нашем сознании всплывает образ ели.

      Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приемы, которые используются при работе с детьми по развитию речи и памяти. Одним из них является мнемотехника.

     Мнемотехника – это система различных приемов, которая облегчает запоминание и увеличивает объем памяти путем образования дополнительных зрительных ассоциаций, позволяет организовывать учебный процесс в виде игры.

 (Слайд 4) Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы. Простейший пример: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» -  запоминание цветов радуги.

(Слайд 5) Мнемотехника очень древняя наука, которая имеет свою историю. Термин был введен Пифагором еще в 6 веке до нашей эры. А феноменальная память, которой владел Юлий Цезарь – это результат применения мнемотехники.

 (Слайд 6) У дошкольников память носит непроизвольный характер, т. е. лучше запоминаются предметы, события, явления близкие к жизненному опыту ребенка, с которыми он активно вступает во взаимодействие. Этому-то и способствует мнемотехника.

    Слова К. Д. Ушинского: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным  ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,  и он усвоит на лету», подтверждают, что

наглядный материал у дошкольников усваивается лучше. Использование

мнемотаблиц позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать

зрительную информацию.

Методика использования мнемотехники:

     (Слайд 7) Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например, дается слово «лист», его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово».

    Затем последовательно переходим к мнемодорожкам. Потом переходим к

поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. И позже к мнемотаблицам. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребенка. Для 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – желтое, небо – синее, огурец – зеленый. В старшем дошкольном возрасте можно давать детям – черно-белые мнемотаблицы.

   (Слайд 8) Для изготовления необходимых картинок-схем не требуются художественные способности, любой в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному стихотворению. Важно, чтобы нарисованное было понятно детям.

Как работать с мнемотаблицей.

   (Слайд 9) Работа с мнемотаблицей происходит в несколько этапов.

Этап 1: воспитатель показывает детям мнемотаблицу и разбирает, что на ней изображено: буквы, цифры, геометрические фигуры, абстрактные символы, т.е. информация группируется.

Этап 2: перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

Этап 3: составление сюжета, т.е. отработка одного из методов запоминания.

Этап 4: определение логических связок. Мнемотаблицу надо составить таким образом, чтобы можно было установить как можно больше логических связок. Разбор таблицы происходит 1-2 минуты.

Этап 5: детям даётся 10-15 секунд для рассматривания, а затем дети

сами рассказывают по таблице самостоятельно.

Чем отличается мнемотехника от других технологий.

Интегративностью - образовательная деятельность реализуется во всех образовательных областях.   (Слайд 10)

Экономичностью - используются имеющиеся методические средства и создаются дидактические средства не требующих финансовых затрат.

Процессуальностью - развитие ребенка рассматривается как процесс.

Здоровьесбережением – реализуются, исходя из потребностей и возможностей ребенка. Ребенок не испытывает давления со стороны педагога; педагог выступает в роли сотрудника, наставника.

Универсальностью - может использоваться любым педагогом и родителем.

    Что является опорным в таблице. Опорным в таблице является изображение главных героев стихотворения, через которые идет осознание происходящего в ней, понимание самого содержания, которое «завязано» вокруг её главных героев.

     Что можно изображать в таблице. В таблице схематически возможно изображение персонажей, явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить все то, что вы посчитаете нужным отразить в данной таблице. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

      В ходе целенаправленного обучения дети постепенно овладевают необходимыми речевыми умениями и навыками, на основе которых возможно составление развернутых, правильно составленных рассказов по восприятию. У детей формируются представления об основных принципах построения связного сообщения: последовательное изложение произошедших событий, отражение причинно-следственных связей, определение основной мысли и выбор лингвистических средств, необходимых для составления рассказа. Все это подготовит ребенка к связному изложению любых событий и самостоятельному творческому рассказу.

        Использование мнемотехники облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью, потому что при таком виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы.

2. Практическая часть.

   (Слайды 11, 12, 13) А сейчас, уважаемые педагоги, мы с вами попробуем поработать практически с мнемотаблицами.

Первое задание. Вы видите перед собой мнемотаблицу. Необходимо отгадать, какое стихотворение закодировано, и объяснить, почему вы так решили.

083434498427f66a71a6747219e30631

Второе задание. Нужно отгадать сказку и пересказать ее.

Третье задание. Вы получите текст стихотворения. Необходимо составить мнемодорожку или мнемотаблицу и объяснить, почему Вы выбрали те или иные символы.

В огороде много гряд,

Есть и репа, и салат.

Тут и свекла, и горох,

А картофель разве плох?

Наш зеленый огород

Нас прокормит целый год.

3. Подведение итогов.

Итак, использование приемов мнемотехники делает процесс разучивание стихов веселым, эмоциональным, и при этом позволяет параллельно решать ряд задач:

  • развитие мелкой моторики рук,
  • совершенствование навыков ориентировки на
  • плоскости листа,
  • расширение словарного запаса,
  • развитие связной речи детей.

Литература

  1. Большакова Т. В. Учимся по сказке. - Спб, 2005.
  2. Ефименко Л. Н. Формирование речи у дошкольников. -М. :Дрофа, 1985.
  3. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи//Логопед. М., 2008.-№4.-С. 102-115.
  4. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Санкт-Петербург. - Детство-Пресс, 2010.
  5. Поташко И. А. Использование мнемотаблиц в развитии первичных естественно-научных представлений у дошкольников. //Дошкольная педагогика. М, 2006.- №7.- С. 18-22.
  6. Широких Т. Т. Учим стихи-развиваем память//Ребёнок в детском саду. -2004.-№2.-С. 59-62.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: "Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"

Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных нагрузок. Приемы мнемотехники ...

консультация для воспитателей «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №3» дошкольный блок «Детство»г.п. Нарткала Урванского муниципального районаКабардино-Бал...

Консультация для родителей и воспитателей «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста» (Октябрь 2022 год)

МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций....

Консультация для родителей и воспитателей «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста» (Октябрь 2022 год)

МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации....

Консультация для воспитателей «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста»

В настоящее время воспитатели всё чаще сталкиваются с такими проблемами в развитии детей, как: • маленький словарный запас • неумение согласовывать слова в предложении...

Мастер-класс для воспитателей "Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"

Данный мастер-класс поможет воспитателям в работе по развитию речи. Содержит таблицы для заучивания стихотворений, сказок, пословиц, загадок....

Консультация для родителей и воспитателей "использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"

здесь раскрывается технология мнемотехника для обучения пересказу дошкольников...