Работа с родителями - буклет "Использование мнемотехник при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста"
консультация
Одним из направлений развития речи детей является разучивание стихотворений. Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Не все дети любят учить стихи, у кого-то заучивание стихотворений вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.
Существует множество методов и приемов способствующих заучиванию стихотворений.
Одной из актуальных, высоко эффективных методик для запоминания, сохранения и воспроизведения информации является мнемотехника.
Мнемоника, или мнемотехника - система различных приёмов, которая облегчает запоминание и увеличивает объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, позволяет организовывать учебный процесс в виде игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklet_mnemotablitsy.docx | 130.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка для родителей
Использование мнемотехник при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста.
«Если …. Хотите, чтобы дитя усвоило что- нибудь прочно, то заставьте участвовать в этом усвоении как можно большее число нервов, заставьте участвовать зрение, показывая карту или картинку… Призовите к участию осязание, обоняние, вкус. При таком дружном содействии всех органов вы победите самую ленивую память… »
К.Д. Ушинский
Одним из направлений развития речи детей является разучивание стихотворений. Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Не все дети любят учить стихи, у кого-то заучивание стихотворений вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.
Существует множество методов и приемов способствующих заучиванию стихотворений.
Одной из актуальных, высоко эффективных методик для запоминания, сохранения и воспроизведения информации является мнемотехника.
Мнемоника, или мнемотехника - система различных приёмов, которая облегчает запоминание и увеличивает объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, позволяет организовывать учебный процесс в виде игры. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Мнемотехника помогает развивать:
- Зрительную и слуховую память;
- Зрительное и слуховое внимание;
- Воображение;
- Восприятие;
- Развивает кругозор;
- Развивает все стороны речи.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов. Например, даётся слово «дерево», его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Для 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, помидор – красный. В старшем дошкольном возрасте можно давать детям – чёрно-белые мнемотаблицы. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Затем последовательно переходим к мнемодорожкам. Потом переходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. И позже к мнемотаблицам. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка.
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.
На первом этапе следует подбирать опорные картинки к стихотворению на каждую строчку. Картинки должны быть яркими и узнаваемые. При чтении стихотворения картинки выставляются на магнитную доску. После прочтения дети воспроизводят стихотворение по опорным картинкам.
Особенность методики заключается в том, что применяются не изображения предметов, а символы, что значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, так как символы максимально приближены к речевому материалу.
На начальных этапах работы педагог вместе с детьми заполняет таблицу, на более поздних — дети самостоятельно её заполняют, т. е. придумывают ассоциации. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания.
Описание методики
1. Выразительное чтение стихотворения, сообщение о том, что дети будут учить его наизусть;
2. Беседа по содержанию стихотворения, выяснение основной мысли, словарная работа;
3. Воспитатель читает отдельно каждую строчку или две (или отдельное слово), Ребёнок придумывает ассоциациативный образ (картинку) и зарисовывает её (либо рисует педагог).
4. Дети рассказывают стихотворение, опираясь на придуманные образы
5. Дети рассказывают стихотворение без помощи мнемотаблицы.
Процесс запоминания разделяется на четыре этапа:
- кодирование элементов информации в зрительные образы;
- собственно сам процесс запоминания;
- запоминание последовательности информации;
- закрепление информации в мозге.
В овладении приемами работы с мнемотаблицами, мы не только заучиваем стихотворение наизусть, но и тем самым развиваем и речь, и основные психические процессы - память, внимание, образное мышление. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания стихотворений в нашем случае более простым, интересным, творческим.
З. Александрова «Мой мишка»
Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему штанишки,
Надо к ним карман пришить
И конфетку положить
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для родителей "Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста"
Приятно, когда ребенок с удовольствием сначала учит и потом декламирует стихи перед любой аудиторией. Но что делать, когда надо выучить стихотворение обязательно, а ребенок не соглашается на это «ни з...
Мастер-класс для родителей " Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста".
Все родители знают и понимают, что учить стихи с детьми дошкольного возраста необходимо. Заучивание стихотворений играют большую роль в жизни ребенка. Ведь благодаря этому у малышей развивается память...
Обучающий семинар для родителей «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»
обучающий семинар для родителей...
Консультация для родителей "Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста"
Одним из направлений развития речи детей является разучивание стихотворений. Не все дети любят учить стихи, у кого-то заучивание стихотворений вызывает большие трудности, быстрое утомле...
Семинар-практикум для родителей «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста».
Создание условий оказания помощи родителям в овладении мнемотехническими приемами для развития навыков заучивания стихотворений с детьми....
Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»
Мастер-класс для родителей«Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»старшая группа «Кукушечка» Воспитатель:Древаль Татьяна Иг...
Консультация для родителей "Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста"
Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Не все дети любят учить стихи, у кого-то заучивание стихотворений вызывает ...