Работа с родителями - буклет "Использование мнемотехник при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста"
консультация

Турсунова Анна Сергеевна

Одним из направлений развития речи детей является разучивание стихотворений.  Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Не все дети любят учить стихи, у кого-то заучивание стихотворений вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.

Существует множество методов и приемов способствующих заучиванию стихотворений.

Одной из актуальных, высоко эффективных методик для запоминания, сохранения и воспроизведения информации является мнемотехника.

Мнемоника, или мнемотехника - система различных приёмов, которая облегчает запоминание и увеличивает объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, позволяет организовывать учебный процесс в виде игры. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_mnemotablitsy.docx130.98 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

Использование мнемотехник при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста.

 «Если …. Хотите, чтобы дитя усвоило что- нибудь прочно, то заставьте участвовать в этом усвоении как можно большее число нервов,  заставьте участвовать зрение, показывая карту или картинку… Призовите к участию осязание, обоняние, вкус. При таком дружном содействии всех органов вы победите самую ленивую память… »

К.Д. Ушинский


Одним из направлений развития речи детей является разучивание стихотворений.  Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Не все дети любят учить стихи, у кого-то заучивание стихотворений вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.

Существует множество методов и приемов способствующих заучиванию стихотворений.

Одной из актуальных, высоко эффективных методик для запоминания, сохранения и воспроизведения информации является мнемотехника.

Мнемоника, или мнемотехника - система различных приёмов, которая облегчает запоминание и увеличивает объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, позволяет организовывать учебный процесс в виде игры. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Мнемотехника помогает развивать:

- Зрительную и слуховую память;

- Зрительное и слуховое внимание;

- Воображение;

- Восприятие;

- Развивает кругозор;

- Развивает все стороны речи.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов. Например, даётся слово «дерево», его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Для 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, помидор – красный. В старшем дошкольном возрасте можно давать детям – чёрно-белые мнемотаблицы. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Затем последовательно переходим к мнемодорожкам. Потом переходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. И позже к мнемотаблицам. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка.

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.

На первом этапе следует подбирать опорные картинки к стихотворению на каждую строчку. Картинки должны быть яркими и узнаваемые. При чтении стихотворения картинки выставляются на магнитную доску. После прочтения дети воспроизводят стихотворение по опорным картинкам.

Особенность методики заключается в том, что применяются не изображения предметов, а символы, что значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, так как символы максимально приближены к речевому материалу.

На начальных этапах работы педагог вместе с детьми заполняет таблицу, на более поздних — дети самостоятельно её заполняют, т. е. придумывают ассоциации. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания.

Описание методики

1.    Выразительное чтение стихотворения, сообщение о том, что дети будут учить его наизусть;

2.    Беседа по содержанию стихотворения, выяснение основной мысли, словарная работа;

3.    Воспитатель читает отдельно каждую строчку или две (или отдельное слово), Ребёнок придумывает ассоциациативный образ (картинку) и зарисовывает её (либо рисует педагог).

4.    Дети рассказывают стихотворение, опираясь на придуманные образы

5.   Дети рассказывают стихотворение без помощи мнемотаблицы.

Процесс запоминания разделяется на четыре этапа:

- кодирование элементов информации в зрительные образы;

- собственно сам процесс запоминания;

- запоминание последовательности информации;

- закрепление информации в мозге.

В овладении приемами работы с мнемотаблицами, мы не только заучиваем стихотворение наизусть, но и тем самым развиваем и речь, и основные психические процессы - память, внимание, образное мышление. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания стихотворений в нашем случае более простым, интересным, творческим.


З. Александрова «Мой мишка»

Я рубашку сшила мишке,

Я сошью ему штанишки,

Надо к ним карман пришить

И конфетку положить

hello_html_mdb82b96.png

   

                                                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей "Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста"

Приятно, когда ребенок с удовольствием сначала учит и потом декламирует стихи перед любой аудиторией. Но что делать, когда надо выучить стихотворение обязательно, а ребенок не соглашается на это «ни з...

Мастер-класс для родителей " Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста".

Все родители знают и понимают, что учить стихи с детьми дошкольного возраста необходимо. Заучивание стихотворений играют большую роль в жизни ребенка. Ведь благодаря этому у малышей развивается память...

Консультация для родителей "Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста"

Одним из направлений развития речи детей является разучивание стихотворений. Не все дети любят учить стихи, у кого-то заучивание стихотворений вызывает большие трудности, быстрое утомле...

Семинар-практикум для родителей «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста».

Создание условий оказания помощи родителям в овладении мнемотехническими приемами для развития навыков заучивания стихотворений с детьми....

Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»

Мастер-класс для родителей«Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»старшая группа «Кукушечка»  Воспитатель:Древаль Татьяна Иг...

Консультация для родителей "Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста"

Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Не все дети любят учить стихи, у кого-то заучивание стихотворений вызывает ...