«Использование песочной терапии в работе воспитателя с детьми дошкольного возраста»
статья
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Полтавский детский сад «Родничок»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mildenberg_m.v_ispolzovanie_pesochnoy_terapii.docx | 27.34 КБ |
prezentatsiya_pesochnaya_terapiya.ppt | 740.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Полтавский детский сад «Родничок»
«Использование песочной терапии в работе воспитателя с детьми дошкольного возраста»
Воспитатель: Мильденберг М. В.
2021 г
Пояснительная записка.
Дошкольный возраст – время интенсивного освоения ребёнком разнообразных способов деятельности с самыми разными предметами, материалами, инструментами. В эти годы продолжается процесс формирования гармоничного, умственного, нравственного и физического развития ребенка, его личности.
Всем родителям известно, игра в песке — одно из самых любимых занятий детей. В песочнице или на морском побережье, дети увлечены этим занятием, ведь песок обладает свойством поглощать негативную эмоцию. Игра с песком улучшает самочувствие, поднимает настроение и приносит радость. Поэтому рисование песком – не просто увлекательное, но и интересное открытие нового мира песочной фантазии.
Я использую в своей педагогической деятельности такую технологию как песочная терапия, потому что с помощью обычных материалов и простых приемов можно решить много проблем у детей.
Опыт показывает, что большое количество детей испытывают какие – либо трудности в получении того или иного социального опыта, у них происходят конфликты со сверстниками, капризы, агрессия, упрямство. Педагоги пытаются найти эффективные приемы и средства педагогического воздействия. Наиболее подходящим средством обогащения социального опыта и стабильного психоэмоционального состояния ребенка является песочная терапия.
В процессе работы с песком происходит создание нового «продукта». Основное внимание обращается на творческое самовыражение, благодаря которому происходит «снятие внутреннего напряжения» и поиск путей развития.
Актуальность:
Изучая теорию специалистов, я пришла к идее внедрить «песочную терапию» в своей группе. Считая, что игра с песком – одна из форм обычной активности дошкольника. Песочная терапия для маленьких детей – наилучший способ избавиться от агрессии и негатива, быть увереннее в себе, позволить педагогам найти и раскрыть истинные причины конфликтов, страхов и в дальнейшем провести коррекцию.
Игра на песке с фигурками особенно полезна тем детям, которые не могут выразить свои переживания при помощи слов.
В своей работе я использую песочницу для развития эмоциональной и познавательной сфер. Тематическая направленность и организационная вариативность занятий способствуют формированию у детей устойчивого интереса к практической и речевой деятельности, поддерживает положительное эмоциональное состояние малышей.
Сюжетно-тематическая организация занятий включает в себя игры с песком и водой, направленные на развитие мелкой моторики и тактильных ощущений; на развитие познавательной сферы детей и коммуникативных навыков, снятие статического напряжения; речевой материал, сопровождаемый действием; дыхательные упражнения. Это позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, получать удовольствие от выполняемой деятельности и от общения с миром, так как в игре с песком и водой максимально реализуются потенциальные возможности детей. Игры с песком позволяют добиться устойчивого интереса и внимания на протяжении длительного периода времени. В этой деятельности ребёнок имеет возможность для самовыражения, и, соответственно, повышает результативность в усвоении знаний.
Песочница также используется в диагностических целях: для выявления тревожности, агрессивных проявлений, страхов у детей и для коррекции этих отклонений.
Основная моя цель – используя игры с песком, позитивно влиять на эмоциональное самочувствие детей, снизить уровень нервно-психического напряжения, стабилизировать внутреннее состояние, способствовать возникновению положительных эмоций.
Современный подход к использованию песочницы в развитии и коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста направлен на:
- понимание и принятие индивидуальных особенностей ребенка в качестве важнейшего компонента процесса обучения и формирования навыков проживания своих эмоций в различных эмоциональных ситуациях;
- формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки, развитие коммуникативных навыков, развитие у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, формирование психических новообразований, необходимых для успешного обучения в начальной школе (произвольности), через создание позитивного эмоционального фона;
- гибкость и вариативность занятий, методическое модулирование одного и того же материала, позволяет педагогу, трансформируя, видоизменяя, дополняя, повторяя одну и туже модель, открыть новые возможности творчеству ребенка.
- песочница используется как среда для общения человека с самим собой и символами реального мира.
Цели и задачи:
Цель: Создание условий для профилактики и личностного роста ребенка средствами песочной терапии.
Для достижения целевых ориентиров было решено начать в ДОУ занятия с песком и определены следующие задачи:
- Формировать навыки детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям в театре на песке.
- Развивать речь, закреплять навыки звукопроизношения, фонетико-грамматического строя, обучение письму и грамоте, развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук.
- Вызвать желание у ребенка узнавать что-то новое, работать самостоятельно и экспериментировать.
- Развивать творческую личность
- Совершенствовать развитие коммуникативных навыков ребенка, предметно-игровой деятельности, сюжетно-ролевой игры.
- Интенсивно и гармонично развивать все познавательные функции (память, восприятие, мышление внимание).
- Использовать метод песочной терапии в диагностических целях.
Занятия с детьми проводятся с учётом индивидуальных особенностей детей. В занятия включены элементы: музыкотерапии, сказкотерапии, песочной терапии, игротерапии, что во многом повышает эффективность овладения детьми разными формами и средствами общения, открытого отношения к окружающему миру, выражению активной познавательной позиции, инициативности и независимости в суждениях, для полноценного развития эмоционального интеллекта.
Я создаю в группе естественную среду для работы с ребенком (важен комфорт ребенка), узнать с каким персонажем ребенок хочет поработать («оживление» персонажа), и наконец, реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций, историй, сказок, песенок, музыки вместе с героями.
Посредством игр и игровых упражнений с песком у детей дошкольного возраста формируются элементарные математические представления о множестве, числе, величине, форме, пространстве;
Работу по развитию речи осуществляю через предметно-пространственную среду, с использованием песочницы.
Песочная терапия так же позитивно влияет на эмоциональное проявление самочувствия детей:
В своей работе я применяю методы и приемы песочной терапии:
Наглядные методы включают в себя:
- наглядно - слуховые (слушание музыки в аудиозаписи);
- наглядно - зрительные (дидактический материал);
- сенсорно - моторные (обследование);
- тактильно – мышечные (индивидуальная помощь, помощь других детей, совместное выполнение, подражательное выполнение);
- формы несловесной поддержки (улыбка, подбадривающее пожатие
руки, мимоходное прижатие к себе, поглаживание по спине, голове,
подмигивание, обнимание за плечи и т. д.); - элементы психогимнастики (релаксация, контактный массаж,
дыхательные упражнения, тактильные обследования).
Словесные методы:
- объяснение (краткое, четкое, эмоциональное);
- рассказ педагога, беседы, чтение литературных произведений (сказки, стихи, использование фольклорного жанра
- указания (даются очень тихо, не отвлекая внимания других, обращены как ко всем детям, так и индивидуально);
- вопросы (четкие, понятные. Этот словесный прием очень важен, он активизирует внимание, развивает мышление и память).
- пояснения, уточнения;
Практические методы:
- метод упражнений (связан с многократным выполнением практических действий; выбором дидактического материала);
- игра (занятия носят игровое содержание, это помогает заинтересовать и активизировать детей, войти в коммуникативный контакт, самореализоваться в деятельности, стабилизировать внутреннее состояние, вызвать положительные эмоции).
Формы:
Индивидуальные игры позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, являются прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка.
Групповые игры с песком в группе направлены в основном на развитие коммуникативных навыков, т.е. умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать.
В результате мною было подобрано много интересных и разнообразных игр и упражнений с песком, для детей разных групп, которые я использую при составлении занятий. Комплектование и количество игр и упражнений, из которых состоит занятие, постоянно мною варьируются. Занятие может быть сокращено с целью предупреждения переутомления детей, последовательность частей меняется в соответствии с настроением детей и т. п.
Опыт работы с детьми показал, что в результате использования песочной терапии в группе произошли положительные изменения:
- значительно повысился общий эмоциональный фон;
- снизился уровень тревожности;
- быстрее происходит восстановление всех нарушенных навыков;
- повышается познавательная и игровая активность, уровень взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Я хочу пожелать воспитателям успехов в работе с дошколятами в применении песочной терапии.
Методическое обеспечение программы.
- Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. — СПб., 2005.
- Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения. — Ростов-на-Дону, 2004.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. — СПб., Издательство «Речь», 2005.
- Бережная Н.Ф. Использование песочницы в корекции эмоционально-волевой сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика №4-2006, №1-2007.
- Кондратьева С.Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития // Дошкольная педагогика №3-2005.
- Валиева А.Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников // Психолог в детском саду №3-2006.
- Бабина Н. 600 практических совета для родителей. Ребенок 0 до 9 лет. М., 2002.
- Баринова Н. Песок – вода – ладошки. //Ребенок в детском саду. – 2010. - №2. – с. 2
- Бережная Н. Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей дошкольного возраста. //Дошкольная педагогика. – 2007. - №1. – с. 50
- Грабенко Т. М. Игры с песком, или песочная терапия. //Дошкольная педагогика. – 2004. - №5. – с. 26
- Зинкевич-ЕвстигнееваТ.Д. «Чудеса на песке». Практикум по песочной терапии Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко.- СПб. Изд. «Речь», 2007г.
- Н.В. Козуб, Э.И.Осипук «В гостях у песочной Феи». Организация педагогической песочницы и игр. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольного учреждения. СПб. Изд. «Речь», М. «Сфера» 2011г- 61с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели и задачи: Цель : Создание условий для профилактики и личностного роста ребенка средствами песочной терапии. Для достижения целевых ориентиров было решено начать в ДОУ занятия с песком и определены следующие задачи: Формировать навыки детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям в театре на песке. Развивать речь, закреплять навыки звукопроизношения, фонетико-грамматического строя, обучение письму и грамоте, развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук. Вызвать желание у ребенка узнавать что-то новое, работать самостоятельно и экспериментировать. Развивать творческую личность Совершенствовать развитие коммуникативных навыков ребенка, предметно-игровой деятельности, сюжетно-ролевой игры. Интенсивно и гармонично развивать все познавательные функции (память, восприятие, мышление внимание). Использовать метод песочной терапии в диагностических целях.
Данная методическая разработка адресована педагогам дошкольных учреждений, педагогам групп кратковременного пребывания детей.
Межрегиональная научно – практическая конференция – публикация в сборнике. Заседание ассоциации педагогов дошкольного образования. РМО семинар-практикум. Муниципальный фестиваль передового педагогического опыта. Публикация на сайте средства массовой информации «Российское просвещение». Всероссийская научно-практическая конференция «Педагогический опыт: теория, методика, практика».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс "Использование песочной терапии в игровой деятельности с детьми дошкольного возраста"
Цель данного мастер-класса познакомить педагогов с элементами использования песочной терапии в работе с детьми....
Песочная терапия в работе с тревожными детьми дошкольного возраста
Занятия по песочной терапии для детей дошкольного возраста с повышенной тревожностью.Программа рассчитана на индивидуальные занятия с детьми дошкольного возраста (4 – 7 лет).Количество занятий - ...
Презентация "Песочная терапия в работе с тревожными детьми дошкольного возраста"
Выступление из опыта работы на семинаре - практикуме для педагогов и специалистов ДОУ "Предметно - пространственная среда для реализации условий всестороннего развития дошкольников с ОВЗ" на...
Использование песочной терапии в работе с агрессивными детьми дошкольного возраста
В данной статье рассматривается использование песочной терапии в работе с детьми агрессивного поведения.На сегодняшний день почти в каждой группе детского сада встречается ребенок с агрессивным поведе...
План самообразования «Использование песочной терапии в работе воспитателя» 2019-2020 г.
Пожалуй, у каждого из нас есть свои положительные воспоминания из детства, связанные с играми в песке – морском, речном или тем, что засыпают в песочницы у дома. Однако песок не так прост. Элеме...
План по самообразованию "Использование песочной терапии в работе воспитателя"
План на 2020 - 2021 учебный год по теме самообразования "Использование песочной терапии в работе воспитателя"...
Отчёт по самообразованию на 2020-2021 учебный год тема: «Использование песочной терапии в работе воспитателя»
Отчёт по самообразованию на 2020-2021 учебный год тема: «Использование песочной терапии в работе воспитателя»...