Нейрокоррекционные упражнения в работе учителя-логопела
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
В своих логопедических занятиях я использую несколько групп упражнений, каждая из которых имеет свою специфику и направленность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neyrokorrektsionnye_uprazhneniya_v_rabote_logopeda.docx | 26.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Нейрокоррекционные упражнения в работе учителя-логопеда в дошкольном учреждении с детьми старшего дошкольного возраста.
В своих логопедических занятиях я использую несколько групп упражнений, каждая из которых имеет свою специфику и направленность:
Дыхательные (концентрация на дыхании не только помогает научиться расслабляться и успокаиваться, но и тренирует способность сосредотачивать внимание на других, более важных, вещах). Я использую методику Стрельниковой;
«Ладошки». Стоя прямо, руки согнуты в локтях, ладони на зрителя. Делая шумные вдохи, сжимаем ладони в кулаки. Выдох при этом неслышный (пассивный), руки разжимаем.
«Погончики». Стоя прямо, руки сжаты в кулаки и расположены на уровне пояса. На вдохах руки толкаем вниз, на выдохе возвращаем обратно.
«Насос». Ноги на ширине плеч, наклоняемся немного вниз, спина округлена, руки спокойно свисают. Наклоняемся ниже с вдохом, как будто надуваем шину, до пола руками доставать не нужно. С выдохом поднимаемся в исходное положение.
«Кошка». Стоя, ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях у туловища, кисти спокойно свисают. Делайте поворот туловища вправо и одновременно полуприседание, в этот момент должен быть вдох, при этом руки выполняют хватательное движение. При возврате в исходное положение выдох. Затем в обратную сторону. И т.д.
Глазодвигательные (улучшают кровообращение, тренируют глазные мышцы и способствуют снятию напряжения с глаз);
1. “Взгляд влево вверх”
Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх подуглов в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд на “прямо перед собой”. (7 сек.). Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку и упражнение повторяется.
2. “Горизонтальная восьмерка” Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком.
3.«Слон». Стоя. Встаньте в расслабленную позу. Колени слегка согнуты. Наклоните голову к плечу. От этого плеча вытяните руку вперёд, как хобот. Рука рисует «Ленивую восьмёрку», начиная от центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев. Упражнение выполнять медленно от трёх до пяти раз левой рукой, прижатой к левому уху, и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху.
4. “Глаз – путешественник” Развесить в разных углах и по стенам группы различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный воспитателем.
5. “Глазки” Чтобы зоркость не терять, Нужно глазками вращать.
Вращать глазами по кругу по 2-3 секунды (6 раз).
6. “Глазки”
Нарисуем большой круг и осмотрим все вокруг.
Глазами и выдвинутым языком делать совместные движения, вращая их по кругу (из стороны в сторону).
7. “Глазки”
Чтобы зоркими нам стать, нужно на глаза нажать.
Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхние веко соответствующего глаза и держать 1-2 секунда.
Упражнения на развитие артикуляционного аппарата (так как речь — это одна из высших психических функций, то воздействие на артикуляционный аппарат активизирует развитие других психических функций — мышления, внимания, воображения, памяти);
Статические артикуляционные упражнения
«Лопаточка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Подержать язык в этом положении 10-15 секунд.
«Чашечка» - рот широко раскрыть, широкий язык поднять вверх, стараясь передний и боковые края языка загнуть вверх, потянуться к верхним зубам, но не касаться их, удерживать язык в таком положении 10-15 секунд.
«Иголочка» - рот открыть, язык высунуть далеко вперед, сделать его узким и тонким, удерживать его в этом положении 15 секунд.
«Горка» - рот приоткрыть, боковые края языка прижать к верхним коренным зубам, кончик языка упереть в нижние передние зубы, спинку языка выгнуть, удерживать язык в этом положении 15 секунд.
«Трубочка» - высунуть широкий язык, боковые края языка загнуть вверх, прижать, подуть в получившуюся трубочку, выполнять в медленном темпе 10-15 раз.
Динамические артикуляционные упражнения
«Часики» - высунуть узкий язык, тянуться языком попеременно то к правому углу рта, то к левому, двигать языком в медленном темпе под счет, проделать 15-20 раз.
«Качели» - высунуть узкий язык, тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку, рот при этом не закрывать, проделать 10-15 раз.
«Вкусное варенье» - высунуть широкий язык, облизать поочередно верхнюю, затем нижнюю губу и убрать язык вглубь рта, повторить 10-15 раз.
«Змейка» - рот широко открыть, язык сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать вглубь рта, двигать языком в медленном темпе 10-15 раз.
«Катушка» - кончик языка упереть в нижние передние зубы, боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать вглубь рта, проделать 10-15 раз. В отличие от упражнения «Горка» язык в форме валика перемещается вперед-назад.
«Маляр» - рот открыть, широким кончиком языка, как кисточкой, водить от верхних резцов до мягкого неба (вперед-назад) и от правых коренных зубов к левым (влево-вправо), поводить в течение 10-15 секунд.
«Лошадка» - прищелкнуть язык к небу, цокать языком медленно и сильно, тянуть подъязычную связку, проделать 10-15 раз. Если прищелкивание не удается, можно положить на язык липкую конфету, пусть ребенок старается сосать конфету и одновременно почувствовать присасывание языка.
«Грибок» - прищелкнуть язык к небу, подержать в этом положении 5-10 секунд. Когда язык научится принимать и удерживать это положение, выполнять упражнение пружинящими движениями, потягивая подбородок вниз.
«Фокус» - научиться направлять воздушную струю посередине языка. Рот приоткрыть, язык «чашечкой» высунуть вперед и приподнять, как бы потянуться к носу. Плавно, но сильно подуть на ватку, лежащую на кончике носа. Следить за тем, чтобы выдох проводился на язык, а не на губы. Далее можно усложнить упражнение, отодвигая ватку с кончика носа на спинку.
«Индюк» - приоткрыть рот, энергично проводить широким передним краем языка по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, добавить голос, пока не послышится: бл-бл (как индюк болобочет).
«Орешек» - рот закрыт, язык с силой упирается попеременно в левую и правую щеку так, чтобы была видна округлость под щекой. Далее можно приподнимать и опускать язык вверх-вниз одновременно с упором в щеку.
Упражнения на развитие мелкой моторики (оказывают положительное воздействие на развитие речи, логики и работу левого полушария).Например;
- «Засолка капусты»
Мы капусту рубим (резкие движения прямыми кистями вверх и вниз).
Мы капусту солим (движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки).
Мы капусту жмем (интенсивное сжимание пальцев рук в кулак).
«Морковка»
Не морковка – загляденье,
Выросла на удивленье,
Сочная да вкусная,
Для детей полезная.
(Пальцы левой руки сжаты в щепоть и направлены вверх, ладонь правой руки с расставленными пальцами приставлена к щепоти левой).
- Фигурки из палочек.
Машина везет урожай с полей.
- Игра. Выложить горошком по нарисованному контуру.
Загадка
Хотя и сахарной зовусь,
От дождя я не размокла,
Кругла, крупна, сладка на вкус,
Узнали вы? Я… (свекла)
Удержание теннисного мяча поочередно между пальцами.
- Дорисуй узор.
Релаксация, снятие мышечного напряжения (данные упражнения помогают устранить мышечные зажимы; они будут полезны и взрослым тоже).
Упражнение «Рубка дров»
Первое упражнение можно объяснить детям через ассоциацию с рубкой дров или ловлей бабочек.
«Рубка дров» поможет переключить детей на активную деятельность, позволит выплеснуть свою агрессию в игре. «Вы когда-нибудь видели, как рубят дрова? Можете показать? Отлично! Сейчас мы с вами будем запасать дрова на зиму. Поставьте бревно на пень, встаньте прямо, занесите топор над головой и со всей силы опустите его на бревно с криком «Ха!», чтобы облегчить себе работу».
Упражнение «Ловля бабочек»
«Ловля бабочек» — более спокойный вариант той же игры с бОльшим включением воображения. «Представьте, что мы с вами нашли прекрасную поляну цветов, по которой тут и там порхают бабочки. Давайте поймаем несколько и рассмотрим их поближе! Итак, сачок наготове, мы на цыпочках подкрадываемся к нашей бабочке, поднимаем сачок и ловим нашу прекрасную пленницу». Здесь можно попросить ребят описать, какую бабочку они поймали. «Замечательно! А теперь давайте отпустим её и посмотрим, какие ещё есть бабочки на нашей поляне!» По такому же принципу можно ловить жуков, лягушек и т.д.
Упражнение «Трусливые зайцы»
Предлагаем детям на несколько минут стать зайцами на лужайке. Светит солнышко, и они резвятся, прыгают, играют друг с другом. Вдруг на опушке леса появляется волк. Зайчики чувствуют опасность, замирают, начинают дрожать всем телом, сжимаются. Когда волк уходит, ушастые продолжают резвиться. Цикл повторяем несколько раз, можно при этом уменьшать/увеличивать период активности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учителя-логопела 2016-2017 уч.год.
коррекционно-развивающей работы в старшей группе (первый год обучения)компенсирующей направленности на основе «Вариативной примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с...
Нейрокоррекционные упражнения
Упражнения, рассмотренные здесь, пробуждают и активизируют умственные способности, улучшают контроль и регуляцию деятельности, стимулируют развитие познавательных функций, решают проблемы эмоционально...
Мастер-класс для педагогов ДОУ: «Нейрокоррекционные технологии в работе педагогов ДОУ в контексте развития ребенка с ОВЗ»
Цель мастер-класса:Повышение уровня знаний педагогов по использованию нейропсихологических технологий, применение которых возможно в образовательном процессе ДОУ, пропаганда и распространение нетрадиц...
«Нейрокоррекционные технологии в работе педагогов ДОУ в контексте развития ребенка с ОВЗ»
В данной статье раскрыты современные нейрокоррекционные технологии, которые могут применять в с воей работе педагоги дошкольных учреждений....
Нейрокоррекционные технологии в работе педагога-психолога
Нейропсихологический подход в работе с детьми ДОУ...
Использование когнитивных нейрокоррекционных игр и упражнений в работе с детьми.
В последнее время наблюдается тенденция к росту числа детей с диагнозом - задержка психического развития, которые проявляются в нарушении речи, мышления и психики. Одним из наиболее э...
Использование когнитивных нейрокоррекционных игр и упражнений в работе с дошкольниками с ОВЗ.
Использование когнитивных нейрокоррекционных игр и упражнений в работе с дошкольниками с ЗПР....
- Мне нравится (1)