Использование когнитивных нейрокоррекционных игр и упражнений в работе с детьми.
статья по коррекционной педагогике (средняя группа)

Файласова Оксана Владимировна

В последнее время наблюдается тенденция к росту числа детей с диагнозом -  задержка психического развития, которые проявляются в нарушении речи, мышления и  психики. 

Одним из наиболее эффективных методов коррекции является нейропсихологический подход – игры и упражнения.

Нейропсихологические игры  и упражнения - это комплекс методов и приемов, направленных на активацию естественных механизмов работы мозга через выполнение физических движений. Они ориентированы на оптимизацию речи в ее взаимодействии с другими психическими функциями и пространственными представлениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20 КБ

Предварительный просмотр:

Использование когнитивных нейрокоррекционных игр и упражнений

в работе с детьми.

                                             Авторы:

Файласова Оксана Владимировна,

2 слайд

Актуальность.

В последнее время наблюдается тенденция к росту числа детей с диагнозом -  задержка психического развития, которые проявляются в нарушении речи, мышления и  психики. 

Одним из наиболее эффективных методов коррекции является нейропсихологический подход – игры и упражнения.

Нейропсихологические игры  и упражнения - это комплекс методов и приемов, направленных на активацию естественных механизмов работы мозга через выполнение физических движений. Они ориентированы на оптимизацию речи в ее взаимодействии с другими психическими функциями и пространственными представлениями.

Нарушение слаженности в работе полушарий мозга у детей - является одной из причин трудности обучения детей ЗПР дошкольного возраста, так как при наличии несформированности  межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушарием, каждое из них постигает внешний мир по-своему.

Нейропсихологическая коррекция актуальна для детей любого возраста, её применение дает положительную динамику при задержке психического развития, умственной отсталости, расстройствах аутистического спектра и других нарушениях.

Только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга обеспечивает нормальную работу всех психических процессов.

Данную закономерность наблюдаем и мы – воспитатели, работая в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР. В своей работе мы сталкиваемся с детьми, у которых наблюдается задержка психического развития.

Для этого мы используем  в работе с детьми с нарушением  речи и ЗПР специально подобранные задания и упражнения, позволяющие расширить границы межполушарного взаимодействия.  

В результате выполнения определённых упражнений и движений одновременно двумя руками, активизируется работа обоих полушарий, развиваются межполушарные связи.

2 слайд

Цель нейропсихологических игр: активизация различных отделов коры головного мозга, ее больших полушарий, что позволяет развивать высшие психические функции, контроль и регуляцию поведения, межполушарное взаимодействие.

4 слайд

С помощью нейропсихологических игр и упражнений решаются следующие задачи:

1. Ребенок учится чувствовать своё тело и пространство вокруг.

 2. Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение)

 3. Формируется правильное взаимодействие рук и ног.

4. Развивается слуховое и зрительное внимание.

5. Ребенок учится последовательно выполнять действия, разбивая его на ряд задач, и др.

5 слайд

В своей работе мы используем простые игры с нейропсихологическими развитием, на индивидуальных и подгрупповых занятиях.

Межполушарные дорожки

Головной мозг начинает задействовать большее количество своих ресурсов и своего потенциала.

6 слайд

Нейротренажёры «Межполушарные доски»

Представляет собой различные лабиринты в зеркальном отражении. С помощью специальных бегунков синхронно работают двумя руками. В результате слаженной работе обоих полушарий мозга, между ними укрепляются нейронные связи, что благотворно сказывается на психическом состоянии ребенка.

7 слайд

Упражнения на развития цветовосприятия

«Разноцветные карандаши»

развитие зрительного восприятия, знакомство с различными цветами Самую простую, но тем не менее интересную игру на знакомство с различными цветами можно провести с использованием подручных средств, которые найдутся в любом детском саду или кабинете учителя - цветных карандашей

Ребенок берёт одновременно двумя руками карандаши определенного цвета и ставит их в стаканчик.

8 слайд

«Кулачек - ладошка»

стимулирование и запуск речевых процессов

 формирование когнитивных способностей

 развитие познавательной сферы

 снятие психоэмоционального напряжения.

9 слайд

Игры на развитие мелкой моторики

«Ухо – нос»

Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Потом хлопнуть в ладоши и поменять положение рук с точностью до наоборот.

«Цепочка»

Поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем. Упражнение повторяется в прямом и обратном порядке.

10 - 11слайд

Сминание бумаги. Положите на ладонь ребенка салфетку, и попросите его, используя пальцы только одной руки, смять ее. Потом пусть одновременно сжимает две салфетки двумя руками.

12 слайд

Карточки для нейрозарядки

Использовать при запуски речи, где каждое движение соответствует картинке

13 слайд

Нейроладошки

Познакомить ладошки с ладонями. Названием пальцев и их положением.

Разделите ладошки на левые и правые.

Покажите, как сложить пальцы, чтобы получилась идеальная ладошка.

Тренируем:

Функциональные возможности кистей и пальцев. Пространственная и зрительная ориентация.

Мелкую моторику рук память и внимание.

Воображение и концентрацию.

Логическое мышление.

Межполушарное взаимодействие.

14 слайд

Заключение

Опыт моей работы с детьми показал, что систематическое использование когнитивных нейрокоррекционных игр упражнений позволяет улучшить показатели восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Когнитивные нейрокоррекционные игры способствуют развитию межполушарного взаимодействия, повышению умственной работоспособности, оптимизации интеллектуальных процессов и стабилизации эмоционально-волевой сферы.

В результате реализации упражнений на улучшение межполушарного взаимодействия, у детей появляется уверенность в себе, они становятся более спокойными, лучше усваивают знания, обобщают и систематизируют усвоенный материал. Начинать работать с ребенком нужно с самого детства и тогда он будет радовать вас своими успехами в будущем.

Таким образом, активизация межполушарных взаимодействий дает

возможность более продуктивно корректировать имеющиеся  у детей не

только психические процессы, но и речевые недостатки, способствует

созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений и

коррекции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми шестилетнего возраста, имеющих нарушения речи»часть1

данная презентация содержит кинезиологические упражнения, которые целесообразно использовать на занятиях логопеда...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Для детей 3-го года жизни подвижные игры являются жизненной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные. В процессе игр создаются ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Двигательная деятельность является одним из важнейших условий физического и психического развития ребенка. Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции ус...

«Использование словесных логических игр и упражнений в работе с детьми с ОВЗ в старшем дошкольном возрасте»

«Использование словесных логических игр и упражнений в работе с детьми с ОВЗ в старшем дошкольном возрасте»...

Двигаться, чтобы учиться: использование специальных упражнений в работе с детьми с ОВЗ (из опыта работы)

Одной из задач дошкольного образовательного учреждения является коррекция отклонений в развитии ребенка. А добиться этого можно только при условии тесного взаимодействия всех участников педагогическог...

Работа над интонационной выразительностью речи: Дикция. Использование игровых коррекционных упражнений в работе с детьми с тяжелыми речевыми расстройствами

Весомым показателем, который характеризует качество техники речи человека является - дикция.Дикция - это то, как чисто собеседник выговаривает звуки....

План работы по самообразованию «Использование нейроигр и упражнений в работе с детьми с ОВЗ среднего дошкольного возраста 4- 5 лет»

План работы по самообразованию «Использование нейроигр и упражнений в работе с детьми с ОВЗ среднего дошкольного возраста 4- 5 лет»...