Роль фонематического слуха в успешном обучении будущего первоклассника
статья по коррекционной педагогике
Статья содержит основные проблемы при нарушении фонематического слуха у первоклассников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fonem_sluh_v_obuchenii.doc | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль фонематического слуха в успешном обучении будущих первоклассников
Состояние фонематического слуха связано с речевой готовностью ребенка к школе.
Выделяют два раздела:
1. Звукопроизношение – если нарушен только этот компонент, то нарушений письма и чтения не будет. В начальной школе ещё можно поставить нарушенные звуки.
2. Фонематический слух – от «фонема» - звук, т.е. слух на звуки. Не имеет отношение к физическому слуху. ФС – это умение дифференцировать (различать) звуки речи (по звонкости – глухости, твердости – мягкости), умение провести звуковой анализ слова, т.е. выделить все звуки по-порядку, в разбивку – 3-й, 5-й, умение составить слово из заданных звуков.
При нормальном речевом развитии к 6-7 годам фонематические процессы должны быть полностью сформированы. Это значит - задания по дифференциации на слух, звуковой анализ и синтез ребенок должен выполнять практически без ошибок.
Но довольно часто, в силу различных причин, мы наблюдаем недостаточное развитие фонематических процессов у ребенка. Причины могут быть различными, начиная от биологических: осложнения во время беременности, тяжелые роды, болезни ребенка в первые годы жизни; а также социальные причины: ребенок не посещал д/с, дома ему уделяли мало внимания, находился в неблагоприятной речевой среде, т.е. речевое развитие ребенка запущено.
Фонематический слух – процесс специфичный и многие родители не знают о его существовании, а, следовательно, даже при хорошем уровне общего развития ребенка, ФС остается «белым пятном».
В настоящее время ученые отдают большой процент и наследственным нарушениям речи. Так что, если у родителей или ближайших родственников ребенка были проблемы с письмом и чтением, то и у ребенка они могут проявиться.
Почему же так важен фонематический слух, и так много мы уделяем ему внимания. Дело в том, что все нарушения ФС переносятся на письмо и чтение. Все ошибки устной речи будут, как в зеркале, отражаться на письме. Количество этих речевых ошибок может расти как снежный ком. Чем больше начинает писать ребенок, тем больше у него появляется ошибок. И, к февралю, когда 1-е классы активно начинают писать диктанты, основной оценкой ребенка может стать «2».
Вот некоторые ошибки:
• Многочисленные замены (горько – корько, бусы – пусы, ёжик – ожик, Люба – Луба и др.)
• Пропуски, перестановки букв, слогов («трва», «пинёс», «кродил», «звял», «натуспила» и т.д.)
• Вставки букв и слогов («тарава», «бабабушка», «тигар» и др.)
• Полное искажение слов (наступила – «настух», храбрый – «хабар», дерево – «девяэ» и т.д.
Результатом этих ошибок является неуспеваемость ребенка по письму и чтению. Неподготовленные родители считают, что эти нелепые ошибки вызваны невнимательностью, небрежностью ребенка, его неумением слушать и т.д. Это мнение ошибочно! Ребенок не в состоянии самостоятельно справиться с этими специфическими ошибками и ему требуется помощь логопеда.
К сожалению, в последнее время мы наблюдаем рост всех речевых нарушений у детей, и, в частности фонематического слуха. Однако, вовремя обратив внимание, родители могут помочь ребёнку избежать появления или хотя бы уменьшить колличество будущих ошибок письма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Формирование фонематического слуха — залог успешной коррекции звукопроизношения"
Консультация для воспитателей рассказывает о мире звков, о том , какой бывает слух. Здесь можно познакомиться с возрастными границами и условиями формирования фонематического слуха, а также, как проис...
Практикум для родителей «Роль фонематического слуха в успешности школьника»
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования развитие речи выделено в отдельную образовательную область и включает в себя: владение речью как средством общ...
Фонематический слух - залог успешного обучения
Консультация для родителей по использованию игр на развитие фонематического слуха....
Значение развития фонематического слуха для успешного обучения в школе и его формирование у детей дошкольного возраста с ОНР.
В данной статье говорится о важности развития фонематического слуха у дошкольнико 6 - 7 лет , его значении для успешного обучения в школе и о том, чем грозит его нарушение. Также в статье представлены...
Формирование фонематического слуха — залог успешной коррекции звукопроизношения
Развитый ФС является непременным условием успешного обучения грамоте. Поэтому ранняя диагностика сформированности ФС является необходимой для своевременного преодоления его недоразвития....
Родительское собрание на тему "«Взаимодействие родителей и педагогов, как средство успешного обучения будущих первоклассников.»
В ходе родительского собрания рассматриваются проблемы обучения и развития будущих первоклассников....
Коммуникативные игры как средство успешной социализации будущего первоклассника
Методическая разработка для педагогов...