Практикум для родителей «Роль фонематического слуха в успешности школьника»
консультация (подготовительная группа)
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования развитие речи выделено в отдельную образовательную область и включает в себя: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Фонематический слух – это слух на звуки родного языка. Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь.
С раннего возраста приучая ребенка прислушиваться к звукам, мы выстраиваем правильное звукопроизношение и формируем начальные навыки чтения и грамотного письма в школе. Что же делать, если завтра в школу, а у ребенка недостаточно развит фонематический слух. Ответ один – помогите ему, поиграйте с ним в специальные игры, позанимайтесь с ним.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация | 2.9 МБ |
конспект | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
З м в о у з к а о и в к а а я
Ш Кто в домике живет?
В названии какого предмета нет звука [л]? *.. * * *. *
В названии какого предмета нет звука [л]? *
Определи место звука [л] в слове.
Выбери картинки со звуком [ч]
Что лишнее? (звук [л])
Ц с е л п о о в ч к а
Предварительный просмотр:
Практикум для родителей детей, посещающих ЛП
«Роль фонематического слуха в успешности школьника»
учитель-логопед Фофанова Т. Б.
26.02.2019 г.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования развитие речи выделено в отдельную образовательную область и включает в себя: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
(слайд 2)
Фонематический слух – это слух на звуки родного языка. Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь.
С раннего возраста приучая ребенка прислушиваться к звукам, мы выстраиваем правильное звукопроизношение и формируем начальные навыки чтения и грамотного письма в школе. Что же делать, если завтра в школу, а у ребенка недостаточно развит фонематический слух. Ответ один – помогите ему, поиграйте с ним в специальные игры, позанимайтесь с ним.
Игры на развитие фонематического слуха.
Поймай звук
Взрослый произносит слова, ребенок хлопает, когда услышит заданный звук.
«Ловим» звук [л]: столлл, дом, флллаг, шуба, лллужа, упаллл, сидит, желллтыый, синий….
(слайд 3)
Звуковая мозаика
Игровое поле разделено на 9-12 клеток, фишки разных цветов.
Взрослый и ребенок договариваются, каким цветом будут обозначать нужный звук (звуки). Например, звук [ж] желтым цветом, а звук [з] – зеленым. Затем взрослый произносит слова, а ребенок выкладывает в клеточки фишки нужного цвета.
! Что еще в этой игре важного? – Здесь мы обязательно говорим и показываем детям, что фишки выкладываем слева направо, тем самым ведем профилактику зеркального письма.
Желуди, зонт, коза, Пожарный, ваза, забор,
Железный, крыжовник, жарко
(слайд 4)
Кто в домике живет?
Игровое поле в виде домика с окошками, набор картинок (размером с окошко) с изображением различных животных, буквы.
На крыше домика устанавливается буква, ребенок выбирает животных, в названии которых есть нужный звук, и кладет их на окошко.
(слайд 5 – 9)
В каком слове нет звука…?
На экране четыре картинки. В названии одной из них нет заданного звука. Дети произносят слова и определяют, в названии какой картинки нет нужного звука.
(слайд 10)
Определи место звука в слове
Три схемы слов – полоска из трех клеточек. На одной закрашен первый квадрат, на другой – средний, на третьей – последний. Если нужный звук в слове стоит вначале слова (первый), картинку кладем к первой схеме. Если в конце слова (последний) – к третьей схеме. А если нужный звук не первый и не последний – тогда ко второй схеме.
(слайд 11 – 16)
Выбери картинки со звуком [ч]
Из набора различных картинок ребенок выбирает только те, в названии которых есть нужный звук.
Помоги Чебурашке: что приготовит? чай, кофе, сок
Чай какой? Красный, зеленый, черный
В чем будет заваривать? В чайнике, самоваре, банке
С чем будет пить? С мороженым, тортом, печеньем
(слайд 17)
Что лишнее? (со звуком [л])
Выкладываем картинки (от трех до пяти) в которых есть нужный звук и одну картинку, в которой нет этого звука. Взрослый четко проговаривает слова, а ребенок определяет ту картинку, где нет нужного звука. Например. Дятел, глобус, колодец, белка, дом.
Выкладываем картинки, где нужный звук стоит вначале (в конце или в середине) слова и одну, где нужный звук стоит в другом месте. Взрослый четко проговаривает слова, ребенок определяет лишнее слово. Например,
Дятел, глобус, колодец, белка.
Цепочка слов (слайд 11, 12; родители на столе и на игровизоре)
Набор картинок, где каждая следующая картинка начинается на звук, на который закончилась предыдущая. Например. Стул – ложка – автобус – салют – тапки….
Выложи столько желтых фишек, сколько звуков в слов.
На доске магнитики – лук, флаг
Зоопарк (презентация)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Формирование фонематического слуха — залог успешной коррекции звукопроизношения"
Консультация для воспитателей рассказывает о мире звков, о том , какой бывает слух. Здесь можно познакомиться с возрастными границами и условиями формирования фонематического слуха, а также, как проис...
Фонематический слух - залог успешного обучения
Консультация для родителей по использованию игр на развитие фонематического слуха....
Значение развития фонематического слуха для успешного обучения в школе и его формирование у детей дошкольного возраста с ОНР.
В данной статье говорится о важности развития фонематического слуха у дошкольнико 6 - 7 лет , его значении для успешного обучения в школе и о том, чем грозит его нарушение. Также в статье представлены...
Практикум для родителей "Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у детей 4-5 лет"
Родители упражняются в играх , направленных на развитие фонематических навыков у детей....
Роль фонематического слуха в успешном обучении будущего первоклассника
Статья содержит основные проблемы при нарушении фонематического слуха у первоклассников....
Формирование фонематического слуха — залог успешной коррекции звукопроизношения
Развитый ФС является непременным условием успешного обучения грамоте. Поэтому ранняя диагностика сформированности ФС является необходимой для своевременного преодоления его недоразвития....