Значение развития фонематического слуха для успешного обучения в школе и его формирование у детей дошкольного возраста с ОНР.
статья по логопедии (подготовительная группа)
В данной статье говорится о важности развития фонематического слуха у дошкольнико 6 - 7 лет , его значении для успешного обучения в школе и о том, чем грозит его нарушение. Также в статье представлены несколько простых тестов - заданий, чтобы проверить уровень речевого развитя ребенка в целом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Значение фонематического слуха для успешного обучения в школе и его формирование у детей дошкольного возраста с ОНР.
Учитель-логопед
ГБДОУ д /с №5 комбинированного вида
Красносельского района СПб
Слободич С.Ю.
Интеллектуальная готовность ребенка к школе заключается в определенном кругозоре, запасе конкретных знаний, в понимании определенных закономерностей.
К 6-7 годам ребенок должен знать свой адрес, название города, в котором живет, имя, отчество родных, где и кем они работают. Хорошо ориентироваться во временах года , их последовательности и основных признаках; знать последовательность дней недели, месяцев; различать основные виды деревьев, цветов, животных ( диких и домашних); ребенок должен ориентироваться во времени, пространстве, ближайшем социальном окружении.
В дошкольный период у ребенка должна быть развита звуковая культура речи, фонематический слух- умение слышать, различать звуки, определять их место и последовательность в слове. Не достаточно развитый фонематический слух может привести к стойким ошибкам при письме – дисграфии. Ребенок будет пропускать буквы в словах или заменять их на сходные по звучанию ( б- п, д -т…).Фонематический слух можно развить не сложными играми и упражнениями: попросите ребенка назвать слова на заданный звук или нарисовать предметы на заданный звук; назвать слова на последний звук предыдущего слова (раК - Корова). Необходимо избегать в этом задании согласных звуков не совпадающих с буквой при написании ( слышим арбуС, а пишем – арбуЗ). Можно попросить ребенка запомнить и повторить цепочку слогов с оппозиционными звуками по глухости-звонкости : ба-па-ба, да-да-та…
Невыразительная речь ведет к плохому усвоению знаков препинания, ребенок будет плохо читать стихи.
У ребенка должна быть развита разговорная речь. Он должен четко выражать свои мысли, передавать связно то, что слышал , видел на прогулке, на празднике. Ребенок должен уметь выделить в рассказе главное, передавать рассказ по определенному плану. В начале важна помощь родителей, которые могут задавать по ходу рассказа подсказывающие вопросы: «Что было сначала? После? Чем все закончилось?» , тем самым выстраивая логично рассказ ребенка, направляя его в нужное русло. Затем необходимо, чтобы ребенок дал свою оценку произошедшему событию ( что понравилось, что не понравилось).
Поверьте, умеет ли ребенок изменять существительные по числу: «Я назову тебе один предмет, а ты измени слово так, чтобы предметов стало много» (игрушка – игрушки). Предлагаем Вам 11 существительных: стол, карандаш, окно, ухо, город, флаг, человек, брат, сестра, огород, ребенок.
Результат можно считать хорошим, если ребенок допустил не более 2 ошибок. Выполнить это задание в виде игры можно на прогулке, называя предметы вокруг, тем самым развивая наблюдательность ребенка.
Проверьте внимание ребенка грамматической конструкцией предложений типа:
Маша пошла гулять после того, как закончила рисовать. Что Маша делала раньше: гуляла или рисовала?
Вова ударил Ваню. Кому было больно? Ване.
Предложения проговаривайте медленно, четко.
Проверьте, как ребенок может составлять рассказ по картинкам и соблюдать последовательность событий, которая в них отражена. Положите в беспорядке 3-4 картинки, на которых изображена определенная последовательность событий( режим дня; почка – лист на раскрылся – лист раскрылся – лист пожелтел). Попросите ребенка разложить картинки в определенном порядке и объяснить, почему он положил их именно так.
Оценка работы:
«+» - картинки расположены верно, описание событий правильное.
«+» - последовательность картинок правильная, но нет обоснования «почему так?»
« - » - последовательность картинок случайная.
Способность ребенка выделять части из целого можно определить попросив его назвать части дерева (ветви, ствол, корень, листья), части стула (спинка, сиденье, ножки). Части одежды ( рукава, манжеты, воротник, карманы, петли, пуговицы).
Попросите ребенка указать сходства и различия следующих пар слов:
Книга – тетрадь Лошадь – корова
Телефон – радио Огурец – репа
Самолет – ракета День – ночь
Дерево – куст Стол – стул
Поиск аналогов может осуществляться в ходе следующего задания: называется слово «портфель», необходимо придумать как можно больше слов, сходных с данным по разным признакам ( рюкзак, сумка, мешок и т.д.).
Предложите ребенку назвать одним словом группу предметов: стол, стул, шкаф – что это? Это мебель. Особые затруднения вызывают к обобщению понятия «Продукты – еда», «Одежда – вещи», «Транспорт – машины».
Неумение обобщать – показатель слабости интеллектуальной деятельности. В школе пользуются обобщениями по существенным признакам. На их основе строится умение рассуждать, мыслить.
Далее мы предлагаем ребенку ответить на вопрос «Что такое?» применительно к какому – либо предмету.
Взрослый: «Что такое стул?»
Ребенок: «Стул-это на 4-х ножках».
Взрослый: «Значит наша кошка - это стул?»
Ребенок: «Нет. Стул деревянный.»
Взрослый: «Значит стол – это стул?»
Постепенно , путем наводящих вопросов и логических подсказок приводим размышления ребенка к выводу, что стул –это предмет мебели на четырех ножках, деревянный, на нем можно сидеть.
Социализация речи – это способность говорить так, чтобы другие тебя понимали. Это одно из важнейших требований школы. К 6-7 годам дети говорят много, но их речь ситуативна. Они не затрудняют себя полным описанием событий, а обходятся обрывками фраз, дополняя их элементами действия, все, что упущено в рассказе.
Таким образом, хорошо развитая речь, все ее компоненты – это залог успешного обучения Вашего ребенка в школе, его комфортного самочувствия в новых условиях, его положительной самооценки, уверенности в своих силах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: «ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ И ЕГО ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Начиная с пяти лет дети переходят в старший дошкольный возраст. Это период наиболее гармоничного состояния ребенка: многие функции уже сформированы, и в то же время еще не наступил кризис семи л...
Формирование у детей дошкольного возраста условий для успешной адаптации к школьному обучению.
Игровое занятие «Сказочный мир», проводится в рамках развивающей образовательной программы «Дорога в школу!» по предшкольной подготовке воспитанников подготовительной группы....
Консультация для воспитателей " Значение развития фонематического слуха при формировании звуковой культуры речи"
Родной язык является средством овладения знаниями и в последующем школьном обучении. В первую очередь это происхдит за счет осознания ребенком звуковой стороны речи....
Консультация для родителей "Роль развития фонематического восприятия в формировании речи детей дошкольного возраста"
Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов. В процессе обучения грамоте важно развить у ребёнка четко...
Фонематический слух - залог успешного обучения
Консультация для родителей по использованию игр на развитие фонематического слуха....
Значение развития фонематического слуха дошкольников
Развитие фонематического слуха - предпосылка для успешного обучения грамоте....
Роль фонематического слуха в успешном обучении будущего первоклассника
Статья содержит основные проблемы при нарушении фонематического слуха у первоклассников....