Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста «Приключения Радуги»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)
Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста
«Приключения Радуги»
Цель:
Развивающая:
Развивать умение определять эмоциональные состояния с помощью цвета (радость, страх, спокойствие, грусть, злость, удивление).
Формировать умение снимать эмоциональное напряжение, самостоятельно регулировать свое настроение.
Развивать познавательную активность детей, коммуникабельность; творческое воображение, способности к фантазированию.
Учебная:
Учить детей устанавливать связь между событиями и эмоциями, расширять эмоциональные представления детей.
Способствовать укреплению чувства единства, сплоченности, повышению самооценки.
Способствовать коррекции эмоционального состояния, гармонизации чувств, освобождению от негатива;
Воспитательная:
Воспитывать у детей доброжелательность, способность к сопереживанию, желание помогать друг другу.
Воспитывать интерес к самим себе.
Диагностическая:
Исследовать самооценку и психоэмоциональное состояние детей.
Методы: этюды, цветотерапия, беседа, игры и упражнения на расширение эмоциональных представлений, психогимнастика, дэнс-терапия, ароматерапия, релаксация.
Материал: радуга, медальоны в форме радуги, ящик, цветные ленты, сюжетные картинки, раздаточный материал (эмоции), цветные цветы с логическим задачам, цветные карандаши.
Ход коррекционно-развивающего занятия психолога
1. Этюд-приветствие «Подари частичку тепла своего сердца другому»
Цель: активизировать внимание детей.
- Доброе утро!
Вы вокруг оглянитесь,
Друг другу улыбнитесь,
Чтобы никто не унывал,
Со всеми радовался и играл.
- Давайте с вами станем в круг, поздороваемся друг с другом глазами, а еще своими ладошками. Передайте свое тепло для друзей. Подарите свои добрые и искренние улыбки, раскройте свои ладошки, как маленькое сердечко.
- Мне очень приятно, что у вас хорошее настроение. Я приготовила для вас сюрприз.
(Одеть в виде эмблемы каждому ребенку радугу)
Сегодня тайну я открою
О волшебной стране,
Есть причина, по которой Мне теперь нет сна
- Мне откроет свою тайну Чудная страна!
2. Вступительная беседа
(Подходим к Радуге, в которой нарисованы бледные цвета)
- Посмотрите, почему это Радуга загрустила?
- Дети, какое время сейчас у нас? (Весна)
Весна прекрасна, многоцветная, теплая, ясная! После зимних холодов пробуждает к жизни весь мир, все живое. Заглянула в самые отдаленные уголки леса, разбудила от сна нежные подснежники, наполнила этим ароматом воздуха. Цвета у нее светлые и чистые, радостные и теплые. Много желтого, так солнечно, еще немного зеленого и голубого.
Упражнение для развития речевых и мимических движений
Психолог рассказывает, что весной бывают разные дни: солнечные и хмурые. Дети изображают удивление (днем может светить солнышко, а утром лежать снег), грусть (пошел дождь, гулять нельзя), радость (выглянуло солнышко, дети ловят его лучи над головой, спереди, сбоку - хлопают в ладоши).
- Есть у Весны сестренка, называют все Радугой ее. Но за зиму она похудела, цвета свои растеряла. Чтобы мир снова стал цветным и красочным, надо пробудить все цвета радуги, чтобы она больше никогда не грустила
- Как можно расшифровать слово «радуга»? ( «Радуга» - то, что веселит человека).
- В народе говорят, кто увидит радугу, тому она принесет радость. А кто пройдет под ней, тот всю жизнь будет счастливым.
- А кто знает, сколько цветов у радуги? (Семь)
Вон цветной какой
Полукруг дугой!
Ярких семь цветов,
Семь цветных мостов
На небесной выси
Все в один слилися.
Приглашают нас
В этот дивный час
Посмотреть на рай.
Кто смелей? Давай!
- Вы знаете, что с помощью цвета можно увидеть настроение у человека? Красный, желтый оранжевый - это радостное, веселое настроение, синий и голубой - печальное, зеленый - спокойное, черный и коричневый - злое.
- Скажите мне, пожалуйста, на радуге есть печальные цвета?
- Расскажите, где вы раньше видели эти цвета?
- Давайте мы с вами поищем цвета и разбудим радугу, чтобы она радовала всех детей в нашем саду, всем было радостно и уютно.
- Отправляемся в путешествие?
3. Упражнение на релаксацию «Путешествие на облаке»
Цель: создавать эмоциональный комфорт.
- Руки расставьте в стороны, как птицы - крылья. Полетели, теплый ветер нас обдувает. Смотрим на землю с высоты (руки над глазами). Поднимаемся на облака, они мягкие, пушистые, прохладные. Их можно взять в ладошки (взять облака в ладошки).
Давайте немножко на них попрыгаем ( «пружинка»). Облака как пушистые перышки, нам приятно, легко. Полетели дальше (перемещение по всей комнате). Приземлились ....
- Посмотрите на что похожи облака, которые вы нашли, пофантазируйте немного.
- Давайте подарим их радуге.
(Достать ленту голубого цвета, предложить ребенку прикрепить их на радугу)
4. Игра с листочком «Я и другие» (Дети становятся в круг)
Цель: изучение и развитие самооценки
Дети, давайте расскажем Радуге о себе. Я даю вам листочек и задаю вопрос, кто его получит - дает мне ответ.
- Сколько тебе лет?
- Кто ты - мальчик или девочка?
- Как тебя зовут?
- Как тебя дома называет мама или папа? А в детском саду?
- Тебе нравится твое имя?
- Хотел бы ты, чтобы тебя называли другим именем? Каким именно?
- Чем ты любишь играть?
- Какой у тебя любимый цвет?
- Как зовут твоих друзей?
- Какое твое любимое животное?
- Какая твоя любимая сказка?
- Какой любимый герой сказки или мультфильма?
Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценке ребенка, потому что отказ от своего имени означает, что ребенок недоволен собой или хочет быть лучше (в своем сознании), чем он есть на самом деле.
Ребенку предлагается рассказать о своем друге, маме, папе, бабушке, дедушке или о ком-то другом, кого она захочет. Важно, чтобы ребенок смог высказать свое мнение, подчеркнуть положительные черты другого. Можно также попросить рассказать о себе (если ребенок сможет раскрыться)
- Спасибо, за ваши ответы, умеете рассказывать о себе. Давайте свои листочки положим в ящик и подарим зеленый цвет для радуги.
(Предложить ребенку прикрепить ленту зеленого цвета)
5. Игра «Хорошо-плохо»
Цель: развивать навыки общения.
- Скажите, пожалуйста, а человека можно назвать хорошим? (У кого доброе сердце)
- Что нужно делать, чтобы быть хорошим? (Не обижать других, помогать слабым, маленьким, тем, кто попал в беду. Нужно не завидовать, не быть жадным, равнодушным, жалеть других, говорить приятные слова, быть приветливым и веселым)
- А сейчас я буду показывать разные картинки, а вам нужно сказать, кто делает добрые дела, а кто нет.
Рассмотрение рисунков, за ответы детей давать красное сердечко.
1. Хорошее дело делай смело.
- Что случилось с этой старушкой? Как она себя чувствует?
- Как можно помочь бабушке?
2. В беде познаем верного человека.
- Кто нарисован на картинке?
- Почему у мальчика грустные глаза?
- Как вы думаете, о чем он мечтает?
3. Где добрые люди, там беды не будет.
- Что делает бабушка? Какое у них настроение?
- Что делает девочка?
4. Не так уж больно бывает, когда вам кто-то помогает.
- Что случилось с мальчиком?
- Как проявляют сочувствие его подружки?
- Перестанет ли он плакать благодаря таким друзьям?
- Когда вам больно, кто вам помогает чувствовать себя лучше? (Родные, друзья, врачи)
- Помните, что царит истина простая: «Наш мир спасет доброта». Дарите людям добро, и оно обязательно к вам вернется.
- Давайте свои сердечки положим в ящик и также подарим их радуге.
(Прикрепить красную ленту к радуге)
6. Упражнение «Домик настроения»
- Дети, садитесь за столики. Каждое наше чувство (радость, спокойствие, удивление, страх, злость, печаль) живет в доме определенного цвета. Кто-то живет в красном доме, кто-то в синем, кто-то в черном или зеленом.
- Рассмотрите внимательно свои рисуночки, которые у вас есть на листочках. Есть цветные карандаши. Раскрасьте дом таким цветом, который по вашему мнению подошел бы для него.
- Благодарю вас, детки, вы настоящие волшебники! Посмотрите, мы нашли желтую ленту.
(Прикрепить ее к радуге)
7. ДЭНС-терапия
(выполнение танцевальных движений под музыкальное сопровождение видео-физкультминутки)
- Радуга хочет увидеть, как вы умеете радоваться и веселиться и приглашает вас потанцевать.
- Посмотрите, мы нашли фиолетовый луч, давайте подарим его радуге.
- Ох и закружил нас веселый танец, присядем на зеленую лужайку и отдохнем.
8. Ароматерапия
- Как ароматно пахнут весенние цветы. Давайте почувствуем аромат этих цветов. Возьмите каждый цветочек, который вам нравится.
(Цветы с ваткой, на которую капнуть по капельке ароматного масла)
- Сейчас закроем глаза и будем медленно вдыхать запах, который идет от вашего цветка.
(Звучит спокойная музыка, дети 1-2 минуты вдыхают запах масла)
- Какой цветок ты представил? Какой у него аромат? (Ответы детей)
(Находим оранжевую ленту и оживляем их на радуге)
9. Упражнение «Оцени поступок»
- Сейчас мы поиграем в игру. Я вас приглашаю сесть за столики. У вас на столах лежат картинки с изображением различных ситуаций из жизни. Рассмотрите их. А теперь послушайте внимательно правила игры. Если на картинке вы видите хороший поступок, то на нее кладете солнышко. Если поступок плохой - облако.
Дети выполняют задание, а потом объясняют, почему они так сделали.
- Чувство бывают разные, они помогают нам понимать настроение других людей. Очень важно уметь видеть настроение других людей, понимать, почему у них оно может измениться.
(Психолог вместе с детьми берет синюю ленту и прикрепляет ее)
- Посмотрите, какими яркими цветами засияла радуга. Как вы думаете, у нее изменилось настроение?
10. Итог
- А нам пора возвращаться в детский сад
- Как называется страна, в которую мы путешествовали? (Радужная страна)
- Кому мы помогали в этой стране? (радуге)
- Что вам больше всего понравилось? Чем?
- А вам тяжело? Почему?
- Что вас удивило? Что вы почувствовали?
- Изменилось ли ваше настроение во время занятия?
11. Сюрпризный момент
- Дорогие дети, вы были сегодня такие внимательные, сообразительные, умные и смелые.
- В память о путешествии по Волшебной стране, Радуга дарит нам свои яркие лучики. Они будут всегда дарить вам хорошее настроение и уверенность.
Под музыку завязать цветные ленты
- Наша встреча подошла к концу.
- До свидания!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionno-razvivayushchee_zanyatie.docx | 21.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста
«Приключения Радуги»
Цель:
Развивающая:
Развивать умение определять эмоциональные состояния с помощью цвета (радость, страх, спокойствие, грусть, злость, удивление).
Формировать умение снимать эмоциональное напряжение, самостоятельно регулировать свое настроение.
Развивать познавательную активность детей, коммуникабельность; творческое воображение, способности к фантазированию.
Учебная:
Учить детей устанавливать связь между событиями и эмоциями, расширять эмоциональные представления детей.
Способствовать укреплению чувства единства, сплоченности, повышению самооценки.
Способствовать коррекции эмоционального состояния, гармонизации чувств, освобождению от негатива;
Воспитательная:
Воспитывать у детей доброжелательность, способность к сопереживанию, желание помогать друг другу.
Воспитывать интерес к самим себе.
Диагностическая:
Исследовать самооценку и психоэмоциональное состояние детей.
Методы: этюды, цветотерапия, беседа, игры и упражнения на расширение эмоциональных представлений, психогимнастика, дэнс-терапия, ароматерапия, релаксация.
Материал: радуга, медальоны в форме радуги, ящик, цветные ленты, сюжетные картинки, раздаточный материал (эмоции), цветные цветы с логическим задачам, цветные карандаши.
Ход коррекционно-развивающего занятия психолога
1. Этюд-приветствие «Подари частичку тепла своего сердца другому»
Цель: активизировать внимание детей.
- Доброе утро!
Вы вокруг оглянитесь,
Друг другу улыбнитесь,
Чтобы никто не унывал,
Со всеми радовался и играл.
- Давайте с вами станем в круг, поздороваемся друг с другом глазами, а еще своими ладошками. Передайте свое тепло для друзей. Подарите свои добрые и искренние улыбки, раскройте свои ладошки, как маленькое сердечко.
- Мне очень приятно, что у вас хорошее настроение. Я приготовила для вас сюрприз.
(Одеть в виде эмблемы каждому ребенку радугу)
Сегодня тайну я открою
О волшебной стране,
Есть причина, по которой Мне теперь нет сна
- Мне откроет свою тайну Чудная страна!
2. Вступительная беседа
(Подходим к Радуге, в которой нарисованы бледные цвета)
- Посмотрите, почему это Радуга загрустила?
- Дети, какое время сейчас у нас? (Весна)
Весна прекрасна, многоцветная, теплая, ясная! После зимних холодов пробуждает к жизни весь мир, все живое. Заглянула в самые отдаленные уголки леса, разбудила от сна нежные подснежники, наполнила этим ароматом воздуха. Цвета у нее светлые и чистые, радостные и теплые. Много желтого, так солнечно, еще немного зеленого и голубого.
Упражнение для развития речевых и мимических движений
Психолог рассказывает, что весной бывают разные дни: солнечные и хмурые. Дети изображают удивление (днем может светить солнышко, а утром лежать снег), грусть (пошел дождь, гулять нельзя), радость (выглянуло солнышко, дети ловят его лучи над головой, спереди, сбоку - хлопают в ладоши).
- Есть у Весны сестренка, называют все Радугой ее. Но за зиму она похудела, цвета свои растеряла. Чтобы мир снова стал цветным и красочным, надо пробудить все цвета радуги, чтобы она больше никогда не грустила
- Как можно расшифровать слово «радуга»? ( «Радуга» - то, что веселит человека).
- В народе говорят, кто увидит радугу, тому она принесет радость. А кто пройдет под ней, тот всю жизнь будет счастливым.
- А кто знает, сколько цветов у радуги? (Семь)
Вон цветной какой
Полукруг дугой!
Ярких семь цветов,
Семь цветных мостов
На небесной выси
Все в один слилися.
Приглашают нас
В этот дивный час
Посмотреть на рай.
Кто смелей? Давай!
- Вы знаете, что с помощью цвета можно увидеть настроение у человека? Красный, желтый оранжевый - это радостное, веселое настроение, синий и голубой - печальное, зеленый - спокойное, черный и коричневый - злое.
- Скажите мне, пожалуйста, на радуге есть печальные цвета?
- Расскажите, где вы раньше видели эти цвета?
- Давайте мы с вами поищем цвета и разбудим радугу, чтобы она радовала всех детей в нашем саду, всем было радостно и уютно.
- Отправляемся в путешествие?
3. Упражнение на релаксацию «Путешествие на облаке»
Цель: создавать эмоциональный комфорт.
- Руки расставьте в стороны, как птицы - крылья. Полетели, теплый ветер нас обдувает. Смотрим на землю с высоты (руки над глазами). Поднимаемся на облака, они мягкие, пушистые, прохладные. Их можно взять в ладошки (взять облака в ладошки).
Давайте немножко на них попрыгаем ( «пружинка»). Облака как пушистые перышки, нам приятно, легко. Полетели дальше (перемещение по всей комнате). Приземлились ....
- Посмотрите на что похожи облака, которые вы нашли, пофантазируйте немного.
- Давайте подарим их радуге.
(Достать ленту голубого цвета, предложить ребенку прикрепить их на радугу)
4. Игра с листочком «Я и другие» (Дети становятся в круг)
Цель: изучение и развитие самооценки
Дети, давайте расскажем Радуге о себе. Я даю вам листочек и задаю вопрос, кто его получит - дает мне ответ.
- Сколько тебе лет?
- Кто ты - мальчик или девочка?
- Как тебя зовут?
- Как тебя дома называет мама или папа? А в детском саду?
- Тебе нравится твое имя?
- Хотел бы ты, чтобы тебя называли другим именем? Каким именно?
- Чем ты любишь играть?
- Какой у тебя любимый цвет?
- Как зовут твоих друзей?
- Какое твое любимое животное?
- Какая твоя любимая сказка?
- Какой любимый герой сказки или мультфильма?
Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценке ребенка, потому что отказ от своего имени означает, что ребенок недоволен собой или хочет быть лучше (в своем сознании), чем он есть на самом деле.
Ребенку предлагается рассказать о своем друге, маме, папе, бабушке, дедушке или о ком-то другом, кого она захочет. Важно, чтобы ребенок смог высказать свое мнение, подчеркнуть положительные черты другого. Можно также попросить рассказать о себе (если ребенок сможет раскрыться)
- Спасибо, за ваши ответы, умеете рассказывать о себе. Давайте свои листочки положим в ящик и подарим зеленый цвет для радуги.
(Предложить ребенку прикрепить ленту зеленого цвета)
5. Игра «Хорошо-плохо»
Цель: развивать навыки общения.
- Скажите, пожалуйста, а человека можно назвать хорошим? (У кого доброе сердце)
- Что нужно делать, чтобы быть хорошим? (Не обижать других, помогать слабым, маленьким, тем, кто попал в беду. Нужно не завидовать, не быть жадным, равнодушным, жалеть других, говорить приятные слова, быть приветливым и веселым)
- А сейчас я буду показывать разные картинки, а вам нужно сказать, кто делает добрые дела, а кто нет.
Рассмотрение рисунков, за ответы детей давать красное сердечко.
1. Хорошее дело делай смело.
- Что случилось с этой старушкой? Как она себя чувствует?
- Как можно помочь бабушке?
2. В беде познаем верного человека.
- Кто нарисован на картинке?
- Почему у мальчика грустные глаза?
- Как вы думаете, о чем он мечтает?
3. Где добрые люди, там беды не будет.
- Что делает бабушка? Какое у них настроение?
- Что делает девочка?
4. Не так уж больно бывает, когда вам кто-то помогает.
- Что случилось с мальчиком?
- Как проявляют сочувствие его подружки?
- Перестанет ли он плакать благодаря таким друзьям?
- Когда вам больно, кто вам помогает чувствовать себя лучше? (Родные, друзья, врачи)
- Помните, что царит истина простая: «Наш мир спасет доброта». Дарите людям добро, и оно обязательно к вам вернется.
- Давайте свои сердечки положим в ящик и также подарим их радуге.
(Прикрепить красную ленту к радуге)
6. Упражнение «Домик настроения»
- Дети, садитесь за столики. Каждое наше чувство (радость, спокойствие, удивление, страх, злость, печаль) живет в доме определенного цвета. Кто-то живет в красном доме, кто-то в синем, кто-то в черном или зеленом.
- Рассмотрите внимательно свои рисуночки, которые у вас есть на листочках. Есть цветные карандаши. Раскрасьте дом таким цветом, который по вашему мнению подошел бы для него.
- Благодарю вас, детки, вы настоящие волшебники! Посмотрите, мы нашли желтую ленту.
(Прикрепить ее к радуге)
7. ДЭНС-терапия
(выполнение танцевальных движений под музыкальное сопровождение видео-физкультминутки)
- Радуга хочет увидеть, как вы умеете радоваться и веселиться и приглашает вас потанцевать.
- Посмотрите, мы нашли фиолетовый луч, давайте подарим его радуге.
- Ох и закружил нас веселый танец, присядем на зеленую лужайку и отдохнем.
8. Ароматерапия
- Как ароматно пахнут весенние цветы. Давайте почувствуем аромат этих цветов. Возьмите каждый цветочек, который вам нравится.
(Цветы с ваткой, на которую капнуть по капельке ароматного масла)
- Сейчас закроем глаза и будем медленно вдыхать запах, который идет от вашего цветка.
(Звучит спокойная музыка, дети 1-2 минуты вдыхают запах масла)
- Какой цветок ты представил? Какой у него аромат? (Ответы детей)
(Находим оранжевую ленту и оживляем их на радуге)
9. Упражнение «Оцени поступок»
- Сейчас мы поиграем в игру. Я вас приглашаю сесть за столики. У вас на столах лежат картинки с изображением различных ситуаций из жизни. Рассмотрите их. А теперь послушайте внимательно правила игры. Если на картинке вы видите хороший поступок, то на нее кладете солнышко. Если поступок плохой - облако.
Дети выполняют задание, а потом объясняют, почему они так сделали.
- Чувство бывают разные, они помогают нам понимать настроение других людей. Очень важно уметь видеть настроение других людей, понимать, почему у них оно может измениться.
(Психолог вместе с детьми берет синюю ленту и прикрепляет ее)
- Посмотрите, какими яркими цветами засияла радуга. Как вы думаете, у нее изменилось настроение?
10. Итог
- А нам пора возвращаться в детский сад
- Как называется страна, в которую мы путешествовали? (Радужная страна)
- Кому мы помогали в этой стране? (радуге)
- Что вам больше всего понравилось? Чем?
- А вам тяжело? Почему?
- Что вас удивило? Что вы почувствовали?
- Изменилось ли ваше настроение во время занятия?
11. Сюрпризный момент
- Дорогие дети, вы были сегодня такие внимательные, сообразительные, умные и смелые.
- В память о путешествии по Волшебной стране, Радуга дарит нам свои яркие лучики. Они будут всегда дарить вам хорошее настроение и уверенность.
Под музыку завязать цветные ленты
- Наша встреча подошла к концу.
- До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра-занятие для детей старшего дошкольного возраста "Приключения в Лондоне"
Дети продолжают знакомство со столицей Великобритании, закрепляют лексику, речевые образцы по пройденным лексическим темам посредством песен, игр....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО МНЕМОТЕХНИКЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПРИКЛЮЧЕНИЯ ПОД НОВЫЙ ГОД»
Закрепить сюжетный способ запоминания зрительной информации. Упражнять в составлении связного рассказа. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаге в клетку, выполняя графический диктант. ...
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра...
Открытое занятие для детей старшего дошкольного возраста "Приключения Дэкса и его друзей"
Конспект открытого занятия для родителей. Дополнительный материал содержится в ссылках, в разделе Используемая литература....
Рабочая программа педагога – психолога по психологическому сопровождению детей старшего дошкольного возраста «Психологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Приключения будущих первоклассников»»
Начало школьной жизни –серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новым...