Методическая разработка "Чаепитие у Мудрой совы" (по лексической теме "Посуда"). Конспект открытого образовательного мероприятия для детей с ТНР.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике
Открытое образовательное мероприятие для детей среднего возрасте с тяжелыми нарушениями речи. Занятие, закрепляющее материал по теме "Посуда". Цель занятия: активизация словаря через формирование представления о функциональном использовании предметов посуды в зависимости от ее назначения. Используемые технологии: ИКТ, проблемно-игровая, здоровье-сберегающая.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_chaepitie_u_mudroy_sovy_konspekt.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 40 комбинированного вида Кировского района
Конспект образовательного мероприятия
по развитию речевых процессов
у дошкольников среднего возраста с ТНР,
с использованием технологий:
ИКТ, проблемно-игровая, здоровье-сберегающая
«Чаепитие у Мудрой совы».
( по лексической теме «Посуда»)
Подготовлено и проведено учителем - логопедом
ГБДОУ № 40 Кировского района Чистяковой И.А.
Санкт- Петербург 2020
Цель: Активизация словаря через формирование представления о функциональном использовании предметов посуды в зависимости от её назначения.
Задачи:
1. Коррекционно - образовательные:
- закрепить дифференциацию посуды по назначению;
(«кухонная посуда», « чайная посуда»)
- уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Посуда»;
- закрепить приемы словообразования существительных с помощью
суффиксов –онк, -ёнк, -ниц ( масло – масленка, соль – солонка);
- упражнять детей в образовании качественных и относительных
прилагательных от имени существительного;
- закрепить навык согласования прилагательного с существительным в роде
и числе;
- формировать умение отличать часть предмета от целого, правильно
называть части предмета;
2. Коррекционно – развивающие:
- расширить представления детей о посуде и ее функциональном
использовании;
- развивать навыки диалогической речи;
- развивать навыки зрительного гнозиса и пространственного праксиса;
- совершенствовать моторные функции и координацию движений;
- развивать зрительное и слуховое внимание;
3.Коррекционно – воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, умение сформулировать свою мысль,
пояснить действие;
- воспитывать устойчивость к стрессовым факторам (работа в присутствии
посторонних людей);
- воспитывать бережное отношение к вещам, окружающим человека.
Словарная работа:
предметный словарь: самовар, чайник, кастрюля, сковорода, терка, половник, миска, чашка, блюдце, ложка, масленка, солонка, конфетница, хлебница, салфетница, чаепитие, носик, донышко, ручка;
глагольный словарь: встречать, приглашать, накрывать, разливать, подавать, жарить, варить, готовить, кипятить;
адъективный словарь: красная, голубая, чайная, кухонная, металлическая, фарфоровая, глубокая, мелкая;
Оборудование:
- телевизор, используемый как экран, презентация наглядного материала и заданий на электронном носителе;
- игровое поле; игрушечные чашки, блюдца, ложки, поднос.
Наглядный материал:
- изображения (контурные картинки на липучках) Мудрой Совы, кухонного шкафа, стола, предметов кухонной и чайной посуды, заварочного чайника, разрезанного на части.
Музыкальное сопровождение:
1. Речь с движением « Совушка, сова» диск Екатерины и Сергея
Железновых « Пять поросят».
2. Ритмический текст « По дорожке мы шагаем…»
Предварительная работа:
На момент проведения занятия дети получили информацию по лексической теме «Посуда» на подгрупповых занятиях, проводимых воспитателем. Дети познакомились с наглядным материалом, закрепили названия предметов посуды чайной и кухонной, названия частей отдельных предметов посуды.
Ход занятия:
- Организационный момент.
Логопед встречает детей, здоровается с каждым ребенком. Дети садятся на стульчики перед экраном, на котором заставка к презентации (Слайд 1)
Логопед сообщает детям, что сейчас они отправятся в сказочный лес, в гости к старой знакомой, Мудрой сове, которая пригласила их на чаепитие.
(уточняется значение слова). Дети охотно соглашаются.
На экране изображение лесной тропинки, которая приведет детей к домику Совы. (Слайд 2) Ритмический текст « По дорожке мы шагаем…» организует внимание детей. Дети изображают каждый предмет, который видят на экране руками. – По дорожке мы шагаем, (левая рука вытянута вперед,
И вокруг все замечаем. пальцы правой руки изображают
шагающие ноги)
Справа – ёлка, (поворачиваются в правую сторону,
поднимают скрещенные руки над
Слева – ёлка, головой)
А под ёлкой - (показывают руками ёжика)
Ёж в иголках!
Вот улиточка ползет, (изображают улитку)
На себе свой дом везет.
Впереди большой пенёк, (соприкасаясь кончиками пальцев
образуют круг)
За пеньком растет грибок .( изображают гриб)
Тут дорожка изогнулась, (сгибают левую руку в локте перед
грудью)
Резко влево повернулась, (сгибают в локте правую руку)
Прямо к дубу привела, (поднимают руки вверх,
описывают руками круг)
Там в дупле живет Сова! (изображают Сову)
- Основная часть.
- «Как Сове мы помогали, в шкаф посуду убирали»
(Дифференциация посуды по назначению «кухонная» – «чайная»)
На экране демонстрируется слайд со сказочным дубом. Мудрая сова
открывает дверь (Слайд 3) и приглашает детей в свой дом.
Дети оказываются в комнате с большим столом, на котором в беспорядке расставлены предметы посуды. (Слайд 4)
Мудрая сова здоровается с детьми и сообщает. Что рада их приходу. Просит детей помочь ей убрать лишнюю посуду.
- Логопед предлагает детям назвать предметы посуды, лежащие на столе.
- Дети называют.
- Логопед интересуется, всю ли посуду можно использовать для чаепития?
- Дети вспоминают, что для чаепития нужна чайная посуда.
- Логопед спрашивает у детей, какую посуду необходимо убрать со стола?
- Дети называют предметы посуды, не относящиеся к чайной посуде.
- Логопед интересуется, знают ли дети, куда следует убрать эту посуду?
- Дети полагают, что лишнюю посуду надо отнести на кухню. Потому, что
она - «кухонная».
Логопед предлагает детям «пройти» на кухню (дети перемещаются к игровому полю, на котором размещены кухонный шкаф и стол с посудой чайной и кухонной). Дети по очереди выбирают картинку с предметом кухонной посуды и перемешают его на полку кухонного шкафа, поясняя свои действия: « Я поставлю на полку кастрюлю» и т.д.
Уборка посуды завершена.
- Логопед спрашивает детей, для чего нужна кухонная посуда?
- дети отвечают, что кухонная посуда нужна, чтобы готовить пищу.
На экране Мудрая сова проверяет работу детей (Слайд 5)
- Логопед удивляется тому, что дети так много знают о посуде и
собирается проверить эти знания сложным испытанием.
Дети возвращаются на прежнее место. На экране изображение кастрюли и сковороды. (Слайд 6)
- Логопед предлагает детям сравнить эти предметы и выяснить, чем они отличаются?
2. Игра « Найди отличия» (Сравнение предметов, определение частей)
- Дети находят отличия: « У кастрюли две ручки, а у сковороды одна».
« У кастрюли есть крышка, у сковороды нет», «Кастрюля глубокая, а
сковорода мелкая».
- Логопед спрашивает у детей, для чего нужна кастрюля?
- Дети отвечают, что кастрюля нужна, чтобы варить.
- Логопед просит детей уточнить, что можно сварить в кастрюле?
- Дети перечисляют: «Можно сварить суп, кашу, компот, овощи…»
- Логопед просит детей подумать, а для чего нужна сковорода?
- «Сковорода нужна, чтобы жарить» - отвечают дети, вспоминая, что
можно пожарить на сковороде.
- Логопед приглашает детей поиграть в игру, которая называется «Варим – жарим» (Слайд 7-8).
- Игра «Варим – жарим» (закрепление согласования существительного с прилагательным)
Логопед просит детей внимательно слушать задания кастрюли и
сковороды (в игре они оживают). Проводится работа с прилагательными
«жаренные» и «отварные». Отрабатывается согласование существительного с прилагательным. « Отварная капуста, отварная морковь…, жареный лук, жареный картофель…» и т.д.
Пока дети варили и жарили, Мудрая сова накрыла чайный стол (Слайд 9).
Дети рассматривают стол и по просьбе логопеда называют посуду, стоящую на столе.
Дети считают чашки, поставленные Совой на стол чтобы убедиться хватит ли их на всех гостей.
- Логопед обращает внимание детей на посуду, стоящую рядом с чашками
и просит назвать ее.
- Дети называют: « Это сахарница, конфетница, салфетница…)
- Логопед спрашивает детей, с чем можно пить чай?
- Дети вспоминают: «Чай можно пить с печеньем, вареньем, пирожными,
хлебом и т.д.
- Логопед спрашивает у детей, знают ли они, что все эти вкусные вещи
на стол подают в специальной посуде?
3. Проводится игра « Что - куда…?» (словообразование) (Слайд 10).
- Логопед начинает фразу, дети добавляют:
«Сахар положим - в САХАРНИЦУ,
Конфеты, конечно, - в КОНФЕТНИЦУ,
Салфетки должны быть - в САЛФЕТНИЦЕ,
а хлеб, уберем мы,- в ХЛЕБНИЦУ,
Масло положим - в МАСЛЕНКУ,
а соль насыпаем – в СОЛОНКУ.
- Логопед хвалит детей за знания и просит их поторопиться, ведь Мудрая
сова уже разливает чай.
Дети подходят к игровому полю и образуют круг. Проводится игровая
физминутка «Совушка – сова…», в конце которой сова разливает чай и
передает чашки по кругу, называя имя ребенка, которому адресован чай.
Дети стараются передать чашки быстро и не уронить их.
- Логопед просит детей определить цвет их чашки?
- Дети называют, упражняясь в согласовании существительного с прилагательным.
Внезапно слышится звук разбитой посуды.
- Логопед спрашивает у детей, что случилось?
- Дети предполагают, что-то разбилось.
- Оказывается, это Мудрая сова разбила свой любимый чайник.
На игровом поле разрезанная на части контурная картинка, изображающая чайник. Сова расстроена.
- Логопед предлагает детям помочь, починить чайник совы.
- Дети по очереди берут «осколки» и собирают из них целый предмет, поясняя свои действия: « Я приклею к чайнику носик, я приклею ручку, я приклею донышко…». Работа закончена.
Мудрая сова благодарит детей за помощь и прощается с ними. Дети отправляются в обратный путь.
Подведение итогов занятия.
Логопед спрашивает у детей, понравилось ли им в гостях у Мудрой совы?
Какие приключения с ними случились?
- Дети вспоминают, как они помогли Сове убрать кухонную посуду в шкаф, определяли, чем отличается кастрюля от сковороды, потом отваривали и жарили овощи, научились правильно называть посуду, в которой подают на стол продукты и, наконец, починили любимый чайник Мудрой совы. (Логопед акцентирует внимание на новых словах и приемах словообразования).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого образовательного мероприятия – образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе
Тема:<<Путешествие за Цветиком-семицветиком>>.Цель: Продолжать формировать элементарные математические представления....
"Коли семья вместе, то и душа на месте." Конспект открытого образовательного мероприятия по социально- коммуникативному развитию в старшей группе с применением информационно- коммуникационных и игровых технологий.
Цель: систематизировать имеющиеся знания детей о семье, расширить интерес к родословной, воспитывать добрые чувства и любовь к членам своей семьи, проявлять о них заботу, приносить радость своими дела...
Конспект открытого образовательного мероприятия – образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе демонстрирующий обоснованное и эффективное использование на практике современных образовательных технологий
Конспект открытого образовательного мероприятия – образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группевоспитателя МБДОУ ЦРР ДС № 33 Арслановой Зайнаб Шихмагомедовны, д...
Конспект открытого образовательного мероприятия по конструктивно-модельной деятельности в средней группе "Гараж"
Конспект открытого образовательного мероприятия по конструктивно-модельной деятельности в средней группе "Гараж"...
Методическая разработка "Чаепитие у Мудрой совы" (по лексической теме "Посуда"). Электронная презентация к открытому образовательному мероприятию для детей с ТНР.
Презентация к занятию "Чаепитие у Мудрой совы" в оригинале - интерактивная, с использованием анимации и аудиофайлов. Параметры оригинального файла значительно превышают допустимое для загруз...
Конспект открытого образовательного мероприятия по ознакомлению с природой родного края по теме: «Русский лес – край чудес» (с детьми 5-6 лет) с использованием технологии «Бумажное путешествие»
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие, развитие речи, социально-коммуникативное развитие.Цель: создание условий для изображения сибирского осеннего леса на бумаге в разных ...