Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с нарушениями зрения.
статья по коррекционной педагогике

Шайтанова Нина Николаевна

Статья о целях и задачах психолого-педагогического сопровождения семей, о проблемах, возникающих в семьях, имеющих детей с нарушениями зрения. о формах психолого-педагогического сопровождения семей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с  нарушениями  зрения.

 Шайтанова Нина Николаевна

учитель-дефектолог

МАДОУ №25 г.Мончегорск

Рождение в семье ребенка с особенностями развития – это тяжелое испытание для всех членов семьи. Родители порой затрудняются определить свою роль в сложившейся ситуации, не всегда умеют создать условия, позволяющие ребенку нормально развиваться, обучаться и самореализоваться. Болезнь ребенка зачастую меняет весь привычный уклад жизни в семье. Возникают неровные, конфликтные отношения между супругами и другими членами семьи. Как считают психологи, в большинстве случаев матери сильнее подвержены стрессу и дольше находятся в психотравмирующей ситуации, чем все остальные родственники «особого» ребенка. Они испытывают чувство вины за рождение такого ребенка, им очень трудно свыкнуться с мыслью, что именно их ребенок «не такой, как все». Незнание особенностей воспитания, растерянность, чувство стыда за то, что «родили неполноценного малыша», страх за будущее своего «особенного» ребенка, приводят к тому, что семьи отгораживаются от близких, друзей, знакомых, социума, предпочитая переносить свое горе в одиночку. Семьи, имеющие детей с нарушениями развития, нуждаются в психологической помощи с первых месяцев жизни ребенка. Исследования ученых подтверждают, что чем раньше начато оказание помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), тем больших результатов удается достичь.

На сегодняшний день в России, в зависимости от ряда причин, намечается тенденция к увеличению числа детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Каждый год в России прибавляется 4 300 детей — инвалидов по зрению. О трудностях, испытываемых в жизни и этими детьми, и семьями, в которых они воспитываются, здоровому человеку даже догадаться непросто. Как правильно сориентироваться в ситуации родителям слепого или слабовидящего малыша, какими   принципами руководствоваться при его воспитании?

У специалистов есть термин «правильное отношение к дефекту», под которым понимается комплекс отношений, включающий и понимание негативных последствий дефекта вместе с признанием особенностей, которые он нередко вызывает в развитии человека с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ); и веру в потенциальные возможности лиц с ОВЗ с посильным участием в создании условий для раскрытия этих возможностей; и признание прав лиц с ОВЗ на образование и реабилитацию с учетом особенностей психофизического развития; и отношение социума к лицам с ОВЗ как к равным субъектам открытого общества.

Очень важно вырабатывать правильное отношение к дефекту у всех членов общества, прежде всего у самих детей, их родителей и педагогов.

До 4–5 лет ребенок вообще не осознаёт своего отличия от окружающих. Однако ко времени поступления в школу он постепенно начинает осознавать свой дефект и связывать с ним личный негативный опыт общения со зрячими сверстниками, а также неумение выполнить то, что другие могут сделать очень быстро (вдеть нитку в иголку, найти упавшую вещь, налить сок из пакета в стакан, рассказать, что нарисовано на картинке и т. д.).

Необходимо понимать, что каждому ребенку нужно создавать благоприятные условия для его развития, которые будут учитывать его индивидуальные особенности и потребности.

Психолого-педагогическое сопровождение - это целостная система, в процессе деятельности которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного развития и обучения каждого ребенка в процессе обучения.

Под психолого-педагогическим сопровождением ребенка с ограниченными возможностями здоровья можно понимать комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребёнку и его родителям в решении задач, связанных с развитием, обучением, воспитанием, социализацией со стороны специалистов различного профиля, действующих согласованно.

Соответственно, субъектом сопровождения являются дети, их родители, педагоги учреждения, участвующие в процессе обучения и воспитания ребенка.

Сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья – это деятельность, направленная на актуализацию коррекционных ресурсов семьи, обеспечивающих эффективность ее функционирования. Что позволяет формировать и реализовывать адекватные потребностям ребенка стратегии воспитания, базирующиеся на конструктивных родительских установках и позициях по отношению к нему. Технология сопровождения становится необходимой составляющей образовательной системы, позволяющей создать условия для полноценного развития детей с ОВЗ.

 Основные проблемы, возникающие в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ:

1. Умышленное ограничение в общении. Родители детей с ОВЗ ограничивают круг общения (как свой, так и ребёнка), избегают новых знакомств. Социальная среда ребёнка с ОВЗ ограничивается семейным кругом, это отрицательно сказывается на социализации ребёнка.

2. Гиперопека. Является единственным способом самореализации для родителей ребёнка с ОВЗ. Дети окружены излишней заботой, начинают использовать свою ущербность, становятся ревнивы, либо инфантильны, часто манипулируют взрослыми, требуют повышенного внимания. Родители испытывают чувство ущербности, смотрят на проблему, как на свой «крест».

3. Воспитание ребенка по типу «кумир семьи». Проявляется в удовлетворении любых потребностей без предъявления адекватных требований. Такой стиль воспитания способствует развитию эгоцентризма, повышенной зависимости от родителей.

4. Эмоциональное отвержение. Воспитание посредством лишения любви, либо посредством вызова чувства вины.

5. Отсутствие знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка. Не позволяют родителям создавать оптимальные (иногда и специальные) условия для ребёнка дома.

Задачами психолого-педагогического сопровождения являются:

  • оказание помощи детям, которые нуждаются в особых обучающихся программах;
  • создание эмоционально благоприятного климата в педагогическом составе и детском коллективе;
  • своевременная диагностика и коррекция нарушений в развитии;
  • повышение психологической и педагогической компетентности родителей и учителей по вопросам касающихся обучения и воспитания ребенка;
  • изучение индивидуальных особенностей детей

В условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для развития, воспитания, образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Результатом  совместной  работы специалистов и родителей должно стать формирование адекватной позиции родителей в отношении ребенка и его дефекта. В системе воспитания должны учитываться индивидуально-возрастные и психофизические особенности, характер поражения и степень сохранности зрительных функций и т.д. При этом необходимо помнить, что развитие ребенка со зрительными нарушениями протекает по тем же закономерностям, что и в норме, но со своими специфическими особенностями и во взаимодействии с физической и социальной средой.

Этапы работы с семьей плохо видящего ребенка должны быть строго продуманы и подчинены определенным требованиям: ориентация родителей и специалистов на долгосрочное сотрудничество, активное включение родителей в коррекционно-развивающую работу, создание атмосферы доверия и взаимопонимания, расширение круга общения семей, воспитывающих детей с нарушениями зрения и т.д.

Педагогам во взаимодействии с детьми и их родителями важно создать атмосферу психологического комфорта, окружить их вниманием и заботой, обеспечить эмоционально значимое общение, организовать комплексную социально-педагогическую помощь, направленную на стимуляцию их личностного развития и социализации.

Изучение родительной активности в коррекции ребенка с нарушениями зрения показало, что основными условиями, обеспечивающими участие родителей, являются следующие:

  • педагогическая компетентность родителей – знание основных особенностей и закономерностей физического и психического развития детей имеющих нарушения зрения, формирование механизмов компенсации слабовидения, владение адекватными формами взаимодействия с детьми с нарушениями зрения;
  • уверенность в успешности ребенка – наличие активной позиции в отношении к коррекции, адекватное отношение к дефекту;
  • эмоциональное принятие ребенка, любовь к нему.

Наиболее эффективные формы психолого-педагогического сопровождения семей:

  • индивидуальные консультации включает в себя проведение беседы (с одним членом семьи), которая может содержать советы по работе с ребенком, подготовки его к школе, организации окружающей среды и т.д. В процессе консультации специалисты могут ответить на вопросы родителей;
  • групповое консультирование. Работа с несколькими членами семьи одного ребенка или несколькими семьями, объединенных одной проблемой. Например, это могут быть родители детей с одинаковым заболеванием или тематическая беседа;
  • индивидуальные тренинги для родителей и других членов семьи. Эта форма позволяет наглядно демонстрировать приемы работы с детьми.
  • групповые тренинги – похоже на индивидуальные, но с участием нескольких человек.
  • семинары-практикумы (круглые столы).
  • индивидуальные занятия с ребенком в присутствии родителей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «Психолого – педагогическая помощь семьям воспитывающих детей с нарушением зрения»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАНА ТЕМУ: «Психолого – педагогическая  помощь семьямвоспитывающих детей с нарушением зрения»...

«Психолого-педагогические технологии сопровождения семьи ребенка дошкольного возраста с гиперактивностью»

СДВГ-синдром дефицита внимания с гиперактивностью- нарушение психического здоровья ....

Консультация для родителей "Психолого-педагогические рекомендации по взаимодействию с ребенком с нарушением зрения"

в консультациии предоставлены профилактические рекомендации по воспитанию детей с нарушением зрения....

План-схема коррекционно-развивающей программы «IZUMINKA» с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями внимания в психолого-педагогическом центре сопровождения семьи и развития ребенка «IZUMINKA» г. Долгопрудный.

В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведения психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения внимания.Цель: выявить особенности развития внимания детей старшего д...

Психолого-педагогические основы для сенсорного развития детей с нарушениями зрения

В статье раскрываются психолого-педагогические основы для сенсорного развития детей с нарушениями зрения....

Помощь семье, имеющей ребенка с нарушениями зрения

Содержание Введение………………………………………………………&helli...

ИОМ психолого – педагогического (логопедического) сопровождения обучающегося с фонетико – фонематическим нарушением речи

ИОМ психолого – педагогического (логопедического) сопровождения обучающегося с фонетико – фонематическим нарушением речи(учитель - логопед)...