Психолого-педагогические основы для сенсорного развития детей с нарушениями зрения
консультация

Мартынова Анна Михайловна

В статье раскрываются психолого-педагогические основы для сенсорного развития детей с нарушениями зрения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа № 4 имени Героя Советского Союза Д.П.Левина

городского округа Сызрань Самарской области

Структурное подразделение «Детский сад № 56», реализующее

общеобразовательные программы дошкольного образования

Доклад на тему «Психолого-педагогические основы

для сенсорного развития детей с нарушениями зрения»

подготовил педагог-психолог:

                                                                Мартынова А. М.

Сенсорное развитие ребенка - это развитие и воспитание его восприятий. Исследования по изучению восприятия детей дошкольного возраста, проводимые Л.А. Венгером, показали, что ребенок воспринимает особенности предметов и явлений в результате выполнения определенных действий - рассматривания, ощупывания, слушания.

Выключение зрительного анализатора ограничивает возможности ребенка в познании окружающего мира. Процесс адаптации ребенка с патологией зрения к условиям существования в окружающей действительности зависит от того, как у них формируются определенные знания, навыки и умения, позволяющие адекватно действовать и приспосабливаться, исходя из своих возможностей.

Хорошо известно, что зрительная система развивается в тесном взаимодействии с другими сенсорными системами. Наибольшее значение имеет связь зрения с осязательным и слуховым восприятием. Великий русский физиолог И.М. Сеченов писал об осязании, что «рука, ощупывающая внешние предметы дает ребенку с нарушением зрения все, что дает нам глаз, за исключением окрашенности предметов и чувствования вдаль за пределы длины руки».

Осязающая рука заменяет ребенку с нарушением зрения глаз в познании предметного мира. Чем раньше начать упражнять руку ребенка в осязании, тем меньше трудностей у него встретиться при обучении.

Предметно-пространственную ориентировку начинают с предметов, которые ребенок может схватить и охватить кистью руки. Основное в данный период развития - это не просто ощупывание и узнавание, а побуждение ребенка к действию с данным предметом, овладение способом употребления его. Только таким образом ребенок будет адекватно отражать мир и сумеет выделить существенные признаки предметов, с которыми он знакомиться.

Своеобразие восприятия детьми с нарушением зрения окружающей действительности оказывает влияние на формирование представлений. Особые сложности возникают при определении цвета, формы, величины предметов. Трудности при опознании рисунков и предметов окружающей действительности.

Главный и основным признаком предмета, наполняющий его сенсорным содержанием является форма. Трудности визуального восприятия элементов и геометрических параметров формы осложняется пониманием средств наглядности, формирование соответствующего образа о предметах. Зрительная система должна быть способна не только выделять границу между объектом и фоном, но и научиться следовать по ней.

На зрительное восприятие формы влияют величина предмета, его цвет, расстояние до глаз, и др.

Известно, что у значительного числа детей с нарушением зрения нарушено восприятие цвета. У детей наблюдается ослабление восприятия красного, зеленого и синего цветов».

У детей с нарушением зрения отсутствуют четкие представления о своем теле и о связи между пространственным расположением парно-противоположных направлений своего тела с их словесными обозначениями. Так же отмечается неустойчивость и фрагментарность пространственных представлений о своем теле, а это в свою очередь делает невозможным практическую ориентировку «на себе» и перенос действий в конкретные предметно-пространственные ситуации.

Диагностика и исследование детей с нарушениями зрения предполагает комплексное их изучение различными специалистами: офтальмологами, психологами, педагогами. Дети с нарушениями зрения представляют большую и очень разнообразную группу как по характеристике состояния их зрения, так и по происхождению заболеваний и условиям социального развития.

Таким образом, анализ научных данных и результатов наблюдений за практической деятельностью детей с нарушениями зрения позволяет утверждать, что такие дети испытывают серьезные трудности в определении цвета, формы, величины и пространственного расположения предметов, в овладении практическими навыками, в ориентировке «на себе», на плоскости, в пространстве. Все навыки накопления сенсорного опыта развиваются намного медленнее, чем у детей, не имеющих нарушения зрения.

Общие закономерности, характерные для развития всех категорий детей с аномалиями, выражаются в особенностях речевого общения и нарушениях, связанных с ориентировкой в окружающем, и проявляются в разных формах в зависимости от типа аномалии.

Список литературы:

1. А.В. Запорожец; «Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника», Москва, 2007

2. А.В. Запорожец, А.П. Усова «Сенсорное воспитание дошкольников», Москва, 2007

3. Л.И. Плаксина, «Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения», Адель, 2008

4. Н.Н. Поддьяков «Способы сенсорного воспитания в детском саду», Москва, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Особенности сенсорного развития детей с нарушением зрения"

Значение сенсорного развитияСенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы поз...

Дидактические игры и упражнения для сенсорного развития детей с нарушением зрения.

В работе собраны дидактические игры и упражнения,которые можно использовать как на занятиях,так и в режимных моментах....

сенсорное развитие детей с нарушением зрения

Одна из задач дошкольного воспитания - сенсорное развитие детей, которые именно в этом возрасте наиболее восприимчивы к окружающему миру, "настроены" на познавание явлений действительности, предметов,...

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ «Эффективное использование сохранных анализаторов в коррекционной работе по развитию сенсорного восприятия детей с нарушением зрения».

Овладеть способами формирующего обучения, которое не исправляет, а создает систему определенных знаний и умений, расширяет чувственное познание окружающего мира, формирует валеологическое сознание, вн...

Консультация для родителей "Психолого-педагогические рекомендации по взаимодействию с ребенком с нарушением зрения"

в консультациии предоставлены профилактические рекомендации по воспитанию детей с нарушением зрения....

презентация Консультация для педагогов:«Сенсорное развитие детей с нарушением зрения посредством дидактических игр»

Важнейшей задачей воспитания детей дошкольного возраста является формирование всесторонне развитой личности. Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста имеет большое значение, поскольку является ...

Презентация "Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя в сенсорном развитии детей с нарушением зрения"

Совместная слаженная работа тифлопедагога и воспитателя способствует эффективности в решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач по формированию предметных представлений у детей с на...