Педагогический проект "Буду ложкой кушать я, вас порадую, друзья!"
методическая разработка по коррекционной педагогике
Творческий педагогический проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей с особыми потребностями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №26 компенсирующего вида Пушкинского района
Санкт-Петербурга
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
«Буду ложкой кушать я, вас порадую, друзья!»
Автор:
Григурко И.А.
Санкт – Петербург, г. Павловск
2018 г.
Название проекта | «Буду ложкой кушать я, вас порадую, друзья!». |
Тип проекта | Творческий, краткосрочный. |
Исполнители проекта | Воспитатель группы «Колобок»: Григурко И.А., учитель-дефектолог Кумляшова В.В., дети гр. «Колобок» и их родители. |
Цель проекта | Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживание через игру у детей со сложными дефектами гр. «Колобок», учитывая возможности каждого ребенка. |
Основные задачи проекта | С учётом возможностей каждого ребенка - формирование у детей умений, связанных с приёмом пищи: удерживать ложку, чашку, брать ложкой необходимое количество еды, есть аккуратно; - развивать общую и тонкую моторику, координацию движений обеих рук, зрительно-двигательную координацию в процессе приёма пищи; - развивать положительное эмоциональное отношение к предметам и действиями с ними в сотрудничестве с взрослым; - обогащать представления детей о бытовых предметах (ложка, чашка, тарелка и др.), их функциональных свойствах и использовании предметов по назначению на освнове подражания действиям взрослого или с необходимой ассистирующей помощью взрослого; - стимулировать активность и инициативность детей при выполнении ими игровых действий с бытовыми предметами и игрушками. |
Целевые группы проекта | Первичная целевая группа – дети группы «Колобок», вторичная целевая группа – родители детей группы «Колобок». |
Основные планируемые результаты проекта | Для родителей: повышение знаний для обеспечения успешного развития детей; получение индивидуальных консультаций по вопросам кормления детей с особыми потребностями; укрепление связей между детским садом и семьёй; изменение позиции родителей в отношении своих возможностей и возможностей своего ребёнка. Для педагогов: повышение знаний по теме проекта, укрепление связей с родителями. Для детей: формирование у детей умений, связанных с приёмом пищи: удерживать ложку, чашку, брать ложкой необходимое количество еды (с учётом возможностей каждого ребенка). |
Краткое описание проекта | 1 этап Организационно - подготовительный этап (до 19.01.2018г.) Изучение проблемы. Подобрать и изучить методическую литературу, интернет ресурсы по данной теме; приобрести в уголок «Семья» набор столовой посуды, разнообразные ложки (деревянные, пластиковые, разные по размеру и фактуре); подобрать иллюстрации с изображением ложек и столовых принадлежностей. Подготовить и выдать родителям памятки о приёме кормления детей «Рука в руке», который мы будем использовать с детьми на протяжении всего проекта; Подготовить для родителей папки-передвижки «Как научить ребенка с ДЦП кушать ложкой», «Как научить ребенка с ДЦП самостоятельно кушать». Привлечь родителей к данному проекту и рекомендовать принести в группу своему ребёнку удобную для захвата ложку. Познакомить детей с новыми ложками. Разработать и провести диагностику по умению использовать ложку детьми. 2 этап Основной - практический этап (22.01.2018г. –06.04.2018г.) Осуществление замыслов проекта. На начальном этапе разработки проекта были проведены индивидуальные беседы с каждым родителем, чьи дети посещают гр. «Колобок» с целью донести до них важность данной проблемы. Следующий шаг реализации проекта – оформление папок – передвижек для родителей на тему «Как научить ребенка с ДЦП кушать ложкой», «Как научить ребенка с ДЦП самостоятельно кушать», выдать родителям памятки о приёме кормления детей «Рука в руке», разработать и провести диагностику по умению использовать ложку детьми. На этом этапе планируется проведение игр на развитие мелкой моторики рук (умение брать и удерживать в руках различные предметы и совершать простейшие манипуляции с ними: трогать, щупать, гладить, похлопывать и пр.): - игры с песком (как сухим, так и мокрым), рисование на песке с использованием «стола-планшета для игр с песком»; - рисование пальчиковыми красками, - игры с водой, в том числе, «сухой - мокрый»; - игры с крупами, различным природным и бросовым материалом; - игры с прищепками, с деревянными вкладышами, замочки и т.д.; - использование музыкальных игрушек с кнопочками; игры с лабиринтами и многое другое. НОД по изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация) по теме проекта с использованием нетрадиционных техник (с учётом комплексно-тематического планирования); НОД – игры с образными игрушками (с учётом комплексно-тематического планирования), в режимные моменты – чтение художественной литературы по теме проекта. На прогулке так же планируем игры со снегом и с выносным материалом. К празднику 8 марта – изготовление поздравительных открыток с использованием пластиковых ложек. На протяжении всего проекта мы будем использовать следующий приём кормления детей: Кормление «рука в руке» Ребёнок держит ложку в руке. Рука взрослого всё время лежит сверху на кисти руки ребёнка и помогает ему на тех этапах, на которых эта помощь требуется. Его рука становится продолжением руки ребёнка. Взрослый придаёт усилие в тот момент, когда это требуется. Если у ребёнка, например, трудности с зачерпыванием еды, то мы помогаем ему именно в этот момент, дальше он несёт руку с ложкой ко рту самостоятельно, но наша рука всё - равно лежит на руке ребёнка, мы её не отрываем. Так как для многих детей важно чувствовать присутствие взрослого телесно, и когда мы оставляем руку ребёнка, он может «потеряться» и забеспокоится. В дальнейшем, когда мы видим, что ребёнок какие-то действия выполняет более самостоятельно, постепенно убавляем свои усилия в тот момент, когда это не требуется. Все действия производятся с учётом возможностей каждого ребенка и с необходимой ассистирующей помощью взрослого. 3 этап Заключительный этап Подведение итогов проекта: оформление необходимой отчётной документации, презентации для родителей как проходил данный проект и открытое мероприятие на неделе педагогического мастерства для родителей совместно с учителем-дефектологом по теме проекта. |
Сроки реализации | С 09.01.2018г. по 17.04.2018г. |
Актуальность проблемы:
Кормление детей с ДЦП — очень важная тема, так как, к сожалению, многие родители решают этот вопрос в пользу своего комфорта, вместо того, чтобы воспользоваться этой ежедневной рутиной, чтобы помочь ребенку развиваться и учиться самостоятельности. А между тем, существуют определенные правила, следуя которым, можно облегчить процесс приема пищи для обоих участников и даже научиться получать от него удовольствие. Целью коррекционного воспитания для детей со сложными дефектами развития является снижение зависимости ребенка от посторонней помощи, стимулирование его самостоятельности, адаптации к окружающей социальной и природной среде. Одна из ведущих составных частей обучения и воспитания таких детей - формирование культурно-гигиенических навыков, способствующих развитию социально-бытовой компетенции. Самостоятельно приобрести социальный опыт дети не могут в силу специфичности своего развития: нарушения мелкой моторики, мышечного тонуса, общей моторной неловкости, искаженного восприятия речевой инструкции в силу своих диагнозов.
Работая с такими детьми, педагоги ищут новые подходы к коррекционно-воспитательному процессу с целью оказания им помощи в адаптации к жизни в обществе. В настоящее время большое распространение получила такая форма работы, как организации проектной деятельности при обучении детей. Но, к сожалению, она не применима в полной мере в образовательном процессе для детей с особыми образовательными потребностями так, как самостоятельная деятельность, без помощи педагога им недоступна. Наблюдая за детьми с ОВЗ и с сопутствующими тяжелыми и множественными нарушениями, напрашивается вывод:
- во-первых, чем ниже интеллектуальное развитие ребенка, тем труднее сформировать отдельный бытовой или трудовой навык;
- во-вторых, чем сложнее физические нарушения (ДЦП), тем труднее вырабатывать определенный навык в силу моторной неловкости, мышечного тонуса ребенка, нарушения тонких дифференцированных движений рук и пальцев.
Следовательно, необходимо искать пути, подходы, способствующие эффективному формированию социального опыта детей.
Рабочий план реализации проекта
№ | сроки исполне-ния | мероприятия | ответственные |
1. | До 12.01.18 | Донести до участников проекта (родителей) важность данной проблемы. Познакомить каждого ребенка со своей «новой» ложкой. | Григурко И.А. |
2. | 22.01.18 | Папка-передвижка для родителей «Как научить ребенка с ДЦП кушать ложкой», «Как научить ребенка с ДЦП самостоятельно кушать», памятка родителям о приёме кормления детей «Рука в руке». | |
3. | 22.01.18- 17.03.18 | Проведение игр на развитие мелкой моторики: 1. Игры с песком: «Найди игрушку», «Спрячь игрушку», «Пирожки», «куличики», пересыпание песка из ёмкости в ёмкость руками или с использованием ложек, рисование пальчиками на «столе – планшете для игр с песком» (с использованием подсветки). 2. Игры с водой: «Моем посуду после обеда», «Водяная мельница» (с использованием ложек или стаканчика), «Достань игрушку» (рукой или лопаткой), брызгание водой, хлопанье по воде; «Кораблики»; переливание воды из стаканчика в стакан. 3. Игры с крупами и различным бросовым материалом: «Подержи в ложке шишку», «Найди игрушку в миске с фасолью», «холодный - тёплый» (камешек и бобы), «Дорожка из макарон», «Спрячь ручки» и пр. 4. Игры с прищепками: массаж пальчиков с помощью прищепок. 5. Игры с замочками: с использованием игрового домика с замочками и использование игровой доски «Домашние животные». 6. Лабиринты и музыкальные игрушки: для развития координации движений рук ребенка использовать игровые лабиринты разных размеров и музыкальные игрушки с кнопочками. В режимные моменты чтение художественной литературы: «Сорока-сорока» (потешка), «Кашу варили» (потешка), «Вышла чашка погулять» (М. Яснов), «Ладушки-ладушки» (потешка), «Каша» (И.Токмакова), «Водичка-водичка» (потешка) и пр. На прогулке игры со снегом: «Снежки», «Найди игрушку», «Попади в цель», «Оладушки»; игры с лопатами (копание снега, бросание, прихлопывание и пр.). К празднику 8 марта – изготовление поздравительных открыток с использованием пластиковых ложек. Все игры и движения проводятся с учётом возможностей каждого ребёнка и необходимой ассистирующей помощью взрослого. | Григурко И.А. . |
4. | 19.03.18 | НОД по формированию навыков изобразительной деятельности (аппликация). Тема: «Волшебная ложечка» (использование обрывной цветной бумаги). | Григурко И.А. |
5. | 20.03.18 | НОД по формированию навыков изобразительной деятельности (рисование). Тема: «Ложечка на тарелочке» (раскраска восковыми мелками). | |
6. | 23.03.18 | НОД – игра с образными игрушками. Тема: «В гостях у куклы Кати». | |
7. | 02.04.18 | НОД по формированию навыков изобразительной деятельности (лепка). Тема: «Ложечка для куклы Кати» (лепка на крышке от ДВД дисков). | |
8. | 03.04.18 | НОД по формированию навыков изобразительной деятельности (рисование). Тема: «Ложечка для куклы Кати» (разукрасить карандашами вырезанную заранее из картона ложку). | |
9. | 06.04.18 | НОД – игра с образными игрушками. Тема: «Кукла Катя пришла в гости». | |
10. | Неделя педагоги-ческого мастер-ства. | НОД по изобразительной деятельности совместно с учителем-дефектологом и с родителями по теме проекта. Показ презентации «Буду ложкой кушать я, вас порадую, друзья!». | Григурко И.А.. Кумляшова В.В. |
11. | Подведение итогов проекта. | Григурко И.А. |
Оценка эффективности проекта
Считаем, что проект можно считать успешным при выполнении следующих пунктов:
- Заинтересованности родителей в данной проблеме;
- Положительная динамика у детей.
- Проведение презентации по проекту;
4. Положительные отзывы участников проекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогически проект "Деревья родного края - наши зеленые друзья!"
Работа по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста...
Педагогический проект "Ложка деревянная"
Педагогический проект...
КОНКУРС Педагогический проект "Ложка деревянная бывает музыкальная"
Проект направлен на развитие коммуникативных навыков и творческих способностей детей в исполнительской деятельности....
План - конспект педагогического мероприятия с детьми среднего дошкольного возраста «Друзья зайчика»
Форма работы: интегрированное занятие. Тема: «Друзья зайчика» Образовательная область: художественно – эстетическое развитие (аппликация)Интеграция образовательных обл...
Консультация: " Как научить малыша кушать ложкой самостоятельно"
Правила подготовки и полезные рекомендации. Этикет для малыша....
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА «Ложка как универсальный предмет для всестороннего развития дошкольников».
Главная задача дошкольных образовательных учреждений состоит в том, чтобы создать благоприятные условия для интеллектуального, духовного, творческого, социального, эмоционального и физического р...
Казачьи песни слушать, что мёд ложкой кушать!
Казачьи песни слушать, что мёд ложкой кушать!...