Обобщение педагогического опыта по экологическому воспитанию "Птицы-наши друзья"
материал
«Формирование у дошкольников представлений о пернатых родного края в процессе наблюдений и практической деятельности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 59.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Природа – это единственная книга,
каждая страница которой полна
глубокого содержания.
И.В.Гете
Введение.
Актуальность.
Обострение экологической проблемы в стране и в мире диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования. Наши дети экологически не воспитаны, т.е. не у всех проявляется доброжелательное отношение к живым существам, объектам природы, не у всех достаточен запас знаний об окружающей нас природе, они потребительски относятся к ней.
К сожалению, даже обладая каким-то объемом знаний о пернатых, дети подчас бывают равнодушны и даже жестоки по отношению к птицам. Нередко можно видеть на улице группу ребят, которые безразлично наблюдают за раненной птицей или не пытаются оказать первую помощь птенцу, выпавшему из гнезда.
Решение задач экологического воспитания дошкольников осуществляется при непосредственном участии педагога. Именно педагог призван закладывать основы бережного отношения к природе, а также формирования начала экологического мировоззрения и культуры
В нашей области встречается более 280 видов птиц, из них 51 занесены в Красную книгу. Но знаем ли мы их? Можем ли мы различать их по голосу, пению. Сможем ли мы узнать знаменитую соловьиную трель? По птицам мы можем судить о состоянии природы вокруг нас. Птиц, чувствительных к загрязнению окружающей среды становится все меньше
Пернатые словно предупреждают нас об опасности, которая грозит людям из-за уничтожения природы.
Птицы издавна привлекали внимание человека. Их яркое оперение оживляет природу, звонкие веселые песни радуют сердца. Птиц в природе очень много, познакомиться со всеми практически невозможно. Но тех, что живут в лесу или в парке неподалеку от вашего дома, надо знать.
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ.
Экологическое воспитание дошкольников - это и есть познание ребенком всего живого. Воспитание правильного отношения к природе, умение бережно обращаться с живыми существами имеет большое значение в дошкольный период развития. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. С малых лет человек должен познавать природу и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться ею, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира. Приобретенные в детстве умения видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов. В этом убеждают нас биографии многих ученых-естествоиспытателей (К.А.Тимирязева, И.В.Мичурина), писателей, художников и композиторов (А.С.Пушкина, М.Пришвина, И.Левитана, П.Чайковского).
Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (О.Иогансон, А.А.Быстров, Р.М. Басс, А.М.Степанова, Э. И. Залкинд, Е. И. Волкова, Е. Геннингс и др.). Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия М. В. Лучич, М. М. Марковской, рекомендации З. Д. Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику С. А. Веретенниковой. Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З.Д. Сизенко, С. А. Веретенникова, А. М. Низова, Л. И. Пушнина, М. В. Лучич, А. Ф. Мазурина и др.). Экологическое воспитание требует перехода к новой парадигме экологических и традиционных ценностей, к системе взглядов, которая строится на основе био- (эко-центризма. Такой подход подразумевает, что при решении любых проблем приоритет отдается не социально-экономическим, а природным факторам. Конечной целью такого подхода все равно является человек, но не прямо, а опосредованно, через сохранение его среды обитания. Оценочные суждения по отношению к объектам природы должны быть исключены из экологического воспитания дошкольников. С позиции биоцентризма (экоцентризма) живые организмы не могут быть хорошими или плохими, полезными или вредными. Все они имеют право на существование, каждый из них играет свою, исключительную роль в природе. Оценочные суждения могут применяться только для характеристики поступков человека по отношению к миру природы, животные же не могут поступать плохо или хорошо, их поведение определяется биологическими законами.
Современные программы, направленные на становление начал экологической культуры для детей дошкольного возраста.
Существует очень много разных видов деятельности, которые помогают формировать экологические знания и которые являются обязательным компонентом в воспитании экологической культуры. Это – путешествия, экскурсии на природу; изобразительная, музыкальная, театральная деятельность; решение социально-моральных задач, проблемных вопросов; чтение художественной литературы, ознакомление с народными природоведческими традициями, то есть с опытом сохранения, приумножения и использования природных богатств, который передавал из поколения в поколение русский народ. Это освещение в народном творчестве: загадках, пословицах, поговорках, легендах, играх.
Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программы, направленные на становление начал экологической культуры через познание экологических закономерностей природы. Образовательные программы, созданные за рубежом и в России, имеют свои особенности, обусловленные различиями в менталитете. За последнее время были созданы программы двух типов – комплексные, направленные на всестороннее развитие детей, и парциальные, обеспечивающие одно или несколько направлений воспитания и развития, среди последних — немало экологических. Многие программы прошли экспертизу Министерства образования РФ и получили его одобрение. К числу таких комплексных программ относятся: «Радуга», «Детство», «Развитие», «Истоки», «Детский сад — дом радости», «Кроха». Министерством одобрен и ряд парциальных экологических программ — «Семицветик», «Природа и художник», «Наш дом — природа», «Жизнь вокруг нас», «Паутинка», «Юный эколог» Все программы ориентированы на новую концепцию воспитания детей дошкольного возраста, в основе которой лежит личностно-ориентированная модель воспитания, индивидуальный подход к развитию интеллектуальных и художественных способностей ребенка.
Рассмотрим некоторые программы:
Так программа Н.А,Рыжовой «Наш дом природа» нацелена на воспитание гуманной, социально-активной и творческой личности ребенка 5-6 лет, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней. В соответствии с программой дети получают представления о взаимосвязях в природе, которые и помогают им обрести начало экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью. Программа предусматривает выработку у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе, навыков практического участия в природоохранной деятельности в своем крае.
Программа С.Н.Николаевой «Юный эколог» может быть использована в любом дошкольном учреждении, где происходит переход от традиционного ознакомления с природой к решению вопросов экологического воспитания дошкольников. Позволяет воспитателю осуществлять индивидуальный подход к детям, регулируя объем и глубину решения поставленных задач. Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать в игре, создавать изопродукцию, ухаживать за растениями и животными).
В программе «Детство», созданной в Санкт-Петербурге коллективом преподавателей педагогического университета, раздел «Ребенок открывает для себя мир природы» предполагает обстоятельное знакомство детей с самыми различными явлениями из жизни растений, животных, их сообществ. Программный материал (для каждого возраста) включает четыре содержательных блока: первый — сведения о растениях, животных как представителях живой природы; дети познают особенности внешнего строения и жизненных функций организма (питание, дыхание и пр.), перед ними раскрываются связи живых существ со средой обитания, их неповторимость. Второй раскрывает перед детьми механизмы приспособительной взаимосвязи живых организмов со средой обитания; дети подробно знакомятся со свойствами различных сред, у них формируется представление о группах животных, проживающих в однородной среде. Третий блок знания о росте, развитии и размножении знакомых детям растений и животных; дети получают представления о последовательных изменениях организмов, цикличности процесса. Четвертый блок — знания экосистемного характера; дети знакомятся с растениями и животными, проживающими в одном сообществе и взаимозависимостью. Дети узнают также, что человек может по-разному воздействовать на сообщества живых организмов – может их разрушать, а может поддерживать.
Дошкольники при реализации этой программы обретают начальное, но очень обстоятельное видение и понимание икономерных экологических явлений, взаимосвязей в природе, в них вырабатываются различные практические и умственные навыки взаимодействия с живыми объектами, развивается отношение к природе — познавательное, эстетическое, бережное и гуманное. К поступлению в школу они имеют обобщенное представление о том, что человек может жить только в природной среде, поэтому ее надо беречь.
«Истоки» — это еще одна комплексная программа, созданная психолого-педагогическим коллективом исследователей Центра «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца. Авторы рассматривают ее как базисную программу, нацеленную на разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него универсальных (в том числе творческих) способностей в соответствии с уровнем возрастных возможностей, и требованиями современного общества. Экологическое образование в программе «Истоки» пронизывает различные разделы:
Социальное развитие: Ребенок усваивает нравственные общечеловеческие ценности, которые включают и представления ребенка о уникальности природы, её эстетическом значении в жизни человека.
Познавательное развитие: Подраздел «Природа и ребенок» входит в раздел «Познание окружающего мира». Его содержание приобрело новую направленность: получение не столько знаний, сколько формирование действенного, бережного и ответственного отношения ко всему живому.
Практическая часть.
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию у детей представлений о пернатых нашего края.
Поставив перед собой цель по формированию у дошкольников представлений о пернатых нашего края, я начала работу с изучения методической литературы.
Мы должны неторопливо и бережно ввести ребенка в мир природы, дать ему первые необходимые знания о ней, пробудить интерес к её многообразию, своим личным примером воспитывать и показывать правильное поведение и отношение к объектам природы.
За основу была взята программа С.Н.Николаевой «Юный эколог», «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», а также парциальная программа Н.А.Рыжовой «Наш дом – природа».
Определила для себя задачи:
1.Познакомить детей с жизнью перелетных и оседлых птиц.
2.Систематизировать знания о жизненных проявлениях птиц (питание, рост, развитие, размножение).
3.Формировать представления о влиянии состояния окружающей среды на птиц.
4.Учить правильному поведению в природной среде.
5. Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия.
6.Повысить уровень экологической культуры личности родителей.
Передо мною стояла задача - разработать систему методов и приемов, способствующих ознакомлению детей с птицами и эффективно влияющих на мотивационную, эмоциональную и нравственную сферу ребенка.
Знакомство с птицами начала в младшей группе. В этом возрасте одним из важных средств ознакомления детей с окружающим миром являются наблюдения. Наблюдения на прогулке обогащают представления об окружающем мире, формируют доброжелательное отношение к природе. Педагог должен стимулировать детскую любознательность; учить ребят видеть изменения в природе, самостоятельно делать выводы. Цель и задача наблюдений должны быть поставлены четко и конкретно. Задача всегда должна иметь познавательный характер, заставлять ребенка думать, искать ответ на поставленный вопрос. В организации наблюдений следует предусматривать системность, обеспечивающую их взаимосвязь. В результате у детей сформируется более полное, глубокое представление об окружающей природе. Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей. Активизация умственной деятельности достигается разнообразными приёмами: постановкой конкретной и доступной задачи наблюдения, использованием действий обследования как способа наблюдения, привлечением детского опыта, проговариванием результатов наблюдения, сравнением одного объекта с другим, предъявлением вопросов разной степени сложности. Наблюдение должно вызвать у детей интерес к природе, желание узнать о ней как можно больше. Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других форм и методов работы (рассказ воспитателя, чтение книг о природе, рисование и лепка, ведение календарей природы, беседы об увиденном.
Наблюдения в природе с детьми 2-4 лет я начала с рассматривания живых объектов. В процессе наблюдения за живым объектом следует обратить внимание на следующее:
-удобное и безопасное размещение детей;
-размещение живого объекта (приближенное к естественным условиям его проживания);
-Создание условий для проявления разного поведения животного;
-связь наблюдения с жизнью и использование детского опыта;
-формирование у детей умения делать элементарные умозаключения.
В процессе наблюдения за живым объектом следует планировать только вопросы.
Для младших дошкольников характерен ярко выраженный интерес ко всему, что происходит вокруг. Моя задача обогащать представления детей о птицах родного края;
-Включать малышей в посильную помощь и заботу о птицах;
-Воспитывать добрые чувства, любопытство, любознательность.
Детей младшей группы привлекала к систематическим наблюдениям за птицами во все времена года, знакомила с характерными особенностями каждого сезона. Подводила детей к установлению элементарной связи между сезонными изменениями и птицами. Осенью часто можно видеть, как на телеграфных проводах сидят и негромко щебечут, похожие на черные бусы, ласточки. Другие птицы собираются в большие стаи и стремительно летают над землей. Обращала внимание детей на них и объясняла, что скоро птицы улетят в теплые края. Остаются голуби и воробьи, которых малыши хорошо знают: они кормили их в прошлом году крошками хлеба. Показывала, как старшие дети подкармливали птиц на кормушке, как много на земле следов от птичьих лапок.
Зимой наблюдали с детьми за голубями. Голуби – птицы крупные, их хорошо можно рассмотреть: они не пугливы, как другие. Перед прогулкой говорила детям, что нужно взять крошки хлеба, чтобы покормить голубей. Рассматривали их, спрашивала, много ли голубей? Предлагала посмотреть, как они будут клевать. Подзывали голубей, ласково разговаривали с ними. Дети всегда внимательны к словам и действиям воспитателя. Затем давала каждому ребенку немного крошек и предлагала покормить птиц. Обращала внимание, что у голубей есть глаза, они видят корм, когда им насыпают; есть клюв – они клюют крошки; у них есть ноги - они ходят; есть хвост. На следующих прогулках рассматривали внешний вид подробнее. Отметили, что у них есть крылья – они летают, что голуби бывают разного цвета, разной величины. Говорила, что голубей иногда называют сизарями. Познакомила со стихотворением И.Токмаковой «Сизари». В течении зимы наблюдали повадки голубей: они мало летают, больше ходят, при каждом шаге кивают головой: они чистятся, охорашиваются, воркуют, как бы разговаривают друг с другом. Дети поняли, что голуби не боятся людей, они к ним привыкают. Наблюдения были непродолжительными, но частыми. Наблюдали за воробьями - сначала рассматривали внешний вид, затем изучали повадки. После этого сравнивали птиц. (Туловище голубя и воробья покрыто перьями, те и другие летают, но у них есть различия: голубь больше воробья, голубь воркует, а воробей чирикает; голубь ходит, а воробей прыгает). Для закрепления знаний провела занятие «Рассматривание и сравнение воробья и голубя. (конспект прилагается). Познакомила со стихотворением про воробьев: После наблюдений за птицами играли в игры «Голуби и воробьи», «Собачка и воробьи», «Птицы». (прилагаются).
Малыши наблюдали, как старшие дети кормили птиц на участке. Объясняла детям, что когда птицы накормлены, им мороз не страшен. После этих наблюдений повесили кормушку под своим окном и каждое утро насыпали корм, подчеркивая при этом, что нельзя забывать кормить птиц, даже в самую морозную погоду. После вместе наблюдали в окно, как птицы клюют зерна и крошки. Для закрепления знаний о птицах и их повадках провела организационную прогулку: «Птицы зимой» (конспект прилагается). В группе провела игру «Кто прилетел на кормушку?». Из картона вырезала несколько знакомых детям птиц (птицы крупные, на подставке). –Вот кормушка, я насыпаю… (называю корм). Сейчас прилетят птицы. Вот прилетел…Кто это? (голубь). Поклевал голубь и позвал…Кого позвал? (дети называют). Теперь положу кусочек сала. Кто сейчас прилетит? (синичка). Да, синица любит сало, вот она и прилетела. Клюет синичка».
За воробьями интересно наблюдать весной, как они купаются в весенних лужах.(конспект прилагается). Привлекала внимание детей к другим перелетным птицам ( грачам, скворцам) Обобщили представления детей о поведении птиц весной, чем заняты (вьют гнезда).
В конце года провела итоговое занятие «Птицы города» ( приложение № ), провела диагностику, с помощью которой уточнили названия птиц, частей их тела, голосовых реакций. (приложение № ).
Результаты: Начало года: Конец года:
Выше среднего - 3 Высокий -3
Средний - 7 Выше среднего - 7
Низкий – 6 Средний -6
К переходу в среднюю группу у детей накопились конкретные представления о птицах, на основе которых стало возможным дальнейшее расширение и углубление знаний: формирование трудовых умений и навыков, воспитание бережного отношения к птицам.
Основные знания о птицах и сведения об уходе за ними дети получают во время занятий и на прогулке. В конце каждого занятия давала детям задания по наблюдению. Наблюдение за птицами усиливает интерес детей к живым существам; важно поддержать настрой ребят, руководя длительными наблюдениями. На протяжении учебного года проводились циклы наблюдений: за зимующими и перелётными птицами на участке.
Полезны и интересны для детей выходы на природу в ближайшее окружение. Воспитатель может совершать с детьми непродолжительные прогулки, имеющие одну конкретную цель. Успех во многом зависит от организации и методики проведения экскурсии. Место обследовала заранее. По возможности следует отыскать гнезда. Как правило, там можно встретить тех же птиц и на другой день, особенно в период гнездования. Желательно иметь бинокли (нам помогли родители) и обязательно тетради для записи наблюдений. Лучшее время для весеннее - летних экскурсий – с апреля по июль и для зимних – с октября по февраль. На экскурсию нужно выходить в хорошую погоду и как можно раньше утром, чтобы успеть к «первому концерту» Вступительная беседа перед экскурсией должна быть предельно краткой (например: неподалеку от объекта – гнездовья вороны, грачевника). Успех экскурсии зависит от интереса самих детей, а он появляется только тогда, когда они выполняют исследовательскую задачу. Поэтому в ходе экскурсии давала примерно такие задания: Прислушайтесь и определите, сколько птиц поёт одновременно? Какие голоса вам знакомы? Где вы их слышали? Каких птиц вы узнали по голосу? Воспроизведите ритмический рисунок птичьей песни.
Одна из основных задач при изучении птиц – научить распознавать их в природе (в парке, роще, на участке), по внешнему виду и по голосам. Особое внимание при этом уделить ознакомлению с голосами певчих птиц. Как показывает опыт, легче и надолго запоминаются птицы, имеющие характерное яркое оперение (удод, снегирь, свиристель, иволга, синица, щегол) и оригинальные повадки (дятел, поползень, вертишейка, козодой). Именно с них и следует начинать изучение голосов птиц, но целесообразнее начинать с изучения аудиозаписей голосов птиц. Успех весенней экскурсии в природу во многом зависит от предварительной подготовки дошкольников. Поэтому в зимнее время в аудиозаписи я знакомила с голосами самых распространенных певчих птиц.
Очень эффективно использование различных устных приговорок – подражаний в народном фольклоре, что помогает детям дифференцировать и опознавать голоса птиц. Причем звуковое и ритмическое подражание иногда настолько точное, что, зная песенку, легко можно определить птицу. Приговорки – подражания повторяют не только ритм песни, но являются поэтическими произведениями народного фольклора, имеют художественную и познавательную ценность. Я с успехом использовала их в работе с детьми по ознакомлению с птицами.
Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное общение с птицами, овладеть способами познания позволит игра. Большое значение придается ведущей форме деятельности дошкольников - игре (сюжетно-ролевые, подвижные, самостоятельные игры экологического и природоведческого содержания). Развить положительные эмоции по отношению к природе помогают игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка эмпатии к птицам. Игра способствует углубленному переживанию детей, расширению их представлений о птицах. Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. При придумывании их воспитатель ориентируется на знание детьми жизненных ситуаций и особенностей поведения человека, птиц. В играх целесообразно применять наглядный художественно оформленный материал.
В своей работе использую различные традиционные и нетрадиционные формы, методы и приемы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. Чтобы более широко раскрыть представления детей о природе, углубить знания детей, использую ИКТ. Они, в силу своей наглядности, красочности и простоты, позволяют мне более эффективно строить процесс изучения новых для детей понятий обобщения и систематизаций знаний.
В средней группе мы начали проводить опыты. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность и мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно - следственных связей.
Эксперимент – важнейший метод исследования и неотделим от исследовательского поведения. Эксперимент предполагает проведение практических действий с целью проверки и сравнения. Это реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. (Приложение)
Но прежде чем приступить к опытно – исследовательской деятельности, нам необходима была соответствующая развивающая среда. В группе мы создали центр экспериментирования, который расположили в доступном месте и в достаточном количестве. Разработали картотеку опытов «Живая природа» для детей среднего и старшего возраста. Родители приняли активное участие, помогли нам собрать необходимое оборудование: лупы, микроскоп, птичьи перья (маховые и пуховые), муляжи клювов, муляжи лапок водоплавающих и обычных птиц; аудиоматериалы, видеоматериалы, подборка иллюстраций, различные энциклопедии, природный материал.
В конце учебного года провела педагогическую диагностику освоения детьми процесса познавательного развития, экологических знаний. Использовались три типа вопросов: репродуктивные (кто, что?, поисковые (почему, зачем?), обобщающие.
С помощью результатов диагностики оценила степень продвижения дошкольников в экологическом воспитании, определила уровень сформированного отношения к природе, знания о пернатых.
Результаты на конец года:
Высокий уровень – 6 детей
Выше среднего – 9 детей
Средний – 5 детей.
К старшему дошкольному возрасту дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Старшие дошкольники под руководством взрослого овладевают знаниями о системе частных и общих связей в их иерархии в том случае, если перед детьми поставлены интересные и понятные задачи и обеспечивается возможность действовать с объектами природы, наблюдать за ними, экспериментировать.
В старшей группе начала вести кружковую работу, как дополнительное образование по формированию у дошкольников представлений о пернатых нашего края. Разработала парциальную программу по познавательному развитию «Птицы- наши друзья», составила перспективный план на учебный год (Приложение) В содержание программы входят 3 модуля: 1 модуль- «Вот какие мы разные»
Цель: Знакомство с особенностями внешних признаков, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде.
(Например: строение лапок и клювов у птиц разные. Форма клюва зависит от того, чем питается птица: у клеста – клюв «щипцы»; у лебедя клюв «сито»; у журавля - длинный, чтобы выуживать со дна лягушек)
2 модуль. Птицы – санитары природы.
Цель: Знакомство с образом жизни птиц, повадками и их огромной пользе, которую они приносят природе и человеку. (сова, кукушка, ласточка, дятел и т.д)
3 модуль «Птицы просят помощи».
Цель: Формирование знаний детей о птицах, занесенных в Красную книгу Оренбургской области, об экологических проблемах на территории мест обитания птиц, о причинах сокращения их численности (степной орёл, степной жаворонок, пеликан)
(Основная причина сокращения степного орла: гибель в сетях, капканах, обеднение кормовой базы, браконьерский отстрел, гибель на ЛЭП (линии электропередачи), обезвоживание местообитаний).
(Численность сокращения степного жаворонка:в полях начали широко применять зерновые приманки для грызунов с фосфидом цинка – смертельным для многих зерноядных птиц уже в самых малых дозах, а также по причине охоты на них.
В старшей группе с помощью диагностики уточнили знания детей об образе жизни птиц, повадках и связях со средой обитания. Показали хорошие результаты:
Высокий – 12 детей;
Выше среднего – 7детей;
Средний – 3 детей.
Для реализации поставленных задач необходимо создание системы педагогической работы, направленной не только на формирование представлений о жизни и повадках птиц у детей дошкольного возраста, но и на развитие личности в целом умеющей думать, сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту природы, о важной роли птиц в природе, побуждение к необходимости беречь пернатых друзей, защищать их. Создание такой системы возможно при активном включении детей в различные виды и формы деятельности.
Это экскурсии и прогулки, наблюдения за живым объектом, беседы, опытническая деятельность, рассматривание иллюстраций в книгах, альбомах. Интеграция разных разделов Программы (развитие речи, изобразительная деятельность, музыкальная деятельность и др.) позволяет формировать у дошкольников более полные представления об окружающей действительности. Также этому способствуют слушание птичьих голосов в записи, просмотр видеороликов, мультфильмов о птицах.
Одним из средств закрепления полученных знаний являются словесные, дидактические и речевые логические задачи. Например, игра «Меню для птиц». Цель, которой уточнить представления о том, чем питается пернатая, и научить составлять «меню» для конкретной птицы. Игровое действие заключается в том, что воспитатель называет птицу (лесную, водоплавающую), а дети должны были сказать, чем она питается и где можно найти этот корм. Игры по развитию речи: «Назови части тела», «Назови птиц ласково», «Чего не хватает?», «Кто лишний?», «Одень птицу», «Назови птенцов» - способствуют активизации знаний детей о внешнем виде и повадках птиц, воспитывают интерес к пернатым.
Экологические игры: «Что общего?», «Приятного аппетита», «Сосчитай птиц», «Похожа – не похожа», «Угадай меня?», «Разбери фигурки птиц», «Кто больше назовет птиц», «Сложи птичку». Эти игры развивают познавательный интерес и любознательность.
Подвижные игры: «Совушка», «Цапли», «Перелет птиц», «Найди пару», «Птичий рынок». Эти игры способствуют реализации потребности детей в двигательной активности, развивают физические качества, творчество в отображении образов разных птиц.
Наблюдения, опытно-исследовательская деятельность создают условия для осмысления, сравнения и обобщения собственных наблюдений.
Важное значение при формировании экологических представлений о природе у детей имеет художественная литература о жизни птиц, которая глубоко воздействует на чувства детей. Это произведения М.Пришвина, Н.Сладкова, К.Ушинского, Л.Толстого, А.Зимина, С.Вангели. Систематически используются литературные произведения В.Бианки. Сюжеты произведений В.Бианки доступны и привлекательны, «героями» которых часто бывают птицы. Рассказы помогали углублять и уточнять знания детей о внешнем виде пернатых, их образе жизни, поведении.
В подготовительной к школе группе провели конкурс рисунков по произведениям В.Бианки.
Цель: Передавать в рисунках эпизоды понравившихся произведений. Развивать воображение, творческую активность.
Изобразительная деятельность:
Изобразительная деятельность при изучении внешнего вида и окраски птиц очень важны, т.к. в природе, как правило, многие птицы очень непоседливы и не всегда позволяют разглядеть себя. Словесное описание окраски обычно не достигает цели, если оно наглядно не подкрепляется. Сочетание многократного прослушивания записи песни с демонстрацией наглядно- иллюстративного материала помогает детям определять наиболее характерные виды птиц. Стремление к точному изображению силуэта птицы, соблюдение в рисунке характерных особенностей окраски оперения каждого вида развивает художественный вкус и творческие способности детей.
Музыкальная деятельность:
Знакомство с голосами певчих птиц имеет большое значение для сенсорного развития и музыкального воспитания детей – совершенствуется слух, тренируется музыкальная память, они начинают чувствовать красоту звуков и их сочетаний, учатся «слушать» и «слышать» звуки природы.
Прослушивание в аудиозаписи голосов птиц и леса.
Цель: Развивать умение узнавать и называть птиц по голосам.
Интересным дополнением могут служить записи музыкальных произведений. Известно, что многие великие композиторы широко использовали пение птиц в своих произведениях: Штраус («Сказки Венского леса»); Равель (сказочная опера «Дитя и волшебство»); из русских композиторов чаще других использовал голоса птиц в музыке Н.А.Римский - Корсаков (в опере «Снегурочка» использованы голоса снегиря, кукушки, дрозда, большой синицы).
Прослушивание отрывков из музыкальных произведений М.Глинки «Жаворонок», П.Чайковского «Март. Песня жаворонка».
Цель: Развитие эмоциональной отзывчивости на классическую музыку, привитие интереса к ней.
Посредством слушания музыки у детей развивается, обогащается слуховое восприятие. Отрывки музыкальных произведений классиков помогают интересней проводить занятия. Классическая музыка очень яркая, самобытная, выразительная и дает большой простор для фантазии.
В конце года в подготовительной к школе группе по результатам диагностики выявила уровень сформированности у детей обобщенных представлений о природе, умение классифицировать представителей разных групп птиц.
Высокий – 14 детей
Выше среднего -6 детей;
Средний – 2детей.
Сотрудничество с родителями.
Формируя экологические представления о птицах у детей дошкольного возраста, воспитатели учат каждого ребенка любить и беречь животных и считают, что достижение этой цели невозможно без помощи и поддержки семьи.
Особое внимание отвожу теме экологического просвещения родителей. Сотрудничество происходит через родительские собрания, индивидуальные беседы, консультации, оформление экологической рубрики «Это интересно» в информационном уголке приёмной комнаты.
Предлагала выполнить домашнее задание: подбор иллюстраций, поговорок, стихов, фотографий, кроссвордов для оформления «Лесной газеты».
Цель: Способствовать развитию поисково- исследовательской деятельности, сотрудничества педагогов с родителями и детьми.
Родителям важно показать оздоровительную роль природы, научить использовать прогулки в лес, поездки на дачу для познавательного развития ребенка. Новой формой экологического воспитания являются природоохранные акции, в которых участвуют дошкольники и их родители. Их значение очень велико: участие в реальных практических делах, выходящих за пределы детского сада, оказывает влияние не только на сознание людей, которые их готовят, но и на сознание окружающего населения.
Формы подведения итогов реализации работы по формированию у детей представлений о пернатых.
В ходе реализации использовались следующие формы подведения итогов :
Наблюдения за действиями детей в природе, в различных видах деятельности, анализ продуктов деятельности, внесение информации в карту наблюдения, заполнение карты наблюдения.
Организация выставки коллективных детских творческих работ из природного материала.
Оформление детского альбома «Вот какие птицы».
Итоговое мероприятие- конкурс «Знатоки птиц»
В ходе работы дети вели наблюдения, экспериментировали, рисовали, лепили, играли, слушали музыку, знакомились с литературными произведениями, сочиняли свои сказки и рассказы. Основными педагогическими условиями формирования экологических представлений о птицах у детей дошкольного возраста являются: непосредственный контакт детей с птицами на прогулке; грамотно спроектированная педагогом эколого-развивающая среда; правильно подобранные корма; знание детьми характерных особенностей и повадок перелетных, зимующих, домашних, водоплавающих птиц; совместная работа детского сада и семьи по природоохранной деятельности.
Методика обследования.
Педагогическая диагностика – измерение и оценка результатов части педагогической деятельности – основа продуктивного и творческого труда воспитателя. Для решения этой задачи я использую методы педагогической диагностики: беседы с детьми, педагогические наблюдения, эксперимент. Вся диагностика проводилась индивидуально с каждым ребёнком.
Методика диагностики по птицам:
Младшая группа ( 3-4 вида птиц)
1.Как называется птица?
2.Назови части тела.
3.Где живет?
4.Чем питается?
5.Нравится ли тебе птичка?
Средняя группа. (5-6 видов птиц)
1.Назови, кто это?
2.Какие части тела есть у птицы?
3.Где живет?
4.Что ест, где находит пищу?
5.Как передвигается по земле?
6.Живые ли птицы, как догадался?
7.Что бывает с птицами зимой?
Дополнительные вопросы:
а) все ли остаются зимовать?
б) почему улетают скворцы, грачи?
Старшая группа. (7-8 видов птиц)
Цель беседы: выявить уровень сформированности знаний о птицах, умению группировать данных животных на основе отличительных признаков класса (по характеру передвижения, питания, приспособления к условиям окружающей среды.
Вопросы детям:
1.Кто это?
2.Где живет?
3.-Какие особенности внешнего вида отличают птиц от других животных.
4.Как птицы передвигаются. Чем питаются?
5.-Почему одни птицы улетают на зиму в теплые края, а другие остаются.
6.-В каких странах обитает больше птиц: в теплых или холодных. Почему?
7.-Как называется группа птиц, живущих с человеком, обитающих в лесу, приспособившихся плавать, питающихся другими животными, умеющих красиво петь?
При правильном применении психопедагогическая диагностика с достаточной полнотой выявляет сформированность понятий о птицах.
После цикла бесед целесообразно предложить детям поиграть в «Зоологическое лото» Игра пройдет успешно, если у дошкольников сформировано понятие о животных как особой группе живых существ, обладающей разносторонними связями со средой и высокой степенью приспособленности к ней; сформировано умение практической ориентации в мире животных .Психодиагностическое обследование детей проводится и с применением диагностик, содержащих игровые задания. Так с помощью трех карт, выявляется умение классифицировать представителей разных групп птиц. В этом случае для оценки знаний ребенка при выполнении заданий используются приведенные ниже показатели.
Высокий уровень.(5 баллов) – ребенок правильно распределяет всех птиц по группам, действует очень уверенно, логично объясняет свой выбор, не ожидая дополнительных и наводящих вопросов; ошибки практически отсутствуют.
Достаточный уровень. (4 балла) – при выполнении задания ребенок подолгу задумывается, однако успешно решает поставленную перед ним задачу, исправляя при необходимости допущенные ошибки и последовательно объясняя свои действия без подсказки.
Допустимый уровень. (3 балла) – распределив правильно часть птиц, ребенок в дальнейшем действует интуитивно, постоянно ошибается, исправляя допущенные ошибки только с помощью педагога, при анализе своих действий испытывает затруднения.
Критический уровень. (2 балла) – ребенок не может справиться с заданием самостоятельно, однако с неохотой использует подсказку, наводящие и дополнительные вопросы, периодически прерывает свою деятельность, отказываясь делать следующий шаг.
Низкий уровень.(1 балл) – ребенок категорически отказывается выполнять задание или не справляется с ним, несмотря на активную помощь взрослого. Для комплексной диагностики могут применяться карты, при помощи которых проверяются знания ребенка об отдельных типах животных (например, птицах)
Подготовительная к школе группа. (9-10 видов птиц)
-Как ты отличаешь птиц от других животных?
-Где живут птицы. Могут ли водоплавающие птицы жить в лесу?
-Что помогает птицам передвигаться по воздуху, (по воде)
-Чем они питаются?
-Как птицы размножаются? Ухаживают ли за своим потомством?
-Нужны ли птицам растения.
Могут ли растения обойтись без птиц;
-Всегда ли растения и птицы связаны друг с другом. (Обдумывая дошкольник может воспользоваться картинками с изображением животного в цепи, составленной взрослым).
-В природе есть «ненужные» живые существа. Что случится, если изчезнут все насекомые, птицы, не будет травоядных животных или хищников.
-Какие враги есть у птиц? Как они спасаются от врагов?
-Как происходит рост и развитие птицы? (Рассказывая, ребенок раскладывает карточки – модели в последовательности, соответствующей росту и развитию названных птиц.
В конце беседы выявляют понимание детьми роли птиц в жизни человека:
-Можем ли мы прожить без птиц. Зачем они нам нужны?
-могут ли птицы жить без людей?
-может ли человек навредить (помочь) птицам?
-почему человек заботится о птицах. Какие это птицы?
-как люди охраняют природу?
В соответствии с критериями оценки ответов определяют уровень знаний детей старшего дошкольного возраста о животных, о зависимости между объектами и явлениями природы, человеком и окружающей средой.
Высокий уровень. Знания носят обобщенный, системный характер (ребенок не только называет птиц, но и дает характеристику существенных признаков «живого» птицах, приспособившихся к обитанию в разных биоценозах; благополучие птиц зависит от удовлетворения их потребностей, особенностях и взаимодействия с человеком).Дошкольник уверенно отвечает на поставленные вопросы, рассматривает объекты, целостно, способен к обобщениям, классификациям, выявлению объективных связей внутри группы предметов, может объяснить наблюдаемые в природе закономерности, привести примеры.
Средний уровень. Имеется определенный объем фактических знаний о потребностях и образе жизни птиц; делаются попытки объяснить их адаптивные признаки, принадлежность к той или иной биологической группе, раскрыть связь с человеком и средой; системность и обобщенность знаний прослеживается слабо. Ребенок способен к установлению некоторых связей и зависимостей, однако не всегда может растолковать их; умеет анализировать предметы и явления природы, выделяет в них существенное, используя подсказку воспитателя.
Низкий уровень. Ребенок имеет небольшие по объему, неточные знания, неуверенно, подолгу задумывается, с помощью подсказки или наводящих вопросов дает неполный ответ, перечисляя отдельные признаки птиц, не умеет выделить существенное в них; не способен к установлению связей и зависимостей.
Заключение:
Итак, дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к природе, к птицам. Нет ни одного объекта, к которому они оставались бы равнодушными. Диагностика экологических знаний показала, что у детей высокий уровень сформированности элементарных, и даже углубленных знаний для их возраста экологических представлений, аналитического мышления и экологически грамотного поведения. Дети без труда связано и последовательно отвечают на вопросы, делают выводы и аргументируют ответы, эмоционально выражают своё отношение к представителям животного мира, выявляют связи внутри классов. Прослеживается и системность знаний, позволяющая целостное рассмотрение объектов. Обнаруживают высокий эмоциональный уровень отношений к миру природы, пониманию взаимосвязей между деятельностью человека и жизнью животного мира. Эмоционально выражают своё отношение к проблеме экологической безопасности.
Значительное место в методике отведено творческим процессам: рисованию, лепке, конструированию из природного материала, организации выставок совместно воспитателем с дошкольниками. Наглядная продукция, создаваемая детьми, убедительна прежде всего для них самих. Это предметные результаты их личностного роста. Она важна и для родителей как свидетельство повышения их общего интеллектуального развития.
Представления детей о жизни птиц постепенно систематизировались, обогащались, развивался интерес к жизни братьев наших меньших. В свободное время дети самостоятельно занимались в центре творчества. Темы рисунков разнообразились. Ребята образно и ярко отражали в своих работах впечатления, полученные в процессе общения с природой.
Вместе с детьми сделали вывод, что в природе все взаимосвязано. Например: наблюдая отлёт птиц на юг, на вопрос: «Почему они улетают?» дети аргументировано сделали вывод, что птицы, которые питаются насекомыми, улетают раньше, а те, которые клюют зерно и ягоды, - позже. Ещё позже улетают водоплавающие. Так дети поняли, что образ жизни птиц зависит от ряда условий.
Также сделали вывод, что в природе всё взаимозависимо и что каждый живой организм приспособлен к определенной среде обитания (лесные птицы не могут жить на водоеме или на лугу, а водоплавающие - в лесу и т.д.)
Дети способны анализировать, классифицировать, сравнивать, обобщать представления о птицах: зимующих, перелетных и занесенных в Красную книгу Оренбургской области
Проявляют устойчивый интерес к различным видам детской деятельности: к исследовательской, экспериментированию, продуктивной .
Соблюдают элементарные общепринятые нормы поведения в природе.
У детей накопилось много разнообразных знаний об окружающей действительности.
Ознакомление с голосами птиц в природе расширяет кругозор дошкольников, является действенным средством эстетического воспитания, формирования чувства любви и бережного отношения к природе.
Сформировались первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
Литература:
1..БондаренкоТ.М «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» ТЦ «Учитель»
2. Дыбина О. В.Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом -М.:ТЦ «Сфера»,2001. -192 с.
3.Кондратьева Н.Н. Мы- СПб: «Детство-пресс», 2000. -240 с.
4.Кравченко И.В., Долгова Т.Л. «Прогулки в детском саду» младшая и средняя группы. –М.:ТЦ Сфера, 2013.-176с.
5.Красная книга Оренбургской области- Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 1998.-176с.
6.Малашенкова, Е. А. Прогулка в детском саду: организация и планирование к разделам «Человек и общество», «Человек и рукотоворный мир» / Е. А. Малашенкова. - Мозырь : Содействие, 2011. - 48 с.
7.Маневцова Л.М., Саморукова П.Г., Мир природы и ребенок.- СПб.: «Детство-пресс» 2000. – 319 с.
8.Николаева С.Н. Юный эколог - М., Мозаика - Синтез 2004.-128 с.
9.Поддубная Л.Б. Природа вокруг нас- Волгоград; ИТД «Корифей».2008- 112с.
10.Потапова Л.М. «Детям о природе. Экология в играх» - Ярославль: «Академия развития»
11.Рыжова Н.А. Наш дом-природа.-Москва-2005
12.Соломенникова О.А. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений» - младшая группа. 48с.–М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.
13.Смирнова, В. В. Тропинка в природу : экологическое образование в детском саду: программа и конспекты занятий : пособие для работников детских дошкольных учреждений / В. В. Смирнова, Н. И. Балуева, Г. М. Парфенова. - СПб. : Союз, 2003. - 208 с.
14.Теплюк С.Н. «Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста» -М.:Гуманитар. изд. центр Владос, 2005.-157с.
15.Чибилев А.А.Птицы Оренбургской области и их охрана: Материалы для Красной книги Оренбургской области. - Екатеринбург: УИФ «Наука», 1995- 127с.
16.Шестернина Н.Л., Алексеева Н.Н. Дикие птицы средней полосы. -М.: Школьная книга, 2012. – 56с.
17.Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они? Москва Издательство «Гном» 2011.- 72с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта."Формирование экологической культуры через ознакомление с растительным миром родного края."
Воспитание у детей с раннего детства ответственности за судьбу родной природы ,привлечение к посильной помощи в охране природы ,экологическое воспитание всего населения,а особ...

Обобщение педагогического опыта по экологическим играм дошкольников
Главная цель экологического воспитания – формирование правильного отношения ребёнка к окружающей его природе, к себе как части природы.Нами определены следующие задачи:- Форми...

Обобщение педагогического опыта "Формирование экологического воспитания дошкольников на основе регионального компонента".
Развитие у детей стремления и желания интересоваться растительным и животным миром родного края....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРБОТКА на тему: «ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ»
Раскрывается обзор методов и приемов для формирования экологического воспитания в условиях ДОУ....

Презентация "Обобщение педагогического опыта по экологическому воспитанию"
*Цель экологического воспитания − привить любовь и бережное отношение к родной природе, ее животному и растительному миру.*Данные занятия помогают понять неразрывную связь человека и природы, ее...
Обобщение педагогического опыта «Преемственность экологического воспитания в системе ДОУ — начальная школа, посредством создания экологической тропы в здании ОУ»
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Основная общеобразовательная школа №22 г Орска»дошкольные группы «Светлячок» Обобщение пед...

Обобщение педагогического опыта по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста
Человек, остановись и посмотри вокруг: это твоя страна, твой город, твои поля, реки, озера! И, к сожалению, мусор тоже твой. Тонны пустых бутылок, пакетов, банок превращают наш родной город в огромную...