КОНКУРС Педагогический проект "Ложка деревянная бывает музыкальная"
проект (старшая группа)

Григорьева Татьяна Юрьевна

Проект направлен на развитие коммуникативных навыков и творческих способностей детей в исполнительской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_lozhka_derevyannaya_byvaet_muzykalnaya.docx477.47 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Проект

«Ложка деревянная бывает музыкальная»

C:\Users\Татьяна\Desktop\DSC_9361.JPG

Автор

Григорьева Т.Ю.

Музыкальный руководитель

Актуальность проекта

В дошкольном возрасте именно музыка наиболее непосредственно воздействует на развитие творческих способностей. В этот период жизни ребёнок эмоциональной открыт, у него преобладает образное восприятие окружающего мира. Музыка познается ребёнком как источник положительных эмоций, который расширяет его жизненный опыт, стимулирует к активной деятельности.

      К сожалению, в последнее время сложилась такая ситуация, что музыкальное искусство (в том числе и песенный жанр) под влиянием активного вторжения рыночных механизмов встало на путь примитивизации и коммерциализации. Ребёнок начинает принимать за музыку произведения новомодных, но не долговечных на сцене исполнителей, чьё «искусство» ограничивается незамысловатыми мелодиями, банальными, избитыми ритмами и сюжетными штампами. Его уже в раннем детстве программируют на одностороннее, упрощённое, стандартизированное миросозерцание, легко управляемое средствами массовой информации.  Между тем доступность музыки не обуславливает её высокую художественную ценность.

     Можно избежать этой ситуации, если первоначальное музыкальное воспитание детей осуществляется с опорой на традиции народной музыки и исполнительства на народных инструментах.    Вход в мир народной музыки и инструментов, ребёнок подсознательно ощущает в себе «зов предков». Характерные для русской народной культуры звуки, тембры, орнаменты, мелодии, формы «пронизывают» его насквозь. Ребёнок осознаёт, что он является неотъемлемой частью своего общества, своей культуры. Народная музыка и музыкальные инструменты придают этому процессу социализации детей большую естественность.

Новизна проекта: гармонизация детско-родительских отношений, реализуя принцип сотрудничества детей и взрослых, путём организации совместной проектной деятельности.

Сроки реализации проекта: ноябрь 2016года

Тип проекта: коллективный, познавательно-творческий

Участники проекта: музыкальный         руководитель, воспитатели, воспитанники, родители

Длительность проекта: краткосрочный (месяц)

Цель проекта: создание условий для развития коммуникативных  навыков и творческих способностей через исполнительскую деятельность (игру на ложках)

Задачи проекта:

  • создать условия для овладению детей элементарными приёмами игры на деревянных ложках;
  • создать условия для развития навыков согласованности действий в коллективе, добиваться сыгранности, выразительности исполнения, исполнение сольных   партий;
  • создать условия для самовыражения ребёнка, актуализации его личностных качеств;
  • создать условия для развития желание играть на музыкальных инструментах, слуховых представлений,  чувства ритма, тембра, динамики, памяти,   внимание  и организованности;
  • способствовать расширению и обогащению знаний детей (о  быте, ремесле, художественных промыслах, традициях, праздниках и др.);
  • создать условия для развития желаний детей играть на музыкальных инструментах не только на занятиях музыки, индивидуальной работе, но и в часы  досуга, дома;
  • создать условия для воспитания у детей гордость за свой  народ, формировать уважение к  традициям  и обычаям страны, края.

Предварительная работа

  • Подбор CD и DVD дисков  для просмотра и слушания с детьми звучание деревянных инструментов в грамзаписи.
  • Подбор художественной литературы: К. Пино «История деревянной ложки».
  • Подбор для рассматривания  с детьми иллюстраций, альбомов с изображением русских народных инструментов;
  • Подбор для слушания  с детьми народных музыкальных произведений в исполнении балалаечников, гармонистов, ложечников  на CD  и DVD дисках.
  • Подбор методической литературы для знакомства детей с русским народным костюмом, с промыслами.
  • Подбор музыкальных произведений (плюс, минус фонограмм) для разучивания песен и танцев.
  • Составление конспектов непосредственно-образовательной деятельности по музыкальному воспитанию.
  • Составление рекомендаций для родителей по изготовлению экспериментальных инструментов (инструментов-самоделок).
  • Подбор ложек, картинок, декораций для изготовления кукольно-ложечного театра.

Методы, используемые для реализации проекта

  • Подбор библиографии по теме проекта
  • Анализ, конспектирование и структурирование материалов
  • Просмотр видеоматериалов
  • Опрос
  • Практическая работа (оформление работы, игра на ложках, участие в ансамбле, создание куклы на ложке)
  • ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Содержание работы

с детьми

Содержание сотрудничества с педагогами

Содержание работы с родителями

Организация работы

1 этап - подготовительный

1.

Чтение художественной литературы:

К. Пино «История деревянной ложки».

Дидактическая игра на классификацию: «Найди предметы из дерева».

Подбор иллюстративног, музыкального материала, художественной  и методической литературы для ознакомления детей с художественно – прикладным искусством. Подбор видеоматериалов.

Консультация «Роль фольклора в развитии детей».

Консультаци:

«Организация музыкально-эстетического воспитания в семье в современных условиях»

Д. А. Рытов «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей» (изучение).

Подбор художественной литературы (сказки, стихи, о ложке)

2 этап – основной

2 младшая группа

2.

1.Знакомство с деревянными ложками как музыкальным инструментом.

2.Воспроизведение метрической пульсации с помощью двух ложек.

3.Обучение простейшим приёмам игры на двух ложках по одному («Лады», «Ладушки», «Блины», «Оладушки»,

«Комары», «Комарики») с использованием потешек, попевок.

4.Итоговое НОД.

Чтение художественной литературы:

Потешки по

программе.

Рисование «Нарядная ложечка»

(раскрашивание ложки одним цветом).

Консультации: «Музыкальный фольклор – как средство всестороннего развития ребенка» (папка-передвижка).

Создание альбома «Чудо-ложки», куда войдут: пословицы, поговорки, стихи и загадки о ложке.

Конспекты

занятий-лекций.

Консультация (папка-передвижка),

музыкальный стенд, разные предметы для игры, фотографии, презентация проекта.

Создание картотек: «Потешки», «Приёмы игры на деревянных ложках»,

«Ритмических картинок».

Средняя группа

1. «Кашка масляная, ложка крашеная».

2. Воспроизведение простейших ритмических рисунков на двух ложках индивидуально и в ансамбле.

3.Обучение  приёмам игры на двух ложках по одному («Колокол», «Колокольчики», «Большая радуга», «Маленькая радуга», «Солнышко», «Бубен», «Тарелочки») и в ансамбле (приёмы, разученные в младшей группе)

4.Итоговое НОД.

Чтение худ-ой литературы: русская народная

сказка «Жихарка».

Лепка «Ай-да, ложечка!».

Предметное окружение

«Из чего ложечка?»

Консультация «Организация музыкально-эстетического воспитания в семье в современных условиях» (папка-передвижка).

Создание фотоальбома «Чудо-ложки».

Старшая группа

1. «Антошка, Антошка, бери скорее ложку».

2.Воспроизведение более сложных  ритмических рисунков на двух ложках индивидуально и в ансамбле.

3. Обучение  приёмам игры на двух ложках в парах и комбинациям («Коленочка», «Плечико», «Пяточка»).

4.Итоговое НОД.

Рисование «Ложка. Хохломская роспись».

Предметное окружение

 «Ложки разные бывают».

Консультация «Рекомендации по изготовлению экспериментальных инструментов» (папка-передвижка).

Помощь в создании ложкового театра.

3 этап - заключительный

3.

Методы обучения детей игре на деревянных ложках.

1. Словесный (рассказ, объяснение) .

2.Наглядный (показ приемов игры педагогом или ребенком) .

3. Стимулирующий (выступление перед детьми или взрослыми).

4.Практический (повторение и закрепление приемов игры на деревянных ложках).

5.Самостоятельная музыкальная деятельность (игра на деревянных ложках в групповой комнате под косвенным руководством воспитателя).

Презентация проекта на педагогическом совете.

Выступление детей на утренниках.

Подготовка призентации.

Ожидаемый результат:

  • Дети овладели элементарными приёмами игры на деревянных ложках;
  • развились навыки согласованности действий в коллективе, сыгранности, выразительности исполнения, исполнение сольных   партий;
  • появились желания играть на музыкальных инструментах, развились слуховые представления  чувство ритма, тембра, динамики, памяти,   внимание  и организованности;
  •  расширились и обогатились  знания детей (о  быте, ремесле, художественных промыслах, традициях, праздниках и др.);
  • увеличились желания детей играть на музыкальных инструментах не только на занятиях музыки, индивидуальной работе, но и в часы  досуга, дома;
  • повысился уровень воспитания у детей гордости за свой  народ, сформировалось уважение к  традициям  и обычаям страны, края.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ ИНТЕРНЕТ

  • 1. Н.Г. Кононова «обучение дошкольников игре на музыкальных инструментах», Москва «Просвещение», 1990;
  • 2.   Н.Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр», Москва, АРКТИ, 2002;
  • 3. М.В. Тихонова, Н.С. Смирнова «Красна изба» - знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом, Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2004;
  • 4.  Т.А. Бударина, О.А. Маркеева «Знакомство детей с русским народным творчеством», Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2001;
  • 5. О.Л. Князева, М.Д. Маханёва «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2002;
  • 6. http://avega.net.ua/avega/index.php/rukodelie/855-2011-03-29-10-48-42.html -  деревянные ложки
  • 7.  http://nechtoportal.ru/istoriya-veshhey/istoriya-lozhki.html - история ложки
  • 8. http://www.slavyanskaya-kultura.ru/art/trade/stolica-derevjanoi-lozhki.html - славянская культура
  • 9.  http://video.mail.ru/mail/kln.55/6422/6463.html - видео Хохлома,Семёнов и Городец
  • 10. http://www.samoffar.ru/lozhki.shtml - деревянные ложки
  • 11. http://stranamasterov.ru/node/454664 - Ложковый кукольный театр. Роспись по дереву.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Какие бывают музыкальные инструменты"

Дать детям необходимые знания о музыкакальных инструментах, как они выглядят, как звучат....

Конспект ООД для участия в муниципальном конкурсе педагогического мастерства «Марафон педагогических открытий» конкурс «Воспитатель года» Тема: «Удивительная страна Математики»

Конспект ООД для участия в муниципальном конкурсе педагогического мастерства«Марафон педагогических открытий» конкурс «Воспитатель года»Тема: «Удивительная страна Математ...

Конспект ООД для участия в муниципальном конкурсе педагогического мастерства «Марафон педагогических открытий» конкурс «Воспитатель года» Тема: «Матрешка-древняя краса»

Конспект ООД для участия в муниципальном конкурсе педагогического мастерства«Марафон педагогических открытий» конкурс «Воспитатель года»Тема: «Матрешка-древняя краса&raqu...

Педагогические конкурсы. Межрегиональный этап конкурса педагогических работников "Виват таланты - 2022"

Съемка и Монтаж видео для Межрегионального этапа конкурса педагогических работников  "Виват - таланты - 2022"   https://cloud.mail.ru/public/yirV/62WwzZz8G...

Презентация Ложки деревянные - расписные - музыкальные

Однажды, на музыкальном занятии, когда знакомились с русскими народными инструментами, дети заинтересовались деревянными ложками, и у них возникло множество вопросов по ним: «Как появилась ложка...