СОЗДАНИЕ В ДОО УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ВОСПИТАННИКОВ
консультация по коррекционной педагогике
Толерантность детей дошкольного возраста по отношению к сверстникам с ОВЗ – это качество личности, проявляющееся в позитивном отношении, принятии и готовности к оказанию помощи...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_v_doo_usloviy_dlya_formirovaniya.docx | 23.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Малик Е.А.
СОЗДАНИЕ В ДОО УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ТОЛЕРАНТНОСТИ У ВОСПИТАННИКОВ
Толерантность детей дошкольного возраста по отношению к сверстникам с ОВЗ – это качество личности, проявляющееся в позитивном отношении, принятии и готовности к оказанию помощи [4].
Детский возраст оптимален для формирования толерантности, так как именно в этот период происходит интенсивное психическое развитие детей, начинают развиваться произвольность и саморегуляция, проявляется интерес к сфере социальных отношений, освоению культурных норм и правил поведения, становится самоценным общение со сверстниками, появляется потребность в сотрудничестве с другими детьми, в признании и уважении с их стороны [5].
Для успешного формирования толерантности у детей дошкольного возраста необходимо создание следующего комплекса условий [3]:
Условие 1. Организация инклюзивной развивающей среды
Структуру дошкольного образовательного учреждения можно представить во взаимосвязи четырех компонентов: психологического, методологического, материально-технического и информационно-методического [4].
- Психологический компонент
Необходимое условие совместной развивающей деятельности детей-толерантность всех участников образовательного процесса по отношению к детям с ОВЗ: специалистов, нормально развивающихся детей, родителей. Ориентирами для организации психологически комфортной инклюзивной среды должны служить закономерности психического развития детей дошкольного возраста, специфика детей с ОВЗ, психологические особенности мальчиков и девочек.
- Методологический компонент
При организации инклюзивной развивающей среды необходимо руководствоваться следующими принципами:
- договоренности, согласия и взаимных обязательств семьи, общества и государства;
- информативности (разнообразия тематики материалов и оборудования);
- вариативности (возможности использовать среду для различных развивающих занятий);
- полифункциональности (богатого выбора возможностей развития, обеспечения всех составляющих развивающего процесса);
- трансформируемости (возможности многофункционального использования пространства);
- психологической целесообразности (необходимости и достаточности наполнения развивающей среды).
- Материально-технический компонент
ДОО должны быть оснащены всем необходимым для занятий с детьми. Материалы и оборудование должны иметь сертификат качества и отвечать гигиеническим, психологическим и эстетическим требованиям.
- Информационно-методический компонент
Инклюзивная развивающая среда должна включать необходимый диагностический и развивающий материал для педагогов и родителей: документацию, научно-методическую литературу, интернет - ресурсы и т.д.
Условие 2. Формирование толерантности одновременно с развитием ВПФ
Дошкольный возраст - наиболее сенситивный как для формирования толерантности, так и психического развития. Причем формирование толерантности по отношению к людям с ОВЗ является более длительным процессом, чем развитие ВПФ, и, начинаясь в дошкольном возрасте, продолжается на протяжении всего периода личностного становления человека.
Психическое развитие детей дошкольного возраста должно быть направлено на формирование базисных психологических факторов:
- модально-неспецифического (дыхательные упражнения, массаж, релаксация, растяжки, развитие чувства ритма и т.д.);
- модально-специфического (развитие зрительного, аудиального, тактильного восприятия и т.д.);
- кинестетического (развитие вестибулярно-моторных и сенсомоторных функций);
-кинетического (развитие динамических процессов);
- пространственного (развитие пространственных представлений в плоскостях: лево-право, верх-низ, перед-зад; развитие квазипространства мышления);
- осознанности/неосознанности психических функций и произвольной/непроизвольной регуляции психической деятельности (программирование, целеполагание, самоконтроль, причинно-следственные отношения, произвольное внимание, коммуникативные навыки и т.д.);
- сукцессивности/симультанности организации ВПФ (когнитивные упражнения);
-межполушарного взаимодействия (реципрокные движения, перенос поз, визуализация; интеллектуальные, мнестические, речевые, номинативные процессы).
Особое внимание необходимо уделить инклюзивному психическому развитию детей с ОВЗ.
Инклюзивное психическое развитие-привлечение детей с ОВЗ к социально одобряемой развивающейся деятельности, при которой обеспечиваются, с одной стороны, права детей, а с другой - их социальная активность. В результате у детей формируется толерантность по отношению к сверстникам с ОВЗ и динамично развиваются ВПФ. Кроме того, занятия в инклюзивных группах становятся эффективнее, чем индивидуальные.
Условие 3. Участие родителей в процессе формирования толерантности
Известно, что на формирование толерантности у детей влияют детско-родительские отношения. Стиль взаимодействия между родителями, их личный пример в ситуациях, требующих проявления толерантности.
Н.И.Дереклеева отмечает, что существуют две формы участия родителей в формировании толерантности у детей: интолерантная и толерантная. Интолерантная-формирование у ребенка представления о собственной исключительности, стремление переносить ответственность на окружающих, потребность в строгом порядке, желание сильной власти, нетерпимость, агрессивность, некритичность и высокая тревожность. Толерантная-формирование правильных представлений о себе и окружающих людях[2]. Поэтому положительный пример родителей в толерантном отношении к детям с ОВЗ имеет гораздо большее значение, чем просветительская работа специалистов помогающих профессий. Кроме того, участие родителей в психологических занятиях способствует не только формированию толерантности у детей, но и пересмотру взрослыми собственного отношения к людям с ОВЗ.
Таким образом, создание качественных условий в ДОО обеспечит формирование толерантности у воспитанников и успешность детей с ОВЗ в дальнейшей профессиональной и социальной деятельности.
Литература:
- Аксенов А.А. Организация развивающей личностно-ориентированной среды для детей. Коломна, 2008.
- Дереклеева Н.И. Родительские собрания. М., 2005.
- Сиротюк А.С. Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников как основа формирования толерантности //Вестник ТГУ.2011.Вып.3(1). С.196-201.
- Сиротюк А.С. Воспитание ребенка в инклюзивной среде. Методика, диагностика. М.:ТЦ Сфера, 2014.
- Урунтаева Г.А. Детская психология. М., 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание условий для сохранения здоровья воспитанников в ДОУ
Формирование жизнеспособного подрастающего поколения-одна из главных задач развития страны. Здоровье – не всё, но всё без здоровья ничто! Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к...
«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ И ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В СОЗДАНИИ УСЛОВИЙ ДЛЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ В ДЕТСКОМ САДУ»
Важным событием в системе дошкольного образования стало принятие Федерального государственного образовательного стандарта. Одной из базовых ценностей ФГОС ДО является охрана и укрепление физического и...
Создание условий для сохранения здоровья воспитанников ДОУ
Если есть здоровье – человек радуется, спокойно живет, работает, учится, ходит в детский сад. Без здоровья нельзя жить, любить, нельзя быть красивым, обаятельным. Первые шаги к здоровью, стремление к ...
Создание условий для успешной социализации воспитанников посредством компонентов детской субкультуры
Мир детства существует как субъективная реальность со своими отличительными особенностями восприятия и познания окружающего. Поэтому я считаю, что необходимо преодолеть некоторый авторитаризм в воспит...
Творческий проект «Создание условий по развитию речи воспитанников младше-средней группы (3-5 лет) средствами театральной деятельности»
Творческий проект «Создание условий по развитию речи воспитанников младше-средней группы (3-5 лет) средствами театральной деятельности» для детей 3-5 лет...
Создание условий для физического развития воспитанников ДОО
Создание развивающей предметно-пространственной среды в рамках реализации направления "Физическое развитие"...
«Создание в организации условий для сохранения социально-психологического и физического здоровья воспитанников в условиях ФГОС ДО»
Состояние здоровья детей требует систематической работы по здоровьесбережению, оптимальному использованию материального, интеллектуального, творческого ресурсов дошкольного учреждения. Необходимость к...