Творческий проект «Создание условий по развитию речи воспитанников младше-средней группы (3-5 лет) средствами театральной деятельности»
проект (средняя группа) на тему
Творческий проект «Создание условий по развитию речи воспитанников младше-средней группы (3-5 лет) средствами театральной деятельности» для детей 3-5 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_teatr.skazki_17-18.doc | 126.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 21 «Ладушки»
городского округа г. Бор Нижегородской области
Творческий проект
«Создание условий по развитию речи воспитанников младше-средней группы (3-5 лет) средствами театральной деятельности»
Автор-составитель: Рябинина Т.Е, воспитатель |
г.о.г. Бор
2017
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта: | Создание условий по развитию речи воспитанников младше-средней группы (3-5 лет) средствами театральной деятельности. |
Вид проекта: | Исследовательски-творческий, игровой, групповой, долгосрочный |
Продолжительность проекта: | 01.09.2017 – 31.05.2018 |
Проблемная ситуация: | - недостаточно внимание родителей и детей к театру, - низкий уровень развития речи воспитанников, - мало сформированы умения детей в «актёрском мастерстве», - недостаточное оснащение театрального уголка группы, - застенчивость детей, слабо развито художественное воображение. |
Цель: | создать условия для развития речи детей через творческую активность в театрализованной деятельности. |
Задачи: | - Развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности. - Обогащать словарный запас детей, активизировать речь. - Совершенствовать диалогическую речь детей. - Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами, игрушками. |
Руководитель проекта: | Рябинина Т.Е., воспитатель. |
Участники проекта: | педагоги, воспитанники, родители (законные представители) воспитанников. |
Оборудование, средства и материалы: | Русские народные сказки, литературные сказки, фланелеграф, виды театра, компьютер, магнитофон, проектор. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Театр - это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он познаёт мир!»
С.И. Мерзлякова
Речь - важнейшая психическая функция человека, способность к познанию, самоорганизации, общение с другими личностями, другими культурами, помогает ребенку в развитии его нравственных чувств, творческих способностей.
Дети дошкольного возраста отличаются высокой познавательной активностью, стремятся расширить свой кругозор, вырваться за пределы той среды, которая их окружает. Главный их помощник в этом - книга. К общению с ней они готовы: эмоционально реагируют на услышанное произведение, улавливают и различают разнообразные интонации, узнают любимых литературных героев, сопереживают им.
Дошкольник и книга, как сделать их встречи яркими, запоминающимися? Как влюбить ребёнка - дошкольника в художественную литературу? Как удержать в них радостное увлечение? Необходимо выбрать книгу, увлечь ею, научить понимать и чувствовать авторскую тональность, красоту, поэтичность, вызвать эмоциональную отзывчивость - ответственная задача родителей и педагогов, имеющая большое значение на отбор художественных произведений и формирование литературного вкуса. А главное не принуждать, не заставлять, а заинтересовать, приглашая ребёнка к сотрудничеству, взаимопониманию, для этого существуют интересные формы приобщения детей к книге:
- выразительное чтение вслух - воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать ребёнка, вызвать у него желание вновь слушать знакомое произведение к книге.
- иллюстрирование дошкольниками художественных произведений детской литературы - предложить детям нарисовать запомнившегося героя, понравившийся сюжет, что способствует развитию не только литературного вкуса, но и развитию творческих способностей, фантазии, воображения.
- литературные викторины - их организацию следует продумать досконально, придавая особое значение подготовительному этапу: чтению книг, организации книжной выставки, предварительному ознакомлению с вопросами.
- кукольные драматизации - дошкольники под руководством взрослого занимаются изготовлением кукол, могут быть не только слушателями, но и полноценными участниками спектакля. Кукольный театр помогает ребёнку более осознанно слушать литературный текст, ярче представлять героев, следить за развитием действия.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Педагогический проект предназначен для воспитанников младше-средней группы МБДОУ д/с №21 «Ладушки». Данный материал будет полезен воспитателям, родителям, логопедам. Проект направлен на приобщение дошкольников к художественной литературе через чтение сказок
Значение художественной литературы в воспитании детей определяется её общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни современного общества.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей.
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Важной задачей художественно-эстетического воспитания является формирование у детей творческих способностей. Богатейшим полем для решения данной задачи является театрализованная деятельность.
Основные направления речевой работы в театрально-игровой деятельности: Развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения. Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки. Развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Создать условия для развития речи детей через творческую активность в театрализованной деятельности.
Этап | Участники | Цель |
1 этап: информационно-подготовительный | Работа с педагогами |
|
Взаимодействие с родителями |
| |
Образовательная деятельность с воспитанниками |
| |
2 этап: организационно - практический | Работа с педагогами |
|
Взаимодействие с родителями |
| |
Образовательная деятельность с воспитанниками |
| |
3 этап: итоговый | Работа с педагогами |
|
Взаимодействие с родителями |
| |
Образовательная деятельность с воспитанниками |
|
ОХВАТЫВАЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ
- Социально-коммуникативное развитие,
- Познавательное развитие,
- Речевое развитие,
- Художественно-эстетическое развитие,
- Физическое развитие.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
- Использование русских народных сказок в активной речи детей.
- Пополнение картотеки аудио-, видеоматериалов, презентаций по русским народным сказкам.
- Расширение словарного запаса, развитие связной речи.
- Вовлечение дошкольников в театральную деятельность.
- Привлечение родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
Этап проекта | Совместная деятельность |
1 этап: информационно-подготовительный | Формулируется проблема, цель и задачи проекта. Подбор и изучение методической литературы. Предварительная работа с детьми по теме. Ознакомление родителей воспитанников с проектом. Анкетирование родителей Родительское собрание |
2 этап: организационно - практический | Проведение запланированных мероприятий для реализации проекта. Организация непосредственно-организованной образовательной деятельности воспитанников в ходе реализации проекта. Оформление дидактического материала. Создание развивающей предметно-пространственной среды в рамках проекта. Просмотр видео, фотоматериалов. Чтение сказок Конструирование с крупным строительным материалом по теме. Драматизация сказок. Проведение развлечений. Консультации с родителями. |
3 этап: итоговый | Выставка продуктов детской деятельности: рисунки, лепка, поделки. Итоговое мероприятие6 развлечение «В гостях у сказки» Оценка этапов реализации проекта воспитанников. |
I ЭТАП – ИНФОРМАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Сроки | Содержание деятельности с детьми |
01-30 СЕНТЯБРЯ 2017 г. |
|
2 ЭТАП - ОРГАНИЗАЦИОННО – ПРАКТИЧЕСКИЙ
Сроки | Содержание деятельности с детьми |
Октябрь 2017 | Тема «Сказки о животных»
|
Ноябрь 2017 | Тема «Сказки К.И. Чуковского»
|
Декабрь 2017 | Тема «Зимняя сказка»
|
Январь 2018 | Тема «Сказочный домик»
|
Февраль 2018 | Тема «Необычный сказочный герой»
|
Март 2018 | Тема «Сказки о домашних животных»
|
Апрель 2018 | Тема «Поучительные сказки»
|
3 ЭТАП – ИТОГОВЫЙ
Сроки | Содержание деятельности с детьми |
МАЙ 2018 г. | - Подведение итогов. - Оформление проектной папки. - Презентация отчета по реализации проекта. - Итоговое мероприятие – развлечение «В гостях у сказки» |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проектная деятельность – это эффективный метод для развития речи, коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста. Данная деятельность интересна, доступна, эмоционально привлекательна детям, педагогам, родителям, что доказывается положительной динамикой в развитии детей. Четко и грамотно спланированная работа педагогов и взаимодействие с семьей помогли детям с проблемами в развитии речи.
Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе занимает одно из центральных мест в современной педагогике и психологии. Приобщая детей к художественной литературе, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, русского богатого образного языка. Из-за недостаточного внимания к художественной литературе, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства.
Сказка как художественное произведение является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду.
В любых видах деятельности дети получают эмоциональный подъём, проявляют позитивные качества характера такие как: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность, эстетические потребности личности, излучают энергию, бодрость, любят творческие задания, с удовольствием участвуют в театральных постановках, кукольных спектаклях, играх — драматизациях.
Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.
Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание условий для развития речи детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении
Квалификационная работа о своевременном формировании речи детей начиная с раннего детства....
"Создание условий для развития речи дошкольников в ДОУ в соответствии с ФГОС"
консультация предназначена для педагтогов ДОУ, содержит практические рекомендации, соответствует ФГОС ДО...
Консультация для педагогов "Создание условий для развития речи дошкольников в ДОУ в соответствии с ФГОС"
В представленной консультации раскрыты условия, а также основные педагогические методы и приемы для развития речи дошкольников в ДОУ. Данная работа будет интересна практическим работникам дошколь...
Статья "Создание условий для развития речи дошкольников через организацию развивающей предметно-пространственной среды"
Одно из условий речевого развития детей – это обеспечение развивающей предметно-пространственной среды.На главную страницу Статьи...
План работы по самообразованию "Создание условий для развития речи детей посредством театрально – игровой деятельности"
Образовательный проект...
Статья на тему: Создание условий для развития речи детей в 1 младшей группе
Создание условий для развития речи детей в 1 младшей группе...
Статья на тему: Создание условий для развития речи детей в первой младшей группе
Статья на тему: Создание условий для развития речи детей в первой младшей группеПодготовила воспитатель: Александрова Т.Ю Главным на данном возрастном этапе является следующее:- развитие реч...