«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ И ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В СОЗДАНИИ УСЛОВИЙ ДЛЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ В ДЕТСКОМ САДУ»
опыты и эксперименты (младшая группа) на тему
Важным событием в системе дошкольного образования стало принятие Федерального государственного образовательного стандарта. Одной из базовых ценностей ФГОС ДО является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной с момента поступления в детский сад. Базовая ценность - здоровье превращается в воспитательную задачу, которая предполагает создание в стенах детского сада для вновь пришедших детей особой атмосферы и комфортных условий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_vospitatelya_i_pedagoga.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ И ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В СОЗДАНИИ УСЛОВИЙ ДЛЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ В ДЕТСКОМ САДУ»
Лагода Инна Викторовна,
воспитатель Негосударственного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 254 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
город Комсомольск-на-Амуре
Важным событием в системе дошкольного образования стало принятие Федерального государственного образовательного стандарта. Одной из базовых ценностей ФГОС ДО является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной с момента поступления в детский сад. Базовая ценность - здоровье превращается в воспитательную задачу, которая предполагает создание в стенах детского сада для вновь пришедших детей особой атмосферы и комфортных условий.
Первый опыт ребенка в коллективном общении со сверстниками и взрослыми людьми происходит при поступлении его в детский сад. Новый период в жизни малыша сопряжен с тяжелыми переживаниями, изменениями поведенческих реакций, сложным процессом приспособления организма на разных уровнях – физиологическом, психологическом, социальном. В период адаптации у воспитанников происходит перестройка уклада жизни и ранее сформированных привычек. В детском саду воспитаннику надо приспосабливаться к новым условиям, правилам и требованиям, влиться в среду сверстников. Нередко процесс адаптации протекает сложно и болезненно. Ребенок часто отказывается от еды, сна, снижаются защитные функции организма, что приводит к заболеванию. Возникают трудности в общении со сверстниками и взрослыми, появляются нарушения дисциплины и нежелательные привычки.
Успешная адаптация ребенка к условиям детского сада во многом зависит от тесного сотрудничества «семья - детский сад», «воспитатель - педагог-психолог». При реализации данного направления мы ставим следующую цель - создание благоприятного воспитательно-образовательного пространства детского сада в системе организации адаптации воспитанников.
Решаем следующие задачи:
1. Снятие эмоционального напряжения.
2. Снижение тревоги и агрессии.
3. Создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности в группе.
4. Создание условий для освоения детьми пространства своей группы как предпосылки освоения пространства всего детского сада.
5. Создание благоприятных условий для групповой сплоченности.
6. Развитие игровых навыков, произвольного поведения.
Процесс взаимодействия с педагогом-психологом в нашей практике непрерывен. Еще до прихода ребенка в детский сад педагог - психолог знакомит нас с информацией о ребенке, которая была получена им из беседы с родителями воспитанников. Это помогает нам выстроить свою работу с вновь прибывшими детьми с учетом их личностных особенностей и привычек.
Для создания комфортного пребывания воспитанников в группе совместно с педагогом - психологом создаем доброжелательные и эмоциональные взаимоотношения «ребенок-взрослый», «ребенок- ребенок». Воспитанники двух-трех лет еще не испытывают потребности в общении со сверстниками. Они могут наблюдать друг за другом, прыгать и оставаться совершенно равнодушными к состоянию и настроению другого ребенка. Мы учим их общаться. В процессе адаптации детей мы используем такие формы и методы работы как: элементы сказкотерапии, телесной терапии, релаксационные игры. За основу упражнений по релаксации взяты приемы по дыхательной гимнастике, мышечному и эмоциональному расслаблению. Педагог – психолог помогает нам в подборе и проведении игровых упражнений на развитие эмоциональной сферы, снятие физического напряжения, тревожности: «Назови себя ласково», «Солнышко», «Волшебные палочки», «Солнышко и тучи», «Здравствуй, я котик» и т.д., которые объединяют детей и создают положительный эмоциональный настрой.
Особое значение в совместной работе с педагогом-психологом придаем организации предметно-развивающей среды для развития свободной и самостоятельной деятельности воспитанников. Были созданы и используются в практике:
- уголок «Психологической разгрузки», «Театральный уголок», «Спортивный уголок», «Уголок юного художника», которые способствуют возникновению положительных эмоций у детей, снятию тревожности и обеспечению эмоционального комфорта;
- картотека дидактических и подвижных игр. Игра как форма организации жизнедеятельности является условием и критерием быстроты и степени приспособления ребенка к новому окружению. Веселые хороводные и имитационные игры, упражнения двигательного характера снимают эмоциональное напряжение, удовлетворяют потребность в движении, развивают эмоциональное и коммуникативное общение ребенка с взрослым и сверстником;
- подбор игрушек и их размещение для ситуативно-действенного общения. Игрушки в группе располагаются в соответствии с их игровым назначением. Количество игрушек дублируются и располагаются в таких местах группы, чтобы воспитанник по желанию мог бы найти себе игрушку и играть, не мешая другому.
Для оптимизации процесса успешной адаптации воспитанника к условиям дошкольного учреждения необходимо проведение работы с семьей. Педагог-психолог проводит беседы, участвует в родительских собраниях, где раскрывает основные закономерности в развитии детей младшего дошкольного возраста. Мы в свою очередь информируем о режиме дня, оздоровительных мероприятиях, осуществляемой непосредственно образовательной деятельности, об особенностях организации прогулок. Знакомим родителей воспитанников с рекомендациями по адаптации, заранее подготовленными педагогом-психологом.
Мы считаем, что при создании благоприятных условий для эмоционального благополучия детей в детском саду и тесном взаимодействии работников детского сада и родителями воспитанников, процесс адаптации проходит легко и быстро, что благотворно сказывается на психическом и физическом здоровье ребенка.
Список литературы:
1. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Практическое пособие – изд. Учитель, 2006.-236с.
2. Вершинина Н.Б., Суханова Т.И. Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду. Справочно–методические материалы. – изд. Учитель, 2010 - 111 с.
3. Голубева Л.Г., Лещенко М.В., Печера К.Л.; Под ред. Доскина В.А., Козловой С.А. Развитие и воспитание детей раннего возраста. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр Академия, 2002.-192 с.
4. Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Сергеева Д.В. и др. Кроха: пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет.-6-е изд. - М.: Просвещение, 2004 - 253 с.
5. Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие - М.:ТЦ Сфера, 2005 - 128 с.
6. Жердева Е.В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня) - Изд.3-е-Ростов на /Д: Феникс, 2008- 186 с.
7. Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 29.12.2012.
8. Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: Практическое пособие – 2-е изд.-М., Айрис - пресс, 2006.-112с.
9. Кошелева А.Д., Перегуда В.И., Шаграва О.А., Козлова С.А Эмоциональное развитие дошкольников -М.: Издательский центр Академия, 2003-176с.
10. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по теме «Взаимодействие воспитателя и педагога-психолога по созданию условий социально-психологической адаптации детей младшего возраста к дошкольному образовательному учреждению»
Приложение 1Приложение к опыту Перспективный план по теме «Взаимодействие воспитателя и педагога-психолога по созданию условий социально-психологической адаптации детей младшего возра...
Статья. Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
Задача: создание необходимых условий для наиболее адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям. Мною были учтены ФГОС направленные на развитие детей раннего возраста по с...
Консультация для родителей детей раннего возраста на тему: "Условия для успешной адаптации детей к детскому саду".
В данном материале подробно описаны проблемы адаптации малышей к детскому саду и взгляд на эти проблемы с трех сторон процесса: со стороны ребенка, родителей и педагогов....
Создание условий для успешной адаптации детей к детскому саду
Как создать комфортные условия для успешной адаптпции к детскому саду....
План по самообразованию педагога-психолога на 2022-2023 учебный год Тема: « Адаптация детей к детскому саду: проблемы и эффективные пути их решения» 10.09.22
план по самообразованию...
Доклад «Взаимодействие воспитателя и педагога-психолога в создании условий для успешной адаптации воспитанников в детском саду»
Первый опыт ребенка в коллективном общении со сверстниками и взрослыми людьми происходит при поступлении его в детский сад. Новый период в жизни малыша сопряжен с тяжелыми переживаниями, изменениями п...
Презентация к докладу «Взаимодействие воспитателя и педагога-психолога в создании условий для успешной адаптации воспитанников в детском саду»
Первый опыт ребенка в коллективном общении со сверстниками и взрослыми людьми происходит при поступлении его в детский сад. Новый период в жизни малыша сопряжен с тяжелыми переживаниями, изменениями п...