Создание условий для сохранения здоровья воспитанников ДОУ
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_leonteva_iv.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание условий для сохранения здоровья воспитанников ДОУ
Леонтьева И.В., воспитатель
МАДОУ ЦРР ДС №476
г.Челябинск
Катастрофическое состояние здоровья детей требует систематической работы по здоровьесбережению, оптимальному использованию материального, интеллектуального, творческого ресурсов дошкольного учреждения.
Если есть здоровье – человек радуется, спокойно живет, работает, учится, ходит в детский сад. Без здоровья нельзя жить, любить, нельзя быть красивым, обаятельным. Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья делаются в дошкольном учреждении. Необходимость комплексного подхода к организации здоровьесберегающего пространства в дошкольном учреждении не вызывает ни у кого сомнения.
Одной из первостепенных задач дошкольного учреждения является органичное сочетание воспитательно-образовательного процесса с сохранением и укреплением здоровья детей. Средствами решения данной задачи являются разные формы организации двигательной деятельности, закаливающие и оздоровительные мероприятия.
В содержании воспитательно-образовательной деятельности ДОУ большое внимание уделяется оздоровлению воспитанников и проведению следующих профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур:
* определение оптимальной нагрузки на ребенка, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей,
* массаж и самомассаж;
* гимнастика для глаз;
* дыхательная гимнастика;
* упражнения по профилактике сколиоза, плоскостопия, игровые упражнения по расслаблению организма – аутотренинг;
* спортивные каникулы, включающие подвижные игры, эстафеты, командные игры, соревнования, полосу препятствий;
* оценка эмоционального состояния детей с последующей индивидуальной работой с ребенком;
* интеграция физического развития с другими предметами: математикой, развитием речи, конструированием, валеологией, театрализованной и игровой деятельностью, сенсорикой;
* создание атмосферы психологического комфорта: отзывчивость и внимание к детям;
* организация развивающей среды с учетом потребностей и интересов детей;
* игровая терапия;
* работа с родителями по совместной заботе о здоровье детей;
* правильная организация двигательной активности детей на прогулке.
Стараемся органически соединить между собой все элементы комплекса:
- Образовательного
- Медико-профилактического
- Физкультурно-оздоровительного и спортивно-массового
- Психологического
Из выше указанного вытекают основные направления создания здоровьесберегающего пространства в детском саду:
- Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей.
- Физическое воспитание
- Организация лечебно-профилактической работы с детьми
- Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в детском саду
Модель приобщения дошкольников к здоровому образу жизни в ДОУ
Каждый день ребенка в детском саду начинается с утренней гимнастики по возможности на свежем воздухе, которая позволяет получить заряд бодрости, дает стимул к рабочей активности на занятии. В утренний отрезок времени на детей ложится наиболее сильная нагрузка в это время проходят занятия. Занятия требуют от детей длительного напряжение, связанного с поддержанием определенной позы и значительными зрительными нагрузками. В связи с этим в учебно-воспитательный процесс мы включаем оздоровительные мероприятия: гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, физминутки, которые необходимы для снятия психо-эмоционального напряжения.
Физкультурные занятия разнообразны по форме и содержанию в зависимости от задач:
- Традиционные
- Игровые в форме подвижных игр малой, средней и большой интенсивности.
- Сюжетно-ролевые, дающие более эмоциональные впечатления, например: «Экскурсия в весенний лес».
- Тематические занятия: «Осень в гости к нам пришла», или с одним предметом «Поиграй со мной мяч».
- Занятия – тренировки это закрепление знакомых детям упражнений, элементов спортивных игр.
- Спортивные праздники, дни здоровья, праздник «Папа, мама и я - спортивная семья».
Мы учим детей не только правилам поведения на дорогах, но также дает представление о здоровом образе жизни сюда входят занятия:
- «Разговор о правильном питании»
- «Формирование привычки ежедневных физкультурных представлений»
- «Формирование представлений о том что полезно и что вредно для организма»
- Выработка знаний и умений действовать в опасных жизненных ситуациях.
Крайне важно и необходимо формировать у детей каждой возрастной группы спокойную мотивацию выработки гигиенических навыков, умений, привычек, ведущих к сохранению здоровья, обеспечению здорового образа жизни. Подобная задача может быть решена только совместными усилиями медиков, воспитателей, специалистов и родителей.
После занятий наступает время прогулок, происходит динамическая перемена деятельности. Поэтому наши прогулки состоят из подвижных и спортивных игр, эстафет и соревнований, для этого на каждом участке предусмотрено физкультурное оборудование: лестницы, змейки, дорожки для бега, кольца для мячей, оборудование для подлезания, перешагивания, перелезания, площадки для подвижных игр, игровое оборудование.
Вопросы оздоровления ребенка решаются в тесном контакте с семьей. В начале оздоровительного периода проводится беседа с родителями, что позволяет выяснить отношение их к оздоравливающим мероприятиям и составить план оздоровительной работы, учитывая запросы родителей. В детском саду проводится обширный комплекс оздоровительных мероприятий:
- Соблюдение температурного режима согласно СаНПиНа.
- Правильная организация прогулок и их длительность (сетка занятий составлена с учетом длительности прогулки не менее полутора часов
- Соблюдение сезонной одежды (индивидуальная работа с родителями)
- Облегченная одежда в детском саду
- Гимнастика после сна
- Закаливающие процедуры (согласно возрасту детей)
- Солевые дорожки – младший возраст
- Мытье прохладной водой рук по локоть – средний возраст
- Комплекс контрастных закаливающих процедур – старший возраст
- Полоскание рта лечебными настоями т прохладной водой
- Летом ходьба босиком по спортивной площадке
- Самомассаж
- Витаминотерапия
- Фитотерапия
- Массаж по назначению врача
Перспектива: продолжать лечебно-оздоровительную работу, разделив ее на три этапа:
1 этап – интенсивная профилактика – подготовка ребенка к самому неблагоприятному в сезоне времени (витаминотерапия, фитотерапия, дыхательная гимнастика, закаливание)
2 этап – восстановительный, на котором используется система защитных мер по предупреждения ОРВИ, ангины – полоскание горла и рта лечебными травами и настоями.
3 этап – реабилитационный – фито- и витаминотерапия, щадящий режим занятий, индивидуальный подход по группе здоровья.
Ожидаемый результат:
- Создание комплексного мониторинга здоровья ребенка;
- Снижение количества дней заболеваемости у детей;
- Снижение количества травматизма;
- Обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к воспитанию детей;
- Повышение квалификации сотрудников детского сада.
Список используемой литературы:
1. Резанова Т.С., Зайцев В.П., Титова А.А. Физическое воспитание в детском саду - важнейший фактор оздоровления детей //Современные технологии и оздоровительные программы оздоровительного процесса по физической культуре и спорту в учебных заведениях" материалы международной научно - практической конференции, г. Белгород, издательство БелГТАСМ, 2002 г.
2. http://doshvozrast.ru/ozdorov/ozdorovlenie10.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание условий для сохранения здоровья воспитанников в ДОУ
Формирование жизнеспособного подрастающего поколения-одна из главных задач развития страны. Здоровье – не всё, но всё без здоровья ничто! Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к...
Доклад и презентация «Роль профсоюзной организации в создании условий для сохранения здоровья работников образовательного учреждения»
В презентации описан опыт работы профсоюзного актива по созданию условий для сохранения здоровья сотрудников детского сада: профилактике эмоционального выгорания педагогов, созданию благоприятного мик...
Создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.
Здоровьесохраняющие технологии в детском саду....
Создание условий для сохранения здоровья воспитанников
Система работы по использованию здоровьесберегающих технологий с детьми среднего дошкольного возраста...
Конспект досуга на тему: «Создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников, формирование их здорового образа жизни и санитарной культуры». «Урок в пчелиной школе»
laquo;Урок в пчелиной школе»Цель: Формировать навыки здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста. Научить отличать вредную еду от полезной.Задачи:- Сформировать представление о...
Создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.
Создание условий для сохранеия и укрепления здоровья воспитанников...