Применение специального оборудования в период взаимодействия педагогов и родителей с детьми с целью обеспечения сенсорной интеграции.
статья по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
Применение специального оборудования в период взаимодействия педагогов и родителей с детьми с целью обеспечения сенсорной интеграции.
Учитель-дефектолог: Кашпор Н.А.
В ЦРС обращаются родители, воспитывающие детей с различными трудностями развития. У данной категории детей отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации, зачастую дети не могут целостно воспринять наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. Очень часто дети испытывают дефицит целенаправленной «правильной» двигательной активности, поэтому их мозг не получает достаточной информации, малыши «не чувствуют» собственное тело в пространстве. Процесс формирования сенсомоторной интеграции нарушается. Это вредит развитию высших психических функций (мышлению, вниманию, восприятию, памяти, речи и тд.).
В связи с этим мы считаем, что одним из возможных путей решения этой проблемы является включение элементов сенсорной интеграции в общую систему коррекционной работы. А так же знакомство родителей с условиями специализированной группы, посещаемую «особыми детьми». Таким образом, мы повышаем родительскую компетентность в вопросах развития «особого ребенка» и нацеливаем на дальнейшую коррекционную работу уже в условиях группы ДОУ.
Родителям воспитывающих детей с ОВЗ важно знать, что развитие сенсорной интеграции является главной составляющей полноценного развития детей.
Сенсорная интеграция - это взаимодействие всех органов чувств. Сенсорная интеграция – терапевтический метод, направленный на работу с телом ребенка.
Взаимодействие пяти органов чувств – это сенсорная интеграция для дошкольников.
Целью метода сенсорной интеграции является предоставление такого количества соответствующих сенсорных, вестибулярных, проприоцептивных и тактильных стимулов, чтобы создать условия для нормальной работы центральной нервной системы.
Если же дать возможность беспокойному ребенку с помощью специально разработанных для этого вещей получить недостающий сенсорный опыт, с ним очень часто происходят чудеса.
В своей практике мы убедились, что занятия по методу сенсорной интеграции хорошо помогают детям с различными нарушениями развития.
Мы используем множество различного оборудования и пособия, где ребенок может получать различные ощущения, необходимые для созревания нервной системы, но подробно хочется остановиться на некоторых из них и назвать их, не стесняясь волшебными вещами.
Яйцо Совы — мечта любого ребенка и эффективный инструмент сенсорной интеграции! Это шарообразный мягкий мешок, в который можно полностью залезть и почувствовать себя в безопасности как в тёплом и уютном домике. Можно позволить себе многое, например, ходить колесом!
Нами отмечается, что находясь "в яйце", ребёнок сосредоточен на своих ощущениях и чувствует себя в нем защищенным, поэтому появляется возможность дотрагиваться до него. Более того, в эти моменты ребёнок сам ждет прикосновений и требует повторения одной и той же игры. Если в обычной ситуации ребенок не допускает таких движений, как кувырки и перекаты, то с помощью Яйца Совы, они становятся возможными. И вдруг реализуется то, о чем даже и мечтать не приходилось: создается телесный контакт - ведь ребёнок находится в домике, в так называемом коконе, а значит, в безопасности! Именно в этом кроется причина, по которой малыш позволяет дотрагиваться до него, гладить и похлопывать его, а также катать по полу.
Яйцо Совы мы используем по-разному. Например, взявшись за руки, кружить или качать, можно легонько подбрасывать ребенка. Подвесив Яйцо Совы с помощью дополнительных веревок и карабинов к потолку, оно легко превращается в качели. При этом Яйцо Совы справится с поставленными задачами гораздо лучше качели, ведь из Яйца, выпасть намного сложнее.
Еще одна волшебная вещь в нашем арсенале это Соволет.
Соволѐт — это специальный подвесной снаряд – гамак из эластичного материала для занятий по методу сенсорной интеграции, сенсомоторной коррекции и другим коррекционно-развивающим технологиям. Мы используем его как инструмент для реабилитации и развития детей с расстройствами сенсорной интеграции, расстройствами аутистического спектра, СДВГ, ДЦП и другими вариантами отклоняющегося развития.
Забираясь в него, ребенок чувствует себя примерно так, как когда-то чувствовал себя в животике у мамы, плавая в околоплодных водах. Ощущение невесомости, свободы, парения. И при этом – удивительного комфорта и безопасности в мягких, но надежных «объятиях» гамака.
Соволет предоставляет возможность кручения и вращения в совершенно разных плоскостях и при практически любом мыслимом положении тела. Тем самым он эффективно тренирует и тонко настраивает вестибулярную систему ребенка. Но это еще не все. Соволет замечателен тем, что весь вес малыша преобразуется в нем в равномерно распределенное по поверхности тела давление. Это давление дает богатую «пищу» проприоцептивной системе ребенка, способствует формированию так называемой «схемы тела». – Картинки в нашей голове, которая показывает, где в данный момент находятся наши руки-ноги, и чем они сейчас заняты. А точная схема тела – это ведь не только моторная ловкость, это еще и залог будущих успехов в учебе! Ну, и, наконец, Соволет – это просто потрясающе весело))
Когда дети в различных позициях раскачиваются в Соволѐте, фокус их внимания сотни раз за каждую игровую тренировку пересекает среднюю линию тела, настраивая механизмы межполушарного взаимодействия. Привычное повторение таких движений улучшает связь между полушариями мозга, между мозгом и органами чувств и телом. Такая «зарядка для мозга» улучшает способность обрабатывать сенсорную информацию и умение концентрировать внимание, а так же способствует гармоничному развитию ребѐнка.
Игры и упражнения, выполняемые с помощью Соволѐта Pro, помогают укрепить опорно-двигательную систему ребѐнка, способствуют профилактике нарушений осанки и плоскостопия. Также занятия помогают детям сформировать схему тела и лучше осознавать своѐ положение в пространстве.
Использование нами элементов сенсорной интеграции в общую систему коррекционной работы в оказываемой помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, позволяет преодолеть трудности, связанные с организацией жизни ребенка. А именно:
- Значительно улучшить чувствительность к тактильным, зрительным, звуковым, слуховым стимулам.
- Улучшить осознание своего тела в пространстве, мышечный тонус, двигательную координацию, концентрацию внимания ребенка.
- Снизить уровень двигательного беспокойства.
- Значительно улучшить эмоциональный фон.
Слайд . Список литературы:
- Айрес Э.Джин «Ребенок и сенсорная интеграция». Изд. «Теревинф» Москва 2016г.
- Кислинг, Улла. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие / Улла Кислинг; под ред. Е.В. Клочковой; [пер. с нем. К.А. Шарр]. - М.: Теревинф, 2010. - 240 с.
- https://vk.com/sovanyanka сайт в контакте. Товары для сенсорной интеграции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ интегрированной формы взаимодействия педагогов и родителей с детьми дошкольного возраста по теме «Изготовление сувениров для ярмарки»
Взаимодействие педагогов и родителей дошкольной образовательной организации в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования через нетрадиционные формы работы с использованием интеграции...
Формы взаимодействия педагога с родителями и детьми ДОУ с учетом ФГОС
Формы взаимодействия педагога с родителями ДОУ с учетом ФГОС...
«Взаимодействия педагога с родителями и детьми ДОУ с учётом Федерального государственного стандарта»
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, ч...
Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей с целью сохранения физического здоровья детей и приобщения дошкольников к здоровому образу жизни»
Сохранение здоровья ребенка – одна из самых актуальных задач обучения и воспитания.О неутешительных прогнозах свидетельствует неблагоприятная экологическая обстановка, неправильно...
ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 4-5 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В настоящее время в коррекционно-развивающей работе с детьми с задержкой психического развития (ЗПР) «создан ряд теоретических положений о способах исправления нарушенных психомоторных функций, ...
Особенности организации взаимодействия педагога с родителями, представителями общественности в целях создания благоприятной образовательной среды
Как создать благоприятные условия для работы с детьми и родителями...
Специальный тест для родителей и специалистов, занимающихся с детьми, имеющими нарушения СИ (сенсорной интеграции)
Признаки нарушения сенсорной интеграции Специальный тест для родителей, который используется при проблеме сенсорной интеграции у детей во всемирной практике Задача диагностического опросника — д...