Осязание: входящие сигналы от рецепторов кожи о прикосновении, давлении, температуре, боли и движении волос на коже |
Признаки тактильной (осязательной) дисфункции |
| + | - |
1. Гиперсенсетивность к прикосновению (тактильная защитная реакция)
| - лёгкое или неожиданное прикосновение вызывает страх, тревогу, агрессию; - в младенчестве не любил/не любит, чтобы его брали на руки, обнимали, возможно, выгибал спину, отодвигался; - впадает в расстройство при мокром/грязном подгузнике, а также при перемене подгузника; - страшится или даже избегает находиться близко к другим людям или ровесникам (особенно в очередях); - пугается, если кто-то/что-то дотронется сзади или в ситуации, когда дотрагивающегося не видно (например, под одеялом); - не любит причёсываться; - не любит, чтобы его целовали, вытирает место поцелуя; - предпочитает обниматься; - капля дождя, вода из душа или ветер, дующий на шею, может вызвать мучительные ощущения и негативную реакцию/ реакцию избегания; - чрезмерно бурная реакция на маленький порез, царапину или укус насекомого; - избегает прикосновения к определённым материалам (одеялам, коврикам, чучелам животных); - отказывается надевать новую или жёсткую одежду, одежду из грубых тканей, с высоким воротом, джинсы, шапки, ремни и т.п. - избегает игры с участием рук; - избегает/ не любит/ терпеть не может "грязные игры": с песком, с грязью, водой, клеем, скользким материалом, кремом для бритья, пеной и т.д.; - впадает в сильное расстройство из-за грязных рук и часто стремится их протереть или вымыть; - слишком чувствителен к щекотке; - не терпит швов на носках вплоть до отказа их надевать; - не терпит одежды, натирающей кожу, готов носить шорты и безрукавки круглый год, 2-3-летки могут вообще предпочитать ходить голышом и постоянно стягивают подгузники и одежду; - или наоборот, предпочитает носить длинные рукава и штанины круглый год, чтобы не подвергать кожу внешним воздействиям; - впадает в стресс из-за необходимости умываться; - впадает в стресс из-за необходимости стричь волосы, ногти; - отказывается чистить зубы и страшно боится дантиста; - чрезвычайно капризен в еде, осуществляет строгий подбор вкусов и структур еды, смесь частиц разной консистенции не употребляет, отказывается от горячего и холодного, отказывается пробовать новое; - может отказаться ходить босиком по траве или песку; - может ходить только на носочках. |
|
|
2. Гипосенсетивность к прикосновению (недостаточная реакция)
| - стремится к прикосновению, ему необходимо потрогать всё и всех; - не замечает, что к нему прикоснулись или налетели на него, если только не сделать это с особой силой или интенсивностью; - не обращает особого внимания на раны (порезы, синяки), не расстраивается из-за уколов, может даже заявить, что ему нравятся уколы; - может не обратить внимания на то, что руки или лицо грязные, нос течёт; - может проявлять самоагрессию: щипать, кусать себя, быть себя по голове; - всё время что-нибудь тянет в рот; - часто делает больно другим детям или животным в процессе игры; - постоянно трогает поверхности или объекты, которые приносят успокоение (например, одеяло); - ищет поверхности и структуры, дающие интенсивную тактильную стимуляцию; - очень любит "грязные" игры и ищет их; - любит вибрацию или другие сильные сенсорные сигналы; - предпочитает очень острое, сладкое, кислое или солёное. |
|
|
3. Низкая тактильная перцепция и различение объектов наощупь
| - сложности с выполнением мелких моторных функций: застегиванием пуговиц, молнии, застёгиванием одежды; - может не понять, до какой части его тела дотронулись, если не смотрел; - может бояться темноты; - неаккуратно одевается: выглядит взъерошенным, не замечает, что штаны перекручены, рубашка заправлена лишь наполовину, шнурки развязаны и т.д.; - сложно использовать ножницы, мелки, столовые приборы; - даже после двухлетнего возраста продолжает пихать в рот предметы, чтобы их исследовать; - плохо определяет характеристики объектов: форму, размер, текстуру, температуру, вес и т.д.; - может не суметь определить объекты по прикосновению, использует зрение, чтобы помочь себе, когда, например, что-то нужно достать наощупь из рюкзака или взять со стола. |
|
|
Вестибулярное чувство: сигнал от внутреннего уха о состоянии равновесия, изменений гравитации, передвижении и положении тела в пространстве. |
Признаки вестибулярной дисфункции
|
|
|
1. Гиперсенсетивность к движению (чрезмерная реакция)
| - избегает/не любит детские площадки: качели, лесенки, горки, карусели; - предпочитает сидячие занятия, двигается медленно и осторожно, избегает рисков, производит впечатление "слабака"; - избегает/не любит лифты и эскалаторы, может сесть, когда приходится в/на них заходить, его может укачать в/на них; - может прижиматься к взрослому человеку, которому он доверяет; - может сильно испугаться падения, даже если нет реального риска такового; - боится высоты, даже подняться на бордюрчик или ступеньку; - боится оторвать ступни от земли; - боится подниматься и спускаться по лестнице, ходить по неровной поверхности; - боится быть перевёрнутым вверх тормашками, вбок, назад; будет решительно отказываться мыть голову в положении наклонившись над раковиной; - замирает, если кто-то другой начинает его двигать, например, пододвигает его стул поближе к столу; - в младенчестве мог не любить детские качели или прыгунки; - может бояться кататься на велосипеде, осваивать его с большими сложностями, может бояться прыгать, скакать, балансировать, стоя на одной ноге, особенно с закрытыми глазами; - не любил лежать на животе в младенчестве; - легко теряет равновесие и может казаться неуклюжим; - боится тех видов деятельности, которые требуют хорошего равновесия; - избегает резких и вращательных движений. |
|
|
2. Гипосенсетивность к движению (недостаточная реакция)
| - находится в постоянном движении, кажется, не может посидеть смирно ни минуты; - стремится ко всему, что даёт ощущение быстрого, интенсивного движения, вращения; - любит, чтобы его подбрасывали вверх; - может кружиться часами, не испытывая при этом головокружения; - в парках аттракционов любит всё быстрое, напряжённое и/или пугающее; - постоянно прыгает по мебели, на батуте, крутится на крутящемся стуле, переворачивается вверх тормашками; - любит кататься на качелях как можно выше и как можно дольше; - ищет источники возбуждения, приключений, нередко опасных; - постоянно бежит, подпрыгивает, подскакивает и т.п. вместо простой ходьбы; - когда сидит, раскачивается всем телом, трясёт ногой или головой; - любит быстрые внезапные движения, например, когда машина или велосипед подскакивают на бугристой дороге.
|
|
|
3. Низкий мышечный тонус и/или координация
| - расслабленное, "гибкое" тело; - часто "сползает", ложится и/или опирает голову на руку, работая за письменным столом; - часто сидит на полу в W-позиции, чтобы стабилизировать тело; - легко устаёт; - компенсирует расслабленность сильной хваткой, когда держит/ держится за объект; - трудно поворачивать ручки (дверные и прочие), открывать и закрывать объекты; - при падении не может сгруппироваться и удержаться; - сложности с одеванием и застёгиванием пуговиц и всяких прочих застёжек; - мог не ползать в младенчестве; - плохо осознаёт своё тело; натыкается на предметы, сбивает предметы, спотыкается, кажется неуклюжим; - плохая крупная моторика; плохо прыгает, ловит мяч, влезает по лестнице, не может манипулировать марионеткой; - плохая мелкая моторика; сложности в пользовании инструментами, карандашом, столовыми приборами, гребешком, ножницами и т.д.; - может казаться амбидекстром, часто менять руку при раскрашивании, вырезании, письме; не имеет устоявшейся ведущей руки до 4-5 лет; - плохо получается лизать мороженое в рожке: - кажется очень неуверенным в движении, например, если нужно перешагнуть через что-то; - сложно выучить движения упражнения или танца. |
|
|
Проприорецептивное чувство: сигнал от мышц и суставов о положении тела, весе, давлении, растяжении, движении и изменении положения в пространстве |
Признаки проприорецептивной дисфункции
|
|
|
1. Поиск сенсорных переживаний
| - стремится к возможности попрыгать, понатыкаться на что-то, свалиться/навалиться; - топает ногами во время ходьбы; - стучит ногами по полу или по стулу, когда сидит; - кусаёт/сосёт пальцы и/или часто хрустит суставами пальцев; - любит плотно завёртываться во много одеял или в тяжёлое одеяло, особенно при отходе ко сну; - предпочитает одежду (а также ремни, капюшоны и шнурки) как можно более тесную; - любит ощущение хлюпанья, расплющивания и стремится к нему; - любит грубоватые объятия; - чрезмерный стук игрушками и другими объектами; - любит кучу-малу, борьбу; - часто намеренно падает на пол; - готов часами прыгать на батуте; - скрипит зубами в дневное время; - любит пихать, тащить, волочить объекты; - любит прыгать с мебели и с других высоких объектов; - часто ударяет, толкает других детей, наваливается на них; - жуёт ручки, соломинки, рукава рубашки и т.д.
|
|
|
2. Сложности с упорядочиванием движения
| 2. Сложности с упорядочиванием движения - не может оценить, насколько согнуть и растянуть мышцы при выполнении какого-то действия (например, вдеть руку в рукав или залезть куда-то); - сложности с регулировкой давления при письме/рисовании: может написать так, что почти ничего не видно или, наоборот, тут же сломать грифель карандаша; - письменная работа очень неаккуратная, а при стирании написанного часто рвёт бумагу; - постоянно ломает игрушки и другие объекты; - не может правильно определить вес объекта, может слишком надавить на стакан с соком или жаловаться, что объект слишком тяжёлый, не приложив достаточной силы; - может не понимать, что такое "тяжёлый" и "лёгкий", не сможет сравнить объекты по весу; - кажется, что во всех действиях применяет слишком большую силу: при ходьбе; сжимает предметы слишком сильно, хлопает дверьми, ставит объекты с силой и грохотом.
|
|
|
Признаки аудиальной дисфункции (при исключении проблем со слухом) | + | - |
1. Гиперсенсетивность к звуком (аудиальная защитная реакция)
| - отвлекается на звуки, в норме не замечаемые другими; например, гудение лампы или холодильника, вентилятора, обогревателя, тиканье часов; - пугается звука слива унитаза (особенно в общественных туалетах), пылесоса, фена, скрипа обуви, лая собаки; - замирает от или отвлекается на неожиданный громкий звук; - раздражается/отвлекается на фоновые шумы за пределами здания, например, на жужжание газонокосилки в саду, звуки стройки; - часто просит людей не шуметь, не говорить, не петь; - при неожиданном громком звуке убегает, вскрикивает, закрывает уши руками; - может отказаться от посещения кино, парада, катка, музыкального концерта и т.д.; - человек может нравиться или не нравиться в зависимости от того, нравится ли звучание его голоса. |
|
|
2. Гипосенсетивность к звуку (недостаточная регистрация звуков)
| - часто не реагирует на словесное обращение, на обращение по имени; - кажется, что сам шумит исключительно ради шума как такового; - любит слушать музыку и телевидение очень громко; - кажется, что плохо понимает и запоминает на слух; - кажется, что не понимает направление источника звука; - нередко вслух и достаточно громко сам направляет себя во время выполнения задания; - в младенчестве мало или совсем не вокализировал и не гулил; - нуждается в неоднократном повторении инструкций, иначе часто переспрашивает "Что?"
|
|
|
Признаки дисфункции орального сигнала
|
|
|
1. Гиперсенсетивность к оральному сигналу (оральная защитная реакция)
| - капризен в еде, часто имеет крайние предпочтения, например, очень ограниченный набор продуктов, отказывается пробовать новую еду в ресторане, отказывается есть в гостях; - может есть только мягкую или пюреобразную еду после 2-х лет; - может давиться едой плотной консистенции; - сложности с сосанием, жеванием и глотанием; может давиться или испытывать страх подавиться; - отказывается или чрезвычайно боится идти к дантисту и проделывать любые манипуляции с зубами; - может есть только горячее или только холодное; - отказывается лизать конверты, марки, стикеры из-за их вкуса; - не любит зубную пасту и жидкости для полоскания рта, выражает недовольство при пользовании ими; - избегает маринованной, острой, сладкой, кислой и солёной пищи; предпочитает пресную. |
|
|
2. Гипосенситивность к оральному сигналу (низкий уровень регистрации)
| - может лизать, пробовать на вкус, жевать несъедобные объекты; - предпочитает пищу с интенсивным вкусом и запахом: очень острую, сладкую, солёную; - избыточное слюноотделение по прошествии возраста прорезывания зубов; - часто жуёт волосы, рубашку, пальцы; - постоянно кладёт объекты в рот по прошествии малышового возраста; - реагирует так, как если бы вся еда имела один вкус; - любит добавлять чрезмерное количество специй и маринадов в пищу; - любит крутить во рту зубную щётку и даже ходить к дантисту. |
|
|
Признаки нарушения обонятельной функции (чувствительность к запахам) |
|
|
1. Гиперсенсетивность к запахам (чрезмерная реакция)
| - отрицательно реагирует на запахи, которые не беспокоят большинство или даже не замечаются в норме другими людьми; - сообщает людям (или говорит об этом с другими), как неприятно или странно они пахнут; - отказывается есть какие-то продукты из-за их запаха; - запахи уборной, пота вызывают сильную негативную реакцию или даже тошноту; - запах духов и одеколона вызывает раздражение, возможно, сильное; - раздражают бытовые и кухонные запахи; - может отказаться от игры в чьём-то доме из-за запаха; - запах является ведущим критерием для определение нравится или не нравится конкретный человек или конкретное место. |
|
|
2. Гипосенсетивность к запахам (недостаточная реакция)
| - сложности с различением неприятных запахов; - может съесть или выпить что-то ядовитое, потому что не чувствует отвратительного запаха; - не может определить запахи специальных "нюхательных" наклеек; - не замечает запахи, на которые жалуются окружающие; - не замечает или игнорирует неприятные запахи; - тщательно обнюхивает новые предметы, людей, места; - нюхание предмета — один из способов взаимодействия с ним. |
|
|
Признаки нарушения визуальной функции (при отсутствии снижения остроты зрения) |
|
|
Гиперсенсетивность к визуальному сигналу (чрезмерная реакция)
| - чувствителен к яркому свету; щурится, закрывает глаза, плачет и/или яркий свет вызывает головную боль; - с трудом фокусирует взгляд на задании/занятии на протяжении соответствующего периода времени; - легко отвлекается на другие визуальные стимулы в помещении, например, движущиеся предметы, картины на стенах, игрушки, окна, двери и т.д.; - плохо чувствует себя как в слишком ярко освещённом помещении, так и при приглушённом свете; - трёт глаза; глаза слезятся, после чтения и просмотра телевидения болит голова; - избегает смотреть в глаза; - любит играть в темноте. |
|
|
Гипосенсетивность к визуальному сигналу (недостаточная реакция, сложности со следованием взглядом за предметом, различением или восприятием)
| - имеет сложности с различением букв, похожих по написанию, фигур, как например, квадрат и прямоугольник; - плохо воспринимает целое, большую картину, концентрируясь на деталях или узорах в картине; - плохо находит нужный предмет среди других предметов: нужную бумагу на столе, одежду в ящике, игрушку в коробке с другими игрушками, нужную вещь на полке в магазине; - часто теряет нужное место, когда переписывает текст из книги или с доски; - сложно управлять движением глаз для слежения за движущимся предметом; - сложности с различением цветов, форм и размеров; - часто теряет в книге место чтения или выполнения математического задания; - пишет или читает слова задом наперёд после окончания первого класса; - жалуется на "двойное очертание"; - плохо находит отличия в картинках, словах, символах, предметах; - при письме плохо справляется с равномерностью в размере букв и промежутков между словами и цифрами; - сложности в составлении пазлов, копировании форм и/или вырезании/обведении готовой формы; - имеет тенденцию писать строчку с отклонением вверх или вниз по странице; - путает лево и право; - легко устаёт от школьных заданий; - имеет сложности с пространственными отношениями, натыкается на объекты/людей, спотыкается о бордюры, ступеньки. |
|
|
Аудиальная дисфункция, дисфункция обработки речевых сигналов
| - не может определить, где источник звука; - сложности с идентификацией человека по голосу; - сложно различить похожие по звучанию слова; - сложно фильтровать посторонние звуковые сигналы при общении с одним человеком; - раздражают громкие, внезапные, металлические и очень высокие звуки; - трудно сконцентрировать внимание на читаемом или воспринимаемом на слух тексте, понимать и запоминать его; часто просит повторить указания и может быть способен выполнить лишь инструкцию, содержащую не более двух шагов; - прежде, чем ответить на вопрос, смотрит на других в надежде на ободрение; - трудности с формулировкой идей (письменно и устно); - часто говорит не в очередь и не на тему; - если его не понимают, испытывает сложности с переформулировкой и впадает во фрустрацию, сердится и отказывается от этой задачи; - сложности с чтением, особенно вслух (может одновременно страдать дислексией); - проблемы с артикуляцией и внятностью речи; - способность к речи часто улучшается после интенсивного движения. |
|
|
Социальная, эмоциональная, игровая дисфункции, дисфункция саморегуляции |
|
|
Социальная дисфункция
| - сложности в общении с ровесниками; - предпочитает играть один с предметами или игрушками, а не с людьми; - не отвечает на попытки установить контакт со стороны взрослых или ровесников; с ним сложно войти в содержательный диалог; - может совершать обидные, жестокие действия и в отношении себя, и в отношении других; - окружающим трудно понять его намерения, нужды, эмоции; - не ищет контакта с членами семьи. |
|
|
Эмоциональная дисфункция
| Эмоциональная дисфункция - трудно принимает изменения рутины; - легко впадает во фрустрацию; - часто бывает импульсивен; - показывает лучшие результаты в маленькой группе или при индивидуальных занятиях; - переменчивое настроение, склонность к эмоциональным взрывам и истерикам; - предпочитает играть с краю, чуть в стороне от группы или просто быть наблюдателем; - избегает смотреть в глаза; - не умеет адекватно сообщить о своих потребностях. |
|
|
Игровая дисфункция
| - сложности с имитационной игрой (после 10 месяцев); - бесцельное передвижение в пространстве, не обусловленное ни игрой, ни исследованием окружения (после 15 месяцев); - для игры нуждается в руководстве взрослого, сложно играть самому (после полутора лет); - часами может заниматься повтором одной и той же манипуляции: выстраивать друг за другом машинки, кубики, смотреть один и тот же фильм множество раз. |
|
|
Дисфункция саморегуляции
| - чрезмерная раздражительность, суетливость и колики у маленького ребёнка; - не может успокоиться с помощью традиционных способов: соска-пустышка, любимая мягкая игрушка, на руках у мамы (или основного воспитателя); - пробуждается в расстройстве; - нуждается в дополнительных стимулах, чтобы уснуть: поглаживание, укачивание, ношение на руках или поездка в машине. |
|
|
Внутренняя регуляция (интероцепция)
| - начинает мёрзнуть или страдать от жары быстрее, чем другие в этих же условиях; может казаться, что ему никогда не холодно/жарко; может плохо поддерживать внутреннюю температуру тела; - плохо себя чувствует при крайних температурах или переходе из одной в другую (например, зимой выход из помещения на улицу и наоборот, летом из прохладного помещения с кондиционером на жару и наоборот); - дыхание слишком быстрое или слишком медленное, сложно переключить ритм дыхания по требованию организма; - ритм сердечных сокращений ускоряется или замедляется сильнее, чем этого требует ситуация; - после физической нагрузки или испуга ритм дыхания и сердечных сокращений замедляется медленнее, чем это предполагается в соответствии с нормой; - несколько перемен настроения, возможно, очень резких в течение дня (сердитое сменяется счастливым очень быстро, иногда без видимой причины); - непредсказуемое возбуждение или неспособность контролировать уровень возбуждения (от гипервозбуждения к апатии, быстрые колебания между ними; от перестимуляции к недостимуляции в течение часов или дней в зависимости от вида деятельности, обстановки и т.д.); - частые запоры или диарея, или то одно то другое в один и тот же день или в течение нескольких дней; - сложности с освоением горшка; кажется, не отслеживает свою потребность (например, нет соответствующего ощущения, что кишечник или мочевой пузырь наполнен); - неспособен регулировать жажду; всегда хочет пить, никогда не хочет пить, или переходит от одного состояния к другому; - неспособен регулировать голод; всё время ест, вообще не ест, не может чувствовать сытость/голод; - неспособен регулировать аппетит; имеет низкий аппетит или вообще не имеет, либо чувствует сильный голод, но испытывает насыщение после "двух укусов", через некоторое время опять голоден (склонен к расстройствам питания и/или плохо растёт и развивается физически). |
|
|
|
|
|
|