КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ОВЗ ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ «РИСОВАНИЕ ПАЛЬЧИКАМИ»
статья по коррекционной педагогике на тему
В настоящее время в России, в силу целого ряда причин, намечается тенденция к увеличению числа детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Категория таких детей крайне неоднородна, однако их общей основной особенностью является нарушение или задержка в развитии.
В условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для развития, воспитания, образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_detyam_s_ovz.docx | 22.63 КБ |
Предварительный просмотр:
КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ОВЗ ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ «РИСОВАНИЕ ПАЛЬЧИКАМИ»
Мотина Алёна Андреевна
Воспитатель
МБДОУ детский сад №6 «Улыбка»
п. Сафоново
В настоящее время в России, в силу целого ряда причин, намечается тенденция к увеличению числа детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Категория таких детей крайне неоднородна, однако их общей основной особенностью является нарушение или задержка в развитии.
В условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для развития, воспитания, образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Проблема специфики эмоционального развития детей с ограниченными возможностями здоровья является исключительно актуальной, так как нереализованные возрастные возможности в эмоционально-личностном становлении ребенка не могут не отразиться на формировании личности в целом.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. Они нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартных требований, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития.
Любое педагогическое воздействие на детей с ОВЗ должно быть не просто педагогическим, а коррекционно – педагогическим, учитывающим не только характер основного дефекта, но и структуру интеллектуальных нарушений. Детей с ОВЗ характеризует отставание в психическом развитии, наблюдается отставание в формировании восприятия, недостаточно сформированная зрительная аналитико – синтетическая деятельность, снижена активность мышления. В связи с быстрой утомляемостью дети часто не могут завершить начатое дело. У них отмечается сниженный интерес к процессу и результату деятельности, а иногда он и вовсе отсутствует. Дошкольники с ОВЗ не умеют слушать инструкцию, им хочется быстрее начать действовать. Однако, приступив к деятельности, они не знают с чего начать. Эти дети эмоционально не устойчивы, у них присутствует частая смена настроения, неуверенность, чувство страха. Все перечисленные нарушения в развитии детей с ОВЗ негативно сказываются на формировании изобразительной деятельности.
Для развития художественных способностей и полноценному развитию эмоциональной сферы дошкольников с ОВЗ необходимо применять не только традиционные техники рисования, но и активно использовать в работе нетрадиционные техники и приемы рисования.
Нетрадиционная техника рисования помогает детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами и материалами сделать трудно.
Знакомить детей с ОВЗ с нетрадиционными техниками рисования лучше с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. Детям легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисочки. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий.
Ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумаге. Работу начинаю с одного цвета: даю возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки.
Я стараюсь показать много разных приемов рисования пальчиками: просто ставить следы-отпечатки, сравнивать отпечатки от разных пальчиков (например, сделать мизинчиком капельки дождика и большим пальцем изобразить ягодки винограда), проводить пальчиком линию (ручеек или дождик).
Позднее я учу детей рисовать обеими руками. Здесь также возможны варианты: использовать поочередно обе руки или рисовать ими одновременно, обмакнув несколько пальцев (каждый в свой цвет) и рисуя ими синхронно, что отлично развивает координацию.
Рисование пальчиками – это хороший рефлекторный массаж. На ладонях находятся определенные точки, которые связаны со всеми органами тела. Массажируя эти точки, можно добиться улучшению состояния организма в целом.
Данная техника нетрадиционного рисования вызывает у детей массу положительных эмоций.
Коррекционно-развивающая работа посредством нетрадиционной техники рисования «рисование пальчиками" обеспечивает своевременную специализированную помощь в преодолении эмоциональных нарушений у детей с ОВЗ, способствует формированию эмоциональной устойчивости, адекватного социально-эмоционального развития в соответствии с индивидуальными возможностями ребёнка и имеющими личностными ресурсами.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья.– М.: ВЛАДОС, 2003. – 368 с.
- Багаева, Г.Н. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями / Г.Н. Багаева, Т.А. Исаева. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 451 с.
- Бгажнокова, И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития.– М.: Педагогика, 2007. – 247 с.
- Бондаренко, Б.С. Комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями вследствие заболевания нервной системы: методические рекомендации. – М.: Владос, 2009. – 300 с.
- Буянов, М.И. Об узловых вопросах организации психотерапевтической помощи детям и подросткам / М.И. Буянов. – М.: Педагогика, 1971. –349 с.
- Григорьева, Л.Г. Дети с проблемами в развитии. – М.: Академкнига, 2002. – 213 с.
- Дементьева, Н.Ф. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями / Н.Ф. Дементьева, Г.Н. Багаева, Т.А. Исаева. – М.: Академкнига, 2005. – 247 с.
- Егорова, Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями / Т.В. Егорова – Балашов: Николаев, 2002. – 80 с.
- Исаев, Д.Н. Психология больного ребенка: Лекции. – СПб.: Издательство ППМИ, 2003. – 186 с.
- Киселева, Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитий / Н.А. Киселева, И.Ю. Левченко. – М.: Коррекционная педагогика, 2005. – 210 с.
- Лебединская, К.С. Задержка психического развития. – М.: Педагогика. – 2007. – 280 с.
- Лебединский, В.В. Нарушение психического развития. – М.: Педагогика. – 2004. – 306 с.
- Маллер, А.Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. – М.: Издательский центр «Академии», 20010. – 208 с.
- Маллер, А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. – М.: Педагогика – Пресс, 2006. – 284 с.
- Мастюкова, Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 408 с.
- Назарова, Н.М. Специальная педагогика. – М.: Академия, 2010. – 356с.
- Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов – М.: Просвещение, 1986. – 192 с.
- Соколова, Н.Д. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании / Н.Д. Соколова, Л.В. Калиникова. – М.: 2005. – 180 с.
- Солодянкина, О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М.: АРКТИ, 2007. – 80 с.
- Сорокин, В.М. Специальная психология.– СПб.: Речь, 2003. – 216 с.
- Стребелева, Е.А. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие / Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова. – M.: Издательский центр «Академия», 2002. – 312 c.
- Фадина, Г.В. Специальная дошкольная педагогика /Г.В. Фадина– Балашов: Николаев, 2004. – 80 с.
- Фатихова, Л.Ф. Диагностика социального интеллекта детей с отклонениями в развитии. // Научное творчество XXI века: материалы II Всероссийской научной конференции. – Красноярск // В мире научных открытий. – 2010. № 4 (10). Часть 8. – С. 82-84. [электронный ресурс]http://www.pedlib.ru/Books/6/0317/6_0317-5.shtml#book_page_top
- Щепко, Е.Л. Психодиагностика нарушений развития. Принцип дифференциаций. – М.: Академия, 2000. –410 с.
- Шипицына, Л.М. Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 92с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование цветотерапии в коррекции эмоциональной сферы детей с ЗПР
В презентации описываются основные особенности детей с ЗПР, дается классификация ЗПР, диагностичнские признаки, этапы обследования детей с ЗПР, а также использование цветотерапии в психолого-педагогич...
Конспект коррекционно-развивающего занятия детей с ЗПР в старшей группе на тему: «КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ»
На этой встрече мы помогаем детям с нарушением зрения, имеющим трудности в общении, приемам саморегуляции, умею управлять своим телом, владеть своими эмоциями....
"Игра-драматизация как средство коррекции эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с общей интеллектуальной недостаточностью"
обощение опыта работы...
Комплекс занятий, направленный на развитие и коррекцию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка — его взаимоотношения с другими людьми — взрослыми и детьми. Когда окружающие относятся к ребенку ласково, проявляют внимание, он испытывает эмоц...
Конспект занятия по развитию и коррекции эмоциональной сферы детей в подготовительной к школе группе
Конспект занятия по развитию и коррекции эмоциональной сферы детей в подготовительной к школе группе Методы и приемы: игровые упражнения, рел...
Мастер –класс на тему «Песочная терапия, как метод коррекции эмоциональной сферы детей с ОВЗ, детей «группы риска»
Мастер-класс для педагогов...
«Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования»
Актуальность работы заключается в том, что развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования проходит путь прогрессивного развития, приобретая все более богат...