Мнемотехника в развитии пространственных отношений
методическая разработка по коррекционной педагогике
Развитие памяти и пространственного мышления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemotehnika_prostranstvo.docx | 18.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Мнемотехника
в формировании пространственных отношений
Мнемотехника – это технология развития памяти, а память – это сложная функция мозга, состоящая из восприятия, запоминания, хранения и воспроизведения информации. Пространственные ориентировки достаточно сложны для восприятия детей, поэтому некоторые приемы мнемотехники оказывают неоценимое значение для обучения детей пространственной ориентировки, тем более, что это технология основана на игровых приемах.
1. Метод «крокирования» (от франц. – чертеж, схема, набросок).
Взрослый называет слова, а дети в клеточках рисуют символы услышанных слов слева направо. Затем повторяют ту последовательность слов, которую прочитал им взрослый в определенной последовательности.
2. Метод ассоциативных цепочек (или метод «чепухи»).
В данном методе часто используется таблица из 6-16 квадратов, куда последовательно зарисовываются картинки-ассоциации данных объектов.
Этапы:
- Обучение детей делению листа бумаги на определенное количество частей.
- Ориентирование по клеткам, разучивание направлений на листе бумаги.
- Зарисовка слов в каждой клеточке: слева направо в ряду и сверху вниз построчно.
- Выработка навыка владения понятиями «горизонтально» и «вертикально».
3. Метод, использующий образное мышление (эйдетизм).
Этот способ основан на предположении о том, что существует эйдетическая память, т.е. есть люди, которые могут один раз посмотреть на такую таблицу, закрыть глаза (или перевести взгляд на однотонную поверхность) и считать информацию прямо из своего воображения. Предполагается, что информация может быть сохранена какое-то время мозгом, как фотография.
Состоит из следующих этапов:
- Ребенок «переносится» в какую либо воображаемую ситуацию.
- Совершает в воображаемой ситуации «осмотр» пространства.
- Ребенок рассказывает о местонахождении различных объектов.
- «Возвращаясь» из воображаемой ситуации, ребенок все увиденное зарисовывает.
Например:
- Сегодня мы с вами совершаем прогулку в лес.
- Посмотрите, как красиво лесу!
- Какое дерево растет справа от вас? Что находится слева от вас? Что вы
видите вон за той елью? Что перед вами? Что находится наверху?
- А теперь давайте по памяти нарисуем, что где находится
4. Метод Цицерона.
Этот метод состоит из трех этапов:
- Зрительное запоминание предметов при акцентировании взрослого;
- Переключение внимания детей на другой, не связанный с первым объект;
- Воспроизведение в памяти местонахождение первоначально увиденных
предметов и расстановка их по местам.
Например: - На стеллаже из 2-4 полок под покрывалом стоят игрушки. Взрослый открывает покрывало и обращает внимание ребенка на количество игрушек. Ребенок смотрят на них 60 секунд. Потом отворачиваются, рассматривает другой предмет (например, стол). взрослый меняет места игрушек на полках.
Затем взрослый возвращает внимание детей к полкам магазина с игрушками, и дети замечают, что игрушки стоят не на своих местах. Взрослый предлагает детям поставить игрушки на прежние места, проговаривая свои действия: «Машина стояла на полке слева, а зайчик стоял между собачкой и матрешкой на нижней полке» и т.д.
.
Игра «Кукловоды»
Очень распространены в мнемотехнике игры на ориентирование в пространстве, развитие так называемой двигательной памяти.
Ребенку предлагается запомнить дорогу: прямо 3 шага, 4 шага вправо, 3 шага прямо, 2 шага налево, два шага вперед. Дети запоминают дорогу и по команде взрослого могут проходить эту дорогу по памяти.
Существует еще один прием развития двигательной памяти: ребенку завязываются глаза, воспитатель проговаривает вслух направление ребенка и ведет его согласно сказанному. Затем развязывает глаза ребенку и просит пройти путь от исходной точки 2-3 раза. Ребенок «включает» двигательную и слуховую память для того, чтобы правильно выполнить путь.
Конечно, это последний этап развития двигательной памяти, а начинать необходимо с простых заданий, которые выполняются ребенком последовательно после каждой команды. Впоследствии дети можно делать такие упражнения парами: ребенок– кукловод, взрослый – кукла. Движения постепенно усложняются, увеличивается продолжительность «маршрута».
Мнемотехника уникальна тем, что она развивает и тактильную, и слуховую, и зрительную, и двигательную память.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Методика работы по развитию пространственных отношений у дошкольников. Дидактические игры и упражнения по разделу"
Консультация для воспитателей по методике развития пространственных отношений у детей дошкольного возраста, в консультацию также включены дидактические игры по этому разделу....
Комплексное занятие по развитию пространственных отношений
Комплексное занятие по развитию пространственных отношений, математических представлений с элементами художественного конструирования “Путешествие на лесную полянку” в средней группе. Интересное занят...
занятие по развитию пространственных отношений с старшей группе.
комплексное занятие в старшей группе по программе "Развитие"...
"Игры на развитие пространственных отношений"
Важным показателем развития интеллекта ребёнка является осознание себя во времени и пространстве. Ориентировка в пространстве имеет большое значение для всех сторон деятельности человека, оказывает вл...
Игры на развитие пространственных отношений.
Подборка игр на развитие пространственных отношений....
План-конспект занятия по развитию пространственных отношений. Прочтение плана спальни
Цель: развитие пространственных представлений при прочтении плана части спальниЗадачи:Образовательные: ориентировка в пространстве знакомого помещения, Развивающие: развитие пространственных представл...
Кружковая работа в средней группе "Непоседы".Кружковая деятельность «Веселые ладошки.» Цель: • Укрепление и развитие руки, координации, ритмики, общей и артикуляционной моторики. • Развитие пространственных отношений, речевого сопровождения. • Развитие
Кружковая деятельность«Веселые ладошки.» Цель:Укрепление и развитие руки, координации, ритмики, общей и артикуляционной моторики.Развитие пространственных отношений, речевого с...