Мнемотехника в развитии пространственных отношений
методическая разработка по коррекционной педагогике

Развитие памяти и пространственного мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika_prostranstvo.docx18.74 КБ

Предварительный просмотр:

Мнемотехника

в формировании пространственных отношений

Мнемотехника – это технология развития памяти, а память – это сложная функция мозга, состоящая из восприятия, запоминания, хранения и воспроизведения информации. Пространственные ориентировки достаточно сложны для восприятия детей, поэтому некоторые приемы мнемотехники оказывают неоценимое значение для обучения детей пространственной ориентировки, тем более, что это технология основана на игровых приемах.

 

1​. Метод «крокирования» (от франц. – чертеж, схема, набросок).

Взрослый называет слова, а дети в клеточках рисуют символы услышанных слов слева направо. Затем повторяют ту последовательность слов, которую прочитал им взрослый в определенной последовательности.

2.​  Метод ассоциативных цепочек (или метод «чепухи»).

В данном методе часто используется таблица из 6-16 квадратов, куда последовательно зарисовываются картинки-ассоциации данных объектов.
Этапы:
- Обучение детей делению листа бумаги на определенное количество частей. 
- Ориентирование по клеткам, разучивание направлений на листе бумаги.
- Зарисовка слов в каждой клеточке: слева направо в ряду и сверху вниз построчно.
- Выработка навыка владения понятиями «горизонтально» и «вертикально».


            3. Метод, использующий образное мышление (эйдетизм).

Этот способ основан на предположении о том, что существует эйдетическая память, т.е. есть люди, которые могут один раз посмотреть на такую таблицу, закрыть глаза (или перевести взгляд на однотонную поверхность) и считать информацию прямо из своего воображения. Предполагается, что информация может быть сохранена какое-то время мозгом, как фотография. 


Состоит из следующих этапов:
- Ребенок «переносится» в какую либо воображаемую ситуацию.
- Совершает в воображаемой ситуации «осмотр» пространства.
- Ребенок рассказывает о местонахождении различных объектов.
- «Возвращаясь» из воображаемой ситуации, ребенок все увиденное зарисовывает.
Например:
- Сегодня мы с вами совершаем прогулку в лес. 
- Посмотрите, как красиво лесу!
- Какое дерево растет справа от вас? Что находится слева от вас? Что вы
видите вон за той елью? Что перед вами? Что находится наверху?
- А теперь давайте по памяти нарисуем, что где находится


4. Метод Цицерона.

Этот метод состоит из трех этапов:
- Зрительное запоминание предметов при акцентировании взрослого;
- Переключение внимания детей на другой, не связанный с первым объект;
- Воспроизведение в памяти местонахождение первоначально увиденных 
предметов и расстановка их по местам.


Например: - На стеллаже из 2-4 полок под покрывалом стоят игрушки. Взрослый открывает покрывало и обращает внимание ребенка на количество игрушек. Ребенок смотрят на них 60 секунд.   Потом отворачиваются,  рассматривает  другой предмет (например, стол). взрослый меняет места игрушек на полках. 

 Затем взрослый возвращает внимание детей к полкам магазина с игрушками, и дети замечают, что игрушки стоят не на своих местах. Взрослый предлагает детям поставить игрушки на прежние места, проговаривая свои действия: «Машина стояла на полке слева, а зайчик стоял между собачкой и матрешкой на нижней полке» и т.д.


Игра «Кукловоды»

        Очень распространены в мнемотехнике игры на ориентирование в пространстве, развитие так называемой двигательной памяти.


           Ребенку предлагается запомнить дорогу: прямо 3 шага, 4 шага вправо, 3 шага прямо, 2 шага налево, два шага вперед.  Дети запоминают дорогу и по команде взрослого  могут проходить эту дорогу по памяти. 
         Существует еще один прием развития двигательной памяти: ребенку завязываются глаза, воспитатель   проговаривает   вслух   направление   ребенка  и   ведет его   согласно сказанному. Затем развязывает глаза ребенку и просит пройти путь от исходной точки 2-3 раза. Ребенок «включает» двигательную и слуховую память для того, чтобы правильно выполнить путь. 
           Конечно, это последний этап развития двигательной памяти, а начинать необходимо с простых заданий, которые выполняются ребенком последовательно после каждой команды. Впоследствии дети можно делать такие упражнения парами: ребенок– кукловод,  взрослый – кукла. Движения постепенно усложняются, увеличивается продолжительность «маршрута».


             Мнемотехника уникальна тем, что она развивает и тактильную, и слуховую, и зрительную, и двигательную память.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Методика работы по развитию пространственных отношений у дошкольников. Дидактические игры и упражнения по разделу"

Консультация для воспитателей по методике развития пространственных отношений у детей дошкольного возраста, в консультацию также включены дидактические игры по этому разделу....

Комплексное занятие по развитию пространственных отношений

Комплексное занятие по развитию пространственных отношений, математических представлений с элементами художественного конструирования “Путешествие на лесную полянку” в средней группе. Интересное занят...

занятие по развитию пространственных отношений с старшей группе.

комплексное занятие в старшей группе по программе "Развитие"...

"Игры на развитие пространственных отношений"

Важным показателем развития интеллекта ребёнка является осознание себя во времени и пространстве. Ориентировка в пространстве имеет большое значение для всех сторон деятельности человека, оказывает вл...

Игры на развитие пространственных отношений.

Подборка игр на развитие пространственных отношений....

План-конспект занятия по развитию пространственных отношений. Прочтение плана спальни

Цель: развитие пространственных представлений при прочтении плана части спальниЗадачи:Образовательные: ориентировка в пространстве знакомого помещения, Развивающие: развитие пространственных представл...

Кружковая работа в средней группе "Непоседы".Кружковая деятельность «Веселые ладошки.» Цель: • Укрепление и развитие руки, координации, ритмики, общей и артикуляционной моторики. • Развитие пространственных отношений, речевого сопровождения. • Развитие

Кружковая деятельность«Веселые ладошки.»   Цель:Укрепление и развитие руки, координации, ритмики, общей и артикуляционной моторики.Развитие пространственных отношений, речевого с...