Проект «Взаимодействие взрослых и детей в период адаптации к ДОУ»
проект по коррекционной педагогике
Проект был разработан для работы с педагогами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 724 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тип проекта Практико–значимый Автор проекта Мурушкина Н.Б. педагог-психолог МДОУ «Детский сад « Дружба» р.п. Дергачи Продолжительность проектной деятельности Долгосрочный 3месяц
Актуальность темы данного практико-значимого проекта обусловлена тем, что дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Очень часто наблюдается ситуация, когда родители не знают, что процесс привыкания ребенка к детскому саду не просто определенный период в его жизни, а очень важный, значимый и ответственный момент не только для самого ребенка, но и для родителей. Поэтому в ДОУ должна быть реализована целенаправленная комплексная работа в этом направлении, включающая организацию мероприятий, оптимизирующих процесс адаптации ребенка и родителей к детскому саду, а также работников детского сада к ребенку и его семье.
Цель данного проекта: создать условия для адаптации и взаимодействия взрослого и ребенка. Задачи: изучение научно-методической литературы по теме проекта; создание условий для взаимодействия детей, педагогов и родителей в процессе адаптации; овладение детьми чувственным опытом через игровой материал; освоение воспитанниками культурно-гигиенических, игровых навыков; формирование у детей умения общаться со сверстниками, взрослыми.
Теоретическая значимость заключается в разработке содержания и форм взаимодействия педагогов, родителей, которые обеспечивают гибкую адаптацию ребенка к условиям ДОУ, а также готовность взрослых к эмоциональной поддержке ребенка в этот период. Практическая значимость: создание методической копилки по данному направлению; углубление и расширение знаний педагогов в области организации деятельности детей в период адаптации; внедрение в работу детского сада модели взаимодействия педагогов, родителей при поступлении ребенка в ДОУ.
Этапы реализации проекта: 1. Организационный (1 неделя): знакомство с ребенком и родителями; анкетирование; беседы и консультации. 2. Основной (9 недель): соблюдение режимных моментов; образовательная деятельность, взаимодействие с родителями и специалистами. 3. Итоговый (2 недели): заполнение адаптационных листов; сравнительный анализ; выводы и рекомендации; итоговое мероприятие: развлечение «Праздник игрушек»
Работа по проекту велась по трем направлениям: взаимодействие с детьми; взаимодействие с родителями; взаимодействие с педагогами. 1. Взаимодействие с детьми: игры-занятия: «Мишка»; «Зайка» «Лошадка», «Самолет» и др.; дидактические игры и упражнения: «Кукла Катя пришла в детский сад» (культурно-гигиенические навыки); «Одень куклу Катю на прогулку» (культурно-гигиенические навыки); «Познакомься с Мишкой» «Большой — маленький»; «Скажи, что звучит» и т.д.; чтение художественной литературы: «Водичка, водичка…» (культурно-гигиенические навыки); «Наша Катя маленька»; стихотворения А. Барто «Игрушки»; русская сказка «Козлятки и волк» (ОБЖ); подвижные игры: «Раз, два, три к Зайчику беги»; «Зайка беленький сидит»; «Пузырь»; инсценирование: «В гости к бычку»; «Кораблик»; «Ладушки в гостях у бабушки», «Матросская шапка…» и др.; развлечения: кукольный театр «Курочка Ряба»; «В гостях у куклы Кати».
2.Взаимодействие с родителями Необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду. Задача воспитателя — успокоить прежде всего взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации. В свою очередь родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке. Для родителей были проведены консультация «Возрастные особенности детей раннего возраста»; созданы памятки «Ребенок поступает в детский сад», оформлена папка-передвижка «Влияние семьи на развитие ребёнка». 3. Взаимодействие с педагогами Адаптация детей в детском саду всегда была и остается психологически наиболее сложным периодом как для ребенка и его родителей, так и для педагогов. Для любого педагога период, когда в группу приходит много новичков, является большим испытанием, так как дети, начавшие посещать детский сад, очень разные по своим умениям, уровню психического и физического развития. И очень важно в это время заложить основы благожелательных отношений между детьми в группе, создать предпосылки эмоционального комфорта для каждого ребенка. Для педагогов была проведена консультация «Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению»; созданы памятки «Ведение адаптационных листов», «Ведение карт наблюдения за развитием ребенка»
Взаимодействие взрослого и ребенка в период адаптации к ДОУ Развитие ребенка тесным образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира. Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Особенно трудным для ребенка бывает период, когда в его жизни происходят существенные изменения – он начинает ходить в детский сад. Непривычная обстановка, отсутствие родных и близких людей, незнакомые взрослый и сверстники, иной характер общения – все это настораживает, волнует, угнетает малыша, вызывает слезы, отрицательно сказывается на физическом и психическом состоянии.
Психологические особенности детей раннего возраста На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление. Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка. В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации. Количество понимаемых слов значительно возрастает. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение воспроизвести какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий. Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я
Заключение В результате проделанной работы мы пришли к выводу, что наш проект по адаптации ребенка к условиям детского сада позволил помочь каждому вновь поступившему ребенку: адаптироваться к условиям детского сада; научиться эмоционально откликаться на игру, предложенную педагогом; развить умение общаться со сверстниками и взрослыми; овладеть навыками игровой деятельности; научиться соблюдать элементарные правила поведения во время игры. Надеемся, что наш опыт работы поможет педагогам и родителям в вопросах адаптации детей. Литература Ватутина, Н.Д. Ребенок поступает в детский сад. — М.: Просвещение, 1999. Виноградова, Н.Ф. Воспитателю о работе с семьей. — М.: Просвещение, 2000. Лямина, Г.М. Воспитание детей раннего возраста. — М.: Мозаика-Синтез, 2003. Роньжина, А.С. Занятия психолога с детьми двух – четырех лет в период адаптации в дошкольном учреждении. — М.: Мозаика-Синтез, 2003.
Итоговое мероприятие: развлечение «Праздник игрушек» Тема: «Праздник игрушек» Программные задачи: Пополнять и активизировать словарь детей, используя игрушки по серии стихотворений А. Л. Барто «Игрушки». Эмоционально обогащать чувства детей. Оборудование и материал: сундучок; мягкие игрушки: слоненок, зайка, мишка, кошка, блюдце; кукла Петрушка. Ход развлечения Раздается стук в дверь, появляется кукла Петрушка с сундучком, в котором лежат игрушки. Петрушка здоровается с детьми. Показывает по одной игрушки из сундука, называет их. Дети повторяют. Раздается мяуканье кошки, и з сундука выходит кошка. - Кто это? Правильно, киска. - Давайте споем ей песенку: Киска к деткам подошла, Молочка просила, Молочка просила, Мяу говорила. Мяу-мяу-мяу. - Давайте угостим нашу киску молоком. Дети приносят блюдце, кормят кошку. - Как просила кошечка молока, что она говорила? (Мяу-мяу-мяу). - А как киса запела песенку? (Мур-мур-мур). - Оставайся кошечка, поиграй с нами. Проводится подвижная игра «Зайки серые сидят». Зайки серые сидят и ушами шевелят, Вот так, вот так, и ушами шевелят. Зайкам холодно сидеть, надо лапочки погреть. Вот так, вот так, надо лапочки погреть. Зайкам холодно стоять, надо зайкам поскакать. Вот так, вот так, надо зайкам поскакать. Вот бежит лисичка, рыжая сестричка. Прячьтесь, прячьтесь, зайки, зайки-побегайки. Дети после игры танцуют танец «Ай — да!». Ай-да, ай-да, ай-да. Ножки быстро топатали, Мы с ребятами плясали. Ай, устали! (дети присели). После танца Петрушка прощается с детьми.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Успехов Вам в воспитании Ваших детей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность взрослых и детей в период адаптации " По тропинке в лес пойдём"
это занятие показывает, как дети в периодадаптации справляются с заданиями , мамы им помогают....

Совместная деятельность взрослых и детей в период адаптации в первой младшей группе «В гости к Солнышку».
создание положительной эмоциональной обстановки в группе;-развитие умения двигаться в одном ритме с другими детьми, подстраиваться под их темп;- развитие умения действовать соответственно правилам;-сн...

Исследовательский проект «Взаимодействие с родителями детей раннего возраста в период адаптации»
Исследовательский проект на тему "Взаимодействие с родителями детей раннего возраста в период адаптации"Проект включает в себя 3 этапа. Также, прилагается анкетирование родителей, приложения с играми ...

презентация "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Формы взаимодействия педагога с родителями в период адаптации".
презентация "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ"...
Проект взаимодействия педагогов с родителями в период адаптации детей 2-3 лет к условиям общественного воспитания "Первые шаги".
Ра Данный проект поможет молодым специалистам во взаимодействии со всеми членами семьи, включая самого ребенка и его бабушек и дедушек на протяжении первого года посещения реб...
Проект "Взаимодействие ДОУ и семьи в период адаптации к условиям ДОУ"
Развивать педагогическую компетентность родителей, помогать семье находить ответы на интересующие вопросы в воспитании детей, привлекать их к сотрудничеству в плане единых подходов в воспитании ребёнк...

Поддержка детской активности в совместной деятельности взрослых и детей в период адаптации в группе раннего возраста
Цель: Создание условий для совместной партнерской деятельности взрослого и ребенка, нацеленных на результатЗадачи:Нормализация эмоционального самочувствия ребенкаПроявление положительног...