Исследовательский проект «Взаимодействие с родителями детей раннего возраста в период адаптации»
проект (младшая группа) на тему
Исследовательский проект на тему "Взаимодействие с родителями детей раннего возраста в период адаптации"
Проект включает в себя 3 этапа. Также, прилагается анкетирование родителей, приложения с играми в период адаптации, а также памятка, как нужно вести себя, отправляя ребенка, в детский сад.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskiy_proekt.doc | 380 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ « Канашская СОШ «
Структурное подразделение «Детский сад».
Исследовательский проект
«Взаимодействие с родителями детей раннего возраста в период адаптации»
Воспитатель 1кв.кат: Чистова.Н,В.
С.Канаши.
Содержание
Введение
1.Теоретическая часть
- Исследование основ теоретического вопроса адаптации.
- Биологический аспект адаптации.
- Психологический аспект адаптации.
- Социальный аспект адаптации.
- Социальная адаптация детей в раннем детстве.
2. Практическая часть
2.1 Констатирующий этап
2.2. Формирующий этап
2.3. Заключительный этап
3. Заключение
Список литературы
Приложение
Пояснительная записка.
Дети раннего возраста - очаровательные существа. Они деятельны, любопытны, искренни, забавны. Наблюдать за ними - одно удовольствие. От маленьких детей к взрослым идут волны умиротворения и расслабленности. Но и ребенок вправе рассчитывать на бескорыстную любовь, доброжелательность и ласку. Когда ребенку хорошо и спокойно, он быстро развивается. Что для этого нужно? Прежде всего - обеспечить внутреннее эмоциональное благополучие малыша.
Детский сад - новый период в жизни ребенка. Первое посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения очень важный и ответственный момент для малыша и его семьи. Из практики работы с детьми раннего возраста я столкнулась с трудностями адаптации детей к ДОУ. Большинство детей оказывались в стрессовых ситуациях, которые приводили к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды.
Когда ребенок приходит в ДОУ, он попадает в новые условия. Меняется режим дня, характер питания, температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и т.п. Все это, как правило, приводит к изменению в поведении ребенка, нарушается его аппетит, сон, эмоциональное состояние. У некоторых малышей происходит потеря уже имеющихся навыков. Состояние эмоционального дискомфорта, переживаемый ребенком отрыв от дома и родителей, встреча с новыми взрослыми могут стать для ребенка серьезной психической травмой. Малыш может воспринимать это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания, защиты.
Более того, у молодых родителей нет достаточно глубокого представления о жизни ребенка в ДОУ, о созданных в группе условиях в период адаптации, а так же воспитании и обучении. Поэтому тема моей исследовательской работы особенно актуальна.
Привыкнуть к детскому саду не так-то просто. Страдают и дети и родители. Поэтому необходимо организовать взаимодействие воспитателя и родителей, объединить усилия детского сада и семьи в укреплении здоровья, воспитании и обучении детей раннего возраста, способствовать поиску новых организационных способов привлечения родителей к сотрудничеству с детским садом, также созданию условий для повышения педагогической культуры родителей, чтобы меньше травмировать ребенка в период адаптации.
В связи с этим поставила цель: Исследование эффективных форм педагогического взаимодействия с родителями детей раннего возраста в период адаптации.
Объект исследования: Адаптация детей в раннем возрасте.
Предмет исследования: Педагогическое и семейное сопровождение
детей раннего возраста, в период адаптации в дошкольном учреждении.
Гипотеза: Интенсивность и продолжительность адаптации детей раннего возраста будет зависеть от тесного взаимодействия педагогов и родителей.
В соответствии с проблемой, предметом, объектом и целью исследовательской работы определила следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ по теме исследования.
2. Провести исследование адаптации детей раннего возраста.
3. Создание новой модели взаимодействия педагогов и родителей в период адаптации детей раннего возраста.
4. Оценка эффективности работы по данной теме.
Использовала методы исследования:
- анализ литературы по данной теме
- наблюдение
- анкетирование
- беседа
1.Теоретическая часть
1.1 Исследование основ теоретического вопроса адаптации
В античности Демокрит, Гиппократ, Платон, Аристотель, Гален, в том или ином виде замечали и указывали, что поведение и некоторые другие виды психической деятельности зависят от внешних факторов, внешней среды окружающей человека.
В педагогической литературе в большей степени освещены вопросы адаптации к дошкольному учреждению детей раннего возраста (А.И. Жукова, Н.И.Добрейцер, Р.В. Тонкова-Ямпольская, Н.Д.Ватутина и др.). Адаптация определяется прежде всего как медико-педагогическая проблема, решение которой требует создания условий, удовлетворяющих потребности детей в общении, тесного взаимодействия между семьёй и общественным воспитанием, хорошего медицинского обслуживания детей и правильной организации воспитательного процесса (Н.М.Аксарина, А.И.Мышкис).
Значительное внимание проблема приспособления детей к условиям общественного воспитания уделяется в современных исследованиях учёных стран Западной и Восточной Европы (К.Грош, М.Зейдель, А.Атанасова-Вукова, В.Манова-Томова, Э.Хабинакова). Доказано, что поступление в дошкольное учреждение связано со значительными неблагоприятными эмоционально-психологическими изменениями личности, коррекция которых требует целенаправленного воспитательного воздействия.
Большой вклад в изучение проблем адаптации личности сделан в отечественной (М.Р. Битянова, Я.Л. Коломинский, А.А.Налчаджян, А.В.Петровский, А.А.Реан и др.) и зарубежной психологии (А.Маслоу, Г.Селье, К.Роджерс, А.Фрейд, З.Фрейд, Т.Шибутани, Х.Хартманн и др.).
В последние годы все более активно адаптации рассматриваются в педагогических работах (Ш.А.Амонашвили, Г.Ф.Кумарина, А.В.Мудрик, И.П.Подласый, Е.А.Ямбург и др.).
При рассмотрении теоретических проблем, относящихся к психологии и педагогике развития личности, адаптация рассматривается как фаза личностного становления индивида, вступающего в относительно стабильную социальную общность ( А.В.Петровский, Л.С.Выготский, Д.И.Фельдштейн).
В результате анализа психолого-педагогической литературы, а также с позиции биологии, филосифии, понятие «адаптация» человека можно представить в трех спектрах: биологическом, психологическом, социальном.
1.2.Биологический аспект адаптации
Биологический уровень адаптации общий для человека и животных, включает в себя приспособление к постоянным и изменяющимся условиям среды: температуре, давлению, освещенности, влажности, а также к изменениям в организме: заболеванию, изменениям в организме, ограничению каких-либо функций.
Биологическому и физиологическому аспекту адаптации особое внимание уделял Г.Селье и его последователи. Они изучали вопросы, связанные с проблемами стресса. Традиционным стало понимание стресса как физиологической реакции организма, в частности, реакция эндокринных желез, контролируемых гипофизом, на действие различных отрицательных факторов. В функциональном и морфологическом отношении стресс выражается общим адаптационным синдромом, имеющим определённые и хорошо известные стадии.
1) стадия тревоги, продолжающаяся от нескольких часов до двух суток и включающая фазы шока и противошока (на последней происходит мобилизация защитных реакций организма);
2) стадия сопротивляемости, характеризующаяся повышением устойчивости организма к различным воздействиям;
3) стадия либо стабилизации состояния (выздоровления), либо истощения.
Так, биологические пределы адаптации организма заключены в генах, психофизиологическая адаптация к среде обусловлена возможностями темперамента.
1.3.Психологический аспект адаптации
Психологический аспект подразумевает приспособление человека как личности к жизни в обществе в соответствии с нормами этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами. Психологическая адаптация осуществляется путем усвоения норм и ценностей данного общества (как в широком смысле, так и применительно к ближайшему социальному окружению - общественной группе, семье, трудовому коллективу). Ее проявления обнаруживаются прежде всего во взаимодействии человека с окружающими людьми и его активной деятельности. Важнейшим средством достижения психологической адаптации является образование и воспитание. Процесс психологической адаптации проходит каждый человек в ходе своего индивидуального развития и профессионально-трудового становления.
1.4. Социальный аспект адаптации
Под социальной адаптацией понимается процесс активного приспособления человека к новым для него социальным условиям жизнедеятельности. В процессе адаптации человек выступает объектом воздействия социальной среды и активным субъектом, осознающим влияние этой среды. Процесс адаптации — это широкая полифония усвоения социальных ценностей через механизмы социализации. Человек как активный субъект осваивает и использует в своей жизнедеятельности продукты человеческой цивилизации, к которым относятся управленческие, экономические, психологические, педагогические технологии и методы освоения социального пространства. Фактически все элементы человеческой культуры участвуют в формировании личности через механизм адаптации, которая является неотъемлемой составной частью, необходимой доминантой социального развития.
Адаптационные изменения представляют собой более или менее сознательные изменения, через которые проходит личность в результате трансформации, перемены ситуации. Изменения постоянно сопровождают жизнь человека, поэтому для каждого индивида важно быть готовым к критическим периодам, поворотным моментам, сознательному пересмотру своей жизненной позиции в новых обстоятельствах. Это создает реальные предпосылки готовности к полноценной, активной адаптации.
Социализация – усвоение индивидом определенной системы, знаний, норм, ценностей, позволяющей ему становиться личностью, способной функционировать в данном обществе.
1.5.Социальная адаптация детей в раннем детстве
С приходом в детский сад у ребёнка начинается новый этап в его жизни.
Как показывают исследования, постепенный приход ребёнка в сад снижает риск возможных инфекций, облегчает привыкание к новым условиям.
В ходе комплексного исследования, проведённого учёными в разных странах, было выделено три адаптационного процесса:
1.Острая фаза или период дезадаптации.
Она сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц).
2. Подострая фаза или собственно адаптация.
Характеризуется адекватным поведением ребёнка, т. е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фазе замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами. ( длится три – пять месяцев).
3. Фаза компенсации или период адаптированности.
Характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития, дети начинают ориентироваться и вести себя спокойнее.
Различают три степени тяжести прохождения в острой фазы адаптационного периода:
- лёгкая адаптация
К 20-му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребёнок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми , сам идёт на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес без изменений; - адаптация средней тяжести
Поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие несколько замедляется ( замедление речевой активности). Заболеваемость до двух раз сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес изменился или несколько снизился; - тяжёлая адаптация
характеризуется, во- первых, значительной длительностью ( от двух до шести месяцев и больше) и тяжестью всех проявлений.
Исследования показали, что этот вид адаптации может протекать в двух вариантах, из которых имеет свои признаки. Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, и т. д.
Семье ребенка тоже требуется какое-то время для того, чтобы приспособиться к новым жизненным обстоятельствам.
Обычно время приспособления условно разделяют также на три периода: острый, подострый и компенсационный. Самые серьезные трудности ожидают семью в острый период. Это моменты первого столкновения с неизвестным, новым. Это новая, часто неожиданная эмоциональная реакция, как ребенка, так и его родителей. И наиболее сложная перестройка организма происходит в начальной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти в дезадаптацию, что может привести к нарушениям здоровья, поведения и психики ребенка. Для всех семей острый период адаптации индивидуален. Он может иметь разную длительность.
Установлен ряд факторов, определяющих, насколько успешно малыш справится с предстоящими ему изменениями в привычном образе жизни.
Эти факторы связаны и с физическим, и с психологическим состоянием ребенка, они тесно переплетены и взаимно обусловлены.
Во-первых, это – состояние здоровья и уровень развития. Здоровый, развитый по - возрасту малыш обладает лучшими возможностями системы адаптационных механизмов, он лучше справляется с трудностями. На состояние его здоровья влияет течение беременности и родов у матери, заболевания в период новорожденности и в первые месяцы жизни, частота заболеваемости в период перед поступлением в детское учреждение. Токсикозы, заболевания матери в период беременности вызывают неблагополучное созревание сложных систем организма ребенка, ведающих приспособлением к изменяющимся условиям внешней среды. Последующие заболевания неблагоприятно сказываются на иммунитете, могут затормозить психическое развитие. Отсутствие правильного режима, достаточного сна приводит к хроническому переутомлению, истощению нервной системы. Такой ребенок хуже справляется с трудностями адаптационного периода, у него возникает стрессовое состояние, и как следствие – заболевание.
Вторым фактором является возраст, в котором малыш поступает в детское учреждение. С ростом и развитием ребенка изменяется степень и форма его привязанности к постоянному взрослому. В первом полугодии жизни малыш привыкает к тому, кто его кормит, укладывает спать, ухаживает за ним, во втором полугодии усиливается потребность в активном познании окружающего мира, расширяются возможности – он уже может самостоятельно перемещаться в пространстве, свободнее действует руками. Но ребенок еще очень сильно зависит от взрослого, который ухаживает за ним, у малыша возникает сильная эмоциональная привязанность к человеку, постоянно находящемуся рядом, обычно к маме. В возрасте от девяти-десяти месяцев до полутора лет эта привязанность выражена наиболее сильно. После у ребенка появляется возможность речевого общения, свободного перемещения в пространстве, он активно стремится ко всему новому, и зависимость от взрослого постепенно ослабляется. Но малыш по-прежнему остро нуждается в чувстве защищенности, опоры, которое дает ему близкий человек. Потребность в безопасности у маленького ребенка так же велика, как в еде, сне, теплой одежде.
Третьим фактором, сугубо психологическим, является степень сформированности у ребенка общения с окружающими и предметной деятельности. В раннем возрасте на смену ситуативно-личностному общению приходит ситуативно-деловое, в центре которого становится овладение ребенком совместно со взрослым миром предметов, назначение которых сам малыш открыть не в состоянии. Взрослый становится для него образцом для подражания, человеком, который может оценить его действия, прийти на помощь. Что нового привносит сформированный тип общения и предметной деятельности в область социальных взаимоотношений ребенка с другими людьми? Как эти приобретения могут сказаться на поведении детей в новых условиях ? В ходе делового общения формируются особые связи с окружающими людьми. Чем отличается эмоциональный контакт от делового, практического? Прежде всего тем, что эмоциональные отношения – это отношения избирательные. Они строятся на основе опыта личностного общения с самыми близкими людьми. Если младенец первых месяцев жизни одинаково доброжелательно относится к любому взрослому, ему достаточно самых простых знаков внимания со стороны последнего для того, чтобы отозваться на них радостной улыбкой, гулением, протягиванием ручек, то уже со второго полугодия жизни малыши начинают четко различать своих и чужих. Примерно в восемь месяцев у всех детей возникает страх или неудовольствие при виде незнакомых людей. Ребенок сторонится их, прижимается к матери, иногда плачет. Расставание с матерью, которое до этого возраста могло происходить безболезненно, вдруг начинает приводить малыша в отчаяние, он отказывается от общения с другими людьми, от игрушек, теряет аппетит, сон. Взрослые должны серьезно отнестись к появлению этих симптомов. Если ребенок зациклится на одном только личностном общении с матерью, это создаст трудности в установлении контактов с другими людьми. По сравнению с эмоциональным общением, имеющим интимную, личностную основу, практическое взаимодействие более безлично, менее опосредовано привычкой к взаимодействию с определенным человеком. В таком взаимодействии между двумя партнерами появляется новое звено – предмет, который отвлекает малыша от того человека, с которым он общается по поводу этого предмета. Конечно, ребенок скорее предпочтет игру с близким человеком, чем с незнакомым, но, если у него имеются средства налаживать контакты деловые, он быстро привыкает к чужому, включая его в новую систему отношений, не требующих особой эмоциональной близости. Переход к новой форме общения необходим. Только он может быть залогом успешного вхождения ребенка в более широкий социальный контекст и благополучного самочувствия в нем. Этот путь не всегда прост и требует определенного времени и внимания со стороны взрослых. Установлено, что дети, которые испытывают трудности в привыкании к детскому учреждению, чаще всего имеют у себя дома тесные эмоциональные контакты со взрослыми. С ними играют мало, а если играют, то не слишком активизируют инициативу, самостоятельность малышей. Среди таких детей много избалованных и заласканных. В саду, где воспитатели не могут уделять им такого внимания, как в семье, они чувствуют себя неуютно, одиноко. У них снижен уровень игровой деятельности: она находится на стадии преимущественно манипуляций с игрушками. Общение протекает на эмоциональном уровне, а игра разворачивается в основном индивидуально. Необходимого для этого возраста сотрудничества со взрослым не складывается, а отсутствие навыков вступать в практическое взаимодействие со взрослым, сниженная игровая инициатива при повышенной потребности в общении приводят к сложностям во взаимоотношениях ребенка с разными взрослыми. Накопление неудач такого рода вызывает у детей постоянную робость, опасение.
Таким образом, причиной трудного привыкания к саду может служить рассогласование между слишком затянувшейся эмоциональной формой общения ребенка со взрослым и становлением новой ведущей деятельности с предметами, требующей другой формы общения – сотрудничества со взрослым. Психологи выявили четкую закономерность между развитием предметной деятельности ребенка и его привыканием .
Легче всего адаптация протекает у малышей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками. Впервые попав в ясли, они быстро откликаются на предложение воспитательницы поиграть, с интересом исследуют новые игрушки. Для них это – привычное занятие. В случае затруднения такие дети упорно ищут выход из ситуации, не стесняясь, обращаются за помощью к взрослому. Они любят вместе со взрослым решать предметные задачи: собрать пирамидку, конструктор. Для ребенка, умеющего хорошо играть, не составляет труда войти в контакт с любым взрослым, так как он владеет средствами, необходимыми для этого.
Характерной особенностью детей, которые с большим трудом привыкают к саду, является слабая сформированность действий с предметами, они не умеют сосредоточиваться на игре, малоинициативны в выборе игрушек, не любознательны. Любая трудность расстраивает их деятельность, вызывает капризы, слезы. Такие дети не умеют налаживать деловые контакты со взрослыми, предпочитают эмоциональное общение.
Большое влияние на течение адаптации оказывает и отношение с ровесниками. Если мы вернемся к описанным выше симптомам неблагополучного поведения детей, то вспомним, что и в этой сфере малыши ведут себя по-разному. Одни сторонятся сверстников, плачут при их приближении, другие с удовольствием играют рядом, делятся игрушками, стремятся к контактам. Неумение обращаться с другими детьми в сочетании с трудностями в установлении контактов со взрослыми еще больше отягощает сложность адаптационного периода.
Таким образом, состояние здоровья ребенка, умение общаться со взрослыми и сверстниками, сформированность предметной и игровой деятельности – основные критерии, по которым можно судить о степени его готовности к поступлению в детский сад и благополучного пребывания в нем.
Проанализировав социальный аспект адаптации детей раннего возраста и факторы, влияющие на успешность адаптации детей раннего возраста, пришла к выводу, что необходимое условие успешной адаптации это согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и в детском саду.
2.Практическая часть
2.1 Констатирующий этап
На первом этапе работы провела наблюдения за детьми и родителями в период острой фазы адаптации. В исследовании участвовало 14 детей и 20 родителей.
Наблюдение 2014 уч. г.
Цель: Выявить, как ведут себя дети и родители в период острой фазы адаптации в группе раннего возраста.
№/ | Ф.И. ребенка | Возраст | Поведение ребенка во время утреннего приема | Родители во время утреннего приема | Прием пищи | Сон | Игровая деят. |
1. | Алеша А | 2 | Спокойное | Мама не проявляет беспокойства. | Выборочный | Засыпает | активен |
2. | Даня А | 2.4 | Спокойное | Мама настроена положительно, улыбается, проявляет спокойствие
| Аппетит Хороший | глубокий | активен |
3. | Егор Б | 2.2 | Состояние доброжелательное | Мама настроена положительно. Бабушка проявляет беспокойство, интересуется поведением ребенка, жалуется , что ребенок не хочет идти в детский сад | Хороший, но ест долго | Засыпает долго, сон глубокий | Вступает в игру со сверстниками |
4. | Соня К | 2.4 | Раздражительное | Мама проявляет беспокойствие, волнуется, задает много вопросов воспитателю | Ест долго | Засыпает с трудом | Не проявляет интерес |
5. | Эля С | 2.6 | Отрицательное | Мама проявляет беспокойство, долго расстаются с ребенком, беспокоится о девочке в течение дня | Отказ от еды | Не спокойный | Уход от контакта |
6. | Саша Б | 2.5 | Состояние Положитель ное | Мама проявляет хорошее, положительное отношение | Хороший | спокойный | инициативен |
7. | Ярик С | 2.3 | Неустойчивое | Мама проявляет тревогу , беспокойство | Выборочный | Засыпает долго | Проявляет интерес |
8. | Дима А | 2.1 | Мама проявляет беспокойство, волнение. В течении дня много раз интересуется о состоянии мальчика | ||||
9. | Алена Г | 2.5 | положительное | Мама проявляет доброжелательное отношение, хорошо общается с воспитателем | Хороший | глубокий | Проявляет интерес |
10. | Уля К | 2.1 | Положительное | Мама проявляет спокойствие, быстро уходит из приемной. | Хороший | спокойный | Активен |
11. | Костя К | 2.4 | Тревожное | Мама проявляет беспокойство, раздражается на поведение ребенка, нервничает | Выборочный | Засыпает с трудом | Уход от контакта |
12. | Соня Г | 2.3 | Неустойчивое | Бабушка встревожена, интересуется, как девочка спит, спрашивает,чем занимаемся в группе. Мама интересуется о психологическом состоянии девочки, проявляет волнение | Выборочный | Тревожен во сне | Проявляет интерес |
13. | Настя М | 2.2 | Положительное | Мама проявляет спокойствие, интересуется, что можно приносить в детскикй сад. | Выборочный | Глубокий. | Проявляет интерес |
14. | Андрей Ш | 2.1 | Неустойчивое | Мама проявляет тревожность, волнение, долго не уходит их раздевалки | Выборочный | Тревожен во сне | Реакция протеста |
Результаты исследования:
В исследовании участвовало 14 детей, получены следующие результаты:
- 5 детей-33% во время утреннего приёма вели себя спокойно. В группе играли, хорошо кушали, спали.
- 7 детей-53 % во время ежедневного утреннего приёма плакали, капризничали и т.д.
- 2 ребёнка -13 % не хотели идти в группу. В игровой деятельности не участвовали. В течение дня были напряжены, негативно реагировали на происходящее в группе.
В исследовании участвовало 20 родителей, получены следующие результаты:
- 14 родителей-73,6% проявляли волнение, тревогу, долго не уходили из приемной, беспокоились за состояние ребенка в течение дня, интересовались, чем дети занимаются в группе, некоторые родители забирали детей после обеда.
- 6 родителей-26,3% проявляли спокойствие, доброжелательность, быстро уходили из приемной.
Провела анкетирование родителей
Анкета для родителей «Адаптация ребенка в детскому саду»
Цель: Выявить, как прошла адаптация детей с точки зрения родителей.
В анкетировании принимало участие 14 родителей, получены следующие результаты:
- 4 родителя -28,5 % считают, что ребенок адаптировался к новым условиям детского сада легко.
- 10 родителей-71,4 % считают, что адаптация прошла сложно.
Анкета для родителей «Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад?» Цель: Выявить, готовность детей к поступлению в детский сад
В анкетировании принимало участие 15 родителей, получены следующие результаты:
- 5 родителей-33,3%-считают, что ребенок полностью готов к поступлению в детский сад.
- 10 родителей-66,6%-считают, что ребенок частично готов к поступлению в детский сад
Анализ педагогического исследования результатов анкетирования
Анализ результатов анкетирования показал, что родители не способствовали успешной адаптации малышей, поступающих в наш детский сад, не вникали в вопросы адаптации, не знали как себя вести в период адаптации. Многие родители не видят вообще проблемы в том, что ребенок плачет, испытывает стресс, не играет с ребятами в группе.
В адаптационный период важны все показатели группы здоровья, заболевания до поступления в детский сад, индивидуальные особенности, привычки, данные антропометрии (рост, вес), показатели физического здоровья (аппетит в группе, дома, сон, стул, мочеиспускание)
Итоги адаптации детей раннего возраста в 2014г
Принимало участие 14 детей:
- Легкая адаптация – 1 ребенок – 6,8 %
- Средняя адаптация – 7 детей – 53,2 %
- Тяжелая адаптация – 6 детей – 40,0 %
Вывод по результатам педагогических исследований
констатирующего этапа
Анализ наблюдения и анкетирования показал, что большинство семей (дети и родители) были не готовы к посещению детского сада.
У родителей нет достаточно глубокого представления о жизни ребёнка в ДОУ, о созданных там условиях воспитания и обучения, им жалко «отрывать» своё чадо от себя. Родители не владеют информацией о понятии «адаптация». Они не знают как вести себя в период адаптации ребенка в раннем детстве, как помочь своему ребенку адаптироваться к новым условиям детского сада.
Чтобы избежать осложнений, необходимо обеспечить постепенный переход ребёнка из семьи в дошкольное учреждение необходимо создать новую модель взаимодействия педагогов и родителей в период адаптации детей раннего возраста.
2.2 Формирующий этап
На данном этапе сформировала и разработала новую модель взаимодействия педагогов и родителей в период адаптации детей раннего возраста.
1.Организованные посещения ДОУ будущими воспитанниками вместе с родителями (6-7 посещений).
Цель: Познакомить ребенка и родителей с будущим воспитателем, способствовать лучшему восприятию рекомендаций и практических советов в дальнейшей работе.
2.Традиционные родительские собрания, проходящие в форме диалога.
Цель: Пригласить посмотреть на группу, познакомить с режимом дня, обсудить, как обеспечить период адаптации.
3.Тематические беседы.
Цель: Ознакомление родителей с характеристикой возрастных возможностей и показателями развития детей раннего возраста.
4. Анкетирование – медицинское, социальное и определяющее готовность ребёнка к поступлению в детский сад.
Цель: Выяснить все особенности ребенка, черты характера, поведения, интересы, склонности.
5. Информационное сопровождение: «Памятка для родителей».
«Как надо готовить родителям ребенка к поступлению в детский сад»
Цель: Оказание помощи родителям в вопросах адаптации, детских капризов, упрямства, непослушания.
6. Создание подборки специальных игр и упражнений направленной на формирование эмоциональных контактов «ребенок – взрослый» и «ребенок – ребенок».
Цель: Развитие эмоциональной сферы детей, формирование доверительных отношений между родителями и ребёнком.
7. Проведение первых дней в группе и занятий совместно с родителями.
Цель: Помочь ребенку адаптироваться в новой обстановке.
В адаптационный период в группе создавала спокойную, доброжелательную атмосферу, посредством музыкального сопровождения, сюрпризными моментами.
Детям разрешалось приносить свои любимые домашние игрушки, книжки. Для того чтобы ребенок в течение дня ощущал присутствие мамы, папы, некоторые родители оставляли с ребенком свои незначительные вещи и предметы (платочек, заколку, записную книжку и др).
2.3. Заключительный этап
На данном этапе проанализировала эффективность новой модели взаимодействия педагогов и родителей в период адаптации детей раннего возраста.
Провела анкетирование родителей детей «Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад?»
В анкетировании принимало участие 13 родителей:
- 11 родителей-84,6 % отмечают, что ребенок готов к посещению в детский сад.
- 2 родителя -15,3% отмечают трудности.
Из бесед с родителями о проделанной совместной работе выявила, что родители очень довольны результатом адаптации своего ребенка. Мамам понравилось находиться с ребенком во время совместной деятельности в группе, отмечают, что меньше переживали, были более спокойны, оставляя ребенка в детском саду. Понравилось, что были проведены различные беседы, знакомство с группой, родительские собрания.
Значительно улучшились показатели адаптации детей в группе, что подтверждают данные педагогической адаптации 2014 года
Из 13 детей :
- лёгкая адаптация- 2 ребёнка - 26.6 %.
- средняя адаптация – 9 детей – 60%.
- тяжёлая адаптация -2ребенка- 13,3 %.
Заключение
Таким образом, гипотеза, положенная в основу исследовательского проекта подтвердилась. Достигнуты высокие результаты работы по данной теме. Новая модель взаимодействия педагогов и родителей в период адаптации детей раннего способствует более легкому привыканию к новым условиям.
Создана подборка методических пособий: занятий, игр и упражнений для детей в период адаптации, папки с рекомендациями для родителей и тематическими беседами.
Для успешной адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, положительное отношение к нему. Это зависит, прежде всего, от воспитателей и родителей, от их умения и желания помочь маленькому человечку встать на новый этап в его жизни.
Таким образом, совместная деятельность педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей является залогом успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения.
Список литературы
Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. ТЦ Учитель.- В., 2004. – 232 с. С ил.
Томашевская Л. В. Герц Е. Ю. Е.В. Андрющенкова. Интегрированные занятия с детьми в период адаптации к детскому саду. Детство – Пресс. – С.-П.,2010. – 96 с.
Приложение №1
КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭТАП
Уважаемые родители!
Анкета
Просим Вас ответить на вопросы данной анкеты
«Адаптация ребенка в детскому саду»
ФИО писать не обязательно. Возле правильного ответа ставьте «+», а если затрудняетесь ответить, переходите к следующему вопросу.
Ваши соображения помогут организовать успешную адаптацию малышей, поступающих в наш детский сад, что-то изменить, на что-то посмотреть другими глазами.
Как прошла адаптация ребенка к детскому саду:
А) ребенок адаптировался полностью
Б) ребенок утром не хочет идти в детский сад
В) ребенок иногда не хочет идти в детский сад
Г) ребенок вечером изъявляет желание еще поиграть в детском саду
2. Как протекала адаптация Вашего малыша к детскому саду?
Ребенок шел в детский сад:
А) с плачем
Б) с уговорами
В) без эмоций
Г) с удовольствием
3. Что, по Вашему мнению, повлияло на успешную адаптацию:
А) действия всех сотрудников
Б) совместные действия сотрудников и родителей
В) действия родителей
4.Каким было поведение Вашего ребенка после первых дней посещения детского сада:
А) обычным
Б) отказывался от еды
В) плохо засыпал
Г) был сильно угнетен
Д) полон впечатлений
Е) все эти факторы имели место
5. Как Вы думаете, каковы пути успешной адаптации к детскому саду? Что, на Ваш взгляд, нужно изменить? Что бы Вы хотели увидеть в детском саду? Ваши пожелания____________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Анкета для родителей
«Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад?»
Ф.И. ребенка
Стюков Ярик
1. Какое настроение преобладает у ребенка?
а) бодрое, уравновешенное
б) раздражительное, неустойчивое
в) подавленное
2. Как ребенок засыпает?
а) быстро (до 10 мин.)
б) медленно
в) спокойно
г) не спокойно
3. Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул?
а) дополнительные воздействия ______________________________________________
(какие?)
б) без дополнительных воздействий
4. Какова продолжительность сна ребенка?
а) 2 часа
б) менее часа
5. Какой аппетит у Вашего ребенка?
а) хороший
б) избирательный
в) неустойчивый
г) плохой
6. Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок?
а) положительно
б) отрицательно
в) не просится, но бывает сухой
г) не просится и ходит мокрый
7. Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки?
а) сосет пустышку, сосет палец, раскачивается, другие __________________________
(указать)
б) нет отрицательных привычек
8. Интересуется ли Ваш ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?
а) да
б) нет
в) иногда
9. Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?
а) да
б) нет
в) иногда
10. Как играет Ваш ребенок?
а) умеет играть самостоятельно
б) не всегда
в) не играет сам
11. Взаимоотношения со взрослыми:
а) легко идет на контакт
б) избирательно
в) трудно
12. Взаимоотношения с детьми:
а) легко идет на контакт
б) избирательно
в) трудно
13. Отношение к занятиям (внимателен, усидчив, активен)?
а) да
б) нет
в) не всегда
14. Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими?
а) да
б) нет
в) перенес разлуку легко
г) тяжело
15. Есть ли привязанность к кому-либо из взрослых?
а) да
б) нет
Анкета для родителей
«Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад?»
Ф.И. ребенка
Антонов Даня
1. Какое настроение преобладает у ребенка?
а) бодрое, уравновешенное
б) раздражительное, неустойчивое
в) подавленное
2. Как ребенок засыпает?
а) быстро (до 10 мин.)
б) медленно
в) спокойно
г) не спокойно
3. Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул?
а) дополнительные воздействия
Читаю книжку
(какие?)
б) без дополнительных воздействий
4. Какова продолжительность сна ребенка?
а) 2 часа
б) менее часа
5. Какой аппетит у Вашего ребенка?
а) хороший
б) избирательный
в) неустойчивый
г) плохой
6. Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок?
а) положительно
б) отрицательно
в) не просится, но бывает сухой
г) не просится и ходит мокрый
7. Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки?
а) сосет пустышку, сосет палец, раскачивается, другие __________________________
(указать)
б) нет отрицательных привычек
8. Интересуется ли Ваш ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?
а) да
б) нет
в) иногда
9. Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?
а) да
б) нет
в) иногда
10. Как играет Ваш ребенок?
а) умеет играть самостоятельно
б) не всегда
в) не играет сам
11. Взаимоотношения со взрослыми:
а) легко идет на контакт
б) избирательно
в) трудно
12. Взаимоотношения с детьми:
а) легко идет на контакт
б) избирательно
в) трудно
13. Отношение к занятиям (внимателен, усидчив, активен)?
а) да
б) нет
в) не всегда
14. Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими?
а) да
б) нет
в) перенес разлуку легко
г) тяжело
15. Есть ли привязанность к кому-либо из взрослых?
а) да
б) нет
Приложение №2
ФОРМИРУЮЩИЙ ЭТАП
«Как помочь ребенку в период адаптации»
Игры в адаптационный период с детьми 2-3 лет.
Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.
Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения.
Игра « Догони мяч»
У родителей в руке по одному мячику разного цвета. Дети смотрят, какого цвета мячик у их мам. На слова « Раз, два, три, беги!» взрослые бросают мячи на ковёр, а их малыши добегают до того мячика, который был у их мам. Одновременно с этим педагог читает стихотворение. Педагог
Ай, люли, ай, люли!
Раскатились все мячи.
А мы мячики найдем
И к мамочке отнесем.
Игра повторяется 2-3 раза.
Игра «Не потеряй мячик»
Педагог включает запись ритмичной музыки, родитель в паре с ребенком, берет один мячик. И под музыку, не выпуская мяча из рук, начинают идти по залу, прыгать, кружиться, приседать по команде педагога. Когда музыка заканчивается, игра тоже заканчивается.
Игра «Мячики отдыхают»
Мамы садятся на ковер, дети ложатся рядом с ними на спину, закрывают глаза. Включается спокойная музыка.
Педагог. Мячики отдыхают, а по комнате летает ветерок и дотрагивается до них.
Родителя гладят своих детей; по животику, по головке, по коленкам, по ручкам.
Игра «Найди нужную корзину»
Педагог. Отдохнули мячики, а теперь можно еще поиграть. Пока мы отдыхали, наши мячики повыпрыгивали из корзинки и раскатились по ковру. Давайте соберем их в корзины (две корзины для маленьких и больших мячей)
Посередине зала стоят две корзины, в которые необходимо собрать все большие и все маленькие мячи.
Включить запись ритмичной музыки. Под музыку дети собирают и распределяют мячики в нужные корзины. Мамы подбадривают, хвалят детей.
Игра «Футбол»
В центре зала «воротики». Удетей в руках по большому резиновому мячику.
Педагог. Вот у нас ворота, а вам нужно забить гол. Ногой толкаем мяч и попадаем в ворота.
Родители вместе с детьми совершают удар.
Педагог. Раз, два, три, четыре, пять,
Хорошо с мячом играть!
При попадании мяча в ворота вместе крикнуть: «Гол!» Хлопать в ладоши. При непопадании хлопаем в ладоши, подбадриваем малыша.
Мы играли, танцевали, а теперь
Мячики прощаются,
В коробку возвращаются.
Дети и родители обходит зал по кругу, прощаются и уходят.
Совместные игры с родителями в дни адаптации в группе
Знакомство детей друг с другом. Назови свое имя.
Взрослый подходит к ребенку с игрушкой и от имени этой игрушки спрашивает ребенка: «Как тебя зовут?».
Поиграй с мамой:
* «Коза рогатая». Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая:
Ножками – топ, топ!
Глазками – хлоп, хлоп!
(Мама изображает пальцами рога, которые двигаются по телу ребенка).
Кто кашки не ест,
Кто молока не пьет.
Того забодает, забодает, забодает!
(Ускоряя темп движения, мама забирается ребенку под мышки сначала с одной стороны, затем с другой).
* «Стенка, стенка»
Стенка, стенка, потолок,
Раз ступенька, два ступенька,
Дзынь – звонок.
(Пальцы взрослого легко касаются сначала одной щеки ребенка, затем другой щеки, лба, потом подбородка, места над верхней губой и кончика носа малыша).
Затем упражнение выполняется пальцами самого малыша.
* «Мельница».
Дуйте, дуйте, ветры, в поле, (Ребенок сидит на коленях у мамы спиной к нему. При этом тянется звук «у», и мама дует на шейку ребенка).
Чтобы мельницы мололи, (сначала мама совершает круговые движения с одной рукой малыша, затем с другой).
Чтобы завтра из муки испекли нам пирожки. (имитация лепки пирожков ,ладони ребенка соединяются).
* «Мы ногами топ!»
Дети вместе со взрослыми выполняют следующие движения:
Мы ногами топ-топ-топ (дети вместе со взрослыми ходят по комнате и топают).
А в ладошки хлоп-хлоп-хлоп
Ай да малыши!
Ай да крепыши! (высоко поднимая ладоши, хлопают).
По дорожке мы шагаем (идут за воспитателем).
И в ладоши ударяем. (хлопают в ладоши).
Топ-топ, ножки, топ! (стоя на месте, топают ногами).
Хлоп-хлоп, ручки, хлоп! (хлопают руками).
Ай да малыши!
Ай да крепыши! (руки на пояс – кружатся).
* «Зайка серенький сидит!»
Зайка серенький сидит (взрослый садится).
И ушами шевелит (взрослый подносит пальцы к голове, шевелит ими, поворачиваясь вправо и влево).
Вот так, вот так, он ушами шевелит (дети подражают движениям взрослого и повторяют за ним слова.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть, вот, так, вот так
Надо лапочки погреть! (взрослый и дети хлопают в ладоши и повторяют две последние строчки).
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.
Вот так, вот так, надо зайке поскакать! (взрослый и дети хлопают в ладоши и повторяют две последние строчки).
Зайку волк испугал! (взрослый рычит!)
Зайка тут же убежал! (дети разбегаются врассыпную).
*Детям предлагаются игрушки для совместной игры.
*«Поздоровайся с мишуткой»
Взрослый предлагает детям поздороваться с мишкой, назвать свое имя, ответить на вопрос: «Как дела?», «Ты любишь играть» и т.д.
*«Пропавшие ручки»
У меня пропали ручки (спрятать руки за спину)
Где вы, рученьки мои? (посмотреть по сторонам, ища потерянные руки)
1,2,3,4,5 – покажитесь мне опять.(показать руки).
*»У меня пропали ножки».
Где Вы ноженьки мои? (спрятать ноги, поджав их под себя и сев на них)
1,2,3,4,5 – покажитесь мне опять (встать на ноги).
Изменяя слова, можно искать глазки, ушки, щечки.
* «Зарядка для пальцев».
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в альбомах
Будут снова рисовать.
Дети вытягивают руки вперед, сжимают и разжимают кулаки.
*Предложить детям порисовать вместе с мамами, свободная тема
*«Давайте поздороваемся». Детям предлагается поздороваться рукой, щекой, пальчиками и т.д. Упражнение продолжает знакомство, создает психологически непринужденную атмосферу.
*Игра «Киска-киска». Ребенок пытается повторять рифмующиеся слова и звукосочетания: не садись, брысь, пойдет, упадет. Для игры используется игрушечный котенок.
Покажите ребенку игрушечного котенка: «Кто это такой пушистый к нам пришел? Правильно, это киса пришла. Пусть малыши погладят котенка. «Где у кисы глазки?, а носик?, а ушки?. Попросите малыша воспроизвести, как мяукает кошка. А теперь покажите ему куклу: «Это наша Танюша, она вышла на прогулку и увидела кису:
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись.
Наша Танечка пойдет,
Через киску упадет!
Таким образом, потешка обыгрывается с проигрыванием слов ребенком.
* «Зайка»
Заинька-зайка (дети прыгают, поджав руки, имитируя зайку).
Маленькая зайка (садятся на корточки, показывают рукой вершок от пола).
Длинные ушки (дети приставляют ладошки к голове).
Быстрые ножки (побежали).
Деток боишься, Зайка-трусишка?
(дети обхватывают себя руками, изображая страх).
* «Карусели».
Еле-еле, еле-еле, закружились карусели,
(взрослые и дети встают в круг и берутся за руки (или за обруч). Двигаются по кругу по часовой стрелке).
А потом, потом, потом, все бегом, бегом, бегом.
(идут быстро, еще быстрее, затем бегут).
Тише, тише не спешите.
(постепенно замедляют движение, переходя на ходьбу).
Карусель остановите. (медленная ходьба).
Стоп (Остановиться и присесть на корточки).
Детям предлагаются игрушки для совместной игры.
*«Давайте поздороваемся». Детям предлагается поздороваться рукой, щекой, пальчиками и т.д. Упражнение продолжает знакомство, создает психологически непринужденную атмосферу.
*Инсценировка сказки «Курочка Ряба»
Предложить детям поиграть в дидактические игры:
*«Собери пирамидку»;
*«Сложи узор»;
*«Собери картинку» и т.д
*«Давайте поздороваемся»
Детям предлагается поздороваться рукой, щекой, пальчиками и т.д. Упражнение продолжает знакомство, создает психологически непринужденную атмосферу.
*«Покажи отгадку».
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается.
(Кошка)
Хвост пушистый, шерсть ярка,
И коварна, и хитра.
Знают звери все в лису
Ярко-рыжую…
(Лиса)
Он в дупло засунул лапу
И давай рычать, реветь.
Ох, какой же ты сластена,
Косолапенький…
(Медведь)
Заворчу, заурчу,
В небеса улечу.
(Самолет)
Летом в болоте вы ее найдете
Зеленая квакушка-
Кто это?
(Лягушка)
Кто зимой холодной
Бродит по лесу голодный?
(Волк)
* «Любопытная Варвара».
Любопытная Варвара (дети поднимают и опускают плечи)
Смотрит влево (поворачивают корпус влево)
Смотрит вправо (поворачивают корпус вправо)
Смотрит вверх (поднимают голову вверх)
Смотрит вниз (опускают голову)
Чуть присела на карниз (выполняют легкие полуприседания)
А с него свалилась вниз! (резко приседают)
* «Пропавшие ручки».
У меня пропали ручки (спрятать руки за спину)
Где вы, рученьки мои? (посмотреть по сторонам, ища потерянные руки)
1,2,3,4,5 – покажитесь мне опять! (показать руки)
*«У меня пропали ножки»
Где Вы ноженьки мои? (спрятать ноги, поджав их под себя и сев на них)
1,2,3,4,5 – покажитесь мне опять! (встать на ноги)
Изменяя слова, можно искать глазки, ушки, щечки.
*«Ногами топ»
Дети вместе со взрослыми выполняют следующие движения:
Мы ногами топ-топ-топ (дети вместе со взрослыми ходят по комнате и топают)
А в ладошки хлоп-хлоп-хлоп (хлопают в ладоши)
Ай да малыши!
Ай да крепыши! (высоко поднимая ладоши, хлопают)
По дорожке мы шагаем (идут за воспитателем)
И в ладоши ударяем! (хлопают в ладоши)
Топ-топ, ножки, топ ! (стоя на месте, топают ногами)
Хлоп-хлоп, ручки, хлоп! (Хлопают руками)
Ай да малыши! Ай да крепыши! (Руки на пояс – кружатся)
Рекомендации для родителей
«Как надо готовить родителям ребенка к поступлению в детский сад»
- Не обсуждайте при малыше волнующие Вас проблемы, связанные с детским садом.
- Как можно раньше провести оздоровительные мероприятия, которые назначил врач.
- Отправить в детский сад ребенка лишь при условии, что он здоров.
- Заранее узнать все новые моменты в режиме дня в детском саду и ввести их в режим ребенка дома.
- Как можно раньше познакомить малыша с детьми с детском саду и с воспитателями группы, куда он в скором времени придет.
- Настроить малыша как можно положительнее к его поступлению в детский сад.
- Учить ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.
- Не угрожать ребенку детским садом как наказанием за детские грехи, а также за его непослушание.
- Готовить Вашего ребенка к временной разлуке с вами и дать понять ему, что это неизбежно только потому, что он уже большой.
- Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад.
- Планировать свой отпуск так, чтобы в первый месяц посещения ребенком нового организованного коллектива у вас была бы возможность оставлять его там не на целый день.
- Все время объяснять ребенку, что он для вас, как и прежде, дорог и любим.
- Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим!
Помните!!!
Детей учит то, что их окружает:
Если ребенка часто критикуют – он учится осуждать.
Если ребенку часто демонстрируют враждебность – он учится драться.
Если ребенка часто высмеивают – он учится быть робким.
Если ребенка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым.
Если к ребенку часто бывают снисходительны – он учится быть терпеливым.
Если ребенка часто подбадривают – он учится уверенности в себе.
Если ребенка часто хвалят – он учится оценивать.
Если с ребенком обычно честны – он учится справедливости.
Если ребенок живет с чувством безопасности – он учится верить.
Если ребенка часто одобряют – он учится к себе хорошо относиться.
Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь.
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Приглашаем Вас принять участие в анкетном опросе. Ваши ответы помогут сотрудникам детского сада лучше узнать особенности и желания Вашего ребенка для создания благоприятных условий его развития.
- Ребенок:
Ф.И.
Дата рождения
Домашний адрес, телефон
Мать:
Ф.И.О
Год рождения
Образование, специальность, место работы
- Отец:
Ф.И.О
Год рождения
Образование, специальность, место работы
Состав семьи кто постоянно проживает с ребенком
- Есть ли в семье другие дети, их возраст, каковы взаимоотношения с ними
- К кому из членов семьи ребенок больше привязан
- Часто ли болеет ребенок, какие тяжелые заболевания, травмы перенес
Основные виды игр и занятий дома
Какие игрушки любит, кто их убирает
- Охотно ли вступает в контакты, общение (нужное подчеркнуть):
- с детьми своего возраста да нет
- с детьми старшего возраста да нет
- с незнакомыми взрослыми да нет
- с родными да нет
9. Каким Вы считаете своего ребенка (подчеркните):
- спокойным; мало эмоциональным; очень эмоциональным
10. Что умеет делать ребенок самостоятельно
Играть игрушками, самостоятельно одеваться
12 Выполнение каких режимных моментов доставляет Вам больше всего трудностей дома (нужное подчеркнуть): подъем, умывание, кормление, укладывание спать, другое (допишите)__________________________________________________________________________
- Какой аппетит у Вашего малыша (нужное подчеркнуть)
хороший; ест все; плохо и мало; в зависимости от того, что в тарелке
.
Как Вы его кормите дома (нужное подчеркнуть): он ест сам; сначала ест сам, потом докармливаем; чаще его кормят с ложки взрослые; ест аккуратно; не очень аккуратно; мы добиваемся, чтобы он ел все, что дают; мы разрешаем не есть то, чего он не хочет; пусть ест, сколько хочет; тарелка должна быть чистой.
- Как засыпает ребенок дома (нужное подчеркнуть): быстро; медленно; сам; с ним рядом сидит кто-то из взрослых; иногда мочится во сне; раздевается перед сном сам; одевается после сна сам; его раздевают и одевают взрослые.
Приложение №3
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Анкета для родителей
«Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад?»
Ф.И. ребенка
вставить
1. Какое настроение преобладает у ребенка?
а) бодрое, уравновешенное
б) раздражительное, неустойчивое
в) подавленное
2. Как ребенок засыпает?
а) быстро (до 10 мин.)
б) медленно
в) спокойно
г) не спокойно
3. Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул?
а) дополнительные воздействия ______________________________________________
(какие?)
б) без дополнительных воздействий
4. Какова продолжительность сна ребенка?
а) 2 часа
б) менее часа
5. Какой аппетит у Вашего ребенка?
а) хороший
б) избирательный
в) неустойчивый
г) плохой
6. Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок?
а) положительно
б) отрицательно
в) не просится, но бывает сухой
г) не просится и ходит мокрый
7. Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки?
а) сосет пустышку, сосет палец, раскачивается, другие __________________________
(указать)
б) нет отрицательных привычек
8. Интересуется ли Ваш ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?
а) да
б) нет
в) иногда
9. Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?
а) да
б) нет
в) иногда
10. Как играет Ваш ребенок?
а) умеет играть самостоятельно
б) не всегда
в) не играет сам
11. Взаимоотношения со взрослыми:
а) легко идет на контакт
б) избирательно
в) трудно
12. Взаимоотношения с детьми:
а) легко идет на контакт
б) избирательно
в) трудно
13. Отношение к занятиям (внимателен, усидчив, активен)?
а) да
б) нет
в) не всегда
14. Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими?
а) да
б) нет
в) перенес разлуку легко
г) тяжело
15. Есть привязанность к кому-либо из взрослых?
а) да
б) нет
Лист педагогической адаптации №1.
Фамилия, имя ребенка Матиенко Настя
Дата рождения 05.08.2012
Дата поступления в ДОУ 12.08.2014
Возраст при поступлении 2г.
Группа здоровья 2
Данные антропометрии: рост 97 вес 15 кг (при поступлении)
рост 97 вес 15.100 (через месяц)
Заболевания до поступления
ОРЗ, ОРВИ.
Индивидуальные особенности -------
Привычки
Сосет пустышку
Параметры | Дни наблюдений/оценка параметров в баллах | ||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | |||
Показатели физического здоровья | Аппетит | в группе | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | ||||||||||
дома | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | ||||||||||||
Сон | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | ||||||||||||||
Стул | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | ||||||||||||
Мочеиспускание | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Перенесенные заболевания, кол-во пропущенных дней -------
Оценка адаптационного периода: средняя
Воспитатель:Чистова.Н.В.
Лист педагогической адаптации №2.
Фамилия, имя ребенка Акулов Алексей
Дата рождения 30.03.12г
Дата поступления в ДОУ 15.06.2014г
Возраст при поступлении 2г,3м
Группа здоровья 2
Данные антропометрии: рост 93 вес 12кг (при поступлении)
рост 93 вес 12,600(через месяц)
Заболевания до поступления
ОРЗ, ОРВИ, грипп
Индивидуальные особенности --------
Привычки
Сосет палец
Параметры | Дни наблюдений/оценка параметров в баллах | ||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | |||
Показатели физического здоровья | Аппетит | в группе | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | |||||
дома | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | |||||||
Сон | - | - | - | - | - | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | |||||||
Стул | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | |||||||
Мочеиспускание | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 |
Перенесенные заболевания, кол-во пропущенных дней ------
Оценка адаптационного периода: тяжелая
Воспитатель: Чистова.Н.В.
Оценка параметров адаптации.
Параметры | Оценка /баллы/ | |||
3 | 2 | 1 | ||
Показатели психического здоровья | Эмоциональное состояние | положительное | неустойчивое | отрицательное |
Социальные контакты с детьми | инициативен, контактен | вступает в контакт при поддержке взрослого | пассивен, реакция протеста | |
Социальные контакты со взрослыми | инициативен, контактен | принимает инициативу взрослого | реакция протеста, уход от контакта | |
Познавательная и игровая деятельность | активен, проявляет интерес | активен при поддержке взрослого | пассивен, реакция протеста | |
Реакция на изменение привычной ситуации | принятие | тревожность | непринятие |
Степень адаптации:
ЛЕГКАЯ – до 15 дней – 16 -20 баллов
СРЕДНЯЯ – 15-25 дней – 15 -11 баллов
ТЯЖЕЛАЯ – более 25 дней
Уважаемые родители!
Просим Вас ответить на вопросы данной анкеты
«Адаптация ребенка в детскому саду»
ФИО писать не обязательно. Возле правильного ответа ставьте «+», а если затрудняетесь ответить, переходите к следующему вопросу.
Ваши соображения помогут организовать успешную адаптацию малышей, поступающих в наш детский сад, что-то изменить, на что-то посмотреть другими глазами.
- Как прошла адаптация ребенка к детскому саду:
А) ребенок адаптировался полностью
Б) ребенок утром не хочет идти в детский сад
В) ребенок иногда не хочет идти в детский сад
Г) ребенок вечером изъявляет желание еще поиграть в детском саду +
2. Как протекала адаптация Вашего малыша к детскому саду?
Ребенок шел в детский сад:
А) с плачем
Б) с уговорами
В) без эмоций
Г) с удовольствием+
3. Что, по Вашему мнению, повлияло на успешную адаптацию:
А) действия всех сотрудников
Б) совместные действия сотрудников и родителей +
В) действия родителей
- Каким было поведение Вашего ребенка после первых дней посещения детского сада:
А) обычным
Б) отказывался от еды
В) плохо засыпал
Г) был сильно угнетен
Д) полон впечатлений+
Е) все эти факторы имели место
5. Как вы помогали ребенку адаптироваться к условиям детского сада?
Рассказывала рассказы о детском саде, что там дружные ребята
- Как Вы думаете, каковы пути успешной адаптации к детскому саду? Что, на Ваш взгляд, нужно изменить? Что бы Вы хотели увидеть в детском саду? Ваши пожелания
всем спасибо.
Уважаемые родители!
Просим Вас ответить на вопросы данной анкеты
«Адаптация ребенка в детскому саду»
ФИО писать не обязательно. Возле правильного ответа ставьте «+», а если затрудняетесь ответить, переходите к следующему вопросу.
Ваши соображения помогут организовать успешную адаптацию малышей, поступающих в наш детский сад, что-то изменить, на что-то посмотреть другими глазами.
- Как прошла адаптация ребенка к детскому саду:
А) ребенок адаптировался полностью
Б) ребенок утром не хочет идти в детский сад
В) ребенок иногда не хочет идти в детский сад
Г) ребенок вечером изъявляет желание еще поиграть в детском саду
2. Как протекала адаптация Вашего малыша к детскому саду?
Ребенок шел в детский сад:
А) с плачем
Б) с уговорами
В) без эмоций
Г) с удовольствием
3. Что, по Вашему мнению, повлияло на успешную адаптацию:
А) действия всех сотрудников
Б) совместные действия сотрудников и родителей +
В) действия родителей
- Каким было поведение Вашего ребенка после первых дней посещения детского сада:
А) обычным
Б) отказывался от еды
В) плохо засыпал
Г) был сильно угнетен
Д) полон впечатлений
Е) все эти факторы имели место +
5. Как вы помогали ребенку адаптироваться к условиям детского сада?
Рассказывала рассказы о детском саде, что там дружные ребята.
- Как Вы думаете, каковы пути успешной адаптации к детскому саду? Что, на Ваш взгляд, нужно изменить? Что бы Вы хотели увидеть в детском саду? Ваши пожелания
Характер адаптации зависит от следующих факторов:
- Возраста детей;
- Состояния здоровья и уровня развития детей;
- Биологического и социального анамнеза ребенка в период беременности матери.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с родителями детей раннего возраста в период адаптации.
Работа с родителями детей раннего возраста в период адаптации....
Педагогическое сопровождение родителей детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду
Прохорова Мария АлексеевнаСофронова Инна Сергеевна«Педагогическое сопровождение родителей детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду»Паспорт проектаЦель: Вызвать желание род...
Опыт работы «Взаимодействие педагога и детей раннего возраста в период адаптации как одно из важнейших условий»
Опыт работы «Взаимодействие педагога и детей раннего возраста в период адаптации как одно из важнейших условий»...
Проект Работа педагога-психолога с родителями детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению «Мамина школа»
В возрасте 1 - 3 лет ребенок имеет ряд специфических возрастных особенностей. Этот период характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Адаптация к дошкольному у...
Исследовательский проект: "Взаимодействие с родителями детьми раннего возраста в период адаптации."
«Как помочь ребенку в период адаптации»Игры в адаптационный период с детьми 2-3 лет.Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к в...