Пример карты обследования дефектологом.
методическая разработка по коррекционной педагогике

Коротченко Яна Юрьевна

В материале представлен пример карты обследования ребенка с задержкой психического развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл defektologicheskaya_karta.docx129.14 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТА ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С ЗПР

Ф.И. РЕБЕНКА________________________________________________________

ГРУППА_____________________________________________________________

ДАТА ЗАЧИСЛЕНИЯ____________________________________________________

ДАТА ВЫПУСКА_______________________________________________________

Данные психолого-педагогического обследования

I. Общие сведения.

1.Контакт и эмоциональная реакция ребенка на обследование (легко вступает в контакт/трудно; волнуется, спокоен, застенчив, весел, неадекватное поведение________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________)

2. Понимает инструкции и цели задания (___ выслушивает до конца, __ задает вопросы, __ необходим показ).

3. Характер деятельности при выполнении задания (интерес, работоспособность, использование помощи и т. д.) _______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Представление ребенка о себе и ближайшем окружении (точность представлений)

  • Как тебя зовут?
  • Какая у тебя фамилия?
  • Ты девочка или мальчик?
  • Сколько тебе лет?
  • Где ты живешь?
  • С кем ты живешь?
  • Как зовут твою маму?
  • Как зовут твоего папу?
  • Где и кем работает твоя мама?
  • Где и кем работает твой папа?
  • Ты сюда пришел или приехал? На чем?
  • Какие у тебя есть игрушки?
  • Кто водит машину?
  • Кто учит детей?
  • Какое сейчас время года?
  • Как ты догадался?

II. Характеристика интеллектуальной деятельности

Восприятие

Цвет (методика И.В.Дреминой)

4-5 лет (до5 цветов)____________________________________________________________

5-6 лет (до 7 цветов) ___________________________________________________________

6-7 лет (до 9 цветов)___________________________________________________________

Ритм

Простые(---; -- -- --; - --; -- -)_____________________________________________________

Сложные (- -- -; --- -; - -- --;- --- -; -- --- --; --- - --)____________________________________

_____________________________________________________________________________

Особенности восприятия – целостность

Предлагается сложить квадрат из нескольких частей

4 года – 3 части_______________________________________________________________

5 лет – 4 части ________________________________________________________________

6 лет – 5-6 частей _____________________________________________________________

Форма

Тест «Найди одинаковые фигуры» (авт.А.Н.Смирнова)

4-5 лет (до 3 геометрических фигур: квадрат, треугольник, круг)______________________

_____________________________________________________________________________

5-6 лет (до 5 геометрических фигур)______________________________________________

6-7 лет (до 7 геометрических фигур)______________________________________________

Величина

1.Предметные картинки с предметами различной величины

4 года – покажи по картинке: большой, маленький, длинный, короткий,

широкий, узкий, высокий, низкий _________________________________________

5 лет – назови по картинке: большой, маленький, длинный, короткий,

широкий, узкий, высокий, низкий __________________________________________

6 лет – скажи наоборот: большой, маленький, длинный, короткий,

широкий, узкий, высокий, низкий, толстый, тонкий___________________________

_____________________________________________________________________________

2. Разложить полоски в ряд в возрастающем порядке:

4 года – 3 полоски_____________________________________________________________

5 лет – 5 полосок _____________________________________________________________

6 лет – 10 полосок ____________________________________________________________

Внимание

4- 5 лет (методика С.Лиепинь)

 

5-6+ лет (методика С.Лиепинь)

Мышление

1.Наглядно-действенное

Уровень оценивается по таблицам Сегена – восприятие форы.

4 года________________________________________________________________________

5 лет _________________________________________________________________________

6 лет _________________________________________________________________________

Пирамидка

2. Наглядно-образное

«Свободное рисование» (простым карандашом)

4 года________________________________________________________________________

5 лет ________________________________________________________________________

6 лет _________________________________________________________________________

«Разрезные картинки», «Почтовый ящик»

Методика «Разложи картинки»

4-5 лет - 4 картинки ___________________________________________________________

5-6 лет – 5 картинок ___________________________________________________________

6-7 лет – 6-7 картинок __________________________________________________________

3. Словесно-логическое

4 года – назвать одним словом: огурец – помидор-капуста; платье, кофта, штаны; стакан, тарелка, чашка; стол- стул- кровать______________________________________________

5 лет – назвать одним словом: огурец – помидор-капуста; платье, кофта, штаны; стакан, тарелка, чашка; стол- стул- кровать______________________________________________

6 лет – что лишнее: морковь-капуста-яблоко-картофель; платье-сапоги-рубашка-пальто; чашка-тарелка-стол-кастрюля; диван-стол-кровать-ведро._____

«Четвёртый лишний»

5 лет ________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

6 лет ________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

«Последовательность событий» (сюжетные картинки)

5 лет ________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

6 лет ________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

«Загадки»

6 лет ________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Память

1.Слуховая память

Запомни 10 слов (методика А Лурия)

4 года – до 5 слов_____________________________________________________________________

6 лет – до 10 слов_____________________________________________________________________

2. Зрительная память

Запомни 10 картинок

4 года _______________________________________________________________________________

5 лет ________________________________________________________________________________

6 лет ________________________________________________________________________________

2. Зрительная память

«Чего не стало?»

4 года – до 5 игрушек __________________________________________________________________

5 лет – 6-7 игрушек ___________________________________________________________________

6 лет -7-10 игрушек ___________________________________________________________________

Развитие элементарных математических представлений

1. Количество и счет

4 – 5 лет – до 5 _______________________________________________________________________

5-6 лет – до 10 ________________________________________________________________________

6-7 лет – до 10 (прямой и обратный счет) _________________________________________________

2. Геометрические фигуры

4-5 лет – узнавание геометрических фигур ________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

5-6 лет – различение геометрических форм _______________________________________________

_____________________________________________________________________________________

6-7 лет – преобразование геометрических форм ___________________________________________ _____________________________________________________________________________________

3. Величина

Сравнение предметов разной длины, ширины, высоты

4-5 лет – 5 предметов__________________________________________________________________

5-6 лет – до 10 предметов ______________________________________________________________

6-7 лет – измерение длины предметов ____________________________________________________

4. Ориентировка в пространстве

4-5 лет – определение направления от себя________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

5-6 лет- определение своего положения среди окружающих предметов________________________ _____________________________________________________________________________________

6-7 лет – ориентировка на листе бумаги в клетку __________________________________________

_____________________________________________________________________________________

5. Ориентировка во времени

4-5 лет – различение частей суток _______________________________________________________

5-6 лет – называние дней недели_________________________________________________________

6-7 лет – определение последовательности частей суток, дней недели, месяцев, времен года _____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

6. Составление и решение арифметических задач

7 лет________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Конструктивная деятельность

1. Умение строить по образцу___________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

2. Умение строить по графическому рисунку______________________________________________

_____________________________________________________________________________________

3. Умение строить самостоятельно_______________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

4. Умение зарисовать, обыграть постройку________________________________________________ _____________________________________________________________________________________

Особенности речи

1.Фонематическое восприятие

1.Повторение слоговых рядов с оппозиционными звуками

с 4 лет па-ба та-да ка-га с 5 лет мы-ми та-да-та ка-га-ка с 6 лет па-пя-па са-са-за ши-жи-ши

2. Выделение заданного звука (м) или (р) из слов: мышь, комар, доска, окно, рама,

дом, рыба, дрова, стол, шар с 4 лет – из ряда звуков выделить звуки:

с 4 лет____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

3. Выделение заданного звука с 5 лет – из ряда слов выделить звуки

Ш-стена, шум, дом, наш, нос, кошка __________________________________________

У-нос, ухо, кот, иду, лак, суп_________________________________________________

К-сом, кот, лоб, мак, дом, окно

4. Определение первого согласного в словах: мак, дым, трава, кошка, воробей, булка, чашка

с 6 лет______________________________________________________________________

5. Определение последнего согласного: дом, мак, камыш, ключ, танк, муха, барабан, труба

с 6 лет______________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

6. Определение количества и последовательности звуков в словах: мак, лук, каша, рама

с 6 лет______________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

7. Придумать слово с заданным звуком

с 4 лет – придумать по 1 слову на гласные звуки А, У, И

 с 5 лет – придумать по 2 слова со звуками К, А, М (звуки в любой позиции)_____________ _____________________________________________________________________________

с 6 лет – придумать слова со звуками С. Ч, И (в начале , середине, конце слова)_________

_____________________________________________________________________________

2. Звукопроизношение (5-6 лет)

произносит все звуки __________________________________________________________

нарушено произношение 1-2 звуков, звуки в стадии автоматизации____________________

нарушена одна группа звуков____________________________________________________

нарушены две группы звуков____________________________________________________

______________________________________________________________________________

3. Лексика-грамматика

Исследование состояния экспрессивной речи

1. Активный словарь

1.1. Названия частей тела и предметов (на ребёнке, на предметах):

4 года

5 лет

6+ лет

4 года

5 лет

6+ лет

Ноги

Сиденье

Руки

Спинка

Голова

Ножки

Глаза

Рукав

-

Уши

Воротник

-

Нос

-

Пуговица

-

Рот

-

Молния

-

Шея

-

Петля

-

Живот

-

Кузов

Грудь

-

Колеса

Локоть

-

-

Кабина

-

Ладонь

-

-

Руль

-

Затылок

-

-

Фары

-

-

Висок

-

-

Мотор

-

-

1.2 Обобщающие понятия.

Назвать одним словом

4 ода

5 лет

6+лет

Мяч, кукла, машинка

Чашка, тарелка, ложка

Футболка, куртка, шорты

Тапки, сапоги, ботинки

Стол, стул, шкаф

-

Яблоко, банан, апельсин

-

Огурец, помидор, морковь

-

Автобус, самолет, пароход

-

Клубника, смородина, малина

-

-

Кошка, собака, свинья

-

-

Волк, лиса, заяц

-

-

Ворона, сова, воробей

-

-

1.3Глагольный словарь

Назвать действие (по картинкам)

4 года

5 лет

6+лет

Что делает мальчик? (ест)

Что делает девочка? (спит)

Что делают дети? (играют)

Что делает птица? (летит)

Что делают рыбки? (плавают)

Что делают машины? (едут)

Как передвигается     птица

-

                                     рыба

-

                                      змея  

-

                                      лягушка  

-

Как подает голос    кошка

-

                                 собака

-

                                 корова

-

                                 петух

-

                                 ворона

-

-

                                 кукушка

-

-

                                 лошадь

-

-

                                 овца

-

-

                                 волк

-

-

Что делает              врач

-

-

                                 учитель  

-

-

                                 продавец

-

-

                                 повар

-

-

                                 швея

-

-

1.4. Словарь прилагательных.

параметры

название

4 года

5 лет

6+лет

Цвета

Красный

Синий

Зеленый

Желтый

Белый

Черный

Оранжевый

Голубой

Фиолетовый

Розовый

Коричневый

Серый

Формы

Мяч круглый

Доска квадратная

Солнце круглое

-

Подушка квадратная

-

Пирамидка треугольная

-

Огурец квадратный

-

Руль круглый

-

Окно квадратное

-

Ёлка треугольная

-

Лимон овальный

-

Антонимы

Большой-маленький

Длинный-короткий

Высокий-низкий

-

Толстый-тонкий

-

Широкий-узкий

-

-

2. Состояние словоизменения.

2.1. Употребление формы именительного и родительного падежа множественного числа существительных (много чего?):

Ответить по картинкам

4 года

5 лет

6+ лет

Дом

Стул

Глаз

Дерево

Стул

Глаз

Дерево

Воробей

Береза

Карандаш

-

Лист

-

Рот

-

-

Сон

-

-

Лев

-

-

2.2. Употребление предложно-падежных конструкций

Ответить по картинкам

Предлог

4 года

5 лет

6+лет

Где стоят свечи?

НА

Где лежат фрукты?

В

Где летает бабочка?

НАД

Где спрятался мальчик?

ПОД

Где сидит сова?

НА

-

Где стоит коза?

ЗА

-

Где растет ёлка?

ОКОЛО

-

Где спрятался ёжик?

ПОД

-

-

Откуда вылезает ёжик?

ИЗ- ПОД

-

-

Где спряталась кошка?

ЗА

-

-

Откуда вылезает кошка?

ИЗ- ЗА

-

-

2.3. Согласование прилагательных с существительными в ед. числе:

Назвать по картинкам                   5 лет                            6 лет

Красный мяч

Синий шар

Жёлтое ведро

2.4.Согласование числительных два и пять с существительными:

Назвать по картинкам                    5 лет                           6 лет

Две тетради

Пять тетрадей

Два яблока

Пять яблок

Два карандаша

Пять карандашей

3. Состояние словообразования.

3.1. Образование существительных с ум. – ласк. суффиксами.

  4 года: стол___________________. Чашка______________________

  5 лет:   стол___________________. Чашка______________________. Кукла________________

  6 + лет: стол__________________. Чашка______________________. Кукла_________________

                Кровать_______________.Шкаф_______________.Миска________________.Ключ______

                _______________. Звезда_______________________.

3.2. Образование названий детенышей животных

Назвать детенышей

4 года

5 лет

6+ лет

У кошки

У утки

У лисы

У зайца

-

У волка

-

У белки

-

У медведя

-

У козы

-

-

У коровы

-

-

У лошади

-

-

У собаки

-

-

У овцы

-

-

3.4.Образование притяжательных прилагательных от существительны(ответить по картинкам 6 л.)

Очки бабушки_______________________________________________________________________

Туфли мамы_________________________________________________________________________

Усы кошки__________________________________________________________________________

Хвост лисы__________________________________________________________________________

Берлога медведя______________________________________________________________________

3.5.Образование приставочных глаголов.( назвать действия по картинкам 6 лет)

Мальчик из дома…ВЫХОДИТ

Мальчик к дому…ПОДХОДИТ

Мальчик улицу…ПЕРЕХОДИТ

Мальчик от дома…ОТХОДИТ

Мальчик за дом ЗАХОДИТ

Мальчик в дом…ВХОДИТ

4. Связная речь

1. Пересказ

4 года ( Ребята пошли в лес. Под кустом нашли ежа. Они положили ежа в шапку и пришли домой. Дома они напоили ежа молоком.)________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5 лет ( В бутылке было молоко. Кот толкнул бутылку. Бутылка упала, молоко потекло. Кот лакал молоко.)_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

( Живёт в лесу ёжик. Летом ёжик сыт. Он ест мышей, лягушек, жуков. Зимой нет еды для ёжика. Ёжик всю зиму спит)__________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6 лет ( Хотела галка пить. В саду на столе стоял кувшин с водой. В кувшине воды было мало, и галка не могла достать воду. Она стала кидать в кувшин камешки. Много накидала. Вода в кувшине поднялась и галка стала пить.)___________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

(В лесу стояла большая ель. В ели было дупло. В дупле было гнездо белки. Коля пошёл в лес и нашёл маленькую белку. Коля посадил белку в клетку. Жила белка и Коли в клетке)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Рассказ по серии сюжетных картин

4 года – 2 картинки____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

5 лет – 3 картинки_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

6 лет – 4 картинки_____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Рассказ по сюжетной картине

4 года _______________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

5 лет________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

6 лет________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Описательный рассказ

5 лет ( «Яблоко»)______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

6 лет («Мягкая игрушка»)______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Заключение: ___________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата__________________________________________________________________Дефектолог_____________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта обследования ребёнка с ЗПР дефектологом

Карта составлена на основе изучения многих предложенных психолого-педагогических и логопедических обследований. Итоговый результат многих лет работы. Удобен для текущего годового обследования. Учтены ...

Карта обследования ребёнка с ЗПР дефектологом

Карта составлена на основе изучения многих предложенных психолого-педагогических и логопедических обследований. Итоговый результат многих лет работы. Удобна для текущего годового обследования. Учтены ...

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕБЁНКА С ДИЗАРТРИЕЙ (вариант карты обследования)

Удобный вариант карты для обследования ребенка с дизартрией....

обследование дефектолога (в помощь начинающему специалисту)

Методические рекомендации содержат краткую информацию по направлениям обследования учителем-дефектологом детей от 3 до 7 лет с указанием метода обследования (автоский подход)....

Методика обследования речи детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), имеющих общее недоразвитие речи (приложение к карте обследования детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет)

Перед  учителем-логопедом  дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида  стоит задача осуществить обоснованный дифференциальный подход к каждому ребенку с общим недоразв...

Карта обследования ребенка учителем-дефектологом

Карта обследования ребенка дошкольника учителем-дефектологом. Диагностическая карта помогает проанализировать результаты обследования, спланировать работу специалиста и увидеть динамику развития ребен...