индивидуальный маршрут
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Пацкевич Ольга Федоровна

план работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iom_yunkur.docx45.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №2 «Медвежьегорска»

Индивидуальный образовательный маршрут  для ребёнка-инвалида  с недоразвитием речи  подготовительной  общеразвивающей  группы №2

 

.

Ф.И.О  

Дата рождения  .

Срок реализации  2019- 2020 уч. г.

                     

                       

                                              Воспитатели: О.Ф.Пацкевич,М.В.Снигирёва

                       

               

г. Медвежьегорск

Значимые для реализации индивидуального педагогического образовательного маршрута характеристики особенностей развития ребенка-инвалида.

1.Общие сведения о ребенке:

 Ф.И.О. 

Дата рождения

Домашний адрес 

2.Характеристика семьи:  семья полная

3.Цель обращения на ПМПк : ребёнок-инвалид по речи.

4.Развитие общей и мелкой моторики: развиты  в пределах нормы

5.Соответствие объёма знаний, умений и навыков требованиям программы:

Математические представления знания в пределах нормы.

Сформированность пространственно-временных отношений сформированы не достаточно

Конструктивный праксис навыки конструирования развиты, выполняет инструкции взрослого.

Развитие речи: нарушение развития речи

Изобразительная деятельность: выполняет самостоятельно и с

Помощь взрослого

Игровая деятельность: самостоятельно может выбрать вид игровой деятельности, является активным участником игры.

6. Характеристика обучаемости: средняя, выполняет все инструкции взрослого

7. Отношение ребёнка к занятиям, организация деятельности: положительное, добросовестно относится к поручениям

8.Особенности личности ребёнка, его взаимодействие со сверстниками и взрослыми: общается со своими сверстниками дружески, со взрослыми отношения ровные

9.Общая осведомлённость, социально-бытовая ориентировка, доминирующие увлечения и интересы: общая осведомленность на среднем уровне.

10.Сформированность навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков : культурно-гигиенические навыки сформированы

Сформированность навыков общественного поведения: в пределах нормы

Сформированность предпосылок учебной деятельности: положительные

11.Заключение: знания, умения, навыки сформированы недостаточно.  

Цель и задачи реализации индивидуально- образовательного маршрута

Цель:

Создание оптимальных условий для коррекции познавательной, психолого–педагогической поддержки, позитивной социализации и индивидуализации, развития личности ребенка-инвалида

Задачи:

  1. Осуществление диагностики, определение путей профилактики и координации психических нарушений ребенка-инвалида по речи.
  2. Коррекция и развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов дошкольника.
  3. Обеспечение условия для социализации ребенка.
  4. Обеспечение информированности родителей по проблеме преодоления трудностей в усвоении общей образовательной программы.   

Принципы к формированию реализации индивидуально- образовательного маршрута

Принцип индивидуализации, который предполагает учет индивидуально-личностных особенностей ребенка: возраст, тип детско-родительских отношений, уровень общего состояния ребёнка.

Принцип безусловного принятия, который характеризуется уважением к ребенку, как к личности, заслуживающей внимание. При этом должно постоянно присутствовать безусловное принятие ребенка таким, какой он есть.

Принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.

 Принцип гуманизации. предполагающий переориентацию на личностно ориентированные, гуманные образовательные технологии; реализацию «субъект-субъектных» отношений и сотрудничество между обучающими и обучающимися в процессе обучения.

Единство диагностики и коррекции – наблюдение за динамикой развития имеет значение для определения путей, методов коррекционной работы на различных этапах обучения и воспитания.

Учет ведущей деятельности. Для ребенка дошкольного возраста такой деятельностью является игра. В процессе игры у него возникает множество вопросов, а значит, он испытывает потребность в речевом общении. Логопед, (психолог, воспитатель и др.) включается в игру и незаметно для ребенка помогает ему преодолеть нарушение.

Взаимосвязи развития речи и познавательных процессов; мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации) и других психических процессов и функций;

Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как о сложной функциональной системе, структурной компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие.

Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

Принцип комплексности предполагает, что устранение психических нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех специалистов ДОУ. Программа предусматривает полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов детского учреждения и родителей дошкольников.

Принцип доступности предполагает построение обучения дошкольника на уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами

                         

                                                                                                       

Индивидуальный образовательный маршрут

для ребёнка-инвалида подготовительной общеразвивающей группы №2 с недоразвитием речи.

                                   Познавательное развитие

Формирование элементарных математических представлений

Обучение умениям сопоставлять, сравнивать, ориентироваться в пространстве и времени с использованием принципов наглядности

Закреплять умение создавать множества, части, уметь считать до 10, пытаться проговаривать счёт

Систематизировать предметы, располагая их в возрастающем и в убывающем порядке, отражать в речи

Развивать геометрическую зоркость

Формировать умение ориентироваться на листе бумаге

Учить ориентироваться в календаре неделя по цветам дней недели

Формирование положительного отношения к миру

Уметь классифицировать предметы, подбирать картинки о профессиях

Продолжать знакомство с культурными явлениями

Закреплять представления о растениях ближайшего окружения, о домашних  и диких животных, их повадках, детёнышах

Отмечать сезонные наблюдения

месяц

Цели и задачи

Методы и средства

Сентябрь

- учить по инструкции взрослого определять, что общего и чем различаются предметы, фигуры, находить лишнее

- уточнять имеющийся словарь, расширять пассивный словарный запас, активизировать по лексическим темам: «грибы, ягоды, игрушки»

В речи использовать простые речевые конструкции, доступные для понимания, речь чёткая, внятная. Создание насыщенной речевой среды

Октябрь

-учить сравнивать количество предметов, определять равенство и неравенство, познакомить со знаком равно

-упражнять в умении показывать увеличение или уменьшение предметов

-активизировать словарный запас по лексической теме: «одежда»

организация наблюдений посредством вопросов и ответов на них самим педагогом, работа в тетради Л.Г.Петерсона «Раз -ступенька, два - ступенька»часть первая

Ноябрь

-учить определять на, над, под, слева -справа

-закреплять умение устанавливать равенства

-расширять пассивный словарь по лексической теме: «животные»

Посредством упражнений и вопросов направляющего характера способствовать преодолению речевого негативизма, используя наглядность

Декабрь

-учить понимать  между, посередине

- упражнять в умении определять много - один, познакомить с числом 1. цифра 1

- упражнять в умении заканчивать предложения: «один…,одна…,одно…»

задавать вопросы, давать речевой образец, действия в виде ответов.

Январь

- учить определять внутри, снаружи

- познакомить с числом 2, цифрой 2, пара

-упражнять в умении заканчивать предложения: «Два.., две..»

-расширять пассивный словарь по лексической теме «транспорт»

речевой образец, незавершённые предложения, упражнения в проговаривании.

Февраль

- познакомить с точкой, линией, прямая и кривая линии

- познакомить с числом 3, цифрой 3

- развивать умение заканчивать предложения: «Три..»

-расширять пассивный словарь по лексической теме «мебель»

проговаривание всех действий и событий, совместное участие в различных видах деятельности, активные наблюдения за жизненными явлениями

Март

- познакомить с понятием ломаная линия, многоугольник

- продолжать знакомство с числами. Число 4, цифра 4

- закреплять понимание конкретных слов и выражений, отражающих знакомые ситуации и явления

практические действия с предметами, создание насыщенной речевой среды

Апрель

- продолжать учить устанавливать равенства, определять больше - меньше

-число 5, цифра 5

- продолжать развивать речевое подражание, отвечая на вопросы

- работа в тетради в клеточку- упражнение «Продолжи»

 наблюдения, обследование, упражнения в проговаривании, экспериментирование с проговариванием последовательности действий, вопросы и ответы

Май

-продолжать учится устанавливать столько же, раньше, позже

-упражнять в умении определять впереди, сзади

- уточнять и расширять словарный запас по темам: «город», «профессии»

рассматривание предметов, указания, упражнения и вопросы направляющего характера, эксперимент – проверка

Материал:

Объёмные предметы игрового и неигрового характера, серии сюжетных картинок, картинки с атрибутами, опорные схемы, натуральные природные объекты, музыкальные инструменты, книги, пальчиковый театр, настольный театр, строительные наборы, конструкторы, пазлы, тетрадь в клеточку

План работы с  Александром

Цель: формирование  знаний об окружающем мире, развитие элементарных математических представлений и всестороннее развитие психических процессов.

Основными задачами являются:

  • формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвете, форме, величине), о расположении их в пространстве;
  • накопление представлений и знаний о предметах и явлениях ближайшего окружения ребенка, природных явлениях;
  • формирование   представлений   о   здоровом   образе   жизни.
  • повышение уровня сенсорного и умственного развития;
  • обогащение и систематизация словаря, развитие устной диалогической и монологической речи.

План работы.

Игры на развитие внимания, памяти:

Сентябрь

1.В магазине зеркал

Цель: развитие наблюдательности, внимания, памяти. Создание положительного эмоционального фона Формирование чувства уверенности, а также умения подчиняться требованиям другого человека.

Описание. Взрослый (а затем ребенок) показывает движения, которые за ним в точности должны повторять все игроки.

Инструкция: « Сейчас я расскажу вам историю про обезьянку. Представьте себе, что вы попали в магазин, где стоит много больших зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала корчить им рожицы. Обезьянки в ответ состроили ей точно такие же рожицы. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили. Она топнула ногой, и все обезьянки топнули. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения. Начинаем играть. Я буду обезьянкой, а вы -- зеркалами».

Примечание. На этапе освоения игры роль обезьянки выполняет взрослый. Затем дети получают роль обезьянки. При этом необходимо следить, чтобы со временем каждый ребё нок мог выполнить эту роль. Прекращать игру необходимо на пике интереса детей, не допуская пресыщения, перехода в баловство. Из игры могут выбывать те «зеркала», которые часто ошибаются (это повышает мотивацию к игре).

2. Найди два одинаковых предмета

Цель: развитие мышления, объема внимания, восприятия формы, величины, наблюдательности, формирование умения сравнивать, анализировать.

Оборудование: рисунок с изображением пяти предметов и более, из которых два предмета одинаковые; остро заточенные простые карандаши.

Описание. Ребенку предлагаются:

а) рисунок с изображением пяти предметов, среди которых два одинаковых; требуется их найти, показать и объяснить, в чем схожесть этих двух предметов;

б) картинка (карточка) с изображением предметов и образца; необходимо найти предмет, подобный образцу, показать его и объяснить, в чем схожесть;

в) рисунок (карточка) с изображением более пяти предметов из изображенных предметов надо образовать одинаковые пары, показать их или соединить линиями, проведенными простым карандашом, и объяснить, в чем схожесть каждой пары.

Инструкция:

а) Посмотри внимательно на эту карточку и найди среди всех нарисованных предметов два одинаковых. Покажи эти предметы и объясни, в чем их схожесть. Приступай к работе.

б) Посмотри, на этом рисунке изображены предметы. Каждому из них можно найти пару. Соедини линиями каждую полученную пару (два одинаковых предмета) и объясни, в чем их схожесть. Приступай к выполнению задания.

 3. Выкладывание из палочек.

Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики пальцев.

Оборудование: счетные палочки (куски толстой изоляционной проволоки, трубочки для коктейлей и т.д.), образец узора.

Описание. Ребенку предлагают по образцу выложить узор или силуэт из палочек

а) 1-й уровень сложности -- узоры в одну строчку ;

б) 2-й уровень сложности -- простые силуэты, состоящие от б до 12 палочек ;

в) 3-й уровень сложности -- более сложные силуэты, состоящие от б до 13 палочек;

г) 4-й уровень сложности -- сложные силуэты с большим количеством деталей, состоящие от 10 до 14 палочек

Инструкция: Посмотри, что изображено на этом рисунке (узор, домик и т.д.)? Возьми палочки и выложи из них точно такой же узор (домик...). При выкладывании будь внимателен. Приступай к работе.

Октябрь

  1. Исключение лишнего.

Цель: развитие мышления и объема внимания.

Оборудование: карточка с изображением предметов, один из которых отличается от остальных.

Описание. Ребенку предлагается найти

из пяти изображенных на рисунке предметов один, отличный от других, и объяснить свой выбор.

Инструкция: «Посмотри внимательно на изображенные здесь предметы и найди среди них такой, который отличается от остальных. Покажи найденный предмет и объясни, почему он не похож на другие. Приступай к работе».

  1. Найди отличия

Цель: развитие произвольного внимания, переключение и распределение внимания.

Оборудование: карточка с изображением двух картинок, имеющих различия.

Описание. Ребенку предлагаются:

а) серия картинок

по две картинки на каждой карточке; в каждой картинке надо найти пять отличий;

б) карточка с изображением двух картинок, отличающихся друг от друга деталями. Необходимо найти все имеющиеся отличия.

Инструкция: «Посмотри внимательно на эту карточку. На ней изображены две картинки, которые отличаются друг от друга различными деталями. Необходимо быстро найти все имеющиеся отличия. Начинай искать».

  1. Выкладывание узора из мозаики.

Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки, формирование умения работать по образцу.

Оборудование: мозаика, образец.

Описание: ребенку предлагают по образцу выложить из мозаики: цифры, букву, простой узор и силуэт.

Инструкция: «Посмотри, на этом рисунке изображена цифра (буква, узор, силуэт). Из мозаики нужно выложить точно такую же цифру (букву, узор, силуэт), как на рисунке. Будь внимателен. Приступай к работе».

  1. Чей это дом?

Цель: развитие наблюдательности.

Оборудование: рисунок с изображением домов и людей .

Описание. Ребенку предлагают рисунок с изображением домов и людей, спешащих в разные стороны. Необходимо, внимательно посмотрев на рисунок, найти хозяина каждого дома.

Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. На нем изображена деревня. Найди хозяина каждого дома. Объясни свой выбор».

Ноябрь

  1. Смешанный лес.

Цель: развитие наблюдательности, формирование умения распределять внимание.

Оборудование: рисунок с изображением замаскированных деревьев.

Описание. Ребенку дается рисунок с изображением замаскированных деревьев, среди которых ему надо отыскать березу (сосну, самую маленькую елочку).

Инструкция: «Посмотри, на этой картинке изображены замаскированные деревья. Среди них нужно как можно быстрее найти березу (сосну, самую маленькую елочку). Начинай искать».

2.  Витрина магазина.

Цель: развитие объема внимания и наблюдательности.

Оборудование: рисунок с изображением витрины магазина.

Описание: Ребенку необходимо найти (не считая) коробку с наибольшим количеством конфет и объяснить свой выбор.

Инструкция: «Посмотри, на этом рисунке изображена витрина магазина, в которой выставлены только что поступившие конфеты. Они выложены в прозрачные коробки разной величины. Мама сказала своему сыну выбрать любую коробку. Мальчик захотел ту коробку, где больше конфет. Ты должен помочь мальчику найти коробку, где содержится наибольшее количество конфет. Объясни свой выбор.

Какими способами можно проверить правильность выбора? (Можно сосчитать.)

Посмотри еще раз внимательно на рисунок, подумай и скажи, почему же на первый взгляд кажется, что в коробках разное количество конфет. Приступай к работе».

3.Кто забил гол?

Цель: развитие наблюдательности.

Оборудование: рисунок с изображением футболистов.

Описание. Ребенку предлагают найти на рисунке игрока, забившего гол, и объяснить свой выбор.

Инструкция: «Посмотри внимательно на этот рисунок. На нем изображены футболисты. Найди здесь игрока, забившего гол, покажи его и объясни, почему ты считаешь, что именно он забил гол.

4.Танграм.

Цель: закрепление представлений о геометрических фигурах, способах видоизменения их путем составления новых геометрических фигур из двух-трех имеющихся по образцу.

Оборудование: вырезанные геометрические фигуры для выкладывания целой фигуры; образцы фигур-силуэтов.

Описание. Ребенку предлагают самостоятельно выложить по образцу фигуру-силуэт из геометрических фигур.

Инструкция: «Внимательно посмотри на рисунок. Из всех геометрических фигур составь рядом с образцом точно такую фигуру».

Примечание. Несмотря на инструкцию, некоторые дети пытаются выкладывать части на образец. Необходимо остановить ребенка и попросить выложить фигуру рядом с образцом. Образцы фигур-силуэтов получаются путем разрезания квадрата 7х7 см определенным образом.

При составлении фигур-силуэтов использовать все части, присоединяя одну к другой, не накладывая одну на другую.

5. Что где лежит?

Цель: развитие произвольного внимания.

Оборудование: бланк с эталонами фигур предметов, соответствующих этим эталонам, а также стеллаж и вырезанные фигуры для манипулирования.

Описание. Ребенку необходимо распределить предметы относительно предложенных эталонов фигур. Методика может использоваться в двух вариантах.

1. Упрощенный вариант: на отдельном бланке изображен стеллаж с эталонами фигур, а плоские предметы вырезаны и раскладываются ребенком на полки стеллажа относительно предложенных эталонов фигур (происходит сравнение эталонов с предметами).

2. Стеллаж с полками и эталонами фигур, а также предметы изображены на одном бланке. Ребенок должен выполнить задание, не манипулируя предметами. Показать и объяснить свои действия.

Декабрь

1.Строители.

Цель: развитие наблюдательности, концентрации и распределения внимания.

Оборудование: бланк с четырьмя рисунками, один из которых - образец, а три остальные отличаются от образца не достающими деталями; простой карандаш.

Описание. Ребенку предлагают лист с чётырьмя рисунками, содержащими элементы башни. Первый рисунок -- образец, остальные три отличны между собой и образцом. Надо дорисовать недостающие элементы, чтобы все три рисунка соответствовали образцу.

Инструкция: «Посмотри внимательно на эти четыре рисунка. На первом из них изображена готовая башня, а на трех остальных детали башни не дорисовали. Тебе необходимо до- рисовать недостающие детали к каждой башне так, чтобы все четыре башни стали одинаковыми. Приступай к работе».

  1. Найди героев передачи.

Цель: развитие наблюдательности, распределения, переключения и объема внимания.

Оборудование: картинки с изображением героев детской передачи -- Хрюши, Степашки, Фили, замаскированных в рисунке; простой карандаш.

Описание. Ребенку необходимо найти и обвести обратной стороной простого карандаша каждую из замаскированных в рисунке фигурок героев.

Инструкция: «Посмотри внимательно на этот рисунок. В нем замаскированы фигурки знакомых героев детской передачи: Хрюши, Степашки, Фили, Каркуши. Необходимо найти и обвести пальцем или обратной стороной карандаша каждого из героев».

  1. Воспроизведение геометрических фигур.

Цель: развитие произвольного внимания, объема внимания, памяти, мышления.

Оборудование: карандаш, чистый лист бумаги, соответствующий размеру образца (IЗхIО см).

Описание. Ребенку предлагают рассмотреть разные геометрические фигуры, запомнить их расположение с тем, чтобы через 10 секунд по памяти воспроизвести их на чистом листе.

Инструкция: «Посмотри внимательно на эти геометрические фигуры и постарайся запомнить их расположение. Через некоторое время я уберу карточку, и ты на листе бумаги должен будешь по памяти нарисовать эти же геометрически фигуры, расположив и раскрасив их так, как было на образце».

  1. Кто внимательнее?

Цель: развитие объема внимания, наблюдательности.

Оборудование: картинки с изображением разного количества звезд.

Описание. Ребенку предлагают на несколько секунд рассмотреть картинки с нарисованными звездами и ответить (не считая), где самое большее (меньшее) количество предметов.

Инструкция: « Посмотри внимательно на картинки. Здесь нарисованы звезды. На какой картинке расположено самое меньшее (большее) количество предметов? Объясни свой вы бор. Начинай играть».

Игры, упражнения  на развитие мелкой моторики рук.

Сентябрь

1. Выкладывание узора из мозаики  Дикие животные»

Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки, формирование умения работать по образцу.

Оборудование: мозаика, образец.

Описание: ребенку предлагают по образцу выложить из мозаики: цифры, букву, простой узор и силуэт.

Инструкция: «Посмотри, на этом рисунке изображена цифра (буква, узор, силуэт). Из мозаики нужно выложить точно такую же цифру (букву, узор, силуэт), как на рисунке. Будь внимателен. Приступай к работе».

2. Выкладывание из палочек. «Дерево осенью»

Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики пальцев.

Оборудование: счетные палочки (куски толстой изоляционной проволоки, трубочки для коктейлей и т.д.), образец узора.

Описание. Ребенку предлагают по образцу выложить узор или силуэт из палочек

а) 1-й уровень сложности -- узоры в одну строчку ;

б) 2-й уровень сложности -- простые силуэты, состоящие от б до 12 палочек ;

в) 3-й уровень сложности -- более сложные силуэты, состоящие от б до 13 палочек;

г) 4-й уровень сложности -- сложные силуэты с большим количеством деталей, состоящие от 10 до 14 палочек

Инструкция: Посмотри, что изображено на этом рисунке (узор, домик и т.д.)? Возьми палочки и выложи из них точно такой же узор (домик...). При выкладывании будь внимателен Приступай к работе.

 

3. Нанизывание бусинок.

Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики пальцев.

Оборудование: образец для нанизывания бус; бусинки, соответствующие образцу, или одинаково нарезанные кусочки цветной изоляции толстой проволоки; для усложнения задания - крупный бисер.

Описание. Ребенку предлагают по образцу нанизать бусы.

Инструкция: «Посмотри на эти нарисованные бусы. Ты хочешь сам собрать бусы? Я дам тебе бусинки и проволоку, на которую нужно нанизать друг за другом бусинки точно так, как они выглядят на рисунке».

Октябрь

1. Выкладывание узора из мозаик «Осеннее дерео».

Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки, формирование умения работать по образцу.

Оборудование: мозаика, образец.

Описание: ребенку предлагают по образцу выложить из мозаики: цифры, букву, простой узор и силуэт.

Инструкция: «Посмотри, на этом рисунке изображена цифра (буква, узор, силуэт). Из мозаики нужно выложить точно такую же цифру (букву, узор, силуэт), как на рисунке. Будь внимателен. Приступай к работе».

2. Срисовывание по клеточкам «Заяц»

Цель: развитие концентрации и объема внимания, формирование умения следовать образцу, развитие мелкой моторики.

Оборудование: чистый лист бумаги в крупную клетку (IхI см); образец для рисования; остро отточенные карандаши.

Описание. Ребенку предлагают нарисовать согласно образцу фигуру на чистом листе в клетку простым карандашом. Задание представляет собой два уровня сложности:

1-й уровень сложности -- образец состоит из разомкнутых фигур;

2-й уровень сложности -- образец состоит из замкнутых фигур.

Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. На нем изображена фигура, состоящая из линий. Нарисуй точно такую же фигуру по клеточкам на чистом листе. Будь внимателен!». Примечание. Использовать для рисования ручку или фломастер не рекомендуется. По желанию ребенок может заштриховать замкнутую фигуру цветным карандашом.

3. Выкладывание из палочек «Лес»

Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики пальцев.

Оборудование: счетные палочки (куски толстой изоляционной проволоки, трубочки для коктейлей и т.д.), образец узора.

Описание. Ребенку предлагают по образцу выложить узор или силуэт из палочек

а) 1-й уровень сложности -- узоры в одну строчку ;

б) 2-й уровень сложности -- простые силуэты, состоящие от б до 12 палочек ;

в) 3-й уровень сложности -- более сложные силуэты, состоящие от б до 13 палочек;

г) 4-й уровень сложности -- сложные силуэты с большим количеством деталей, состоящие от 10 до 14 палочек

Инструкция: Посмотри, что изображено на этом рисунке (узор, домик и т.д.)? Возьми палочки и выложи из них точно такой же узор (домик...). При выкладывании будь внимателен. Приступай к работе.

4.Раскрашивание готовых изображений

Цель: мелкой моторики пальцев.

Ноябрь

1.Лепка из жгутиков «Флаг России»

Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики пальцев

2. Выкладывание из палочек. «Дом, в котором я живу»

Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики пальцев.

Оборудование: счетные палочки (куски толстой изоляционной проволоки, трубочки для коктейлей и т.д.), образец узора.

Описание. Ребенку предлагают по образцу выложить узор или силуэт из палочек

а) 1-й уровень сложности -- узоры в одну строчку ;

б) 2-й уровень сложности -- простые силуэты, состоящие от б до 12 палочек ;

в) 3-й уровень сложности -- более сложные силуэты, состоящие от б до 13 палочек;

г) 4-й уровень сложности -- сложные силуэты с большим количеством деталей, состоящие от 10 до 14 палочек

Инструкция: Посмотри, что изображено на этом рисунке (узор, домик и т.д.)? Возьми палочки и выложи из них точно такой же узор (домик...). При выкладывании будь внимателен. Приступай к работе.

3.Штриховка по образцу «Жители пустыни»

Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки, формирование умения работать по образцу.

4. Выкладывание узора из мозаики  «Цветы для мамы»

Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки, формирование умения работать по образцу.

Оборудование: мозаика, образец.

Описание: ребенку предлагают по образцу выложить из мозаики: цифры, букву, простой узор и силуэт.

Инструкция: «Посмотри, на этом рисунке изображена цифра (буква, узор, силуэт). Из мозаики нужно выложить точно такую же цифру (букву, узор, силуэт), как на рисунке. Будь внимателен. Приступай к работе».

 Декабрь

1.Аппликация «Снежинка»

Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки, формирование умения работать по образцу.

2. Штриховка по образцу «Елочка»

Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки, формирование умения работать по образцу.

3. Срисовывание по клеточкам «Подарки под елкой»

Цель: развитие концентрации и объема внимания, формирование умения следовать образцу, развитие мелкой моторики.

Оборудование: чистый лист бумаги в крупную клетку (IхI см); образец для рисования; остро отточенные карандаши.

Описание. Ребенку предлагают нарисовать согласно образцу фигуру на чистом листе в клетку простым карандашом. Задание представляет собой два уровня сложности:

1-й уровень сложности -- образец состоит из разомкнутых фигур;

2-й уровень сложности -- образец состоит из замкнутых фигур.

Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. На нем изображена фигура, состоящая из линий. Нарисуй точно такую же фигуру по клеточкам на чистом листе. Будь внимателен!». Примечание. Использовать для рисования ручку или фломастер не рекомендуется. По желанию ребенок может заштриховать замкнутую фигуру цветным карандашом.

4. . Выкладывание узора из мозаики «Елочная игрушка»

Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки, формирование умения работать по образцу.

Оборудование: мозаика, образец.

Описание: ребенку предлагают по образцу выложить из мозаики: цифры, букву, простой узор и силуэт.

Инструкция: «Посмотри, на этом рисунке изображена цифра (буква, узор, силуэт). Из мозаики нужно выложить точно такую же цифру (букву, узор, силуэт), как на рисунке. Будь внимателен. Приступай к работе».

Ознакомление с окружающим миром

Сентябрь

1.Подвижная игра «Вершки – корешки»

Цель: уточнять и закреплять  названия овощей и фруктов, где они растут, развивать быстроту реакции.

2.дидактическая игра «Кому что нужно»

Цель : закрепление названий профессий, какие предметы нужны для работы определенной профессии.

Октябрь

1.Д/и «Моя комната».

Цель. Выявить представления каждого ребенка о том, какой должна быть его комната. Выяснить, какие предметы, вещи, игрушки ему нравятся, есть ли интерес к книгам, как ребенок соотносит цветовые гаммы, какое у него настроение. Развивать пространственное мышление.

Материал. Листы бумаги различного цвета (пустые комнаты) по одному на каждого ребенка; карточки с изображением мебели различных цветовых оттенков, игрушек, занавесок (темных и светлых тонов) ; карточки, изображающие комнатные растения, домашних животных, книги, компьютер.

Задания.

1. Обустроить свою комнату.

2. Выбрать карточки с предметами, которые нравятся.

3. Самостоятельно все расставить.

4. Рассказать о своем выборе.

2.Д/и «Давайте поселим зверей в наш лес».

Цель. Знакомить детей со средой обитания различных животных. Выяснить, каким образом связаны между собой образ животного и среда обитания. Формировать умение детей, ориентируясь по внешнему виду животного, соотносить его со средой обитания(наземная, водная, воздушная) .

Материал. Дидактическая картина с изображением лесного массива, в котором есть река, различные жилища диких животных, карточки с изображением жителей леса.

Задания.

1. Выбрать одного из зверей, подумать, где ему было бы удобно жить, объяснить почему.

2. Заселить зверя в определенный дом и объяснить свой выбор (почему он может жить в том или ином домике и не может – в других) .

3 . Д/и «Речные рыбы».

Цель. Выявить знания детей о рыбах, их строении, об особенностях среды обитания. Формировать умение соотносить строение живого существа со средой обитания, с образом жизни. Выяснить, каким образом окраска речных рыб помогает им прятаться или защищаться от других обитателей рек. Развивать логическое мышление, речь, воображение. Прививать интерес к миру природы.

Материал. Дидактическая картина, на которой изображен проточный водоем, река; вырезанные изображения речных рыб.

Задания.

1. Рассмотреть внимательно предложенных рыб.

2. Выбрать из них только речных, назвать.

3. Поместить в водоем в отдельное место – туда, где любит обитать та или иная рыба.

4. Д/и «Наряды матушки – земли».

Цель. Уточнять и расширять представления детей о смене сезонов, об основных признаках каждого времени года, природных явлениях, характерных для него.

Материал. Дидактическая картина, разделенная на четыре части (с изображением осени, зимы, весны, лета) ; карточки с изображением природных явлений (дождь, снег, ветер) .

Задания.

1. Выбрать карточки с изображением тех природных явлений, которые соответствуют тому или иному времени года, положить на соответствующую часть дидактической картины.

2. Рассказать о причинах выбора.

Ноябрь

1.Д/и «Город и село».

Цель. Выявлять знания детей о людях, живущих в городах и селах, о видах их деятельности. Выяснить, с чем связаны отличия. Формировать умение логически мыслить, обобщать уже известные сведения об окружающем мире. Воспитывать уважение к людям труда.

Материал. Карточки с изображением различных объектов города и села (лес, поле, ферма, кинотеатр, стадион, завод, городские и сельские дома, людей разных профессий (комбайнер, птичница, доярки, рабочий, врач) .

Задание. Одна команда должна составить картину города, другая – картину села.

2. Д/и «Виды труда»

Цель. Дать представление о физическом и умственном труде людей в нашей стране. Выявлять знания детей о деятельности людей умственного и физического труда, выяснить значимость каждого из видов труда. Развивать интерес к трудовой деятельности людей. Прививать уважение к людям труда.

Материал. Большая карта, разделенная на две части; на одной изображен человек за столом, на другой – человек с молотком, карточки с изображением учителя с детьми, врача в медицинском кабинете, инженера с чертежами, астронома с телескопом, рабочего на заводе, водителя автобуса, строителя на стройке.

Задания.

1. Выбрать карточки с изображением людей физического (для одной команды) и умственного (для другой команды) труда.

2. Рассказать о выбранных профессиях.

3.Д/и «Поступи правильно».

Цель. Формировать у ребенка представления о положительных и отрицательных поступках человека в повседневной жизни.

Материал. Стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»; серия картинок, на которых изображены дети в различных бытовых ситуациях, соответствующих сюжетам стихотворения, - примеры как положительного, так и отрицательного поведения детей, зеленые и красные круги.

Задания.

1. Внимательно рассмотреть полученную карточку, дать оценку поступкам героев.

2. Отложить карточки, изображающие положительные поступки в одну сторону, отрицательные – в другую.

4. Д/и «Гнездовья птиц».

Цель. Познакомить детей с разнообразием видов гнездовий птиц. Закреплять знания детей о строительных материалах, используемых птицами при строительстве гнезд, процессе строительства птицами гнезд, природных приспособлениях птиц – строителей. Развивать умение соотносить размер гнезда с величиной птиц, типы природных материалов с птицей – строителем, особенностями образа жизни птиц в зависимости от места, где она вьет гнездо.

Материал. Два полотна с гнездами птиц, карточки с изображением птиц – строителей этих гнезд, наборы строительных материалов для различного типа гнезд.

Задание. Рассадить птиц по гнездам согласно их предпочтениям (у воды, высоко над землей) .

Декабрь

1. Д/и «Снежинки».

Цель. Познакомить детей с защитными свойствами снега. Рассказать о строении снежинок, разнообразии узоров и форм. Закрепить умение вырезать различные формы снежинок.

Материал. Дидактическая картина зимнего леса (снег только на деревьях и кустарниках) ; карандаши, бумага, ножницы – на каждого ребенка.

2. Д/и «Путешествие по карте зимнего леса».

Цель. В игровой форме выявить знание детей о жителях леса, жилищах диких животных, их образе жизни, питании. Формировать умение детей соотносить внешний вид животного со средой обитания, своеобразием постройки его домика. Формировать умение составлять связный рассказ о жильце, в дом которого попали дети т.д.

Материал. Большая картина, изображающая лес с домиками лесных зверей и птиц. По карте леса идет дорожка из кружочков, от некоторых кружочков отходят красные стрелочки, соединяющие их с домиками лесных жителей, от домиков отходят две стрелочки (зеленая и синяя) .

Задание. Пройти по кружочкам до финиша, назвав домики животных и их хозяев.

3. Д/и «Поваренок».

Цель. Выявлять знание детей о продуктах, которые взрослые используют для приготовления определенного блюда (например, борща) ; о том. Какими инструментами и посудой они при этом пользуются. Формировать умение соотносить количество нужных продуктов для приготовления; планировать свою деятельность.

Материал. Посуда различного применения (кухонная, походная, столовая) ; картинки, изображающие различные продукты питания (колбаса, мясо, сосиски, яйцо, картошка) ; карточки, изображающие процесс приготовления; нож, ложка, половник.

Задание.

1. Подумать и выбрать посуду для приготовления блюда.

2. Выбрать нужные продукты в правильном количестве.

3. Выложить карточки, изображающие процесс приготовления данного блюда в правильной последовательности.

4. Рассказать о процессе приготовления блюда

4. Д/и «Небо. Земля. Вода» .

Цель. Закреплять знания детей о среде обитания живых существ; о приспособленности животных к среде обитания. Выяснить причины, по которым они не могут проживать в других условиях, средах.

Материал. Большая дидактическая картина, разделенная на четыре части: на одной части изображено небо, на другой —земля, на третьей — вода, на четвертой помещены карточки с изображением людей, зверей, птиц, рыб, земноводных.

Задание. Расположить то или иное живое существо на соответствующей части дидактической картины, рассказать о выбранных представителях.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный маршрут профессиональной деятельности воспитателя в условиях ДОУ компенсирующего вида

В работе представлен индивидуальный маршрут профессиональной деятельности воспитателя в условиях ДОУ компенсирующего вида как вариант методического сопровождения педагога....

Индивидуальный маршрут

Вариант  индивидуального маршрута для детей логопедических групп...

Индивидуальная карта развития ребёнка – составляющая часть индивидуального маршрута развития ребенка согласно требованиям ФГОС ДО

Одной из задач нового стандарта образования является «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие спосо...

Индивидуальная карта развития ребёнка – составляющая часть индивидуального маршрута развития ребенка согласно требованиям ФГОС ДО

Индивидуальная карта развития ребёнка – составляющая часть индивидуального маршрута развития ребенка согласно требованиям ФГОС ДО...

Совмещенный индивидуальный маршрут и индивидуальная программа для ребенка с нарушениями в развитии на год.

Шаблон индивидуального маршрута и индивидуальной программы для ребенка с ОВЗ, позволяет планомерно планировать и осуществлять работу по сопровождению детей с особенностями в развитии....

Индивидуальный маршрут педагога Сафроновой Елены Геннадьевны по теме саморазвития "Инновационный подход к развивающей предметноо - пространственной среде группы". Отчёт по индивидуальному маршруту воспитателя по данной теме.

       Я разработала индивидуальный маршрут по теме саморазвития «Инновационный подход к развивающей предметно – пространственной среде группы». Начала раб...