Технологии коррекционно-развивающего обучения в работе с детьми с нарушением слуха
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
Технологии коррекционно-развивающего обучения – форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации, реализующей принципы единства диагностики и коррекции недостатков развития, развития общих способностей к учению на основе личностно-ориентированного и деятельностного подхода, обеспечивающего индивидуализацию обучения детей данной категории. В таблице отражены цель, содержание технологии, особенности использование технологии в работе с глухими и слабослышащими, формы работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kor.-razv._tehnologii.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Таблица «Технологии коррекционно-развивающего обучения в работе с детьми с нарушением слуха»
Название технологии | Цель | Содержание технологии | Особенности использование технологии в работе с глухими и слабослышащими | Формы работы |
Информационные (компьютерные, мультимедиа, сетевые, дистанционные) технологии | Расширение знаний и умений, приобретение навыков обучающихся, а также на активизацию самостоятельной работы детей. Активизация развития индивидуально-личностных способностей и педагогической поддержки детской индивидуальности. | Технологии, основанные на использовании компьютерных обучающих программ и программного обеспечения для работы с информацией (поиск, сбор, хранение, преобразование, защита, обработка, передача, получение, использование). Построенные по информационной образовательной технологии компьютерные обучающие программы обеспечивают: повышение эффективности обучения; повышение эффективности преподавательской деятельности. | На примере программы «Видимая речь» Данная программа предназначена для работы как с детьми, так и взрослыми пациентами с нарушенным слухом (глухие и слабослышащие. В программе впервые стало возможным визуализировать наиболее полный перечень базовых компонентов звучащей речи: - речевое дыхание, - голосообразование – наличие и отсутствие голоса, - голосоведение – длительность фонации, интенсивность голоса и его частотный диапазон, фонетическое оформление речи. В программе предусмотрена визуализация слоговой структуры слова. С ее помощью на экране компьютера в доступных для детей образах отображается процесс коррекции и формирования таких просодических компонентов речи, как голосовые модуляции, выделение словесного и логического ударения. | Диагностика, контроль усвоенных знаний. Также на занятии компьютерные программы выступают в качестве нового средства коррекционного обучения, средством организации совместной деятельности обучающего и обучаемых. |
Проективые и деятельностные технологии | Проектная деятельность является обязательным компонентом образования, так как методологическая основа нового ФГОС – системно-деятельностный подход. Он обеспечивает формирование готовности детей к непрерывному образованию и активной учебно-познавательной деятельности детей. | Этапы проекта: I. Определение замысла (тема, идея) II. Планирование д-ти (цели, задачи, обязанности участников) III. Реализация д-ти IV. Презентация результатов V. Рефлексия | Проектная деятельность создает благоприятные условия для формирования и развития предметных, метапредметных и личностных умений. Проектная деятельность порождает процессы фантазии, воображения, в которых раскрываются те или иные характеристики личности. При этом происходит проекция (приписывание, перенос) психических свойств испытуемого на материал задания (фотоизображение, рисунок). | Работа над проектами осуществляется в учебное и внеурочное время и охватывает все форматы и виды деятельности, все методы и приемы ее реализации. |
Игровые технологии | Позволяют активизировать познавательную деятельность учеников. | Использование игры или элементов игры на уроке в начальных классах для слабослышащих и глухих детей. | Для формирования познавательного интереса слабослышащих и глухих учащихся использую в своей практике различный занимательный материал, который включаю в повседневные и нетрадиционные виды уроков. Это дидактические и сюжетно-ролевые игры. | Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учеников. |
Личностно-ориентированные технологии | Развитие речевой коммуникации и включение детей с нарушением слуха в инклюзивное образовательное пространство и как следствие - более полная социализация в обществе. | Структура включает: теоретические положения, на которых базируется технология; условия формирования навыка самоконтроля; этапы формирования навыка самоконтроля; процесс овладения знаниями о возможных приемах самоконтроля; виды воспроизведения речи, которыми необходимо научить ребенка для закрепления самоконтроля над произносительной стороной устной речи; виды заданий, используемых на различных видах занятий. | Личностно-ориентированная технология формирования навыков самоконтроля над произносительной стороной устной речи у детей с нарушением слуха. | На занятиях (индивидуальных, групповых). Виды заданий, используемые на различных видах занятий: воспроизводящие задания (менее самостоятельные), творческие (более самостоятельные). Виды работ (например работа по развитию навыков самоконтроля над звуками): выработка слуховых дифференцировок, чтение, дописывание, дополнение, придумывание речевого материала, работа с деформированным текстом и т. д. |
Технологии проблемного обучения | Повышение познавательной активности и самостоятельности глухих учащихся содействует использование в процессе обучения проблемных ситуаций. | Работа организуется таким образом, что дети самостоятельно отыскивают или актуализируют из прежнего опыта нужные для решения поставленной проблемы сведения, делают необходимые обобщения и выводы, сравнивают и анализируют фактический материал, определяют, что им уже известно, а что еще надо найти, выявить, обнаружить. При этом внимание учеников обращается не только на содержание усваиваемых знаний, но и на способы организации учебной деятельности. | На уроках в школе для глухих используются четыре основных типа проблемных ситуаций (М.М. Махмутов): 1. Ситуации, в которых учащиеся приобретают знания для объяснения нового факта на основе практической деятельности. Например, на урок природоведения учитель приносит растения, выращенные в разных условиях, и предлагает школьникам провести самостоятельный анализ для выяснения этих условий. 2. Ситуации, когда возникает необходимость использовать ранее усвоенные знания в новых условиях. На уроках чтения это задание на сравнение действующих лиц в одном рассказе, сходных персонажей в разных рассказах; на решение морально-этических задач, обогащающих нравственный опыт глухих детей, типа: «Как бы ты поступил?», «Хотел бы ты быть похожим нм этого героя?» 3. Ситуации, содержащие противоречия между теоретическими знаниями и практической невозможностью их решить. 4. Ситуации, содержащие противоречия между практическим результатом, наблюдаемым детьми, и невозможностью его обоснования. | Для создания проблемных ситуаций эффективны такие способы: -побуждение учащихся к самостоятельному рассуждению, объяснению (выведение правила) на основе анализа наблюдаемых явлений, фактов; -выдвижение предположений, формулировка выводом, постановка проблемно-познавательных заданий, связанных с поиском путей применения тех или иных знаний; - побуждение к сравнению, сопоставлению фактов, явлений, правил, действий, в результате которых возникает проблемная ситуация; -переформулировка вопросов, загадок, варьирование заданий по логическим моментам (задачи с избыточными и недостающими данными). |
Здоровьесберегающие технологии | Использование здоровьесберегающих технологий по сохранению и сбережению зрительной функции через реализация требований к комфортному письму, комфортному зрительному восприятию: рассеивающий свет жалюзи, матовые стены; требования к классным доскам и переносным мольбертам; лупам и другим офтальмологическим средствам, специальным компьютерным средам | Система здоровьесберегающей деятельности дошкольного образовательного учреждения включает здоровьесберегающую инфраструктуру (организацию рационального здорового питания, медицинское сопровождение, регулярный контроль за состоянием здоровья детей, обеспечение здорового ритма жизни, соблюдение режима дня, питьевого режима, проветривание помещений, соблюдение температурного режима и чистоты воздуха), организацию физкультурно-оздоровительной работы и просветительской работы с детьми и родителями. | Основные направления здоровьесберегающей деятельности: - рациональная организация учебно-воспитательного процесса;- рациональная организация двигательной активности учащихся;- организация рационального питания обучающихся; системно организованная деятельность по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни (психологические и педагогические технологии, программы, методы и др.). | Технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические); педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие ЗОЖ. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушенным слухом в процессе режимных моментов
Содержание коррекционно-развивающей работы, в соответствии с Федеральными Государственным образовательным стандартом образования, в настоящее время направлено на со...
Система коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушение слуха
Методическая разработка для педагогов...
Организация слухо-речевой среды при работе с детьми с нарушением слуха.
В данной статье содержится информация о необходимости и значимости создания слухо-речевой среды при работе с детьми с нарушением слуха....
ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА
В статье рассмотрен опыт организации коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста с нарушенным слухом в условиях реабилитационного центра. Рассмотрена семено-центрированная модель помощи ...
Педагогические технологии, методы и приемы работы с детьми с нарушением слуха из опыта работы учителя-дефектолога.
На данный момент существует множество традиционных и нетрадиционных методик, педагогических технологий, позволяющих решать комплекс задач и проблем, стоящих перед учителем, к которому пришел на обучен...
ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА И НАРУШЕНИМ ЗРЕНИЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА И ЗРЕНИЯ...