Психологическое сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях дошкольной организации.(доклад)
материал по коррекционной педагогике
Одной из самых тревожных тенденций сегодняшнего времени является рост количества детей с проблемами в развитии, в т.ч. и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В связи с этим работа по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья детей в условиях ДОУ должна занимать исключительное положение. Раннее выявление отклонений в развитии ребенка, своевременное начало коррекционно-развивающей работы, психолого-педагогическая и медицинская поддержка семьи такого ребенка – все это позволяет принципиально изменить всю дальнейшую жизненную траекторию развития ребенка с ОВЗ, улучшить качество жизни его семьи, предотвратить ограничения деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
доклад педагога-психолога | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано:
Заведующий МБДОУ «Целинный детский сад»
_______________Н.П.Куракина
НАУЧНО – ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ.
«НАВСТРЕЧУ ДРУГ ДРУГУ. ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ».
Секция педагогов-психологов.
Доклад
Психологическое сопровождение ребенка
с ОВЗ в условиях дошкольной организации.
Корюхова Ольга Борисовна,
педагог-психолог
МБДОУ "Целинный детский сад"
МБОУ « Песчановская СОШ»
2018г.
Одной из самых тревожных тенденций сегодняшнего времени является рост количества детей с проблемами в развитии, в т.ч. и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В связи с этим работа по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья детей в условиях ДОУ должна занимать исключительное положение. Раннее выявление отклонений в развитии ребенка, своевременное начало коррекционно-развивающей работы, психолого-педагогическая и медицинская поддержка семьи такого ребенка – все это позволяет принципиально изменить всю дальнейшую жизненную траекторию развития ребенка с ОВЗ, улучшить качество жизни его семьи, предотвратить ограничения деятельности.
Причины необходимости создания специальной модели работы с детьми с ОВЗ:
- поиск оптимальных подходов к организации эффективной коррекционной, воспитательной и образовательной помощи детям;
- необходимость совершенствования методов психологической и коррекционно-педагогической работы;
- недостаток в специальных знаниях (теоретических работ и научных исследований в области специального образования детей с ОВЗ);
- недостаточное программно-методическое обеспечение образовательного процесса для лиц с ОВЗ.
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дает определение создания специальных условий для лиц с ОВЗ, которые включают использование специальных образовательных программ, пособий и дидактических материалов (п.3 ст.79). Так же в нем дается понятие «адаптированная образовательная программа» «для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц» (п.28 ст.2).
Перед собой я поставила цель – создание оптимальной системы комплексного сопровождения детей с ОВЗ в условиях дошкольной организации, направленного:
- на максимальное всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями;
- коррекцию его психофизических недостатков;
- актуальное включение в окружающую социальную среду;
- подготовка к школьному обучению.
Вся работа по системе комплексного сопровождения детей с ОВЗ ведется в рамках ПМПК ДОУ, поэтому и в соответствии с требованиями к их документации.
1 ЭТАП. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Работу начала с оформления предметно-развивающей среды коррекционного кабинета. Он разделен на сектора: дидактические игры на развитие памяти, мышления и воображения; место для практических занятий с учителем - логопедом; место для проведения фронтальных коррекционно-развивающих занятий с педагогом-психологом; для индивидуальной коррекционной работы по электронным пособиям (компьютерные); для коррекции эмоционально сферы детей (дидактическая стена); «Ларчик» Воскобовича с дидактическими пособиями.
На данном этапе изучила методическую и психолого-педагогическую литературу, ознакомилась с разработками стратегии психологической работы по проекту, системы мониторинга эмоционально-личностного развития детей с ОВЗ, провела анализ ресурсов, подобрала методический материал и разработала тематический план для практической работы с педагогами, родителями и детьми.
В своей работе на данном этапе использую программы и методические пособия:
- «Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях ДОУ» Программно-методическое пособие под редакцией Т.Г.Неретина.
- «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду». Арцишевской И.Л.
- Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей 6-7 лет» Кайль Д.Г.
- «Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника» Веракса А.Н.
- «Музыкальная психотерапия» Петрушин В.И.
- «Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей» Сертакова Н.М.
На основе этих программ и пособий составила календарное планирование по работе с детьми ОВЗ и совместно с логопедом составила «Адаптированную образовательную программу дошкольного образования для обучения детей с ОВЗ речи» .
2 ЭТАП. ВНЕДРЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА.
На данном этапе осуществлялась:
- мотивация и подготовка педагогов к работе с использованием здоровьесберегающих технологий в условиях дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников;
- психологизация воспитательно-образовательного процесса (работа с педагогами);
- организация индивидуальной работы с детьми (по результатам наблюдения);
- выступления с лекциями, беседами, практическая работа на родительских собраниях, конференциях, практикумах;
- оформление письменных консультаций, наглядной информации на стенде;
- создание эмоционально- благоприятной атмосферы в детском саду, отработка взаимодействия с воспитателями и узкими специалистам, с родителями воспитанников группы ДОУ.
В своей работе на данном этапе активно применяю современные образовательные и коррекционные технологии: сказкотерапию, песочную терапию, элементы Су-джок-терапии, ИКТ- технологии.
Развивая у детей память, воображение, с помощью компьютерных игр, я заметила, что детям очень нравится такая технология. Они активно обсуждают новые игры, свои достижения и промахи при выполнении трудных заданий. При этом обогащается их словарь, они легко и с удовольствием овладевают новой терминологией. Это способствует развитию речи, значительно повышает уровень осознанности действий. Но самое главное состоит в том, что существенно возрастает самооценка ребенка. Среди друзей он с достоинством рассказывает обо всех "тонкостях" работы на компьютере, который выступает как эффективный способ самоутверждения, повышения собственного престижа. Успехи в овладении компьютером позволяют детям повышать свой рейтинг и даже выходить в лидеры. Все это в целом способствует возникновению эмоционального комфорта, чувства более полноценной жизни, что чрезвычайно важно для нормального развития личности.
3 ЭТАП. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ.
Для того чтобы облегчить работу педагогов и в тоже время вовлечь детей в процесс обучения, я разработала коррекционную программу. Специализированная компьютерная программа «Путешествие с «Компиком» предназначена для обучения детей 4-5 лет и включает в себя 4 блока:
1. Знакомство с компьютером.
2. Знакомство с графическим редактором Paint.
3. Обучающие игры.
4. Практические задания. Рисование.
Её неотъемлемой частью является методическое руководство, где показано, как с помощью этой компьютерной технологии сделать видимые скрытые в традиционном обучении проблемы в развитии ребёнка, как трансформировать проблемы развития в задачи обучения, как соотносить «шаги» в развитии ребёнка с «шагами» в методике, чтобы добиться развивающих и коррекционных эффектов обучения.
Таким образом, специализированная компьютерная программа «Путешествие с «Компиком» обращена в равной мере к детям, нуждающимися в особой помощи, и к взрослым, работающим с ними.
Детям она помогает радостно и деятельно познавать тайны окружающего мира, обсуждая свои открытия и промахи со сверстниками и взрослыми, учась высказывать и аргументировать собственное мнение, прислушиваться к мнению других.
Для педагогов она стала своего рода пособием по коррекционной педагогике, ключом к пониманию её секретов.
ЦЕЛЬ:
- оптимизация коррекционного процесса, для осуществления качественной индивидуализации обучения детей,
- создание у ребенка более высокой, по сравнению с традиционными методами, мотивационной готовности к обучению, заинтересованности детей к логопедическим занятиям и занятиям с педагогом-психологом в современных условиях.
ЗАДАЧИ ДАННОЙ ПРОГРАММЫ:
1.Развитие и коррекция психических процессов: памяти, внимания, воображения, мышления, восприятия.
2.Развитие познавательной активности, самоконтроля.
3.Активизация словаря.
4.Закрепление знаний цветов спектра.
5.Закрепление знания букв, цифр.
6.Развитие мелкой моторики руки.
7.Создание положительного эмоционального фона.
8.Помочь освоить детьми модели коммуникации с вымышленным героем компьютерных программ, как основные для освоения межличностной коммуникации.
9.Воспитание стремления достичь положительного результата в работе.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ И ЕЁ СОДЕРЖАНИЕ
Решение учебных и коррекционных задач с помощью развивающих компьютерных игр встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными потребностями ребенка. Индивидуализации учебно-коррекционного процесса осуществляется за счет выбора уровня сложности заданий, соответствующего уровню развития ребенка.
Работа с данной игровой программой происходит при первостепенной роли педагога-психолога и логопеда по принципу тройственного взаимодействия: педагог – компьютер – ребенок. В рамках этого подхода педагог-психолог и логопед составляет программу занятий и производит отбор коррекционных задач, решение которых с применением компьютерных технологий является наиболее эффективным.
Принимают участие дети-логопаты и дети, требующие коррекции со стороны психолога (12 человек).
Проводятся индивидуальные и фронтальные занятия (по 3-4 человека, 1 раз в неделю, по пятницам).
Длительность занятий до 10 минут.
Занятия разработаны на год, в игровой форме, в соответствии с временами года, обучение проходит поэтапно. На первом занятии дети знакомятся с техникой безопасности при работе с компьютером. Все занятия проводит выдуманный герой «Компик» - младший брат компьютера, который в игровой форме, с экрана компьютера рассказывает детям о программе Pаint. За год ребенок знакомится с устройством компьютера, с возможностями графического редактора Pаint. Каждое занятие включает в свою структуру упражнения для глаз для снятия напряжения и практические задания, которые развивают внимание, мышление, ориентировку в пространстве, мелкую моторику руки, активизируют речь детей и обогащают словарь.
Данная программа была разработана мною для участия в областном конкурсе «На лучшую разработку компьютерной программы», по результатам которого получен компьютерный класс: 8 ноутбуков, проектор, сканер, принтер, маркерная доска и 24 развивающих диска, что позволило разнообразить и улучшить коррекционную работу с детьми с ОВЗ.
Занимаясь с детьми с ОВЗ по данной программе, я отметила:
- К концу года дети свободно владеют компьютером.
- Словарь детей значительно обогащён .
- У детей-логопатов снижаются дефекты речи.
- Улучшиться самоконтроль и познавательная активность.
- У детей становятся более развитыми психические процессы: память, внимание, воображение, мышление, восприятие.
- Дети хорошо усваивают знание цветов, букв и цифр.
- Хорошо развита мелкая моторика руки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическое сопровождение мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению
В статье представлена модель деятельности педагога-психолога по формированию мотивационной готовности детей к школьному обучению....
Психологическое сопровождение процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ
Педагогический проект по теме «Психологическое сопровождение процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ»...
«Психологическое сопровождение процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ»
Педагогический проект...
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
С введением нового Федерального государственного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) в образовательной системе были введены основные принципы дошкольного образования,...
Психологическое сопровождение образовательного процесса в условиях логопункта
Сейчас в свете ФГОС ДО особое внимание уделяется вопросам психологизации педагогической деятельности. Это важно и в организации коррекционной раб...
«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ДОО В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Психологическое сопровождение образовательного процесса является необходимым условием реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В дошкольных образова...
Психологическое сопровождение педагогов ДОУ в условиях инклюзивного образования
Важность подготовки педагогов к работе в условиях инклюзии. В услов...