Психологическое сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях дошкольной организации.(доклад)
материал по коррекционной педагогике

Корюхова Ольга Борисовна

                Одной из самых тревожных тенденций сегодняшнего времени является рост количества детей с проблемами в развитии, в т.ч. и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В связи с этим работа по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья детей в условиях ДОУ должна занимать исключительное положение. Раннее выявление отклонений в развитии ребенка, своевременное начало коррекционно-развивающей работы, психолого-педагогическая и медицинская поддержка семьи такого ребенка – все это позволяет принципиально изменить всю дальнейшую жизненную траекторию развития ребенка с ОВЗ, улучшить качество жизни его семьи, предотвратить ограничения деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад педагога-психолога29.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                       Согласовано:

Заведующий МБДОУ  «Целинный детский сад»

_______________Н.П.Куракина

НАУЧНО – ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ.

«НАВСТРЕЧУ ДРУГ ДРУГУ. ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ».

Секция педагогов-психологов.

Доклад

Психологическое сопровождение ребенка

с ОВЗ в условиях дошкольной организации.

Корюхова Ольга Борисовна,

педагог-психолог

МБДОУ  "Целинный детский сад"

   

МБОУ « Песчановская СОШ»

2018г.

                Одной из самых тревожных тенденций сегодняшнего времени является рост количества детей с проблемами в развитии, в т.ч. и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В связи с этим работа по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья детей в условиях ДОУ должна занимать исключительное положение. Раннее выявление отклонений в развитии ребенка, своевременное начало коррекционно-развивающей работы, психолого-педагогическая и медицинская поддержка семьи такого ребенка – все это позволяет принципиально изменить всю дальнейшую жизненную траекторию развития ребенка с ОВЗ, улучшить качество жизни его семьи, предотвратить ограничения деятельности.

    Причины необходимости создания специальной модели работы с детьми с ОВЗ:

  •  поиск оптимальных подходов к организации эффективной коррекционной, воспитательной и образовательной помощи детям;
  • необходимость совершенствования методов психологической и коррекционно-педагогической работы;
  • недостаток в специальных знаниях (теоретических работ и научных исследований в области специального образования детей с ОВЗ);
  • недостаточное программно-методическое обеспечение образовательного процесса для лиц с ОВЗ.

   Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дает определение создания специальных условий для лиц с ОВЗ, которые включают использование специальных образовательных программ, пособий и дидактических материалов (п.3 ст.79). Так же в нем дается понятие «адаптированная образовательная программа» «для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц» (п.28 ст.2).

    Перед собой я поставила  цель создание оптимальной системы комплексного сопровождения детей с ОВЗ в условиях дошкольной организации, направленного:

  • на максимальное всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями;
  • коррекцию его психофизических недостатков;
  • актуальное включение в окружающую социальную среду;
  • подготовка к школьному обучению.

Вся работа по системе комплексного сопровождения детей с ОВЗ ведется в рамках ПМПК ДОУ, поэтому и в соответствии с требованиями к их документации.

1 ЭТАП. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Работу  начала  с  оформления  предметно-развивающей  среды  коррекционного кабинета.  Он разделен на  сектора:  дидактические игры на развитие  памяти, мышления и воображения; место для практических занятий с учителем - логопедом;  место для проведения фронтальных  коррекционно-развивающих занятий с педагогом-психологом; для индивидуальной коррекционной работы по электронным пособиям (компьютерные); для коррекции эмоционально сферы детей (дидактическая стена);  «Ларчик»   Воскобовича с дидактическими пособиями.

 На данном этапе изучила  методическую  и психолого-педагогическую литературу, ознакомилась с разработками  стратегии психологической работы по проекту, системы мониторинга эмоционально-личностного развития детей с ОВЗ, провела  анализ ресурсов, подобрала  методический материал  и разработала  тематический  план  для практической работы с педагогами, родителями и детьми.

В своей работе на данном этапе  использую программы и  методические пособия:

 - «Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях ДОУ»  Программно-методическое пособие под редакцией Т.Г.Неретина.

- «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду». Арцишевской И.Л.

- Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей 6-7 лет» Кайль Д.Г.

- «Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника» Веракса А.Н.

 - «Музыкальная психотерапия» Петрушин В.И.

- «Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей» Сертакова Н.М.

На основе этих программ и пособий составила календарное планирование   по работе с  детьми ОВЗ и совместно с логопедом  составила «Адаптированную   образовательную  программу  дошкольного образования для  обучения детей с ОВЗ речи» .

2 ЭТАП. ВНЕДРЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА.

На данном этапе осуществлялась:

  • мотивация и подготовка педагогов к работе с использованием здоровьесберегающих технологий в условиях дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников;
  •  психологизация воспитательно-образовательного процесса (работа с педагогами);
  • организация индивидуальной работы с детьми (по результатам наблюдения);
  • выступления с лекциями, беседами, практическая работа на родительских собраниях, конференциях, практикумах;
  • оформление письменных консультаций, наглядной информации на стенде;
  • создание эмоционально- благоприятной атмосферы в детском саду, отработка взаимодействия с воспитателями и узкими специалистам, с родителями воспитанников группы ДОУ.

В своей работе на  данном этапе активно применяю современные образовательные и коррекционные технологии: сказкотерапию, песочную терапию, элементы Су-джок-терапии, ИКТ- технологии.

Развивая у детей память, воображение, с помощью компьютерных игр, я заметила, что детям очень нравится такая технология. Они  активно обсуждают новые  игры, свои достижения и промахи при выполнении трудных заданий. При этом обогащается их словарь, они легко и с удовольствием овладевают новой терминологией. Это способствует развитию речи, значительно повышает уровень осознанности действий. Но самое главное состоит в том, что существенно возрастает самооценка ребенка. Среди друзей он с достоинством рассказывает обо всех "тонкостях" работы на компьютере, который выступает как эффективный способ самоутверждения, повышения собственного престижа. Успехи в овладении компьютером позволяют детям повышать свой рейтинг и даже выходить в лидеры. Все это в целом способствует возникновению эмоционального комфорта, чувства более полноценной жизни, что чрезвычайно важно для нормального развития личности.

3 ЭТАП. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ.

Для того чтобы облегчить работу педагогов и в тоже время вовлечь детей в процесс обучения,  я разработала коррекционную программу. Специализированная компьютерная программа «Путешествие с «Компиком» предназначена для обучения детей 4-5 лет и включает в себя 4 блока:

1. Знакомство с компьютером.

2. Знакомство с графическим редактором Paint.

3. Обучающие игры.

4. Практические задания. Рисование.

Её неотъемлемой частью является методическое руководство, где показано, как с помощью этой компьютерной технологии сделать видимые скрытые в традиционном обучении проблемы в развитии ребёнка, как трансформировать проблемы развития в задачи обучения, как соотносить «шаги» в развитии ребёнка с «шагами» в методике, чтобы добиться развивающих и коррекционных эффектов обучения.

Таким образом, специализированная компьютерная программа «Путешествие с «Компиком» обращена в равной мере к детям, нуждающимися в особой помощи, и к взрослым, работающим с ними.

Детям она помогает  радостно и деятельно познавать тайны окружающего мира, обсуждая свои открытия и промахи со сверстниками и взрослыми, учась высказывать и аргументировать собственное мнение, прислушиваться к мнению других.

Для педагогов она  стала  своего рода пособием по коррекционной педагогике, ключом к пониманию её секретов.

ЦЕЛЬ:

  •  оптимизация коррекционного процесса, для осуществления качественной индивидуализации обучения детей,
  • создание у ребенка более высокой, по сравнению с традиционными методами, мотивационной готовности к обучению, заинтересованности детей к логопедическим занятиям и занятиям с педагогом-психологом в современных условиях.

ЗАДАЧИ ДАННОЙ ПРОГРАММЫ:

1.Развитие и коррекция психических процессов: памяти, внимания, воображения, мышления, восприятия.

2.Развитие познавательной активности, самоконтроля.

3.Активизация словаря.

4.Закрепление знаний цветов спектра.

5.Закрепление знания букв, цифр.

6.Развитие мелкой моторики руки.

7.Создание положительного эмоционального фона.

8.Помочь освоить детьми модели коммуникации с вымышленным героем компьютерных программ, как основные для освоения межличностной коммуникации.

9.Воспитание стремления достичь положительного результата в работе.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ И ЕЁ СОДЕРЖАНИЕ

Решение учебных и коррекционных задач с помощью развивающих компьютерных игр встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными потребностями ребенка. Индивидуализации учебно-коррекционного процесса осуществляется за счет выбора уровня сложности заданий, соответствующего уровню развития ребенка.

Работа с данной игровой программой происходит при первостепенной роли педагога-психолога и логопеда по принципу тройственного взаимодействия: педагог – компьютер – ребенок. В рамках этого подхода педагог-психолог и логопед составляет программу занятий и производит отбор коррекционных задач, решение которых с применением компьютерных технологий является наиболее эффективным.

Принимают участие дети-логопаты и дети, требующие коррекции со стороны психолога (12 человек).

Проводятся  индивидуальные  и фронтальные занятия  (по 3-4 человека, 1 раз в неделю, по пятницам).

Длительность занятий  до 10  минут.

Занятия  разработаны на год, в игровой форме, в соответствии с временами года,  обучение проходит поэтапно.  На первом занятии дети знакомятся с техникой безопасности при работе с компьютером. Все занятия проводит выдуманный герой «Компик» - младший брат компьютера, который  в игровой форме, с экрана компьютера  рассказывает детям о программе  Pаint. За год ребенок знакомится с устройством компьютера,  с возможностями графического редактора  Pаint.  Каждое  занятие  включает в свою структуру упражнения для глаз  для снятия напряжения и практические задания, которые   развивают  внимание, мышление, ориентировку в пространстве, мелкую моторику руки,  активизируют речь детей и обогащают словарь.

Данная  программа   была разработана мною для  участия  в областном конкурсе «На лучшую разработку компьютерной программы», по результатам которого получен компьютерный класс: 8 ноутбуков, проектор, сканер, принтер, маркерная доска и  24 развивающих диска, что позволило разнообразить и улучшить коррекционную работу с детьми с ОВЗ.

 Занимаясь с  детьми  с ОВЗ по данной программе, я отметила:

  • К концу  года дети  свободно владеют компьютером.
  • Словарь детей  значительно обогащён .
  • У детей-логопатов снижаются дефекты речи.
  • Улучшиться самоконтроль и познавательная активность.
  • У детей становятся  более развитыми психические процессы: память, внимание, воображение, мышление, восприятие.
  • Дети хорошо усваивают знание цветов, букв и цифр.
  •  Хорошо развита мелкая моторика руки.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое сопровождение мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению

В статье представлена модель деятельности педагога-психолога по формированию мотивационной готовности детей к школьному обучению....

Психологическое сопровождение процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ

Педагогический проект по теме «Психологическое сопровождение процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ»...

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

С введением нового Федерального государственного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО)  в образовательной системе были  введены основные принципы дошкольного образования,...

Психологическое сопровождение образовательного процесса в условиях логопункта

Сейчас в свете ФГОС ДО особое внимание уделяется вопросам психологизации педагогической деятельности. Это важно и в организации коррекционной раб...

«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ДОО В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Психологическое сопровождение образовательного процесса является необходимым условием реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В дошкольных образова...

Психологическое сопровождение педагогов ДОУ в условиях инклюзивного образования

                               Важность подготовки педагогов к работе в условиях инклюзии. В услов...