Психологическое сопровождение мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению
статья по теме

Вайцель Олеся Викторовна

В статье представлена модель деятельности педагога-психолога по формированию мотивационной готовности детей к школьному обучению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ  

МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Вайцель Олеся Викторовна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №17» компенсирующего вида

 г.Новокузнецк

 Психологи и педагоги озабочены тем, что ежегодно увеличивается рост детей неготовых к школе, не желающих идти в общеобразовательные учреждения, среди которых все чаще попадают дети с достаточно высоким уровнем умственного развития и овладевшие навыками чтения и счета еще до школы. Поэтому самым актуальным на сегодняшний день является направление «Мотивационная готовность ребенка к школе», который имеет социальный заказ со стороны родителей и педагогов.

Мотивационная готовность к школьному обучению является частью личностной готовности, а значит и психологической готовности к школе.

Проблема мотивационной готовности не является достаточно разработанной, но существует большое количество методов, позволяющих изучать мотивационную сферу поступающего в школу ребёнка. Психологи интересуются вопросом мотивационной готовности детей к школе, прежде всего потому, что в практике обнаруживается зависимость между характером мотивации и деятельностью, между мотивацией ученика и успешностью его обучения.

Анализ диагностического обследования психологической готовности детей дошкольного возраста к школе показывает, что необходимо подготавливать детей подготовительных групп к освоению некоторых самых главных учебных умений и мотивов, так как это влияет на способность справляться с учебной нагрузкой и адаптироваться к школьной жизни.

Начало школьного обучения – это важный и закономерный этап на жизненном пути каждого ребенка. Это переход к новому образу жизни и условиям деятельности, к новому отношению к самому себе и своей деятельности; новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками; новому положению в обществе.

Успешность школьного обучения во многом определяется тем, насколько ребенок хочет учиться, стать учеником, ходить в школу. Эта новая система потребностей, связанная со стремлением ребенка стать школьником, выполнять новую, общественно значимую деятельность, образует внутреннюю позицию школьника.

Первоначально эта позиция далеко не всегда связана с полноценным желанием ребенка учиться и получать знания. Многих детей привлекают в первую очередь внешние атрибуты школьной жизни: новая обстановка, яркие портфели, тетради и ручки и желание получать оценки.

Большинство родителей не придают особого значения желанию ребёнка пойти в школу, делая акцент лишь на интеллектуальной и специальной готовнос ти к обучению. Психолог А.Н. Леонтьев пи сал: «Сознательность знаний характеризует ся именно тем, какой смысл приобретают они для человека».

Для успешного обучения в школе ребенок должен быть уверен в себе, в своих силах, своих возможностях и способностях, с достаточно развитой способностью взаимодействовать с другими детьми, развитой произвольностью и сформированной учебной мотивацией.

Одной из актуальных проблем является мотивационная подготовка ребенка к школе. В настоящее время модель деятельности педагога-психолога в нашем дошкольном учреждении по формированию мотивационной готов ности детей к школьному обучению выглядит следующим образом.

Структура работы педагога-психолога МДОУ

по мотивационной подготовке детей к школе

Педагог-психолог

Школа

Дети

Родители

Педагоги

Диагностика

Коррекция

Просвещение

Консультация

Просвещение

Консультация

Первичная

Повторная

Индивидуальная

Групповая

Родительские собрания

Папки-передвижки

Информация на стенде

Индивидуальные консультации

Тематическое консультирование

Выступления на педсоветах

Информация на стенде

Консультирование по итогам диагностики

Тематическое консультирование

I блок – работа с детьми

Диагностика

В начале учебного года проводится предварительная диагностика детей подготовительных к школе групп с целью определения доминирования познавательного или игрового мотива в мотивационной сфере дошкольника. Осуществляется с помощью методики Е. М. Борисовой, Т. Д. Абдурасуловой и рисуночной методики Д. В. Солдатовой. Анализ результатов позволяет определить и осуществить индивидуальную и групповую коррекционную работу, а также дать родителям необходимые консультации и рекомендации.

В апреле – мае проводится повторная диагностика мотивационной готовности, которая позволяет проследить успешность коррекционной работы, а также служит основой для разработки рекомендации по введению в школьную жизнь.

Индивидуальная и групповая коррекционная работа с детьми

Проанализировав количественные и качественные результаты диагностики, педагог-психолог формирует коррекционные группы. Занятия в коррекционных группах проводятся по разработанной программе «Играем в школу» с целью формирования эмоционально положительного отношения к обучению и внутренней позиции будущего первоклассника, овладения способами и приемами познавательной деятельности, зачатками учебной работы, знакомства детей с правилами поведения в школе, формирования у детей уважительных отношений друг к другу.

Работа строится на основе развивающих игр. Задания в одном занятии связаны одной темой или сюжетом. Для активизации познавательной деятельности детей применяется мотивация, побуждающая ребенка к достижению положительного результата в деятельности (например, мотив выигрыша). Использование соревнований и игр по правилам с результативным выигрышем способствует развитию мотива учения в виде желания получить хорошую отметку.

Цикл занятий рассчитан на 4 – 5 месяцев. Периодичность занятий – 2 раза в неделю продолжительность 25 – 30 минут. Оптимальный состав группы 5 – 6 человек.

Задания подбираются в соответствии с зоной ближайшего развития детей. Каждое занятие включает в себя разминочные упражнения, коммуникативные, познавательные и развивающие игры, релаксационные упражнения, работу в тетрадях. В коррекционные занятия также включены дыхательные упражнения, артикуляционная и пальчиковая гимнастика, так как дети в нашем саду с нарушениями речи.

Есть несколько детей, нуждающихся в индивидуальной коррекционной работе, с которыми психолог проводит индивидуальные занятия.

II блок – работа с родителями

Психологическое просвещение родителей по мотивационной готовности к школьному обучению

Родителей будущих первоклассников волнуют многие вопросы, связанные с подготовкой ребенка к школьному обучению. Они хотят узнать об особенностях развития ребенка, об организации его жизнедеятельности в последние месяцы перед школой; о средствах, помогающих повысить желание идти в школу; об изменении домашнего пространства, общения с ребенком, его позиции в семье.

На родительских собраниях психолог в подготовительных группах выступает с докладами, обсуждает с родителями теоретические аспекты данного вопроса (что означает мотивация, способы ее формирования, психологические особенности старшего дошкольника и т.д.). На собраниях родителям предлагаются тест «Готова ли ваша семья к поступлению ребенка в первый класс?», выполнение практических упражнений, живое общение. Используется наглядность (схемы, таблицы, продуктивные виды деятельности. Родительские собрания представляют собой синтез практического и теоретического материала. Также проводятся с родителями тематические консультации, обновляется информация в родительском уголке, ответы на вопросы родителей помещаются в папку «Рекомендации родителям», разрабатываются памятки и буклеты для  каждого родителя «Что такое мотивационная готовность к школе?».

Индивидуальное консультирование

Индивидуальные встречи с родителями будущих первоклассников назначаются и проводятся после первичной и повторной диагностики ребенка. В ходе таких консультаций психолог освещает итоги диагностики; дает родителям рекомендации по оказанию реальной помощи по вопросу мотивационной подготовки к школе; если есть на то причины, советует обратиться к другим специалистам (логопеду, психоневрологу), помогает определиться с выбором программы обучения в школе, готовит родителей к возможным проблемам адаптационного периода и совместно с ними намечает стратегию сопровождения ребенка. В ходе родительского собрания психолог по желанию приглашает на консультацию родителей ознакомиться с результатами диагностики и обсуждением перспектив дальнейшего развития ребенка. Как показывает практика, более 60% родителей находят время посетить психолога. На консультации изначально психолог отмечает позитивные моменты в развитии ребенка, а затем переходит к тому, над, чем необходимо поработать, и как это делать.

III блок – работа с педагогами по вопросу мотивационной готовности детей к школе

Групповая работа с педагогами по психологическому просвещению

Психолог выступает на педсоветах педагогов, проводит тематические консультации по теоретическому вопросу, касающемуся развитию мотивации у детей старшего дошкольного возраста, освещает точки зрения разных авторов, помещает информацию на стенд в родительский уголок.

Индивидуальное консультирование педагогов

В ходе консультирования дается информация по результатам диагностики, разрабатываются индивидуальные подходы и методы работы с отдельными детьми, решаются вопросы, интересующие педагога.

Связь со школой

Заключен договор о преемственности работы ДОУ с близлежащей школой. Проводятся встречи с учителями начальных классов,  педагогом-психологом, на которых обсуждаются дальнейшие перспективы  развития детей, оптимизация адаптационного периода.

Описанная модель работы педагога-психолога является очень гибкой системой, развивающаяся и меняющаяся в зависимости от уровня развития проблем, потребностей и особенностей всех участников процесса.

Эта система работы приносит положительные результаты, а главное оказывает реальную действенную помощь детям, родителям и педагогам.

Литература

1.Божович, Л. И. Личность ребенка и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. – М : Просвещение,1983. – С.260.

2.Венгер, Л. А., Венгер, А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе? – М : Знание, 1994. – С.160.

3.Волков, В. С., Волкова Н. В. Подготовка ребенка к школе : задачи, упражнения, диагностика. – М. : Просвещение, 1994. – С.350.

4.Давыдова,  Ю. В. Как подготовить ребенка к школе/ Ю. В. Давыдова// Шпаргалки для родителей. – М. : Эксмо, 2008. – С. 144.

5.Каменская, В. Г., Зверева, С. В. К школьной жизни готов! Диагностика и критерии готовности дошкольника к школьному обучению. – СПб : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – С.120.

6.Рылеева, Е. В. Готова ли семья к поступлению ребенка в первый класс?/Е. В. Рылеева// Управление дошкольным образованием. – 2005. - №4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Психологические аспекты влияния типа родительского отношения на готовность детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению»

В статье рассматривается зависимость детского родительского отношения и психологической готовности детей к школе....

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

В старшем дошкольном возрасте, к 7 годам у ребенка начинают формироваться умения, которые необходимы ему для дальнейшего обучения в школе, и именно поэтому возраст 7 лет считают идеальным для начала ш...

Статья "Проблема психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению"

Проблеме готовности к школьному обучению посвящено много публикаций и книг. Но данный вопрос до сих пор остаётся актуальным — нет единой точки зрения. По сути, мы имеем дело с казусом: если есть...

Оценочный лист родителю по определению готовности ребенка старшего дошкольного возраста к школьному обучению

Уважаемый родитель, данный оценочный лист предназначен для того, чтобы Вы самостоятельно могли отследить уровень подготовки Вашего ребенка к школьному обучению, не затрачивая особого труда, умения и в...

Формирование мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению

Мы должны создавать такие  условия, которые могли бы побуждать ребенка к определенным занятиям, творчеству, самостоятельности, научили бы его общаться со сверстниками и взрослыми, научили бы навы...

Формирование мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе посредством игровых упражнений

В данном материале описывается формирование мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста посредством игровых пражнений....

Формирование мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе

Семинар для родителей "Почему так важно мотивировать детей к школьному обучению"...