Консультация "Развитие речи на занятиях по физической культуре"
консультация по коррекционной педагогике
Данный материал будет полезен воспитателям, инструкторам по физической культуре
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kons_razvitie_rechi_na_zanyatiyah_fk.docx | 103.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Развитие речи на занятиях физкультуры»
Главная цель физического воспитания в детском саду состоит в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность дошкольников в движении, добиться хорошего уровня здоровья и всестороннего физического развития детей. Следовательно, помимо развития физических качеств, целесообразно уделять внимание и такой важной образовательной области, как речевое развитие. С каждым годом число поздно говорящих детей возрастает, активный словарь детей крайне низок. Они стараются обходиться мимикой, жестами, но, никак не словесным выражением потребностей и просто общением. На занятиях физкультурой мы стараемся помочь детям овладеть развитием не только крупной моторики, но и мелкой, отвечающей за умственное развитие и развитие речи.
Формы и методы, способствующие развитию речевой активности дошкольников на занятиях физической культуры:
1. Речь инструктора (воспитателя)
Как известно, дети младшего возраста стараются подражать поведению взрослых. Речь детей формируется под влиянием их речи. Следовательно, если родители или воспитатель четко, логично и правильно излагают свои мысли, ребёнок будет неосознанно стремиться делать также.
2. Пальчиковые игры
Пальчиковые игры - это мощная целенаправленная тренировка для мозга ребёнка, стимулирующая его развитие. Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей младшего школьного возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой функций. Доказано наличие связи между совершенствованием тонких движений пальцев рук и активной речи ребёнка.
«Муха»
На паркете восемь мух
Польку танцевали,
(дети сгибают руки в локтях и быстро шевелят пальчиками)
Увидали паука – в обморок упали!
(роняют руки на колени ладошками вверх).
«Лепёшки»
Тошки-тошки-тошки!
Испечём лепёшки!
(дети хлопают ладошками, то одна рука сверху, то другая)
Дрожжи, сахар, соль, яйцо и парное молоко
(загибают пальцы одной руки),
Муку положили, тесто замесили
(«посыпают», мелко перебирают пальцами, сжимают и разжимают кулачки)
Тошки-тошки-тошки! Напекли лепёшки!
(«пекут» лепёшки, протягивают руки вперёд).
3. Считалочки, зазывалки, речёвки, девизы.
Считалки и зазывалки – это вид детского творчества, небольшие стихотворения с четкой рифмой и структурой с шутливым характером, предназначенные для случайного выбора участника игры из множества или для привлечения к игре. Считалки и зазывалки способствуют развитию чёткой артикуляции и дикции у детей дошкольного возраста.
Пример считалок:
Шёл утёнок по дорожке,
Видит он – лежат сапожки.
Стал сапожки он носить,
Выходи, тебе водить.
Пример зазывалок:
Всех в игру мы принимаем
Никого не обижаем.
Приглашаю детвору
На веселую игру!
А кого не примем-
За уши поднимем!
4. Объяснение правила игры
У любой игры есть определённые правила, которые водящий или организатор должны объяснить играющим. Сначала целесообразно о правилах рассказать взрослому, а затем предложить это делать и самим детям. Объяснение правил игры способствует развитию логичности, чёткости речи, повышению самооценки. В процессе объяснения правил ребёнок учиться строить сложноподчинённые и сложносочинённые предложения в соответствие с нормами и правилами русского языка.
5. Различные виды игр с речевым сопровождением:
игры с мячом, скакалкой, подвижные коллективные игры, народные игры, игры с цветом, интерактивные игры.
Игры с мячом.
Логопеды в своей практике часто используют игры с мячом, так как мяч отвлекает ребёнка от дефекта речи, расслабляет его и превращает полезное занятие в развлечение. Дети дошкольного возраста очень любят игры с мячом, но помимо просто игр с ним, целесообразно использовать следующие приемы: отхлопывание ритмического рисунка, отхлопывание и отстукивание количества слогов в слове, наращивание слогов.
Игра «Брось-добавь!»
Цель: формирование умения ловить мяч и складывать слоги в слова.
Например: жа-ра, зи-ма, мо-ре, гру-ша и др.
Пояснение: первый слог называет инструктор и бросает мяч, ребёнок «складывает» слово и возвращает мяч обратно.
Игра «Мячик мы ладошкой "стук", повторяем дружно звук».
Цель: закрепление навыков ловли и бросания мяча, развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.
Игра «Скачет мячик»
Цель: формировать умение отбивать мяч об пол с проговариванием ритмического рисунка
Скачет мячик, как живой. Мячик, мячик, что с тобой?
Ничего он не сказал, лишь быстрее ускакал.
Игра «Брось-назови!»
Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов. Умение различать родовые и видовые понятия.
Скакалка также может послужить хорошим помощником в развитии речи на занятиях физкультуры в дошкольном учреждении. Прыгая и проговаривая ритмический рисунок, ребёнок также будет совершенствовать свой речевой аппарат в игровой форме.
На скакалке я скакала и ни капли не устала,
Раз, два, три, четыре, пять, буду дальше я скакать!
Подвижные коллективные и интерактивные игры.
Подвижная игра «Ковбой»
Цель: развивать двигательную и речевую активность детей.
Ход игры: выбирается водящий-ковбой и отходит в конец зала.
Дети-«лошадки» дразнят ковбоя:
Ковбой, ковбой! Не спи под горой!
Ты нас накорми, ты нас напои!
С нами ты поиграй, нас, лошадок, догоняй!
Русская народная игра «Заря».
Цель: активизировать двигательную и речевую потребность детей, воспитывать интерес к народному творчеству.
Ход игры: дети встают в круг, руки держат за спиной, один из играющих-заря-ходит за кругом с лентой и все говорят слова:
Заря-зареница, красная девица, по полю ходила, ключи обронила,
Ключи золотые, ленты голубые, кольца обвитые-за водой пошла!
С последними словами водящий незаметно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, берёт ленту, и оба разбегаются в разные стороны по кругу. Тот, кто остается без места, становится зарёй.
Игра «В бассейн ныряй, цвет называй!» (для детей первой и второй младшей группы).
Цель: тренировать умение энергично отталкиваться двумя ногами от пола и прыгать в сухой бассейн; формировать умение четко и правильно называть цвета.
Ход игры: дети по очереди прыгают в сухой бассейн, выбирают два шарика разного цвета и называют их.
Таким образом, что интеграция физического и речевого развития детей дошкольного возраста играет колоссальную роль в становлении личности ребёнка, в гармоничном развитии как физических, так и психических качеств детей, делает занятия физкультуры полезными и увлекательными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Считалочки - как развитие речи на занятиях по физической культуре
Помимо развития физических качеств дошкольников, не стоит забывать о развитии речи. Уважаемые родители, народный фольклор - хорошее подспорье в развитии речи детей. Разучивайте с детьми счит...
Путешествие по стране «Физическая культура» конспект занятия по физической культуре в старшей группе с элементами круговой тренировки.
Цель: Развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости. Задачи:Образовательная: закреплять технику ходьбы и бега; формировать правильну...
Консультация для инструктора по физической культуре «Использования сенсомоторной коррекции на занятиях по физической культуре с детьми с ОВЗ»
Развитие детей и улучшение их здоровья в процессе обучения в дошкольных образовательных учреждениях, особенно в коррекционных группах, - одна из актуальных задач современной педагогики. Исс...
Статья на тему: "Развитие речи на занятиях по физической культуре в ДОУ"
Полноценное развитие человека невозможно без его физического развития. Физическое развитие детей дошкольного возраста направлено, прежде всего, на укрепление здоровья, формирования двигательных навыко...
Развитие речи на занятиях по физической культуре в ДОУ
Главная цель физического воспитания в детском саду состоит в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность дошкольников в движении, добиться хорошего уровня здоровья и всестороннего ...
Физическая культура: Открытое занятие по физической культуре на тему: "Введение мяча с правой и левой рукой"
Тема: «Введение мяча с правой и левой рукой»Цель: Приобщение детей к занятию спортом и спортивными играми. Привитие потребности в здоровом образе жизни.Задачи:Развивать и совер...
Нетрадиционная форма работы на занятиях по физической культуре. Конструирование на занятии по физической культуре
Конструирование – это продуктивный вид деятельности ребенка, который носит познавательный и творческий характер и направлен на создание определенного предмета. Сегодняшний день требует от челове...