Куклотерапия в работе педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья
методическая разработка по коррекционной педагогике

Мартынова Анна Михайловна
В методическом пособии раскрываются особенности использования куклотерапии в работе педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kukloterapiya_v_rabote_psihologa_s_detmi_s_ovz.docx36.8 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа № 4 имени Героя Советского Союза Д.П. Левина

г. о. Сызрань Самарской области,

 Структурное подразделение, реализующее общеобразовательные

программы дошкольного образования, «Детский сад № 56»

Методическое пособие

«Куклотерапия в работе педагога-психолога

с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

подготовил педагог-психолог:     Мартынова А.М.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Пальчиковый театр – театрализованная, дидактическая, сюжетно-ролевая игра. С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится с волшебным миром сказок. Пальчиковый театр – это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять, роль любого героя. Пальчиковые театры очень хороши для театрализованной деятельности, так как театрализованные игры повышают эмоциональный подъем, жизненный тонус ребенка и ребенок чувствует себя раскованно, свободно. Пальчиковый театр – это прекрасный речевой и сенсорно-двигательный тренажер. Куклы развивают подвижность пальцев обеих рук, помогают освоить речь персонажей, помогают развивать словарный запас и активизируют речевые функции. Это прекрасный материал для развития у детей воображения, мышления и речи, развитие мелкой моторики: в ходе игр у детей, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, что является для ребенка естественным средством самовыражения, а использование символических материалов помогает ему дистанцироваться от проблемных (трудных) ситуаций. Инсценировка сказок и различных сюжетов собственного сочинения при помощи фигурок пальчикового театра обладает несомненной пользой для детей, а именно:

- пальчиковый театр развивает мелкую моторику рук (ведь при выборе очередности выхода персонажей на сцену и во многие другие моменты постановки нужна точная, скоординированная работа пальчиков);

- стараясь не пропустить «выход» своего персонажа, ребенок вырабатывает способность к концентрации внимания;

- заучивая реплики героев и стремясь не перепутать их во время спектакля, ребенок тренирует память;

- театральные постановки развивают фантазию и воображение, особенно, если речь идёт о сценках-импровизациях;

- обогащается словарный запас, построение предложений становится более правильным и развернутым;

- в процессе перемещения персонажей по сцене развивается пространственное мышление (такие важные понятия как «лево» и «право», «вниз» и «верх», предыдущий и следующий отрабатываются в игровой ненавязчивой форме);

- возможность самовыражения на сцене развивает артистические и творческие способности детей;

- выступая перед публикой, ребенок приобретает уверенность в себе, становится более общительным.

При помощи фигурок пальчикового театра перед ребенком открывается удивительный мир сказки, которую он может по своему желанию создавать и переделывать. Тут у ребенка полная свобода выбора: он может стать просто зрителем или подающим надежды актером, режиссером и автором сценария постановки. Это совсем не развлечение, а сложное исследование, ведь у ребенка появляется возможность разыграть и проанализировать на сцене множество представляющихся ему необычными или непонятными ситуаций. Это могут быть проблемы, связанные с общением со сверстниками, родителями, воспитателями, отражение страхов и тревог ребенка, разбор уже случившихся конфликтов и поиск правильного выхода из них.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что игра является для ребенка естественным средством самовыражения, а использование пальчиковых кукол помогает ему дистанцироваться от проблемных, трудных ситуаций. Уникальность пальчикового театра состоит в том, что он помогает привить детям любовь к речи, раскрыть всю ее многогранность и красоту. Пальчиковые куклы несут в себе положительную энергию, пробуждают у ребенкажелание говорить, что является мощным стимулом для всестороннего развития его речи.

Использование куклотерапии в работе педагога-психолога

с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Ладошки нужны нам, чтобы умыться,

Кашу поесть и компота напиться,

Еще можно с ними театр устроить,

И пальчики ваши на актерство настроить.

Играть, веселиться, вести свою роль

Будет в театре любимый герой.

Куклотерапия – это метод психологической коррекции различных состояний при помощи кукол. В целенаправленной терапевтической практике кукол используют с начала ХХ века. Еще в 1926 году невропатолог Малколм Райт использовал кукольный театр для лечения неврозов. Было открыто, что куклы помогают восстановлению опорно-двигательного аппарата. Дети и взрослые, страдающие различными заболеваниями этого типа (например, церебральный паралич), с помощью кукол (в процессе репетиций) постепенно реабилитируются.

Куклотерапия может использоваться в разных направлениях коррекционно-развивающей работы:  игротерапии, сказкотерапии, арт-терапии.

Этот метод психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровьяи их семьям, заключается в коррекции их поведения и эмоционального состояния  посредством пальчикового театра. Данный метод призван помочь в устранении болезненных переживаний у детей, укреплять их психическое здоровье, улучшать социальную адаптацию, развивать самосознание, разрешать конфликты в условиях коллективной творческой деятельности. 

В качестве основного приема коррекционного воздействия используется кукла как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого (психолога, воспитателя, родителя).

Можно выделить следующие функции, которые выполняет куклотерапия: 

  • коммуникативную – установление эмоционального контакта, объединение детей с ограниченными возможностями здоровья в коллектив;
  • релаксационную – снижение эмоционального напряжениядетей с ограниченными возможностями здоровья;
  • развивающую – развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия и т.д.);
  • обучающую – обогащение информацией об окружающем мире.

Задачи куклотерапии:совершенствование мелкой моторики руки, координации движений; развитие посредством куклы способов выражения эмоций, чувств, состояний, движений, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребенок с ограниченными возможностями здоровья не может или не позволяет себе проявлять; обучение способам адекватного телесного выражения различных эмоций, чувств, состояний.

Дети с ограниченными возможностями здоровья отличаются моторной неловкостью, эмоциональной незрелостью, значительно сниженной познавательной активностью, низкой способностью к подражательной деятельности. Для успешного взаимодействия с такими детьми требуется посредник. Таким посредником становится кукла.

Благодаря кукле ребенок с ограниченными возможностями здоровья приобретает  психологическую защиту и действует от имени куклы. Общение с такой куклой способствует самоидентификации ребенка и расширяет возможности его взаимодействия с окружающим миром. От имени куклы ребенок с ограниченными возможностями здоровья учится задавать вопрос и отвечать на него. Особенно это важно для аутичных детей. Благодаря куклотерапии создается особая «терапевтическая» среда, стимулирующая развитие личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а также достигаются следующие результаты:

  • развивается речь детей;
  • развивается эмоциональная и моторная адекватность;
  • повышается качество коммуникации;
  • развивается пространственная ориентация;
  • формируются нравственно-этические навыки;
  • преодолеваются поведенческие проблемы.

Пальчиковые куклы отображают разных животных из любимых сказок, они яркие и красивые. Благодаря своей фактуре они учат ребенка дифференцировать свои ощущения.

Пальчиковый театр пользуется особой популярностью у детей. В нем все герои, сцена и сюжет расположены на одной или двух руках. Надевают сначала на свой палец одну куколку и с ней разыгрывают простой сюжет, любимую сказку, например, «Теремок». Пальчик-персонаж шевелится, танцует, подпрыгивает, общается с малышами, создавая ощущение того, что он - живой актер. Пальчиковый театр - лучший тренажер для развития речи и эмоциональной сферы ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Он развивает у ребенка способность поддерживать диалог и говорить самостоятельно, кроме того, игра просто повышает настроение. С помощью пальчиковых кукол осуществляются сказочные театральные постановки.  

Интонационные упражнения на звукоподражание голосам животных, изменение громкости голоса, тембра в зависимости от эмоционального состояния героя сказки в определенной ситуации позволяют развивать артикуляционный аппарат ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В результате у детей вырабатываются интонационное чутье, сила голоса, дикция. 

Вариативность использования пальчикового театра:

  • Разучивание потешек;
  • Куклы можно использовать для знакомства и изучения счета (например, в сказке «Теремок» стали жить мышка, лягушка, заяц втроем, потом пришла лиса – их стало четверо); для знакомства с героями и сюжетом сказки, для знакомства с понятиями «справа – слева», «рядом», «друг за другом»;
  • Разыгрывание сказок: «Репка», «Теремок», «Колобок»;
  • Придумай свою сказку;
  • Угадай героя;
  • «Кто как говорит» (звукоподражание);
  • «Мир эмоций» (грусть, радость, гнев, удивление);
  • «Назови какого цвета герой?» (колобок – желтый, лиса – оранжевая, мышка-серая).

Этапы работы с пальчиковым театром

1 этап. Подготовительный

1. Беседа с детьми о пальчиковом театре

2 этап. Основной

1. Пальчиковые игры-потешки: «Семейка», «Пальчик-мальчик», «Этот пальчик самый…» и др.

2. Пальчиковая гимнастика

4. Чтение русских  народных  сказок «Репка», «Теремок», «Колобок».

3. этап.Заключительный

1. Распределение ролей между детьми

2. Разыгрывание сказок «Репка», «Теремок», «Колобок» посредством пальчикового театра

При импровизациях, а не игре по сценарию, развивается воображение и фантазия. Дети, играя вместе в спектакле, учатся общаться друг с другом, у них активно развивается речь, умение управлять сюжетом игры. Пальчиковые куклы могут быть помощником в воспитании ребенка. Мораль, высказанная применительно не к ребенку, а к кукле, воспринимается детьми без негатива (который часто возникает в ответ на поучения родителей или взрослого).

С помощью кукол можно решать и проигрывать проблемные ситуации: трудности в общении, конфликты, страхи  и тревоги ребенка. Например, можно обыграть сказку-импровизацию: Зайчонок не слушался маму и убежал от нее, оказавшись в незнаком месте. Ребенку можно предложить главную роль зайчонка, пусть сюжет развивает ребенок, а педагог лишь задает наводящие вопросы («Каких зверей встречает зайчонок - добрых или злых?», «Что случилось с зайчонком?», «Страшно ли ему стало в чаще, или он продолжил весело гулять?», «Кого он встретил по пути?», «Как он нашел дорогу к дому?»). При помощи инсценировок можно проиграть и важные изменения в жизни ребенка, такие как поход в детский сад, обретение новых друзей. По ходу постановки можно подсказать ребенку правильную модель поведения в разных ситуациях.

Варианты игры в пальчиковый театр для детей зависят от возраста ребенка:

- дети 2-х лет готовы к простейшим сценариям, разыгрывать которые лучше одной рукой. 

- с 3-х лет можно вводить вторую руку и усложнять сценарий.

- в 4-5 лет дети способны проигрывать несколько действий, последовательно сменяющих друг друга.

Сначала можно просто познакомить ребенка с куколками, дать ребенку потрогать и рассмотреть всех героев сказки. Затем надевать поочередно персонажей себе на пальчики и общаться с ребенком от их имени. Затем предложить ребенку одеть куколку на пальчик и попробовать пообщаться друг с другом. Далее можно разыграть перед ребенком сказку. Дети лучше воспринимают всем известные русские народные сказки: «Репка», «Колобок», «Теремок» и другие. Причем лучше перед этим прочесть сказку, рассмотреть картинки, обсудить с детьми героев, развитие сюжета. Сначала занятия с пальчиковым театром проходят чисто как театральные представления. Как только ребенок усвоит, как играть с куколками, можно приступать к совместным постановкам. Во время театральных действий обязательно делается акцент на интонацию речи каждого персонажа (мышка говорит тонким голосом, медведь – басом и т.д.).

С чего начинать?

- для детей в возрасте 2-х лет (на примере сказки «Колобок»).

Сначала необходимо познакомить ребенка с персонажами сказки, предложить ему рассмотреть и потрогать фигурки. Затем можно надеть по очереди каждый персонаж себе на палец и описать его.

Можно познакомить ребенка с названием каждого пальца на руке (например, «На указательном пальце у меня сидит колобок»). Затем разыгрывается перед ребенком сказка.

- для детей в возрасте 2-5 лет (на примере сказки «Колобок»)

Взрослому нужно поинтересоваться у ребенка, помнит ли он сказку «Колобок». При необходимости напомнить ему.

Затем нужно попросить ребенка выставить персонажей на столе по ходу их появления в сказке. При этом ребенок дает характеристику каждому персонажу по принципу: «бабка - старая, добрая заботливая; колобок - круглый румяный, озорной» и т.д.

Ребенку задаются вопросы по сказке. Например: «Почему бабка решила испечь Колобка? Почему он ушел от бабки и от деда? Кто встретился ему на пути?». Затем сказка разыгрывается.

Основные рекомендации при работе с пальчиковым театром:

  • Начинать игру в театр нужно в хорошем настроении.
  • Если в новой сказке имеются не знакомые детям персонажи или понятия, сначала нужно рассказать о них, используя картинки или игрушки.
  • Необходимо использоватьмаксимально выразительную мимику.

Во время проведения пальчиковых театров заметно, что дети с удовольствием включаются в работу заданную педагогом: повторяют песенки, слова из произведений, легко узнают персонажей из сказок, стараются сами проиграть сказки с помощью пальчикового театра.

Таким образом, игра с куклой – это тот мир реальности, в котором живет ребенок с ограниченными возможностями здоровья. Куклотерапия позволяет объединить интересы ребенка и коррекционные задачи педагога-психолога, дает возможность самого естественного и безболезненного вмешательства взрослого в психику ребенка с целью ее коррекции или психопрофилактики.

Список литературы

  1. Грабенко Т.М. Семинар-практикум «Сказкотерапия в консультировании», 2009
  2. Гребенщикова Л.Г. Основы куклотерапии: галерея кукол. – СПб.: Речь, 2007
  3. Зинкевич-Евстегнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. – СПб., Речь, 2001
  4. Татаринцева А.Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. – СПб.: Речь, 2007
  5. Татаринцева А.Ю., Григорчук М.Ю. Детские страхи: куклотерапия в помощь детям. С-Пб.:Речь, 2007
  6. Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Дети, куклы и мы. Руководство по куклотерапии. Зерна-Книга, 2014

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ. (из опыта работы ДОУ)

Представлен опыт работы педагогов ДОУ в коррекционной группе для детей с ЗПР за 2010/2011 учебный год. Использование педагогами инновационных технологий в коррекционно-образовательном процессе создает...

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Использование логоритмики в работе с детьми с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Почему логоритмика?  Всё, окружающее нас, живёт по законам ритма. Смена времён года, дня и ночи, сердечный ритм и многое другое подчинено определённому ритму. Любые ритмические движения активизир...

Тема: «Формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в условиях ДОУ».

Задача педагогов, воспитателей и родителей помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми д...

Крупные возможности мелкой моторики в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья .

    Исследования ученых обращают внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именн...

Проектно - исследовательская деятельность, как важный фактор познавательного развития дошкольника в практике работы педагога с детьми с ограниченными возможностями здоровья

"Проектно - исследовательская деятельность, как важный фактор познавательного развития дошкольника в практике работы педагога с детьми с ограниченными возможностями здоровья...

Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Выступление на заседании проблемной секции по теме: «Дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация  инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол...

Использование кинезиологических упражнений в работе логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить пр...


 

Комментарии

Майорова Татьяна Вячеславовна

Большое спасибо.
Полезный и доступный материал. Буду использовать в своей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Мартынова Анна Михайловна

Большое спасибо за отзыв!!!

Рангаева Александра Анатольевна

Очень интересная методическая разработка, представлено много игр, которые можно взять в свою работу.

Мартынова Анна Михайловна

Большое спасибо за отзыв!!!