«Использование коррекционной технологии в ДОУ»
статья по коррекционной педагогике

Осенина Марина Гаврильевна

В докладе представлены виды коррекционных технологий с детьми дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_ispolzovanie_korrektsionnoy_tehnologii_v_dou.docx24.33 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнила: Осенина М.Г.

МБДОУ ЦРР д\с «Колокольчик»-2017 г

Тема: «Использование коррекционной технологии в ДОУ»

В работе с детьми дошкольного возраста различают несколько
видов коррекционных технологий
:

1. Артикуляционная гимнастика

2.  Музыкотерапия;

3. Сказкотерапия;

4. Логоритмика;

5. Цветотерапия;

6. Арт-терапия;

7. Психогимнастика.

1.Артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика - упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти, необходимые для правильного звукопроизношения, помогают быстрее «поставить» правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения. С детьми, имеющих дефекты звукопроизношения, занимается логопед.

2. Музыкотерапия - метод, использующий музыку, как средство нормализации эмоционального состояния, устранения страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях.

Основными и главными задачами, определяющими музыкотерапию, являются формирование и развитие музыкальных и творческих способностей, расширение и развитие эмоциональной сферы, обучение средствами музыки ауторелаксации, развитие нравственно-коммуникативных качеств.

Музыкотерапия ориентирует педагога на сотрудничество с ребенком, на интеграцию различных видов художественной деятельности. Поэтому музыкотерапию, как метод коррекции, рекомендуется использовать не только на музыкальных, но и на физкультурных занятиях, на утренней гимнастике, бодрящей гимнастике после дневного сна, на вечерах досуга, на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, в повседневной деятельности, самостоятельных играх и т. д.

Таким образом, каждый педагог может использовать данные упражнения в сочетании с другими играми и упражнениями, «конструировать» из отдельных композиций необходимую форму занятий. Все элементы упражнений по музыкотерапии дают возможность использовать их не только как средство развития музыкальных и двигательных способностей детей на занятиях ритмикой, но и как игровой тренинг психических процессов: внимания, памяти, воли, творческого воображения и фантазии, а также, как средство расслабления, переключения внимания или повышения психофизического тонуса и т. д., в самых различных формах организации педагогического процесса в детском саду.

3. Сказкотерапия – используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание. Сказки не только читаем, но и обсуждаем с детьми. Дети очень любят «олицетворять» их, обыгрывать. Для этого используем кукольный театр, ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных героев. Дети также сами сочиняют сказки, ведь придуманная сказка ребёнком, открывающая суть проблемы- основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми

4. Логоритмика. Логоритмика включает в себя такие формы работы, которые способствуют речевому развитию, коррекции дефектов речи: ФФНР, ОНР, заикание, алалия, и сопутствующих ей других дефектов: недоразвитие ряда психомоторных функций, общая моторная неловкость, недостаточная подвижность и координация движений пальцев рук, проблемы с ориентацией в пространстве, дефекты произвольного слухового внимания, эмоциональная неустойчивость. Методами логоритмики можно в доступной и интересной форме развивать у детей общие речевые навыки: темп, дыхание, ритм; развивать артикуляцию, мимику; регулировать процессы возбуждения и торможения; формировать координацию движений, ориентировки в пространстве; расширять словарь детей; отрабатывать грамматические темы; упражняться в автоматизации звуков; развивать фонематическое восприятие.

Главный принцип работ на логоритмике – активизация одновременно всех видов памяти: слуховой, зрительной, двигательной. Неотъемлемой целью логоритмики является воспитание у детей музыкально-эстетических представлений, развитие их музыкальных способностей и задатков; а также - представлений об эстетической красоте родной речи.

5. Цветотерапия. Цветотерапия– это корректировки психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов. Благодаря такой простой методике, воздействию определенного цвета на ребенка, можно добиться значительных результатов в лечении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии. Цветотерапия для детей предполагает в первую очередь определение любимого цвета каждого ребенка, а затем наполнение этим цветом как можно большего пространства, которое его окружает. Обычно дети называют своими любимыми цветами красный, зеленый или желтый – это свидетельствует о том, что ребенок нормально развивается, ему интересно все новое, яркое и необычное, он динамичен и не останавливается в своих исследованиях мира ни на минуту. А вот любимый белый или черный цвет могут сказать о том, что ребенок немного замкнут и ему вполне комфортно в одиночестве.

6. Арт-терапия. Арт–терапия является одной из обширнейших областей современной психологической науки и представляет собой метод оказания психологической помощи с использованием творческих занятий (рисования, лепки, игры и др.). В рамках арт-терапии выделяются также целые психологические направления в зависимости от основного типа творческих занятий: изотерапия (рисуночная терапия, фототерапия творческие занятия фотографией, песочная терапия). Занятия с дошкольниками не должны ограничиваться обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их использования. Ребенок более охотно включается в процесс, отличный от того, к чему он привык. Маленькие дети с удовольствием включаются в создание изображений необычным способом, например, с помощью сухих листьев или ниток.

Арсенал способов создания изображений широк: акватушь, рисование сыпучими продуктами или засушенными листьями, рисование пальцами и ладонями, пульверизатором и т. д. Немного фантазии, и на песке, приклеенном к бумаге, расцветут цветы, в воздух взлетит фейерверк из мелких бумажек, кляксы превратятся в бабочек, пятна краски — в невиданных животных. Ребята почувствуют свой успех, ведь они смогут победить злых чудовищ, сжечь свои страхи, помирить игрушки.

Конечно, необходимо учитывать готовность детей к той или иной форме совместной деятельности. Для того чтобы и процесс, и результат детской коллективной деятельности были успешными, следует начинать с более простой совместно-индивидуальной формы работы, постепенно переходя к более сложным.

7. Психотерапия. Психотерапия представляет собой специальные занятия (этюды, игры, упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (его познавательной и эмоционально-личностной сферы). Особенно эти занятия нужны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, обладающим вспыльчивым или замкнутым характером. Но не менее важно проигрывать эти комплексы упражнений и со здоровыми детьми в качестве психофизической разрядки и профилактики. Также нужно включать психогимнастический комплекс в дни, когда запланированы занятия с высокими интеллектуальными или психоэмоциональными нагрузками.

Основная цель занятий по психогимнастике — овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать. Для этого педагогу необходимо решать следующие методические задачи: фиксировать внимание ребенка на чужих проявлениях эмоций; учить подражательно воспроизводить чужие эмоции; фиксировать внимание на своих мышечных ощущениях как проявлениях этих эмоций; анализировать и словесно описывать мышечные проявления эмоций; повторно воспроизводить эмоции в заданных упражнениях; контролировать ощущения.

Внедрение здоровьесберегающих технологий в ДОУ

Здоровьесберегающие технологии - это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и врача.

Внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий в работе с детьми:

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий:

- обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни, это…

Технологии обучения здоровому образу жизни:

. Утренняя гимнастика  

. Физкультурные занятия

. Самомассаж

. Активный отдых

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

. Игровая оздоровительная гимнастика

. Ритмопластика

. Динамические паузы

. Подвижные и спортивные игры

. Релаксация

. Пальчиковая гимнастика

. Гимнастика для глаз

. Дыхательная гимнастика

Коррекционные технологии

. Артикуляционная гимнастика

. Музыкотерапия

. Сказкотерапия

Технологии организации оптимального двигательного режима:

. Утренняя гимнастика

. Гимнастика после сна

. Физкультурные занятия

. Психогимнастика;

. Пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная

. Спортивные досуги

. Прогулки

. Физкультминутки на занятиях

Технологии малых форм физического воспитания:

. Физкультминутки:

. для профилактики и снятия общего и локального утомления;

. для рук и плечевого пояса;

. для ног и туловища;

. для глаз;

. для улучшения слуха;

. дыхательная гимнастика

Внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий в работе с родителями:

. консультации, рекомендации и беседы с родителями по поводу профилактики болезней, соблюдением личной гигиены и т. д;

. родительские собрания;

. папки-передвижки;

. практические показы (практикумы);

. обучение родителей приемам и методам оздоравления (тренинги, практикумы);

. совместные акции: спортивные праздники, дни здоровья;

. выпуск памяток, буклетов;

. анкетирование.

Хочу ознакомить вас с методиками:

  • Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой проводится с детьми старшего дошкольного возраста утром и вечером перед занятием и за 1,5 часа до сна. Дыхательная гимнастика восстанавливает нарушенное носовое дыхание; положительное влияет на обменные процессы; налаживает нарушение функции сердечно - сосудистой системы. Укрепляет весь аппарат кровообращения.
  • Звуковая гимнастика Лобанова состоит из специальных упражнений, связанных с произнесением звуков и их сочетании в определенной работе и строго определенным способом. Гимнастику проводят до приема пищи или через 1,5-2 часа после еды в утренние часы. Гимнастика способствует профилактике бронхита.
  • Психогимнастика по методике Н.И. Чистяковой используется для организации психологической безопасности детей дошкольного возраста в количестве детей и взрослых. Занятия проводятся с детьми среднего и старшего возраста.
  • Игровой массаж используется для всех возрастных категорий детей ДОУ (ранний возраст - старший дошкольный возраст).
  • Использование технологии «БОС– здоровье» А.Сметанкина  в группах коррекционной направленности  Укрепление здоровья детей, физическое совершенствование, приобщение к здоровому образу жизни - приоритетное направление в работе с детьми логопедической группы, т.к. дети, кроме общего недоразвития речи имеют некоторые физиологические патологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование коррекционных технологий для старших дошкольников

1. Презентация "Зож технологии"2. Доклад к презентации...

Использование коррекционных технологий, арттерапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с логоневрозом

Пояснительная записка:В данной работе раскрывается необходимость работы над эмоциональной сферой детей дошкольного возраста с логоневрозом и разнообразные методы коррекционной работы.Цель: Через разви...

"Использование коррекционных технологий в работе с дошкольниками"

Материал содержит краткое описание коррекционных технологий для развития речи дошкольников: логоритмика, ритмопластика, пальчиковая гимнастика, самомассаж....

Использование коррекционных технологий обучении детей с ОВЗ

Использование коррекционных технологий  обучении детей с ОВЗ...

«Использование коррекционных технологий в логопедической работе»

Ощущаю себя немного психологом, немного воспитателем, интересуюсь медициной потому, что использую все инновационные технологии. И, используя новые технологии, не забываю о классических технологиях и м...

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с дошкольниками в МБДОУ ДС №7 "Жар-птица" с использованием дистанционных технологий обучения. Коррекционно-развивающий мультимедиакурс "Развиваемся, играя"

Понятие коррекции предполагает целенаправленное психологическое воздействие с целью изменения психического состояния человека в соответствии с «нормой психического развития». Как правило, ...