«Использование коррекционных технологий в логопедической работе»
статья по логопедии (старшая группа) на тему
Ощущаю себя немного психологом, немного воспитателем, интересуюсь медициной потому, что использую все инновационные технологии. И, используя новые технологии, не забываю о классических технологиях и методиках. Мне очень приятно, когда ребёнок – логопат всегда готов к общению со мной. Стараюсь быть детям не только наставником, но и другом.
Казалось бы, что может быть проще использования традиционных методов и приемов, но прогресс образовательных технологий строится на оптимизации методов. Обязательно предполагается использование информационно – коммуникативных технологий. Внедрение инновационных технологий в образование ведет к улучшению качества образовательного процесса, повышает мотивацию детей к получению и соответственно усвоению новых знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_korrektsionnyh_tehnologiy_v_logopedicheskoy_rabote.docx | 17.34 КБ |
Предварительный просмотр:
По данным З.А. Репиной «весь ход нормального речевого развития ребенка протекает» в « строго определенных закономерностях, в которых каждое сформировавшееся звено является, своего рода, базой для полноценного формирования последующего». «Выпадение какого-то одного звена (отклонение от нормы в его развитии) препятствует нормальному развитию других, надстроенных над ним, звеньев».
Согласно статистике количество речевых нарушений в последние годы не уменьшается, а увеличивается. Нарушения речи сами по себе не исчезают, формирование правильного произношения у ребёнка, развитие фонематического слуха, памяти, внимания и мышления, развитие двигательной активности происходит под влиянием взрослых и их педагогического воздействия. Развитие всех компонентов языка должно проходить в комплексе и это является обязательной составляющей личности в целом. И понятно, что полноценное и гармоничное развитие личности ребенка не возможно без воспитания у ребёнка правильной речи. Внятность речи и правильность произносимых звуков зависят от многих факторов и особенно от того, какого строение артикуляционного аппарата (от работы языка, челюстей, губ). И от того, насколько ребенок умеет ощущать движения артикуляционного аппарата. Это также зависит и от развития речевых зон мозга.
Работаю учителем - логопедом на дошкольном логопедическом пункте. Степень нарушения (слабость и неточность) определяю при обследовании. Работаю с детьми, имеющими нарушения речи, с детьми, у которых нарушена функция зрения, детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Ощущаю себя немного психологом, немного воспитателем, интересуюсь медициной потому, что использую все инновационные технологии. И, используя новые технологии, не забываю о классических технологиях и методиках. Мне очень приятно, когда ребёнок – логопат всегда готов к общению со мной. Стараюсь быть детям не только наставником, но и другом.
Казалось бы, что может быть проще использования традиционных методов и приемов, но прогресс образовательных технологий строится на оптимизации методов. Обязательно предполагается использование информационно – коммуникативных технологий. Внедрение инновационных технологий в образование ведет к улучшению качества образовательного процесса, повышает мотивацию детей к получению и соответственно усвоению новых знаний.
Еще выдающийся педагог В.Л .Сухомлинский говорил о том, что «ум ребенка находится на кончиках пальцев». «Речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук» - писала М.М. Кольцова в своей работе «Ребенок учится говорить».
В устной речи любого народа присутствуют короткие стихотворения, сопровождаемые движениями пальцев. Играя с детьми в пальчиковые игры, обращаю внимание на точность и качество выполняемых движений, на согласованность движений пальцев и кистей рук и речи. Пальчиковая гимнастика - это упражнения, направленные на формирование произвольных и координированных движений пальцев рук. М. М. Кольцова говорила, что «ежедневная пальчиковая гимнастика способствует улучшению работы речевых центров ». Кинезиология – наука о развитии головного мозга через определенные двигательные упражнения. Она направлена на совершенствование высших психических функций мозга, развитие подвижности нервных процессов, и синхронизацию работы двух полушарий коры головного мозга. У ребенка формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к центру речи головного мозга. В результате реализуется внутренняя потребность отражать свою речь в движении, т.е. помогать выразить свою мысль в речи и дополнить эмоциональное состояние движением руки, тела, кисти, взглядом и т.п. Упражнения типа: «Кулак – ребро – ладонь»; «Зайчик – колечко – цепочка»; «Зайчик – коза – вилка» и др.
Самомассаж: ребенок делает сам себе как массаж лица руками, так и, например, массаж языка зубами.
Использование метода су - джок – терапии (массажный шарик с пружинками в виде колец), коврика - «травка», грецких орехов, массажные мячи и так далее. Все эти действия сопровождаем речью (проговариваем четко, заучиваем). Используем биоэнергопластику, которая способствует активизация естественного распределения биоэнергии в организме. С её помощью формируется пластичность, активизируется естественное состояние организма, улучшается кровообращение.
Используем элементы «Лего» технологии, которые способствуют развитию мышц мелкой моторики рук, накоплению и активизации словаря и т. д.
Сказкотерапия - это самый древний психологический и педагогический метод. Используя элементы сказкотерапии, формируются, воспитываются морально-этические нормы поведения; закрепляются звуки в связной речи, расширяется словарный запас, совершенствуется грамматический строй речи, развивается монологическая и диалогическая печь, развивается программирование высказывания. Для формирования связной речи и закрепления отрабатываемых звуков используются на занятиях различные игры – инсценировки. Лексический материал в ходе диалогов закрепляется, повторяется, а также активизируется в свободной речи, уточняются значения слов. В процессе коррекционно – логопедической работы используются элементы логоритмики, которая способствует нормализации двигательных функций и речи детей – логопатов. Дети становятся более уверенными, больше доверяют мне и своим товарищам.
Игры с песком или пескотерапия: дети с малых лет знакомы с ними: они из песка пекли пирожки, строили дома и так далее. На ощупь песок может быть холодным и теплым, мокрым и сухим, тяжелым и легким, может принять любую форму. Эти свойства песка замечательны и помогают ребятам развивать творчество и фантазию; ребенок успокаивается, стремится зачастую выполнять задание самостоятельно; развиваются тактильные ощущения («ручной интеллект»). При работе с песком быстрее развиваются все психические функции, ну и, конечно же, моторика и речь. Использование компьютерных программ позволяет повысить интерес к логопедическим занятиям, поддержать мотивацию ребенка, заинтересовать его в получении новых знаний, помочь найти свою нишу в окружающем его социуме. «Игры для тигры», «Баба-Яга учится читать», «Учимся говорить правильно», «Загадки тигрёнка Усика», игры портала Мерсибо и др. Применение компьютерных программ позволяет максимально использовать принцип дифференцированного подхода в обучении дошкольников с особыми познавательными потребностями, помогает подбирать индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребёнка.
Список литературы:
1. Аммосова Н. С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе: Логопед, № 6, 2004. – С.78 -82.
2. Крупенчук О.И. Уроки логопеда: Пальчиковые игры / Крупенчук О.И. - Литера, 2008 – С. 32.
3. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев: веселые пальчиковые игры / О.А. Новиковская - М. АСТ, 2007 С. 94
4. Пак Чжэ Ву Вопросы теории и практики Су Джок терапии: Серия книг по Су Джок терапии / Чжэ Ву Пак - Су Джок Академия, 2009 - С. 208
5. Светлова И. Развиваем мелкую моторику. – М., 2002. – С. 72
6. Акименко М. «Новые логопедические технологии» Ростов на Дону: Феникс 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование «ЛЕГО» - технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи
Использование «ЛЕГО» - технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речиБлохина Н.Н., учитель-логопед ГБОУ ЦПМСС «Родник»Проблема развития диалога в речи детей остается одной...
Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе в условиях логопункта.
Насон И.И. учитель - логопед МАДОУ детский сад №63 В настоящее время идет постоянный поиск методов оздоровления детей в условиях детского сада. Основная цель – снижение заболеваемости дете...
Опытно-экспериментальная деятельность "Значение использования компьютерных технологий в логопедической работе"
ИКТ как игровой инновационный метод в работе логопеда в ДОУ...
Использование компьютерных технологий в логопедической работе
Использование КТ в логопедической работе...
Использование инновационных технологий в логопедической работе по коррекции нарушений речи у дошкольников
Вот уже 6 лет коллектив МАДОУ ЦРР детский сад №13 "Петрушка" работает в инновационном режиме по программе О.А. Куревиной "Синтез исскусств в эстетическом воспитании дошкольников"...
Доклад из опыта работы: "Использование коррекционных технологий в индивидуальной работе с детьми"
Доклад из опыта работы...
Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста по средствам использования приёмов самомассажа
В данной статье представлен опыт работы учителя - логопеда по использованию приёмов самомассажа....