«Использование коррекционных технологий в логопедической работе»
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Коневская Марина Алексеевна

Ощущаю себя немного психологом, немного воспитателем, интересуюсь медициной потому, что использую все инновационные технологии. И, используя новые технологии, не забываю о классических технологиях и методиках. Мне очень приятно, когда ребёнок – логопат всегда готов к общению со мной. Стараюсь быть детям не только наставником, но и другом.

    Казалось бы, что может быть проще использования традиционных методов и приемов, но прогресс образовательных технологий строится на оптимизации методов. Обязательно предполагается использование информационно – коммуникативных технологий. Внедрение инновационных технологий в образование ведет к улучшению качества образовательного процесса, повышает  мотивацию детей к получению и соответственно усвоению новых знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

По данным З.А. Репиной «весь ход нормального речевого развития ребенка протекает» в « строго определенных закономерностях, в которых каждое сформировавшееся звено является, своего рода, базой для полноценного формирования последующего». «Выпадение какого-то одного звена (отклонение от нормы в его развитии) препятствует нормальному развитию других, надстроенных над ним, звеньев».

Согласно статистике количество речевых нарушений в последние годы не уменьшается, а увеличивается. Нарушения речи сами по себе не исчезают, формирование правильного произношения у ребёнка, развитие фонематического слуха, памяти, внимания и мышления, развитие двигательной активности происходит под влиянием взрослых и их педагогического воздействия. Развитие всех компонентов языка должно проходить в комплексе и это является обязательной составляющей личности в целом. И понятно, что полноценное и гармоничное развитие личности ребенка не возможно без воспитания у ребёнка правильной речи. Внятность речи и правильность произносимых звуков зависят от многих факторов и особенно от того, какого строение артикуляционного аппарата (от работы языка, челюстей, губ). И от того, насколько ребенок умеет ощущать движения артикуляционного аппарата. Это также зависит и от развития речевых зон мозга.

   Работаю учителем - логопедом на дошкольном логопедическом пункте. Степень нарушения (слабость и неточность) определяю при обследовании. Работаю с  детьми, имеющими нарушения речи, с детьми, у которых  нарушена функция зрения,  детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

    Ощущаю себя немного психологом, немного воспитателем, интересуюсь медициной потому, что использую все инновационные технологии. И, используя новые технологии, не забываю о классических технологиях и методиках. Мне очень приятно, когда ребёнок – логопат всегда готов к общению со мной. Стараюсь быть детям не только наставником, но и другом.

    Казалось бы, что может быть проще использования традиционных методов и приемов, но прогресс образовательных технологий строится на оптимизации методов. Обязательно предполагается использование информационно – коммуникативных технологий. Внедрение инновационных технологий в образование ведет к улучшению качества образовательного процесса, повышает  мотивацию детей к получению и соответственно усвоению новых знаний.

    Еще выдающийся педагог В.Л .Сухомлинский говорил о том, что «ум ребенка находится на кончиках пальцев».  «Речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук»  -  писала М.М. Кольцова в своей работе «Ребенок учится говорить».

     В устной речи любого народа присутствуют короткие стихотворения, сопровождаемые движениями пальцев. Играя с детьми в пальчиковые игры, обращаю внимание на точность и качество выполняемых движений, на согласованность движений пальцев и кистей рук и речи. Пальчиковая гимнастика - это упражнения, направленные на формирование произвольных и  координированных движений пальцев рук.  М. М. Кольцова говорила, что «ежедневная пальчиковая гимнастика способствует улучшению работы речевых центров ». Кинезиология –  наука о развитии головного мозга через определенные двигательные упражнения. Она направлена на совершенствование высших психических функций  мозга, развитие подвижности нервных процессов, и синхронизацию работы двух полушарий коры головного мозга. У ребенка формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к центру речи головного мозга. В результате реализуется внутренняя потребность отражать свою речь в движении, т.е.  помогать выразить свою мысль в речи и дополнить эмоциональное состояние движением руки, тела, кисти, взглядом и т.п. Упражнения типа: «Кулак – ребро – ладонь»; «Зайчик – колечко – цепочка»; «Зайчик – коза – вилка» и др.

Самомассаж: ребенок делает сам себе как массаж лица руками, так и, например, массаж языка зубами.

      Использование метода су - джок – терапии (массажный шарик с пружинками в виде колец), коврика -  «травка», грецких орехов, массажные мячи и так далее. Все эти действия сопровождаем речью (проговариваем четко, заучиваем).  Используем биоэнергопластику, которая способствует активизация естественного распределения биоэнергии в организме. С её помощью формируется пластичность, активизируется естественное состояние организма, улучшается кровообращение.

           Используем элементы «Лего» технологии, которые способствуют развитию мышц мелкой моторики рук, накоплению и активизации словаря и т. д.

        Сказкотерапия -  это самый древний психологический и педагогический метод. Используя  элементы сказкотерапии, формируются, воспитываются морально-этические нормы поведения; закрепляются звуки в связной речи, расширяется словарный запас, совершенствуется грамматический строй речи, развивается монологическая и диалогическая печь, развивается программирование высказывания. Для формирования связной речи и закрепления отрабатываемых звуков используются на занятиях различные игры – инсценировки. Лексический материал в ходе диалогов закрепляется, повторяется, а также активизируется в свободной речи, уточняются значения слов. В процессе коррекционно – логопедической  работы используются элементы логоритмики, которая способствует нормализации двигательных функций и речи детей – логопатов. Дети становятся более уверенными, больше доверяют мне и своим товарищам.

      Игры с песком или пескотерапия: дети с малых лет знакомы с ними: они из песка пекли пирожки, строили дома и так далее. На ощупь песок может быть холодным и теплым, мокрым и сухим, тяжелым и легким,  может принять любую форму. Эти свойства песка замечательны  и помогают ребятам развивать творчество и фантазию; ребенок успокаивается, стремится зачастую выполнять задание самостоятельно; развиваются тактильные ощущения («ручной интеллект»). При работе с песком быстрее развиваются все психические функции, ну и, конечно же, моторика и речь. Использование компьютерных программ позволяет повысить интерес к логопедическим занятиям, поддержать мотивацию ребенка, заинтересовать его в получении новых знаний, помочь найти свою нишу в окружающем его социуме. «Игры для тигры», «Баба-Яга учится читать», «Учимся говорить правильно», «Загадки тигрёнка Усика», игры портала Мерсибо и др. Применение компьютерных программ позволяет максимально использовать принцип дифференцированного подхода в обучении дошкольников с особыми познавательными потребностями, помогает подбирать индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребёнка.

Список литературы:

1. Аммосова Н. С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе: Логопед, № 6, 2004. – С.78 -82.

2. Крупенчук О.И. Уроки логопеда: Пальчиковые игры / Крупенчук О.И. - Литера, 2008 – С. 32.

3. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев: веселые пальчиковые игры / О.А. Новиковская - М. АСТ, 2007 С. 94

4. Пак Чжэ Ву Вопросы теории и практики Су Джок терапии: Серия книг по Су Джок терапии / Чжэ Ву Пак - Су Джок Академия, 2009 - С. 208

5. Светлова И. Развиваем мелкую моторику. – М., 2002. – С. 72

6. Акименко М. «Новые логопедические технологии» Ростов на Дону: Феникс 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование «ЛЕГО» - технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи

Использование «ЛЕГО» - технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речиБлохина Н.Н., учитель-логопед ГБОУ ЦПМСС «Родник»Проблема развития диалога в речи детей остается одной...

Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе в условиях логопункта.

Насон И.И. учитель - логопед МАДОУ детский сад №63  В настоящее время идет постоянный поиск методов оздоровления детей в условиях детского сада. Основная цель – снижение заболеваемости дете...

Использование компьютерных технологий в логопедической работе

Использование КТ в логопедической работе...

Использование инновационных технологий в логопедической работе по коррекции нарушений речи у дошкольников

Вот уже 6 лет коллектив МАДОУ ЦРР детский сад №13 "Петрушка" работает в инновационном режиме по программе О.А. Куревиной "Синтез исскусств в эстетическом воспитании дошкольников"...