«Детский аутизм. Навыки общения» (из опыта работы группы ЗПР)
статья по коррекционной педагогике (средняя группа)
Диагноз «аутизм», поставленный ребёнку, звучит как приговор для его родителей. С этого момента жизнь семьи уже никогда не будет прежней. Родителям придётся приложить много усилий в борьбе за своего ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Детский аутизм. Навыки общения» (из опыта работы группы ЗПР)
Автор Малиновская Галина Юрьевна
Воспитатель ГБДОУ Детский сад 40 Кировского района г. Санкт-Петербург
Диагноз «аутизм», поставленный ребёнку, звучит как приговор для его родителей. С этого момента жизнь семьи уже никогда не будет прежней. Родителям придётся приложить много усилий в борьбе за своего ребёнка.
Что же такое аутизм? Аутизм – это расстройство психики. У детей-аутистов выявляются пожизненные нарушения в развитии, которые влияют на их восприятие и понимание окружающего мира. Чаще всего такой диагноз ставится в возрасте 2-3 лет. В этот период ярче всего проявляются речевые нарушения, ограниченность в социальной общении и замкнутость. Как же распознать наличие аутизма? Странности в развитии и поведении ребёнка вызывают у родителей опасения:
- Отсутствие взглядов глаза в глаза.
- Всё время повторяет слова, фразы.
- Говорит о себе в третьем (он) или во втором (ты) лице.
- Ребёнок начинает говорить первые слова, но речь пропала.
- Не произносит слова, мычит.
- Не интересуются игрушками, ровесниками, не играет с другими детьми.
- Ребёнок отстранён, игнорирует маму, не реагирует на просьбы, не откликается на своё имя.
- Трясёт головой, руками, раскачивается.
- Ходит на носочках.
- Грызёт пальцы, руки.
- Бьёт себя по лицу.
- У ребёнка истерики, приступы агрессии.
- Боится незнакомых людей.
- Пугается звуков, вздрагивает.
- Боится света, всё время выключает его.
Многие спрашивают что делать, когда поставлен диагноз? Нужда принять ребёнка таким какой он есть. Он не хуже и не лучше других. Он особенный. И ему очень нужны ваши любовь и поддержка. Надо верить в себя и своего малыша. К сожалению, это расстройство развития ребёнка сохраняется на протяжении всей его жизни. Основные подходы к лечению детей с аутизмом – это психолога – педагогическое методы, в первую очередь поведенческая терапия. Необходимы регулярные занятия с логопедом, дефектологом и психологом.
Если ребёнку с аутизмом не помогать развивать коммуникативные способности, то могут появиться с развитием и поведением. Некоторые считают, что дети с аутизмом замкнутые, не хотят общаться, и им никто не нужен. Это не так. Эти детки испытывают потребность в общении, просто им сложно даётся. Поэтому нужно вовремя найти альтернативный способ коммуникации.
В своей работе я столкнулась с детьми-аутистами. Не просто работать с этой категорией детей. Для того, чтобы эффективно взаимодействовать с аутичным ребёнком, надо суметь войти в ншл мир, понять, чего он хочет, с уважением относиться к его желаниям и научить смотреть на мир его глазами.
В первую очередь нужно установить контакт. Необходимо завоевать доверие ребёнка. Общаться в спокойной обстановке, исключить громкий голос и резкие движения. Выяснить, что привлекает его внимание, к чему он тянется.
Детям с аутизмом легче дается опосредованный визуальный контакт, им легче общаться через рисунок.
Дети любят сенсорные игры с водой, светом, песком.
Начинать занятия с установления зрительного контакта («Посмотри на меня»).
Для развития пластичности нервной системы необходима гибкость построения занятия, режима.
У детей проявляется ранний интерес к сенсорным этологиям (выделяют цвет), к знакам (цифры, буквы). Необходим зрительный образовательный процесс. В формировании речевых и коммуникабельных навыков особое место занимает игротерапия.
Игротерапия в работе с аутичными детьми:
- Наблюдение за ребёнком во время игры.
Взрослый повторяет действия как в зеркале.
- Комментарий то, что делают взрослый и ребенок.
- «Молчаливый» диалог. (катание мяча, карандаша и т.д.)
Занятия всегда начинаем с эмоционального заряжения, создаем ситуацию успеха.
Для развития навыков общения хорошо подходят пальчиковые и речедвигательные игры. Игры с пальчиками формируют произвольность поведения, нормализуют переключаемость процессов возбуждения и торможения, формируют речевую и двигательную подражаемость.
Игры способствуют выработке важной для аутистов глазодвигательной координации, формирует умения слушать и понимать содержание стихов, потешек. Так же хорошо использовать настольные и дидактические игры как индивидуально, так и подгрупповых занятиях.
На этом этапе формирования контакта используем разборные игрушки: матрешки, пирамидки, кубики, пазлы, игры в лото, разрезные картинки.
Конструирование – один из любимых видов деятельности аутичных детей. Я уже писала, что детям легче общаться через рисунок. В работе я использую метод совместного рисования. Рисование контурных изображений, побуждать ребёнка раскрашивать. Для формирования и коррекции грамматической стороны речи, развития чувства языка использую словесные игры. Чтение художественной литературы помогает в сюжетной организации создания в проявлении и проработке событий личного прошлого и возможного будущего, в выделении причинно-следственной связи событий позволяет ребёнку стать менее импульсивным.
Для развития слухового внимания и чувства ритма использую упражнения на отгадывание загадок с опорой на картинку. В работе с особыми детьми используется куклотерапия. Особенно хороши куклы-руковички. Они помогают приобретать социальные навыки: здороваться, прощаться, оказывать помощь.
В коррекционно-воспитательной работе с аутичными детьми используются различные игры создающие особую «терапевтическую среду», которая помогает поддерживать эмоциональный контакт с ребёнком, способствует формированию его речевых и коммуникативных навыков, развитию личности. Используя речевые игры в работе с аутичными детьми, следует исходить из принципов простоты и доступности. Сюжет должен соответствовать возможностям детей.
Игры, которые используем в работе с особыми детьми:
Цель: формирования эмоционального контакта.
- «Твоя ладошка, моя ладошка»
- «Ладушки»
- «Покатаем мячик»
- «Передай мяч»
- «На пузырь я посмотрю, а потом его словлю»
Цель: развитие зрительного внимания формирования способности подражания.
- «Кто сильнее подует»
Цель: развитие контакта, формирование способностей к подражанию, активизация дыхания.
- «Водим хоровод»
Цель: формирования эмоционального контакта со всеми участниками группы.
- «Закружились, завертелись»
Цель: развитие зрительного контакта, формирование положительных эмоций.
Игры с пальчиками:
- «Про кулачок с ладошкой»
«Кулачок-ладошка!
Я иду как кошка!»
(сжимать пальцы в кулачки и разжимать их, имитируя мягкие движения кошки)
- «Ладошка»
«Ладошка вверх, ладошка вниз, на бочок и в кулачок» - движения в соответствии с текстом.
- «Коза»
«Идёт коза рогатая»
- «Про пальчики»
Речевые игры с картинками, игрушками и муляжами предметов:
- «Овощи»
- «Про машинки»
- «Салат»
- «Посуда» и др.
Игры на развитие мышления, развития диалоговых навыков, формирование чувства юмора:
- «Про овощи и фрукты»
Цель: на уточнение обобщающих понятий, формирования диалоговых навыков.
Рифмованные загадки на отгадывание части слова или целого слова:
- «Фрукты и ягоды»
- «Он у нас на юге рос,
Спелый, сладкий
Аб…» (Рикос)
- «До чего же кислый он
Этот жёлтенький
Ли…» (Мон)
- «Животные»
Используется изображение животных.
- «Молочко лакает,
Мышку догоняет,
Прыг – и на окошко!
Кто такая?..» (Кошка)
- «Ушки на макушке
У лесной зверушке
Ты его узнай-ка!
Это серый…» (Зайка)
Хочу показать на примере одного особенного мальчика, который поступил нам в группу.
Матвей К.
Речь отсутствовала, обобщающих слов в речи нет, двигательная расторможенность, ни с кем не контактировал. На своё имя не откликался. Инструкцию, обращенную к нему речь, не воспринимал. В группе бегал по кругу, с игрушками не играл. Ребёнок находится в группе от двух до трёх часов. Мальчик прятался, «закрывался», ел листья растений, ложился на диван, никого к себе не подпускал. На фоне медикаментозного лечения состояние улучшилось. Матвей стал самостоятельно ходить в туалет, есть, частично одеваться. Привык к детям, взрослым, на индивидуальных занятиях стал строить башни, выставлять фигуры, нанизывать кольца пирамидок. Присутствует на музыкальных и физкультурных занятиях, но самостоятельно заниматься не может. К концу года появилось звукоподражание, лепетная речь. Матвей стал выкладывать карандаши и игрушки в определенной порядке, по цвету. В глаза смотрит редко, поведение не агрессивное, стал контактировать со взрослыми (обнимается), откликается на своё имя. По классификации О.С Никольской можно отнести в начале года к первой группе, к концу года ко второй группе.
Вывод: Каждый особый ребенок уникальный индивидуум, и именно так к нему и следует относиться. Думайте не о диагнозе, а о ребёнке. Помощь, которая ему оказывается образование, которое он получает, должен определяться не диагнозом, а только возможностями и потребностями ребёнка. С. Ньюмен.
Список литературы:
- Аппе Ф. «Введение в психологическую теорию аутизме» - М. Теревинф , 2006 г.
- Башина В.М. «Аутизм в детстве» - М. Медицина, 1999 г.
- Кравцова Е. «Особенности коррекционные работы с аутичными детьми» - Школьный психолог, 2004 г.
- Крупенчук О.И «Пальчиковые игры для детей 4-7 лет» - Санкт-Петербург, 2008 г.
- Морозова Т.И. «Характеристика и основные принципы коррекции речевых нарушений при раннем детском аутизме» - Дефектология, 1990.
- Никольская О.С «Психологическая помощь ребёнку с аутизмом в процессе совместного чтения» - Дефектология, 2007 г.
- Ньюмен С. «Игры и занятия с особым ребёнком. Руководство для родителей» - М. Теревинф, 2005 г.
- Сатмари П. «Дети с аутизмом» - Санкт-Петербург, 2005 г.
- Нищева Н.В. «Веселая артикуляционная гимнастика» - Санкт-Петербург, Детство-пресс, 2009 г.
- Мастюкова Е.М. и Московкина А.Г. «Семейное воспитание детей с отклонением в развитии» - М. Владос, 2003 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОМПЛЕКС ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ИМЕЮЩИХ ПРОБЛЕМЫ В ОБЩЕНИИ из опыта работы «Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения»
Обучать детей эффективным способам общения. Снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоци...
КОМПЛЕКС ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ИМЕЮЩИХ ПРОБЛЕМЫ В ОБЩЕНИИ из опыта работы «Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения»
Обучать детей эффективным способам общения. Снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоци...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/18/picture-334058-1384781609.jpg)
Развитие навыков самостоятельности.(из опыта работы)
Через самообслуживание ребенок впервые устанавливает известные отношения с окружающими людьми, осознает свои обязанности по отношению к ним. Самообслуживание играет определенную роль в развитии ребенк...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/03/picture-674636-1443887046.jpg)
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ Сообщение из опыта работы
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ Сообщение из опыта работы...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/20/picture-439597-1398006605.jpg)
Эмоциональный мир дошкольников "Радость общения" (Презентация опыта работы)
Детский сад-это не столько место реализации программы воспитания и обучения, сколько естественное жизненное пространство, где дети учатся строить свои отношения со взрослыми и сверстниками. Совр...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/28/picture-1264347-1598608557.jpg)
«Детский аутизм — особенности поведения и методы работы с аутичными детьми»
Помните ли вы ощущения детства, когда мечтаешь о новой игрушке, о большой конфете, о походе в цирк, о том, чтобы шнурки сами завязывались. А больше всего мечтаешь о том, чтобы взрослые тебя понимали, ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/11/picture-1352795-1633938284.jpg)
"Использование дидактических игр в формирование культурно гигиенических навыков дошкольника" (из опыта работы)
Использование таких игр как: игры с предметами ,настольно-печатные игры,словесные игры.Используем игры с водой....