"Использование дидактических игр в формирование культурно гигиенических навыков дошкольника" (из опыта работы)
статья (средняя группа)

Быкова Наталья Владимировна

Использование таких игр как: игры с предметами ,настольно-печатные игры,словесные игры.Используем игры с водой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kgn.docx22.31 КБ

Предварительный просмотр:

Использование дидактических игр в формирование культурно гигиенических навыков

       Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен в работе. Воспитание культурно-гигиенических навыков имеет значение не только для успешности социализации детей, но и для их здоровья. 

В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. Опыт работы показал, для обучения культурно-гигиеническим навыкам и формирования навыков самообслуживания наиболее подходящей формой обучения являются дидактические игры как особая форма обучения, когда дети, играя, усваивают необходимые знания, умения и навыки Так как именно в процессе таких игр дети учатся решать познавательные задачи, вначале под руководством воспитателя, а затем и в самостоятельной игре. 

Дидактическая игра позволяет развивать такие психические процессы, как память, мышление, творческое воображение, развитие культурно-гигиенических навыков. Она вырабатывает усидчивость, дает простор для проявления самостоятельности. Внимание ребенка во время дидактических игры обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознается .

Дидактическая игра хороша еще и тем, что воспитанник сразу видит конечный результат своей деятельности. Достижение результата вызывает чувство радости и желание помочь тому, у кого пока что-то не получается .

Дидактическая игра хороша как для индивидуальной, так и для совместной деятельности обучающихся. 

В своей практике мы используем следующие виды дидактических игр:

  1. Игры с предметами (игрушками, в которых особое место занимают сюжетно-дидактические, где дети выполняют определённые роли, и игры инсценировки, которые помогают уточнить представления о различных предметах. Например, игра «Водичка, водичка!» помогает уточнить представления о различных гигиенических принадлежностях, а также привить стремление детей к самостоятельности при выполнении гигиенических процедур.
  2. Настольно-печатные. Эти игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Примером к данному виду игр можно привести «Перемешанные картинки», где ребенку к изображению, например, растрепанной девочки нужно подобрать изображение расчески. Игра-лото «Как мы одеваемся?» поможет отработать навыки детей в самообслуживании и культуре внешнего вида.
  3. Словесные игры, игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений без опоры на наглядность. Здесь примером может послужить игра «Назови, что нужно», где дети должны вспомнить и назвать предметы, которые нужны для того, чтобы руки стали чистыми и сухими. 

Для развития культурно-гигиенических навыков мы стараемся подобрать и организовать игры так, чтобы они, грамотно постепенно становились частью самостоятельно деятельностью дошкольников. В организации дидактической игры мы учитывали возрастной аспект. Обязательное требование, предъявляемое к дидактическим играм, это активное участие ребёнка в них. Иногда в практике проведение игр сводится к тому, что воспитатель играет, а дети только наблюдают. Такие игры неэффективны. Поэтому мы старались  ничего не делать в игре за ребёнка, а  только помогать. Обучение стараемся проводить в непринуждённой, игровой форме и быть. Так чтобы научить воспитанников правильно мыть руки, мы предварительно рассматривали  с ними сюжетные картинки, где изображены: девочка (мальчик) умывается; предметные картинки с изображением предметов ,необходимых для умывания (мыло, мыльница, вешалка с полотенцем, кран с водой), для этого использовали  детское  лото «Средства гигиены»

Для приобщения детей к здоровому образу жизни, овладению основами гигиенической культуры в процессе умывания, мы используем игры с водой, мыльными пузырями.  

     Проводим дидактические игры с игровым персонажем, Неряха Неряха  появлялась с грязными руками, растрепанной, предлагали детям помочь маленькой  Неряхе   в выборе предметов (мыло, мыльница, полотенце и др.). Мыли ее, затем приводили ее одежду в порядок (рассматривали и использовали предметы необходимые для этого), затем отправлялись в парикмахерскую, где приводили ее волосы в порядок,

При обучении раздеванию и одеванию после сна и на прогулку  целенаправленно направляли  детскую самостоятельность в самообслуживании от микропроцесса (снять сандали, носки, надеть колготки) до целостного процесса. Обучение проходили  в естественной обстановке.

    Проводились дидактические игры, связанные с развитием навыков в снимании и одевании одежды , дидактические игры-упражнения на развитие мелкой моторики для упражнения в застегивании, шнуровании, завязывании. Также использовали предметно-схематические модели последовательности одевания на прогулку. В ходе игр «Научим куклу одеваться, раздеваться», «Кукла идёт на прогулку», «Найди пару», «Поможем кукле Тане сложить вещи на место», «Одежда, обувь, головные уборы» дети закрепляют навыки в последовательном одевании и снимании одежды, застегивании пуговиц и застежек, завязывании шнурков, подборе одежды соответственно погодным условиям и одевания её в нужной последовательности. В начале игр с детьми проводятся беседы, которые способствуют правильному выполнению игровых действий. Отработка навыков проходила по принципу усложнения. Сначала мы демонстрировали действия на кукле, затем привлекали  ребёнка и процесс осуществлялся совместно.

Следующий этап – это самостоятельно одеть куклу, не нарушая последовательности. И в качестве закрепления навыка ребёнку предлагалось  одеть себя или своего сверстника.

Проигрывая  с детьми игровую ситуацию «День рождение у куклы Кати» обучали детей правильно сервировать стол (предварительно рассматривая алгоритм сервировки стола, расставление приборов для приема пищи, хлебниц, салфеток), затем ребята, полученные знания использовали на практике . Заканчивая  дидактическую игру, мы стараемся  вызвать у детей интерес к её продолжению, создавали  радостную перспективу. Говорили так: «Новая игра будет ещё интереснее» или «В следующий раз будем играть ещё лучше».

Таким образом, можно сделать следующий вывод: в процессе активного участия детей в дидактических играх, благодаря созданию благоприятных условий и использованию разнообразных методических приемов, у детей  дошкольного возраста можно успешно сформировать культурно-гигиенические навыки .



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ Сообщение из опыта работы

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ Сообщение из опыта работы...

Статья «Использование метода проектов в формировании культурно — гигиенических навыков детей дошкольного возраста (из опыта работы)»

Главная задача для педагога - формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры....

Консультация для родителей "Использование дидактических игр для формирования культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста"

Консультация для родителей"Использование дидактических игр для формирования культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста"...

Использование метода проектов в формировании культурно-гигиенических навыков детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Статья о важности формирования навыков самообслуживания с использованием метода проектов....

Использование метода проектов в формировании культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста (из опыта работы).

Использование проектов в формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста....