Развитие навыков самостоятельности.(из опыта работы)
методическая разработка (младшая группа) по теме
Через самообслуживание ребенок впервые устанавливает известные отношения с окружающими людьми, осознает свои обязанности по отношению к ним. Самообслуживание играет определенную роль в развитии ребенка, т.к. способно резко поднять его самооценку и тем самым знаменует собой самый большой шаг на пути к его независимости.
Ребенку можно помочь в овладении тем или иным навыком, но для этого надо знать, когда и в каком объеме формируется данный навык у большинства детей при обычном развитии.
Воспитание навыков самообслуживания у маленьких детей - длительный процесс, требующий от нас знания малышей и большого терпения.Известно, что ребенок уже может многое сделать самостоятельно. Поэтому работа по формированию навыков самообслуживания стоит на первом месте. О том как мы это делаем можно узнать в этом сообщении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_navykov_samostoyatelnosti.doc | 125 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Усть-Сертинский детский сад «Теремок»
Тема: Развитие навыков самообслуживания, как первых предпосылок трудового воспитания у детей 3-го года жизни.
(из опыта работы)
Чебулинский район
Кемеровская область
Содержание
Введение
- Развитие навыков самообслуживании на 3-ем году жизни.
- Оборудование педагогического процесса.
- Работа с родителями.
- Работа с детьми по закреплению трудовых навыков
- Заключение.
III. Приложение
- Основные этапы развития навыков самообслуживания ребенка второго года жизни.
- Таблица формирования навыков.
- Сформированность навыков самообслуживания.
- Формирование навыка самостоятельной еды.
- Формирование умения надевать штаны.
- Формирование умения застегивать «молнию».
- Формирование умения застегивать липучки на ботинках.
- Формирование умения застегивать пуговицы.
9.. Формирование навыков опрятности и гигиены.
10. 30 способов сказать: «Очень хорошо!»
Одной из актуальных проблем дошкольного воспитания, является проблема трудового воспитания.
С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать участие в труде, и те несложные обязанности, которые он выполняет в детском саду и в семье, должны стать повседневными. Только при этом условии труд оказывает на детей определенное воспитательное воздействие и подготавливает их к осознанию нравственной его стороны.
Интерес к проблеме обусловлен тем, что, работая с детьми старшего возраста я заметила, что не у всех детей сформированы навыки самообслуживания.
Работая с маленькими детьми, проблема трудового воспитания стала одной из направляющих моего педагогического процесса. Я стала изучать работы отечественных педагогов В.Г. Нечаевой, Р.С. Буре, Л.В. Зачик, Е.И. Радиной, Е.И Корзаковой, М.Г. Пантюхиной, исследовавших систему возрастной психодиагностики развития, которая демонстрирует стадии развития навыков самообслуживания.
Наряду с нашими педагогами над этой проблемой работали и зарубежные. Это Н. Бэйли, Ш. Бюлер,Т.Тетцер.Э.Л. Фрухт, А. Гезеля, Мюнхенская диагностика, Институт Турнера. Изучив и проанализировав труды этих педагогов, я пришла к выводу. Трудовое воспитание маленьких детей начинается с самообслуживания. Умывание, одевание и т.д. могут только условно рассматриваться в содержании трудового воспитания. Однако большое воспитательное значение и жизненная необходимость навыков, приобретаемых детьми в процессе самообслуживания, выдвигает его как один из важных видов труда. Самообслуживание связано с простыми операциями, что облегчает выполнение действий по умывания, одеванию.
При правильно организованном педагогическом процессе повседневность труда по самообслуживанию создает в сравнении со всеми другими видами труда наиболее благоприятные условия для того, чтобы ребенок активно усваивал нужные навыки, приобретал практический опыт самостоятельности в поведении. Это служит одной из причин использования данного вида труда в большой мере в младших группах детского сада.
Оценивая воспитательное значение самообслуживания, прежде всего следует отметить его жизненную необходимость, направленность на удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематическому труду. Дети начинают понимать, что все имеют трудовые обязанности, связанные с их жизненными повседневными потребностями. Это помогает воспитывать отрицательное отношение к безделью и лени.
Если дети выполняют элементарные трудовые обязанности по обслуживанию, они чувствуют себя равными членами детского общества и семейного коллектива и осознают себя как часть этого коллектива.
Именно через самообслуживание ребенок впервые устанавливает известные отношения с окружающими людьми, осознает свои обязанности по отношению к ним. Через него ребенок узнает цену заботам о себе и приобретает умение заботиться о своих близких и родственниках.
Самообслуживание играет определенную роль в развитии ребенка, т.к. способно резко поднять его самооценку и тем самым знаменует собой самый большой шаг на пути к его независимости.
Ребенку можно помочь в овладении тем или иным навыком, но для этого надо знать, когда и в каком объеме формируется данный навык у большинства детей при обычном развитии.
Воспитание навыков самообслуживания у маленьких детей - длительный процесс, требующий от нас знания малышей и большого терпения.Известно, что ребенок уже может многое сделать самостоятельно. Поэтому работу по формированию навыков самообслуживания мы начали с первых дней учебного года.
Начали с выяснения умений детей. Некоторые дети сами надевали колготы, рубашку, рейтузы. Одна (Даша) самостоятельно застегивала пуговицы и оказывала помощь товарищам. Однако все они не знали, в какой последовательности надо надеваться и раздеваться. У 3-х детей (Лиза, Настя, Влада) отсутствовали элементарные навыки самообслуживания. У одного (Никиты) не было даже и желания что-либо делать самостоятельно.
Из бесед с родителями мы узнали, что они чрезмерно опекают детей, все за них делают сами. Поэтому стремление детей к самостоятельности, не поддержанное своевременно, было утрачено. Вот этим детям мы и старались уделять особое внимание.
В программе I младшей группы говорится, что у малышей нужно формировать простейшие навыки самообслуживания: научить их самостоятельно - есть, умываться, одеваться. Эти требования умещаются в программе в несколько строках, но какую нужно вложить кропотливую работу, чтобы их реализовать. Необходимо продумать все мелочи, знать каждого ребенка и его родителей.
В успешном формировании навыков самообслуживания большое значение имеют условия. И здесь важно всё: удобная одежда и обувь детей, оборудование.
Договорились с родителями о том, чтобы они сделали петли на одежде удобными для застегивания и расстегивания, чтобы все застежки были по возможности спереди, а не сзади, рукава на платьях и кофтах легко закатывались. Постоянно следим, чтобы шнурки на обуви были с твердыми наконечниками. В раздевалке поставила скамеечки, чтобы все дети могли одновременно одеваться, сидя на них.
Создали условия, обеспечивающие формирование у детей самостоятельно и аккуратно есть. Старались красиво сервировать стол, т.к. это способствует формированию навыков культуры еды. Хлебницу, салфетницу ставили так, чтобы дети сами могли достать хлеб, салфетку.
Одновременно с созданием необходимых условий мы обучали детей правилам поведения: за столом - во время приема пищи, в умывальной комнате -при выполнении гигиенических процедур, в приемной - при одевании и раздевании. Учили производить все действия правильно и в определенной последовательности.
С первых же дней пребывания детей в детском саду мы начали работать с родителями, старались понять отношение родителей к трудовому воспитанию малышей. Результаты этой работы нас очень встревожили. Выяснилось, что 70% родителей не придают серьезного значения воспитанию самостоятельности у детей и, считая их слишком маленькими, стараются все сделать за них сами. Другие, понимая значение воспитания самостоятельности в развитии ребенка, все же проявляют нетерпение и делают за ребенка то, с чем он может справиться сам. Объясняют они это тем, что утром спешат на работу, а вечером устают, и медлительность детей их раздражает. Только в двух семьях (Григорьевы, Ванюковы) приучают маленьких детей к труду по самообслуживанию.
Понимая, что достичь успеха в формировании навыков самообслуживания можно только в том случае, если нас поддержат родители, мы в первые же дни организовали ряд консультаций, индивидуальные беседы, во время которых объяснили родителям, что семья - первое общество, где формируется характер ребенка, его нравственные качества, моральные представления, привычки, жизненно необходимые навыки.
В конце сентября провели родительское собрание на тему «Я сам», на котором рассказали, какими умениями и навыками должны овладеть дети третьего года жизни, о том, какие условия необходимо создать дома, чтобы облегчить формирование у детей навыков самообслуживания. Приглашали некоторых родителей в группу, где они, наблюдая за деятельностью детей по самообслуживанию, наглядно убеждались в том, что ребенок, умеющий сам себя обслуживать, хорошо чувствует себя в коллективе, у него больше времени для игр и общения со сверстниками.
Трудовой навык, как и любой другой, складывается в процессе многократного упражнения. Большие возможности для этого содержатся в дидактических и ролевых играх, игровых упражнениях. Навыки самообслуживания (одевания, раздевания) закрепляются в играх с куклами, которых малыши многократно раздевают, одевают, укладывают спать. В таких играх дети довольно легко овладевают сложными действиями, необходимыми для формирования навыков самообслуживания. Для упражнения детей (в застегивании, расстегивании пуговиц, шнуровании и завязывании шнурков) изготовили несколько красочных, интересных по сюжету плоскостных пособий -«пальто» с петлями и пуговицами, «сапоги» с отверстиями для шнурков, «пояс» с пуговицей и петлей. Ребенок, совершая нужные действия, овладевает навыками застегивания, расстегивания, шнурования и пр.
Также детям предлагают игры, имеющие дидактический характер, например: «Уложить куклу спать», «Покормим куклу», «Оденем куклу на прогулку». В таких играх формируются трудовые навыки, закрепляются некоторые приемы действий. Содержание таких игр — занятий непременно должно быть направлено на то, чтобы формировать трудовые навыки.
В игре «Куколка проснулась» дети упражняются в навыках одевания, умывания. Дети приводят в порядок постель куклы, кормят завтраком. Одновременно у детей вызываются добрые чувства к кукле, передающей образ человека. Те же задачи решаются в игре «Уложим куклу спать». Доставляет детям
удовольствие и игра «Напоим куклу чаем». Они закрепляют навыки накрывания на стол, после еды моют посуду, убирают её.
Научить детей одеваться и раздеваться самостоятельно, правильно, аккуратно оказалось не так просто. Необходимо было учесть при этом индивидуальные особенности каждого ребенка, продумать доступные детям правила действия и их последовательности.
С самого начала учебного года мы договорились с няней о правилах одевания и раздевания. Прежде всего, мы учили детей последовательно и рационально выполнять действия. Объясняли, например, что прежде чем надеть гольфы, надо собрать их гармошкой, а надевать начинать с носка; прежде чем обуваться, туфли надо поставить так, чтобы они «смотрели друг на друга, а не сердились бы, не отворачивались»; чтобы правильно надеть платье, свитер, нужно сначала определить, где у них перед и т.д. Все это помогло детям быстрее овладеть необходимыми навыками одевания.
По мере овладения навыками одевания и раздевания мы перешли от непосредственной помощи к напоминанию, старались делать это ненавязчиво.
Обучая детей навыкам самообслуживания, не забывали о таком эффективном приеме, как поощрение. Одобряя действие малыша, привлекали внимание остальных детей к тому, что он сам что-то сделал, например, надел колготы и туфли. Говорили: «Вот видишь, сегодня постаралась - у тебя все и получилось». Поощрения вызывают у ребенка чувство радости, создают уверенность в том, что он может, умеет сам что-то делать.
Однако, так применяя различные приемы, мы достигли к концу года того, что дети в хорошем темпе стали дружно одеваться на прогулку.
Мы учили самостоятельности детей и во время еды, используя такие приемы как показ с пояснением. Так, обедая вместе с детьми, показывали, как правильно есть, как держать ложку. Использовали игровые приемы. Например, вносили в группу новую куклу, Мишку, которые очень хотели научиться правильно держать ложку, просили показать кукле Клоуну, как держать ложку. Проводили серию дидактических игр: «Угостим куклу чаем», «Накормим куклу» и др.
В программе детского сада поставлена задача совершенствования навыка мытья рук и умывания. Мы с первого дня показывали детям, как взять мыло, намылить руки, затем смыть водой. Показывали, как нужно «отжать» руки над раковиной, чтобы не забрызгать окружающих и пол, как пользоваться полотенцем и тщательно вытирать. В умывальную группу брали не всех сразу детей, а небольшими подгруппами, не более 2-3 человек.
Однажды мы заметили, что Ваня открывает воду так, что она разбрызгивается, рубашка становится мокрой, а руки не промываются. По моей просьбе няня в присутствии детей поучила Зайку мыть руки: завернула рукава, включила воду тонкой струйкой и стала мыть руки с обеих сторон, а я объясняла её действия.
К концу года мы добились того, что все дети без напоминания идут мыть руки подгруппами, самостоятельно засучивают рукава (с помощью взрослого) правильно пользуются мылом и водой.
В конце года мы снова провели обследование, из которого было видно, что у детей сформировались навыки самообслуживания.
Приучив детей самим одеваться. Умываться, убирать за собой игрушки на место, сформировали у них самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолевать препятствия.
Действия маленьких детей пытающихся самостоятельно снять одежду, обувь, есть, расчесывать волосы, что-то мыть, вытирать, примитивны, но значение их очень велико и заключаются в том, что цель в большинстве случаев достигаются выполнением этого единичного действия. Это уже не игра; действия протекают в реальном плане, и именно в них мы видим зачатки трудовой деятельности.
Являясь главным содержанием трудового воспитания детей младшего дошкольного возраста, самообслуживание постепенно уступает свое место другим видам труда, однако значение его велико и на ступени старшего дошкольного возраста.
Приложение 1.
Основные этапы развития навыков самообслуживания ребенка второго года жизни.
Название реакции | Приблизительный возраст появления реакции |
Самостоятельно ест густую кашу ложкой (Печ) | 1г. 1м. - 1г. Зм. |
Реагирует на мокрые или грязные штанишки (Каз) | 1 г. 2м. |
Знает домашнюю обстановку Принимает участие в одевании (Гез) Пользуется ложкой (Гез) Снимает носок (Каз)) | 1 г. Зм. |
Понимает запрещение (Бюл) | 1 г. 3 м. - 1 г. 6 м. |
Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой (Пег.) | 1 г. 4 м. - 1 г. 6 м. |
Пьет из кружки без посторонней помощи Реагирует на потребность в туалет беспокойством или голосом (Каз) Ест ложкой еще неловко (Бюл) Активно участвует в мытье и вытирании рук (Каз) Самостоятельно снимает пальто и помогает при одевании (Пег) Снимает ботинки; просовывает руки в рукава, а ноги в штанины (или вытаскивает при раздевании) (Каз) Правильно пользуется ложкой (Гез) | 1 г. 6 м. |
Контроль над дефекацией (Гез) Пытается повернуть дверную ручку (Гез) | 1 г. 6 м. - 2 г. |
Частично раздевается с небольшой помощью взрослого: снимает ботинки, шапку (Печ) | 1 г. 7 м. - 1 г. 9 м. |
Снимает или надевает шапку (Каз) | 1 г. 8 м. |
Просится на горшок (Гез) | 1 г. 9 м. |
Снимает расстегнутое пальто, куртку (Каз) | 1 г. Юм. |
Частично надевает одежду (ботинки, шапку) (Печ) | 1 г. Юм.-2 г. |
Надевает ботинок успешно (Гез) Регулярно заявляет, что хочет на горшок (Печ) В течение дня остается сухим: снимает сам штаны (Каз) Самостоятельно моет руки, лицо; вытирает нос, когда дают платок; позволяет, чтобы ему почистили зубы (Каз) | 2 г. |
Приложение 2.
Таблица формирования навыков,
(исследование диагностики нервно-психологического развития
детей от 2 — 3 лет)
Возраст | Названия навыка | Методика выявления |
2 г.- | 1. Частично надевает | Ребенку предлагается |
2 г. 6 м. | одежду (ботинки, шапку, | самостоятельно надеть |
носки) | ботинки, шапку, носки | |
Полностью раздевается, но | (ребенок может | |
еще не умеет застегивать | самостоятельно надеть | |
пуговицы и завязывать | вышеуказанные предметы) | |
шнурки. | ||
2. Ест аккуратно. | ||
2 г. 6 м. | 1. Полностью одевается, но | Ситуация естественная (во |
— | еще не может застегнуть | время одевания на прогулку |
3 года | пуговицы и завязать | или после сна). Ребенку |
шнурки сам, только с | предлагается | |
небольшой помощью | самостоятельно надеть | |
взрослого. | ботинки, шапку, носки. | |
2. Пользуется салфеткой по | ||
мере необходимости, без | ||
напоминания. |
Приложение 4.
Формирование навыка самостоятельной еды.
I. Косвенная подготовка руки:
- «Перекладывание шаров»
- Просеивание фасоли.
- Перекладывание бусин.
- Раскладывание орехов.
П. Прямое обучение навыку самостоятельной еды:
а) взять вилку и показать, как нужно правильно ее держать в
руке;
б) он должен «наколоть кусочек ... на острые зубчики вилки;
в) показать, как он должен это сделать;
г) если ребенок не может повторить, то обхватить своей рукой
его руку, помочь наколоть кусочек ... на вилку;
д) отправить вилку с наколотым на нее кусочком в рот.
III. Закрепление навыка самостоятельной еды в игре:
- «К нам медведица пришла, медвежонка принесла»
- «Наш малыш»
Приложение 5.
Формирование умения надевать штанишки.
I. Косвенная подготовка:
- «Копилка»
- «Шарик катись»
II. Прямое обучение умению надевать штанишки:
- посадить ребенка на стульчик;
сопровождать каждое действие словесно («возьми штанишки», «сядь на стул», «просунь ногу в штанину» и т.д.);
- когда первая нога ребенка будет просунута в штанину,
попросить его просунуть вторую ногу в пустую штанину;
- если ребенок толкает обе ноги в одну штанину, предложить
ему заглянуть в свободную штанину. Посмотреть через нее на
пол и после этого просунуть вторую ногу в пустую штанину; - взять обе руки ребенка покрепче и положить их на резинку
штанишек; - попросить ребенка покрепче держаться за нее и тянуть вверх;
III. Закрепление умения раздеваться и одеваться в д/игре:
- «Кукла ложится спать»
- «Оденем куклу на прогулку»
Приложение 6.
Формирование умения застегивать «молнию».
I. Косвенная подготовка:
- «Переливание воды большой пипеткой»
- «Переливание воды маленькой пипеткой»
- «Перекладывание бусин в ячейки пинцетом»
II. Прямое обучение умению застегивать «молнию»:
- Взять основание «молнии» левой рукой.
- В правую руку взять язычок «молнии».
- Вставьте одну часть застежки в другую.
- Потяните «Молнию» вверх.
III. Закрепление умения раздеваться и одеваться в играх:
- «Подари зайке ушки»
- «Двери закрываются»
- «Пристегни зайке ушки»
- «Полянка»
Приложение 7.
Формирование умения застегивать липучки на
ботинках.
I. Косвенная подготовка по обучению застегивать липучку:
- «Перекладывание кусочков поролона большим пинцетом»
- «Нанизывание «бочонков» на резиновый шнур»
II. Прямое обучение умению застегивать липучку
- взять прилипающую часть липучки в правую руку;
- продеть ее конец в железную петлю застежки;
- потянуть вперед;
- прижмите липучку ко второй ее половине, пришитой к
ботинку.
III. Закрепление умения застегивать липучку в дидактических играх:
- «Пристегни лисе хвостик»
- «Ежик с фруктами»
- «Чего не хватает у зайчика?»
- «Черешки для яблок и груш»
Приложение 8.
Формирование умения застегивать пуговицы.
I. Косвенная подготовка пальцев руки - формирование
«пинцетного захватывания»:
- «Сушим белье»
- Разложи пуговицы.
II. Прямое обучение умению застегивать пуговицы:
- раскрыть петлю;
- просунуть в нее пуговицу;
- взять просунутую пуговицу двумя пальцами;
- вытянуть пуговицу с другой стороны;
- завести пуговицу за край петли;
- не забывать хвалить ребенка даже в том случае, когда он
выполнил задание с вашей помощью;
- не оставлять работу незавершенной. Если ребенок
отказывается делать ее дальше, выполнить ее самой.
III. Автоматизация навыка в дидактических играх:
- «Чья ботва?»
- «С какого дерева упал листок?»
- «Что забыла надеть Маше?»
Приложение 9.
Формирование умения мыть руки и умываться.
I. Косвенная подготовка - игры с водой:
- «Переливание воды из одного кувшинчика в другой»
- «Переливание воды из кувшинчика в два стакана»
- «Плыви, рыбка (кораблик)»
- «Приклей рыбку»
- «Найди домик» (вкладыши)
- «Подбери крышку к банке»
«Поймай мыло»
И. Прямое обучение ребенка умению мыть руки с мылом:
- включить воду
- выберите комфортную температуру воды
- намочить руки под струей воды
- взять мыло
- намылить мылом обе руки - натрите мыло между ладонями
- круговыми движениями растереть мыло по тыльной стороне
правой и левой кисти - смыть пену под струей воды
- стряхнуть воду с кистей
III. Закрепление навыка умывания в дидактических играх:
- «Девочка чумазая ...»
- «Водичка, водичка, умой Тане личико!»
- «Купание кукол»
Приложение 10.
Формирование умения завязывать первый узел.
I. Косвенная подготовка пальцев руки:
- Взять в каждую руку по концу шнурка.
- Отвести белый конец по диагонали назад.
- Правой рукой взять конец черного шнурка, продеть его под
белый конец шнурка и протолкнуть в сторону носка. - Левой рукой взять пистон белого конца шнурка, а в правую
- пистон черного. Натянуть оба конца, чтобы затянуть узелок,
а затем выпустить из рук.
II. Прямое обучение ребенка умению завязывать узел на шнурке:
Когда ребенок сможет быстро выполнить действие на ботинке, поставленном на стол, предложить ему завязать узел на ботинке, надетом на его ногу.
III. Закрепление умения завязывать узел на шнурке в дидактических играх:
- «Завяжи шнурки на ботинках»
- «Завяжем кукле бант»
- «Кто ботинки потерял?»
30 способов сказать: «Очень хорошо!»
- Прекрасно!
- Мне нравится, как ты это сделал.
- Это просто получилось лучше всего.
- Я просто обожаю это!
- Здорово придумал!
- Умница!
- Ты сделал это!
- Молодец, у тебя все получилось!
- Об этом обязательно нужно рассказать папе!
- Все лучше и лучше!
- Удивительно.
- Ура!
- Здорово!
- Молодец!
- Так чудно, пальчики оближешь!
- Хорошо! А как тебе это?
- Очень неплохо!
- Ты делаешь все так аккуратно!
- Это просто замечательно!
- Ах, превосходно!
- Именно так!
- Восхитительно!
- Правильно!
- Это выглядит здорово!
- Это что-то особенное!
- Ух, ты, вы только посмотрите!
- Я так рада.
- Отлично!
- Мне это нравится!
- Ну, просто изумительно!
Литература
1. Л.В. Русскова «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста»
2. Г.А. Маркова «Воспитания трудолюбие у дошкольников»
3. Р.С. Буре, Г.Н. Година «Учите детей трудиться»
4. В.Г. Нечаева, Р.С. Буре и др. «Воспитание дошкольника в труде»
5. С. Авдеева, М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина «Помоги мне сделать самому»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие навыков самостоятельных игр младших дошкольников
Мною была разработана программа педагогического сопровождения игр с ноября по апрель. Первым направлением моей работы было:- создание педагогически целесообразной разви...
Развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
Методическая разработка по развитию навыков самостоятельной исследовательской деятельности детей 5-7 лет на тему "Выращивание плесени"....
«Развитие навыков самостоятельного конструктивного взаимодействия посредством социально-коммуникативных игр»
В дошкольном возрасте в качестве ведущей культурной практики выступает игровая практика, которая позволяет создать событийно-организованное пространство образовательной деятельности детей и взрослых.О...
"Развитие детской инициативы и самостоятельности" из опыта работы
В ФГОС ДО указано, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создан...
Выступление "Квест- технология развития детской самостоятельности" (из опыта работы)
В представленном материале отражается опыт работы того, как с помощью квеста развивать у детей самостоятельность. Выполнить задачу ФГОС ДО – научить детей проявлять инициативу и самостоятел...
"Развитие творческих способностей детей в игровой деятельности. Создание игровой среды, способствующей поддержанию детской инициативы и самостоятельности" (из опыта работы)
Выступление на педсовете. Поделилась опытом создания игровой среды, способствующей поддержанию детской инициативы и самостоятельности....
Тема: «Развитие навыков самостоятельности в самообслуживании детей раннего возраста раздевания и одевания, умывания и мытья рук, навыков приёма пищи.
Технологическая карта по темам: «Развитие навыков самостоятельности в самообслуживании детей раннего возраста раздевания и одевания, умывания и мытья рук, навыков приёма пищи"....