Развитие навыков самостоятельности.(из опыта работы)
методическая разработка (младшая группа) по теме

Погожева Валентина Петровна

Через самообслуживание ребенок впервые устанавливает известные отношения с окружающими людьми, осознает свои обязанности по отношению к ним. Самообслуживание играет определенную роль в развитии ребенка, т.к. способно резко поднять его самооценку и тем самым знаменует собой самый большой шаг на пути к его независимости.

Ребенку можно помочь в овладении тем или иным навыком, но для этого надо знать, когда и в каком объеме формируется данный навык у большинства детей при обычном развитии.

Воспитание навыков самообслуживания у маленьких детей - длительный процесс, требующий от нас знания малышей и большого терпения.Известно, что ребенок уже может многое сделать самостоятельно. Поэтому работа по формированию навыков самообслуживания  стоит на первом месте. О том как мы это делаем можно узнать в этом сообщении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_navykov_samostoyatelnosti.doc125 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Усть-Сертинский детский сад «Теремок»

Тема: Развитие навыков самообслуживания, как первых предпосылок трудового воспитания у детей 3-го года жизни.

(из опыта работы)

Чебулинский район

Кемеровская область

Содержание

Введение

  1. Развитие навыков самообслуживании на  3-ем году жизни.

  1. Оборудование педагогического процесса.
  2. Работа с родителями.
  3. Работа с детьми по закреплению трудовых навыков
  4. Заключение.

III.        Приложение

  1. Основные этапы развития навыков самообслуживания ребенка второго года жизни.
  2. Таблица формирования навыков.
  3. Сформированность  навыков самообслуживания.
  4. Формирование навыка самостоятельной еды.
  5. Формирование умения надевать штаны.
  6. Формирование умения застегивать «молнию».
  7. Формирование умения застегивать липучки на ботинках.
  8. Формирование умения застегивать пуговицы.

9.. Формирование навыков опрятности и гигиены.

10. 30 способов сказать: «Очень хорошо!»

Одной из актуальных проблем дошкольного воспитания, является проблема трудового воспитания.

С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать участие в труде, и те несложные обязанности, которые он выполняет в детском саду и в семье, должны стать повседневными. Только при этом условии труд оказывает на детей определенное воспитательное воздействие и подготавливает их к осознанию нравственной его стороны.

Интерес к проблеме обусловлен тем, что, работая с детьми старшего возраста я заметила, что не у всех детей сформированы навыки самообслуживания.

Работая с маленькими детьми, проблема трудового воспитания стала одной из направляющих моего педагогического процесса. Я стала изучать работы отечественных педагогов В.Г. Нечаевой, Р.С. Буре, Л.В. Зачик, Е.И. Радиной, Е.И Корзаковой, М.Г. Пантюхиной, исследовавших систему возрастной психодиагностики развития, которая демонстрирует стадии развития навыков самообслуживания.

Наряду с нашими педагогами над этой проблемой работали и зарубежные. Это Н. Бэйли, Ш. Бюлер,Т.Тетцер.Э.Л. Фрухт, А. Гезеля, Мюнхенская диагностика, Институт Турнера. Изучив и проанализировав труды этих педагогов, я пришла к выводу. Трудовое воспитание маленьких детей начинается с самообслуживания. Умывание, одевание и т.д. могут только условно рассматриваться в содержании трудового воспитания. Однако большое воспитательное значение и жизненная необходимость навыков, приобретаемых детьми в процессе самообслуживания, выдвигает его как один из важных видов труда. Самообслуживание связано с простыми операциями, что облегчает выполнение действий по умывания, одеванию.

При правильно организованном педагогическом процессе повседневность труда по самообслуживанию создает в сравнении со всеми другими видами труда наиболее благоприятные условия для того, чтобы ребенок активно усваивал нужные навыки, приобретал практический опыт самостоятельности в поведении. Это служит одной из причин использования данного вида труда в большой мере в младших группах детского сада.

Оценивая воспитательное значение самообслуживания, прежде всего следует отметить его жизненную необходимость, направленность на удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематическому труду. Дети начинают понимать, что все имеют трудовые обязанности, связанные с их жизненными повседневными потребностями. Это помогает воспитывать отрицательное отношение к безделью и лени.

Если дети выполняют элементарные трудовые обязанности по обслуживанию, они чувствуют себя равными членами детского общества и семейного коллектива и осознают себя как часть этого коллектива.

Именно через самообслуживание ребенок впервые устанавливает известные отношения с окружающими людьми, осознает свои обязанности по отношению к ним. Через него ребенок узнает цену заботам о себе и приобретает умение заботиться о своих близких и родственниках.

Самообслуживание играет определенную роль в развитии ребенка, т.к. способно резко поднять его самооценку и тем самым знаменует собой самый большой шаг на пути к его независимости.

Ребенку можно помочь в овладении тем или иным навыком, но для этого надо знать, когда и в каком объеме формируется данный навык у большинства детей при обычном развитии.

Воспитание навыков самообслуживания у маленьких детей - длительный процесс, требующий от нас знания малышей и большого терпения.Известно, что ребенок уже может многое сделать самостоятельно. Поэтому работу по формированию навыков самообслуживания мы начали с первых дней учебного года.

Начали с выяснения умений детей. Некоторые дети сами надевали колготы, рубашку, рейтузы. Одна (Даша) самостоятельно застегивала пуговицы и оказывала помощь товарищам. Однако все они не знали, в какой последовательности надо надеваться и раздеваться. У 3-х детей (Лиза, Настя, Влада) отсутствовали элементарные навыки самообслуживания. У одного (Никиты) не было даже и желания что-либо делать самостоятельно.

Из бесед с родителями мы узнали, что они чрезмерно опекают детей, все за них делают сами. Поэтому стремление детей к самостоятельности, не поддержанное своевременно, было утрачено. Вот этим детям мы и старались уделять особое внимание.

В программе I младшей группы говорится, что у малышей нужно формировать простейшие навыки самообслуживания: научить их самостоятельно - есть, умываться, одеваться. Эти требования умещаются в программе в несколько строках, но какую нужно вложить кропотливую работу, чтобы их реализовать. Необходимо продумать все мелочи, знать каждого ребенка и его родителей.

В успешном формировании навыков самообслуживания большое значение имеют условия. И здесь важно всё: удобная одежда и обувь детей, оборудование.

Договорились с родителями о том, чтобы они сделали петли на одежде удобными для застегивания и расстегивания, чтобы все застежки были по возможности спереди, а не сзади, рукава на платьях и кофтах легко закатывались. Постоянно следим, чтобы шнурки на обуви были с твердыми наконечниками. В раздевалке поставила скамеечки, чтобы все дети могли одновременно одеваться, сидя на них.

Создали условия, обеспечивающие формирование у детей самостоятельно и аккуратно есть. Старались красиво сервировать стол, т.к. это способствует формированию навыков культуры еды. Хлебницу, салфетницу ставили так, чтобы дети сами могли достать хлеб, салфетку.

Одновременно с созданием необходимых условий мы обучали детей правилам поведения: за столом - во время приема пищи, в умывальной комнате -при выполнении гигиенических процедур, в приемной - при одевании и раздевании. Учили производить все действия правильно и в определенной последовательности.

С первых же дней пребывания детей в детском саду мы начали работать с родителями, старались понять отношение родителей к трудовому воспитанию малышей. Результаты этой работы нас очень встревожили.   Выяснилось, что 70% родителей не придают серьезного значения воспитанию самостоятельности у детей и, считая их слишком маленькими, стараются все сделать за них сами. Другие, понимая значение воспитания самостоятельности в развитии ребенка, все же проявляют нетерпение и делают за ребенка то, с чем он может справиться сам. Объясняют они это тем, что утром спешат на работу, а вечером устают, и медлительность детей их раздражает. Только в двух семьях (Григорьевы, Ванюковы) приучают маленьких детей к труду по самообслуживанию.

Понимая, что достичь успеха в формировании навыков самообслуживания можно только в том случае, если нас поддержат родители, мы в первые же дни организовали ряд консультаций, индивидуальные беседы, во время которых объяснили родителям, что семья - первое общество, где формируется характер ребенка, его нравственные качества, моральные представления, привычки, жизненно необходимые навыки.

В конце сентября провели родительское собрание на тему «Я сам», на котором рассказали, какими умениями и навыками должны овладеть дети третьего года жизни, о том, какие условия необходимо создать дома, чтобы облегчить формирование у детей навыков самообслуживания. Приглашали некоторых родителей в группу, где они, наблюдая за деятельностью детей по самообслуживанию, наглядно убеждались в том, что ребенок, умеющий сам себя обслуживать, хорошо чувствует себя в коллективе, у него больше времени для игр и общения со сверстниками.

Трудовой навык, как и любой другой, складывается в процессе многократного упражнения. Большие возможности для этого содержатся в дидактических и ролевых играх, игровых упражнениях. Навыки самообслуживания (одевания, раздевания) закрепляются в играх с куклами, которых малыши многократно раздевают, одевают, укладывают спать. В таких играх дети довольно легко овладевают сложными действиями, необходимыми для формирования навыков самообслуживания. Для упражнения детей (в застегивании, расстегивании пуговиц, шнуровании и завязывании шнурков) изготовили несколько красочных, интересных по сюжету плоскостных пособий -«пальто» с петлями и пуговицами, «сапоги» с отверстиями для шнурков, «пояс» с пуговицей и петлей. Ребенок, совершая нужные действия, овладевает навыками застегивания, расстегивания, шнурования и пр.

Также детям предлагают игры, имеющие дидактический характер, например: «Уложить куклу спать», «Покормим куклу», «Оденем куклу на прогулку». В таких играх формируются трудовые навыки, закрепляются некоторые приемы действий. Содержание таких игр — занятий непременно должно быть направлено на то, чтобы формировать трудовые навыки.

В игре «Куколка проснулась» дети упражняются в навыках одевания, умывания. Дети приводят в порядок постель куклы, кормят завтраком. Одновременно у детей вызываются добрые чувства к кукле, передающей образ человека. Те же задачи решаются в игре «Уложим куклу спать». Доставляет детям

удовольствие и игра «Напоим куклу чаем». Они закрепляют навыки накрывания на стол, после еды моют посуду, убирают её.

Научить детей одеваться и раздеваться самостоятельно, правильно, аккуратно оказалось не так просто. Необходимо было учесть при этом индивидуальные особенности каждого ребенка, продумать доступные детям правила действия и их последовательности.

С самого начала учебного года мы договорились с няней о правилах одевания и раздевания. Прежде всего, мы учили детей последовательно и рационально выполнять действия. Объясняли, например, что прежде чем надеть гольфы, надо собрать их гармошкой, а надевать начинать с носка; прежде чем обуваться, туфли надо поставить так, чтобы они «смотрели друг на друга, а не сердились бы, не отворачивались»; чтобы правильно надеть платье, свитер, нужно сначала определить, где у них перед и т.д. Все это помогло детям быстрее овладеть необходимыми навыками одевания.

По мере овладения навыками одевания и раздевания мы перешли от непосредственной помощи к напоминанию, старались делать это ненавязчиво.

Обучая детей навыкам самообслуживания, не забывали о таком эффективном приеме, как поощрение. Одобряя действие малыша, привлекали внимание остальных детей к тому, что он сам что-то сделал, например, надел колготы и туфли. Говорили: «Вот видишь, сегодня постаралась - у тебя все и получилось». Поощрения вызывают у ребенка чувство радости, создают уверенность в том, что он может, умеет сам что-то делать.

Однако, так применяя различные приемы, мы достигли к концу года того, что дети в хорошем темпе стали дружно одеваться на прогулку.

Мы учили самостоятельности детей и во время еды, используя такие приемы как показ с пояснением. Так, обедая вместе с детьми, показывали, как правильно есть, как держать ложку. Использовали игровые приемы. Например, вносили в группу новую куклу, Мишку, которые очень хотели научиться правильно держать ложку, просили показать кукле Клоуну, как держать ложку. Проводили серию дидактических игр: «Угостим куклу чаем», «Накормим куклу» и др.

В программе детского сада поставлена задача совершенствования навыка мытья рук и умывания. Мы с первого дня показывали детям, как взять мыло, намылить руки, затем смыть водой. Показывали, как нужно «отжать» руки над раковиной, чтобы не забрызгать окружающих и пол, как пользоваться полотенцем и тщательно вытирать. В умывальную группу брали не всех сразу детей, а небольшими подгруппами, не более 2-3 человек.

Однажды мы заметили, что Ваня открывает воду так, что она разбрызгивается, рубашка становится мокрой, а руки не промываются. По моей просьбе няня в присутствии детей поучила Зайку мыть руки: завернула рукава, включила воду тонкой струйкой и стала мыть руки с обеих сторон, а я объясняла её действия.

К концу года мы добились того, что все дети без напоминания идут мыть руки подгруппами, самостоятельно засучивают рукава (с помощью взрослого) правильно пользуются мылом и водой.

В конце года мы снова провели обследование, из которого было видно, что у детей сформировались навыки самообслуживания.

Приучив детей самим одеваться. Умываться, убирать за собой игрушки на место, сформировали у них самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолевать препятствия.

Действия маленьких детей пытающихся самостоятельно снять одежду, обувь, есть, расчесывать волосы, что-то мыть, вытирать, примитивны, но значение их очень велико и заключаются в том, что цель в большинстве случаев достигаются выполнением этого единичного действия. Это уже не игра; действия протекают в реальном плане, и именно в них мы видим зачатки трудовой деятельности.

Являясь главным содержанием трудового воспитания детей младшего дошкольного возраста, самообслуживание постепенно уступает свое место другим видам труда, однако значение его велико и на ступени старшего дошкольного возраста.

Приложение 1.

Основные этапы развития навыков самообслуживания     ребенка второго года жизни.

Название реакции

Приблизительный возраст появления реакции

Самостоятельно ест густую кашу ложкой (Печ)

1г. 1м. - 1г. Зм.

Реагирует на мокрые или грязные штанишки (Каз)

1 г. 2м.

Знает домашнюю обстановку Принимает участие в одевании (Гез) Пользуется ложкой (Гез) Снимает носок (Каз))

1 г. Зм.

Понимает запрещение (Бюл)

1 г. 3 м. - 1 г. 6 м.

Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой (Пег.)

1 г. 4 м. - 1 г. 6 м.

Пьет из кружки без посторонней помощи Реагирует на потребность в туалет беспокойством или голосом (Каз) Ест ложкой еще неловко (Бюл) Активно участвует в мытье и вытирании рук (Каз) Самостоятельно снимает пальто и помогает при одевании (Пег) Снимает ботинки; просовывает руки в рукава, а ноги в штанины (или вытаскивает при раздевании) (Каз) Правильно пользуется ложкой (Гез)

1 г. 6 м.

Контроль над дефекацией (Гез) Пытается повернуть дверную ручку (Гез)

1 г. 6 м. - 2 г.

Частично раздевается с небольшой помощью взрослого: снимает ботинки, шапку (Печ)

1 г. 7 м. - 1 г. 9 м.

Снимает или надевает шапку (Каз)

1 г. 8 м.

Просится на горшок (Гез)

1 г. 9 м.

Снимает расстегнутое пальто, куртку (Каз)

1 г. Юм.

Частично надевает одежду (ботинки, шапку) (Печ)

1 г. Юм.-2 г.

Надевает ботинок успешно (Гез) Регулярно заявляет, что хочет

на горшок (Печ) В течение дня остается сухим: снимает сам штаны (Каз) Самостоятельно моет руки, лицо; вытирает нос, когда дают платок; позволяет, чтобы ему почистили зубы (Каз)

2 г.

Приложение 2.

Таблица формирования навыков,

(исследование диагностики нервно-психологического развития

детей от 2 — 3 лет)

Возраст

Названия навыка

Методика выявления

2 г.-

1. Частично надевает

Ребенку предлагается

2 г. 6 м.

одежду (ботинки, шапку,

самостоятельно надеть

носки)

ботинки, шапку, носки

Полностью раздевается, но

(ребенок может

еще не умеет застегивать

самостоятельно надеть

пуговицы     и     завязывать

вышеуказанные предметы)

шнурки.

2. Ест аккуратно.

2 г. 6 м.

1. Полностью одевается, но

Ситуация естественная (во

еще не может застегнуть

время одевания на прогулку

3 года

пуговицы и завязать

или после сна). Ребенку

шнурки сам, только с

предлагается

небольшой помощью

самостоятельно надеть

взрослого.

ботинки, шапку, носки.

2. Пользуется салфеткой по

мере необходимости, без

напоминания.

Приложение 4.

Формирование навыка самостоятельной еды.

I. Косвенная подготовка руки:

  1. «Перекладывание шаров»
  2. Просеивание фасоли.
  3. Перекладывание бусин.
  4. Раскладывание орехов.

П. Прямое обучение навыку самостоятельной еды:

а)        взять вилку и показать, как нужно правильно ее держать в
руке;

б)        он должен «наколоть кусочек ... на острые зубчики вилки;

в)        показать, как он должен это сделать;

г)        если ребенок не может повторить, то обхватить своей рукой
его руку, помочь наколоть кусочек ... на вилку;

д)        отправить вилку с наколотым на нее кусочком в рот.

III. Закрепление навыка самостоятельной еды в игре:

  1. «К нам медведица пришла, медвежонка принесла»
  2. «Наш малыш»

Приложение 5.

Формирование умения надевать штанишки.

I.        Косвенная подготовка:

  1. «Копилка»
  2. «Шарик катись»

II.        Прямое обучение умению надевать штанишки:

-        посадить ребенка на стульчик;

сопровождать     каждое    действие     словесно     («возьми штанишки», «сядь на стул», «просунь ногу в штанину» и т.д.);

-        когда первая нога ребенка будет просунута в  штанину,
попросить его просунуть вторую ногу в пустую штанину;

  • если ребенок толкает обе ноги в одну штанину, предложить
    ему заглянуть в свободную штанину. Посмотреть через нее на
    пол и после этого просунуть вторую ногу в пустую штанину;
  • взять обе руки ребенка покрепче и положить их на резинку
    штанишек;
  • попросить ребенка покрепче держаться за нее и тянуть вверх;

III.        Закрепление умения раздеваться и одеваться в д/игре:

  1. «Кукла ложится спать»
  2. «Оденем куклу на прогулку»

Приложение 6.

Формирование умения застегивать «молнию».

I.        Косвенная подготовка:

  1. «Переливание воды большой пипеткой»
  2. «Переливание воды маленькой пипеткой»
  3. «Перекладывание бусин в ячейки пинцетом»

II.        Прямое обучение умению застегивать «молнию»:

  1. Взять основание «молнии» левой рукой.
  2. В правую руку взять язычок «молнии».
  3. Вставьте одну часть застежки в другую.
  4. Потяните «Молнию» вверх.

III.        Закрепление умения раздеваться и одеваться в играх:

  1. «Подари зайке ушки»
  2. «Двери закрываются»
  3. «Пристегни зайке ушки»
  4. «Полянка»

Приложение 7.

Формирование умения застегивать липучки на

ботинках.

I.        Косвенная подготовка по обучению застегивать липучку:

  1. «Перекладывание кусочков поролона большим пинцетом»
  2. «Нанизывание «бочонков» на резиновый шнур»

II.        Прямое обучение умению застегивать липучку

  • взять прилипающую часть липучки в правую руку;
  • продеть ее конец в железную петлю застежки;
  • потянуть вперед;

-        прижмите липучку ко второй ее половине, пришитой к
ботинку.

III. Закрепление умения застегивать липучку в дидактических играх:

  1. «Пристегни лисе хвостик»
  2. «Ежик с фруктами»
  3. «Чего не хватает у зайчика?»
  4. «Черешки для яблок и груш»

Приложение 8.

Формирование умения застегивать пуговицы.

I.        Косвенная подготовка пальцев руки - формирование
«пинцетного захватывания»:

  1. «Сушим белье»
  2. Разложи пуговицы.

II.        Прямое обучение умению застегивать пуговицы:

  • раскрыть петлю;
  • просунуть в нее пуговицу;
  • взять просунутую пуговицу двумя пальцами;
  • вытянуть пуговицу с другой стороны;
  • завести пуговицу за край петли;

-        не забывать хвалить ребенка даже в том случае, когда он
выполнил задание с вашей помощью;

-        не    оставлять    работу    незавершенной.    Если    ребенок
отказывается делать ее дальше, выполнить ее самой.

III.        Автоматизация навыка в дидактических играх:

  1. «Чья ботва?»
  2. «С какого дерева упал листок?»
  3. «Что забыла надеть Маше?»

Приложение 9.

Формирование умения мыть руки и умываться.

I. Косвенная подготовка - игры с водой:

  1. «Переливание воды из одного кувшинчика в другой»
  2. «Переливание воды из кувшинчика в два стакана»
  3. «Плыви, рыбка (кораблик)»
  4. «Приклей рыбку»
  5. «Найди домик» (вкладыши)
  6. «Подбери крышку к банке»
    «Поймай мыло»

И. Прямое обучение ребенка умению мыть руки с мылом:

  1. включить воду
  2. выберите комфортную температуру воды
  3. намочить руки под струей воды
  4. взять мыло
  5. намылить мылом обе руки - натрите мыло между ладонями
  6. круговыми движениями растереть мыло по тыльной стороне
    правой и левой кисти
  7. смыть пену под струей воды
  8. стряхнуть воду с кистей

III. Закрепление навыка умывания в дидактических играх:

  1. «Девочка чумазая ...»
  2. «Водичка, водичка, умой Тане личико!»
  3. «Купание кукол»

Приложение 10.

Формирование умения завязывать первый узел.

I.        Косвенная подготовка пальцев руки:

  1. Взять в каждую руку по концу шнурка.
  2. Отвести белый конец по диагонали назад.
  3. Правой рукой взять конец черного шнурка, продеть его под
    белый конец шнурка и протолкнуть в сторону носка.
  4. Левой рукой взять пистон белого конца шнурка, а в правую
    - пистон черного. Натянуть оба конца, чтобы затянуть узелок,
    а затем выпустить из рук.

II.        Прямое обучение ребенка умению завязывать узел на шнурке:

Когда ребенок сможет быстро выполнить действие на ботинке, поставленном на стол, предложить ему завязать узел на ботинке, надетом на его ногу.

III. Закрепление умения завязывать узел на шнурке в дидактических играх:

  1. «Завяжи шнурки на ботинках»
  2. «Завяжем кукле бант»
  3. «Кто ботинки потерял?»

30 способов сказать: «Очень хорошо!»

  1. Прекрасно!
  2. Мне нравится, как ты это сделал.
  3. Это просто получилось лучше всего.
  4. Я просто обожаю это!
  5. Здорово придумал!
  6. Умница!
  7. Ты сделал это!
  8. Молодец, у тебя все получилось!
  9. Об этом обязательно нужно рассказать папе!

  1. Все лучше и лучше!
  2. Удивительно.
  3. Ура!
  4. Здорово!
  5. Молодец!
  6. Так чудно, пальчики оближешь!
  7. Хорошо! А как тебе это?
  8. Очень неплохо!
  9. Ты делаешь все так аккуратно!
  10. Это просто замечательно!
  11. Ах, превосходно!
  12. Именно так!
  13. Восхитительно!
  14. Правильно!
  15. Это выглядит здорово!
  16. Это что-то особенное!
  17. Ух, ты, вы только посмотрите!
  18. Я так рада.
  19. Отлично!
  20. Мне это нравится!
  21. Ну, просто изумительно!

Литература

1. Л.В. Русскова «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста»

2. Г.А. Маркова «Воспитания трудолюбие у дошкольников»

3. Р.С. Буре, Г.Н. Година «Учите детей трудиться»

4. В.Г. Нечаева, Р.С. Буре и др. «Воспитание дошкольника в труде»

5. С. Авдеева, М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина «Помоги мне сделать самому»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыков самостоятельных игр младших дошкольников

Мною была разработана программа педагогического сопровождения игр с ноября по апрель.       Первым  направлением моей работы было:- создание педагогически целесообразной разви...

Развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка по развитию навыков самостоятельной исследовательской деятельности  детей 5-7 лет на тему "Выращивание плесени"....

«Развитие навыков самостоятельного конструктивного взаимодействия посредством социально-коммуникативных игр»

В дошкольном возрасте в качестве ведущей культурной практики выступает игровая практика, которая позволяет создать событийно-организованное пространство образовательной деятельности детей и взрослых.О...

"Развитие детской инициативы и самостоятельности" из опыта работы

В ФГОС ДО указано, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создан...

Выступление "Квест- технология развития детской самостоятельности" (из опыта работы)

В представленном материале отражается опыт работы того, как с помощью квеста развивать у детей самостоятельность. Выполнить задачу ФГОС ДО – научить детей проявлять инициативу и самостоятел...

"Развитие творческих способностей детей в игровой деятельности. Создание игровой среды, способствующей поддержанию детской инициативы и самостоятельности" (из опыта работы)

Выступление на педсовете. Поделилась опытом создания игровой среды, способствующей поддержанию детской инициативы и самостоятельности....

Тема: «Развитие навыков самостоятельности в самообслуживании детей раннего возраста раздевания и одевания, умывания и мытья рук, навыков приёма пищи.

Технологическая карта по темам: «Развитие навыков самостоятельности в самообслуживании детей раннего возраста раздевания и одевания, умывания и мытья рук, навыков приёма пищи"....