МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ Сообщение из опыта работы
методическая разработка на тему
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
Сообщение из опыта работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_iz_opyta_raboty.doc | 49 КБ |
fotoprospekt.ppt | 1.44 МБ |
Предварительный просмотр:
Автономное учреждение «Дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей №1 «Колокольчик» муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры городской округ город Радужный
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
Сообщение из опыта работы
Хайруллина Рашида Габделбаровна, воспитатель
г. Радужный
2013
Сбережение и обогащение здоровья ребенка – всегда актуальная и приоритетная задача для взрослых. Ребенок как целостность физического, социально-эмоционального, психологического и духовного благополучия – это счастливый, активный, добрый и успешный человек, всегда необходимый другому человеку.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку прекрасное ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая ее владельца. Сколько радости доставляет человеку ощущение хорошо и слаженно работающего организма!
Главная задача для педагога - формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры.
Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.
В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.
При этом детей взрослые приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.
С учетом выше сказанного, культурно-гигиенические навыки (опрятности, аккуратности в быту, культуры еды как неотъемлемой части культуры поведения) необходимо формировать у детей с раннего возраста. Надо правильно научить ребенка мыть руки перед едой, пользоваться индивидуальными предметами ухода (полотенце, носовой платок, салфетка, расческа, горшок, аккуратно убирать свою одежду, замечать непорядок в одежде, вытирать нос, умываться), правильно сидеть за столом, самостоятельно пользоваться столовыми приборами при приеме пищи.
К сожалению, в некоторых программах нового поколения по дошкольному воспитанию нет описания практических действий педагога по этому вопросу. Опытные воспитатели усвоили на собственном опыте обучение культурно-гигиеническим навыкам детей дошкольного возраста, а вот начинающим педагогам приходится испытывать затруднения, особенно если у них не было своих маленьких детей.
Умения и навыки детей на третьем году жизни еще очень непрочны и легко разрушаются в новой обстановке, если их не подкреплять, поэтому нужна систематическая
работа с детьми. Одним из воспитательных приемов в этом возрасте является показ взрослым необходимых действий. Алгоритм обучения состоит из таких приемов:
- показ взрослого;
- совместные действия взрослого и ребенка (процесс обучения взрослым ребенка);
- самостоятельные действия ребенка.
Сначала взрослый приходит на помощь ребенку и вместе с ним выполняет действия, потом переходит к словесным напоминаниям, когда действия уже освоены. При словесном объяснении навыки и умения вырабатываются быстрее и прочнее, поэтому воспитатели должны как можно чаще использовать словесную инструкцию. При систематической работе по привитию культурно-гигиенических навыков в привычной для детей обстановке к 2, 5 годам дети выполняют необходимые действия по напоминанию, а иногда и самостоятельно.
Обеспечить уравновешенное поведение детей и быстрое образование у них необходимых навыков и умений можно только при согласованных действиях всех сотрудников, занятых воспитанием детей. Необходимо помнить о таких правилах:
1. Обращение с детьми должно быть ровным, спокойным и ласковым.
Маленькие дети легко возбудимы, и при общении с ними нельзя допускать громких окриков и резких движений. Дети легко внушаемы, им быстро передается настроение окружающих. Поэтому плохое настроение сотрудники должны оставлять за порогом детского сада.
2. Необходимо приучать детей к спокойному выполнению требований взрослых.
Если вы требуете выполнения движения от ребенка и будете добиваться от него этого, то на слово «нельзя» ребенок не допустит недозволенного действия. Если вы отступаете от своего требования, когда ребенок капризничает и не хочет что-то делать, то выработаете у ребенка умение добиваться желаемого через крик.
3. Предъявляемые взрослым требования должны быть посильными и обоснованными.
Если задание для ребенка трудное и он не может в данный момент его выполнить, то помогите ему. Запомните, что до трех лет ребенку трудно сидеть, так как у него еще не окреп позвоночник. Задержка движения ребенка может быть только на короткое время. Поэтому, даже сидя, ребенок продолжает двигаться: топает ногами, делает движения руками.
Когда ребенок начинает понимать, то все действия, которые вы требуете от него, необходимо обосновывать: «Надо завязать шарф, а то на улице похолодало».
4. Поведение взрослых - образец для ребенка.
Дети начинают рано подражать тому, что видят, слышат. Надо быть осторожными в присутствии детей и не делать того, чтобы мы не хотели видеть у своих воспитанников, прививать детям только положительное, чтобы потом не пришлось заниматься их перевоспитанием.
5. Недопустимы частые запреты.
Надо создать такую окружающую среду для развития ребенка, чтобы в ней как можно меньше было запретов. Если же вы запрещаете что-то, нужно направить деятельность ребенка на другое, переключить его внимание.
6. Любое обучение начинайте с себя, показывая ребенку, как это правильно делать.
Педагогам также необходимо помнить правила:
- обучая детей нужно учитывать их опыт;
- нельзя, например, начинать учить ребёнка пользоваться вилкой, если он ещё не научился правильно есть ложкой;
- очень важна последовательность в обучении. Так, действия, связанные с раздеванием, быстрее осваиваются детьми, чем действия с одеванием; ребёнку легче сначала научиться мыть руки, а потом лицо;
-постепенное усложнение требований, переводит ребёнка на новую ступень самостоятельности, поддерживает его интерес к самообслуживанию, позволяет совершенствовать навыки.
А самое главное, будьте терпеливы в обучении и спокойны, все свои действия проговаривайте.
Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения мы используем целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Широко используются, игровые приемы: дидактические игры, потешки, стихотворения.
В младшем дошкольном возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество.
Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого нами используются дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр», «Федорино горе» и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми.
К числу основных условий успешного формирования культурно – гигиенических навыков относятся:
рационально организованная обстановка,
четкий режим дня,
руководство взрослых.
Под рационально организованной обстановкой понимается наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных элементов (умывание, питание, сон, занятия и игры).
Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время – это способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения.
Формирование их происходит в играх, труде, занятиях, в быту. Ежедневно повторяясь, режим дня приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, тем самым предохраняя нервную систему детей от переутомления. Выполнение режима дня способствует формированию культурно – гигиенических навыков, воспитанию, организованности и дисциплинированности.
Формирование культурно - гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых - родителей, воспитателя. Поэтому мы обеспечиваем полную согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи. Для этого нами разработаны памятки, рекомендации для родителей, проводятся родительские собрания, дискуссии консультации: индивидуальные и групповые.
Таким образом, культурно-гигиенические навыки - важная составляющая часть культуры поведения. Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.
Формируя у детей дошкольного возраста культурно - гигиенические навыки, мы параллельно влияем на многие психические процессы в развитии ребёнка, при этом педагог должен набраться большого терпения и понимания.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и приемы обучения рисованию детей младшего дошкольного возраста
Развитие творческого потенциала личности ребенка происходит в различных видах изобразительной деятельности и осуществляется с раннего детства....
Система методов и приемов по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с потешками
методическая разработка по использованию потешек в работе с детьми младшего дошкольного возраста...
Методы и приемы обучения рисованию детей младшего дошкольного возраста
Методы и приемы обучения рисованию детей младшего дошкольного возрастаРазвитие творческого потенциала личности ребенка происходит в различных видах изобразительной деятельности и осуществляется с ранн...
Методы и приемы обучения рисованию детей младшего дошкольного возраста
Развитие творческого потенциала личности ребенка происходит в различных видах изобразительной деятельности и осуществляется с раннего детства. Дошкольник под руководством педагога овладевает процессом...
Методы и приемы в обучении детей младшего дошкольного возраста
Консулитация которая поясняет родителям как воспитывать и обучать детей дошкольного возраста...
Использование метода проектов в формировании у детей младшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни (из личного опыта)
Ни для кого не секрет, что здоровье - это самое главное в жизни человека! Очень часто бывает, что понимать эту истину осмысленно мы начинаем только тогда, когда бывает уже поздно. Представления о здор...
Методы и приёмы формирования у детей младшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения (из опыта работы воспитателя)
Захарова Юлия СергеевнавоспитательГБДОУ детский сад №55 общеразвивающего видаКалининского района Санкт-Петербурга Методы и приёмы формирования у детей младшего дошкольного возрас...